Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 4.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Крик дельфина |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Салтыков |
сценарий: | Николай Черкашин |
видеооператор: | Александр Рябов |
композитор: | Георгий Гаранян |
художник: | Стален Волков |
монтаж: | Светлана Гуральская |
жанры: | фантастика, боевик, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 апреля 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Новейшая атомная стратегическая субмарина ВМФ США «Архелон» — выходит в океан на первое боевое дежурство. Среди 24 боевых ракет в её арсенале четыре снаряжены биологическим оружием, ещё более секретным чем всё остальное. Само собой, одна из боеголовок даёт течь и на свободу вырывается вирус, который от повышенного радиационного фона быстро мутирует. Экипаж покрывается бронзовыми пятнами, некоторые теряют болевую чувствительность, но в остальном всё пока что о`кей и даже температура в пределах нормы (а это уже всем знакомые, типичные симптомы бессимптомного протекания болезни). Очень коварное изобретение, причем похоже его разработчики и сами не в курсе, как оно действует. Единственное, что доподлинно известно — это не лечится (и даже пытаться не стоит).
Лодку с дежурства решено не снимать — это ж каких деньжищ стоит, как-нибудь доберётся куда надо. А экипаж пока посидит на самоизоляции. Тем более, что работа стратегического подводного ракетоносца, она в принципе удаленная — на 6—7 тысяч километров от цели, как минимум.
Редкий по нелепости фильм. Даже не скажу, что плохой. Он именно нелепый, местами до оторопи. Оказывается, «Чужие «Завет» сняли в СССР ещё в 1986 году. Только без Чужих. Но параллелей с отсылками, сами знаете куда, до смешного полно. Тут в наличии даже типичный эротоман-андроид (серии «Армен»), который (вы будете смеяться) играет на флейте. Потом он ещё на морской звезде женится, но там очень печальная история, так что не буду множить спойлеры.
Прибалты лениво играют в империализм и разврат. Однако, и в самом логове этого разврата трюмный механик «Архелона» Аварийный Джек таки посрамляет дьявола при помощи нунчаку, в буквальном смысле поотшибав тому рога. Незабываемый эпизод в детстве был.
Донатас Банионис в роли психолога (и экс-специалиста по дрессировке боевых дельфинов), которого командование отправило подглядывать, а он подслушивает, большую часть сюжета сидит с кислым видом. Впрочем, какой из него психолог, мы ещё по «Солярису» помним, а здесь ему придётся вспомнить другую смежную профессию — пастора из «Берегись автомобиля».
Меж тем болезнь прогрессирует и гримеры не жалеют бронзовой краски, так что к середине фильма актёры уже напоминают зомби из малобюджетных итальянских ужастиков 80-ых. Да и ведут себя так же, разве что оружием пользоваться не разучились. И коды запуска ракет помнят, на минуточку!
В конце фильма штатовская военщина запускает на орбиту боевой космический корабль с библейским названием «Звезда Вифлеема». А вы говорите: Ридли Скотт, отсылки, аллюзии!.. Жалкий ремесленник он против нашего Алексея Салтыкова — режиссера картины! В «Крике дельфина» аллюзий этих просто кладезь. И все ведут себя как придурки.
Впрочем, любителям буйных кинофантазий снятых в период холодной войны, наверняка, будет интересно. При желании в картине можно разглядеть смачный, психологический (не без психоделики) триллер на грани лёгкого хоррора, с элементами трэша. Возможно, это первый советский опыт в подобном ключе. В перестроечном кино подобного добра будет уже навалом, но, как правило, чувство меры его создателям резко откажет (если оно когда-то было, а то привыкли на худсоветы полагаться), да и полем для «чернушных» экспериментов станут уже исключительно родные просторы, а это уже далеко не так весело.
14 февраля 2021
«Крик дельфина» — это попытка разнообразить жанровую специфику советского фантастического кино, скрестив его с элементами саспенса и даже фильма ужасов. По крайней мере, на это настраивает завязка фильма: атомная подлодка отправляется в открытый океан, на ее борту происходит утечка биологического оружия, в результате чего оказывается заражена вся команда. Казалось бы, ситуация замкнутого пространства с неведомой угрозой в нем может быть максимально выигрышной…
Ан нет, в фильме тут же упущены все возможности. Вместо медленного, но верного, как в саспенсе, развития угрожающей ситуации и нарастания девиантной симптоматики и неадекватного поведения героев, как в фильме ужасов, мы получаем очередную версию фильма о загнивающем Западе, как тогда говорилось. Экипаж военной (!) подлодки то безудержно пьет, то стреляет живой женщиной, которая почему-то тоже плывет вместе с ним, из ракетного люка, а то вообще герой Джигарханяна женится на морской звезде (я не оговорился). Наверное, набор гомерически нелепых эпизодов и должен был напугать советского зрителя, но сейчас он только безудержно развлекает. Постепенно фильм и вовсе лишается всяких признаков увлекательности, в нем начинают проступать контуры философской притчи в духе «Господина из Сан-Франциско» Бунина, но это тоже все не к месту, да и не обязательно, потому что встречалось уже много раз. Короче, почти полный провал. Моралите и ужасы, конечно, сочетаются как жанры, но это не тот случай.
5 из 10
5 января 2014