Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дополнительный прибывает на второй путь |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Валерий Ахадов, Сайдо Курбанов |
сценарий: | Леонид Словин |
видеооператор: | Ростислав Пирумов |
композитор: | Фируз Бахор |
художник: | Владимир Салимов |
монтаж: | Любовь Бутузова |
жанр: | криминал |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 ноября 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Железнодорожным детективом «Дополнительный прибывает на второй путь» киностудия «Таджикфильм» может по праву гордиться. И хотя это кино снято для телевидения, «Дополнительный» — яркое доказательство того, что в огромной базе телефильмов все-таки можно обнаружить вот такие маленькие жемчужины.
Майор транспортной милиции Денисов едет в отпуск. Но по дороге прямо в поезде обнаружен труп. Отпуск остается маячить где-то на горизонте, а пока нужно расследовать, кто жертва, кто убийца, не покинул ли он этот вагон и вообще как-то разобраться. В помощь Денисову (обаятельный Сергей Никоненко, немного меланхоличный и уставший от всей этой милицейской рутины и свидетелей, которые морочат голову) отправляется капитан Курбатов из таджикского уголовного розыска (его играет сорежиссер фильма Сайдо Курбанов). Все подозревают всех, многие нервничают, и только следователи пьют кефир, едят сметану и сохраняют спокойствие.
Повесть «Дополнительный прибывает на второй путь» написал мастер транспортного детектива Леонид Словин, который сам проработал следователем в милиции больше 20 лет, а милиционер Денисов у него появляется в 16 книгах. Эту экранизацию часто сравнивают с Агатой Кристи благодаря похожей, очень знакомой драматургии, когда есть ограниченный круг лиц, и только в финале выясняется, кто же убийца на самом деле.
Однако это не столько «Убийство в Восточном экспрессе», когда все театрально выпучивают глаза и нарочито напрягают все мимические мышцы лица, сколько «Убийцы в спальных вагонах» в духе более социальных и приближенных к действительности фильмов Коста-Гавраса или Жан-Пьера Мельвиля, со своим собственным стилем, лирикой и налетом необъяснимой грусти. Ведь в основе «Дополнительного» — не просто убийство ради убийства и эффектного финала с разоблачением, а экономическое преступление, когда уголовщина причудливым образом сплелась с воровством и финансовыми махинациями. Авторы фильма Курбанов и Валерий Ахадов, оба ученики замечательного Ефима Дзигана, фактически проводят ликбез по теневой экономике большой страны — той экономике, которая эту большую страну и погубила.
Фоном — классная операторская работа Ростислава Пирумова и работа художника-постановщика Владимира Салимова, которые творят чудеса в замкнутых пространствах спального купе, чередуя знакомые интерьеры поезда дальнего следования с красивыми пейзажами полей, рек, деревень, короткими остановками на вокзалах и станциях и монотонной железной дорогой. Настроения добавляет музыкальная тема Фируза Бахора в самых разных аранжировках, от типичной киношной эстрады до атмосферного джаза.
Вообще ситуация эта кинематографична сама по себе, когда разные люди разных идентичностей — возраста, национальности, пола, взглядов и так далее — куда-то едут на поезде в ночи, а тут еще и убийство! Ну а мотив сыщика в отпуске — это отдельная интересная тема в кино, вспомнить хотя бы «Частное лицо» с Кузнецовым, который отправился с женой на море, а пришлось расследовать убийство, или Брюса Уиллиса в «Крепком орешке», который поехал к жене на Рождество, а там — террористы и злодей-Годунов.
2 августа 2021
«Убитый в тамбуре, следователь, простите, оперуполномоченный в поезде, расспросы пассажиров в купе, и в конце всё проясняется. Где-то я уже это видел»- примерно так выразился один из пассажиров дополнительного поезда. Лёгкая самоирония создателей фильма, вложенная в уста своего персонажа, понятна и вызывает сочувственную улыбку. И вправду, такое мы на экране видели не раз, не два и не три, начиная с классического «Убийства в Восточном экспрессе» и кончая… Да, наверное, и не кончая. Поскольку классическая детективная схема (по которой построено подавляющее большинство романов и новелл и Агаты Кристи, и её уважаемых коллег, которых никто не обвиняет в заштампованности) в её «поездном» варианте весьма благодатна и привлекательна и для писателей, и для кинематографистов, не говоря уже о читателях и зрителях. И пусть действие и финал заранее просчитаны, но вы попробуйте-ка вычислить убийцу! Вот в чем весь интерес. И здесь авторы таких детективов соревнуются в том, кто больше интриг, психологических линий и тому подобного «мяса» нарастит на схемный «скелет».
Данный фильм нельзя сравнивать ни с «Убийством в Восточном экспрессе» образца 1974-го года, ни с прекраснейшим польским психологическим детективом «Загадочный пассажир» (можете посмотреть мою рецензию на него, а сам фильм- обязательно!). Тут всё без претензий на шедевральность, скромно, по-советски. Но мне этот фильм симпатичен, я его смотрел два раза, и когда порядком подзабуду, посмотрю ещё. Тем более, что в главной роли один их моих любимых актёров Сергей Никоненко. Правда, сыграл он здесь на троечку, и сняли его так же, чего я ни актёру, ни режиссёру, ни оператору простить не могу. Потому и оценка моя:
7 из 10
17 декабря 2011