Дело Моро
Il caso Moro
7.1
1986, драма, криминал, история
Италия, 1 ч 50 мин
В ролях: Джан Мария Волонте, Маттиа Сбраджа, Бруно Дзанин, Консуэло Феррара, Энрика Россо
и другие
Политический детектив, рассказывающий об истории жизни и политической карьеры реального лица — премьер-министра Италии Альдо Моро, который 16 марта 1978 года был похищен средь бела дня на одной из улиц Рима террористами из группировки «Красные бригады», а через некоторое время и зверски ими убит.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дело Моро

английское название:

Il caso Moro

год: 1986
страна:
Италия
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Камилло Баццони
композитор:
художники: Франческо Фриджери, Лаура Ваччари, Массимо Пано
монтаж:
жанры: драма, криминал, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 ноября 1986 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал, история

Отзыв критика о фильме «Дело Моро», 1986

«Дело Моро» Джузеппе Феррары

Знаменитый сценарист Тонино Гуэрра однажды сказал: «Когда-нибудь мы будем изучать историю Италии по фильмам Рози» (Франческо Рози — один из виднейших представителей итальянского политического кино 60—70-х). На самом деле на место Рози в данной цитате с полным правом можно поставить имя практически любого итальянского режиссера некоммерческого кино: Дамиано Дамиани, Марко Беллоккио, Карло Лиццани, Этторе Скола, братья Тавиани, Джузеппе Феррара — фильмы каждого из них в сумме дают едва ли не полную историческую панораму Италии тех десятилетий.

Вот, например, Феррара. Его картины «Сто дней в Палермо», «Джованни Фальконе», «Дело Моро», «Государственный секрет», «Банкиры Бога» дают широкий срез итальянской социальной и политической жизни, начиная с 70-х и заканчивая 90-ми годами прошлого века. Фильм «Сто дней в Палермо», в котором на основе подлинных документов и свидетельств реальных людей воспроизводится последовательность действий по борьбе с мафией, предпринятых генералом Далла Кьеза в должности префекта Палермо (столица Сицилии), может рассматриваться как продолжение фильма «Дело Моро», несмотря на то, что хронологически первый вышел на экраны раньше второго, а «Дело Моро», в свою очередь, как пролог к «Банкирам Бога».

Именно под руководством генерала Карло Альберто Далла Кьеза были разгромлены «Красные бригады». Однако справиться с леворадикальным подпольем — и Феррара это ясно дает понять — оказалось гораздо проще, чем с мафией. На стороне мафии было государство, государство и было мафией, а мафия — государством, тогда как городские партизаны являлись для этого коррумпированного, насквозь преступного государства, управляемого христианскими демократами, злейшими врагами. Честный и принципиальный законник (во всяком случае, таким он изображен в фильме) Далла Кьеза поймет это слишком поздно.

Но дело не только в мафии. Согласно распространенной версии, убийство Далла Кьеза «заказал» «босс боссов» Джулио Андреотти — одна из главных фигур политической жизни страны второй половины XX века. Эта версия, кстати, найдет отражение в фильме «Изумительный» Паоло Соррентино. В руки генерала мог попасть дневник Альдо Моро, писавшийся в застенках у «Красных бригад», публикация коего могла отразиться на дальнейшей карьере Андреотти. Этим и объясняется неестественное поведение Андреотти и других видных представителей партии во время похищения Моро «бригадами», что прекрасно отражено в фильме Феррары.

Представляя собой по жанру близкую докудраме реконструкцию тех запутанных событий, последних 55 дней жизни Моро, от похищения на улице Фани до обнаружения мертвым в багажнике автомобиля на улице Каэтани, фильм одновременно является попыткой пролить свет на подковерные государственные интриги, благодаря которым убийство политика стало не только возможным, но неизбежным и даже желательным.

События поданы с очень важной в политическом кино дистанции беспристрастности, не позволяющей картине скатиться до уровня пропагандистского ширпотреба или агитки. Феррара не занимает ни чьей стороны, не дает оценки действиям левых радикалов, не выстраивает фильм по заранее готовой идеологической схеме. Он поднимает больше вопросов, нежели дает ответов. Почему Моро не был спасен? Почему вожди христианских демократов, товарищи Моро по партии (и действительно ли они были ему товарищами?) медлили? Кто на самом деле хотел его смерти: городские партизаны или высшие государственные чины? Какая доля ответственности за смерть политика лежит на секретаре ХДП Бениньо Дзакканьини, а какая — на председателе Совета министров Джулио Андреотти? Какова степень участия в «деле Моро» Соединенных Штатов Америки? Неофашистской масонской ложи П2? И так далее. Выводы режиссер предлагает сделать зрителю.

Сам же он сделает выводы позже — в фильме «Банкиры Бога», показав связь мафии, католической церкви, ложи П2, возглавляемой известным боссом Личо Джелли, итальянских финансовых кругов и правящей партии христианских демократов во главе с Джулио Андреотти.

Укорененные в современности, обращенные к текущему политическому моменту, газетной хронике и журналистским расследованиям фильмы Феррары, в сущности, призваны, возможно, что вопреки воле самого режиссера, вскрыть объективные (социальные и политические) причины обращения левой молодежи после 68-го года к крайним формам борьбы. В противовес мнению многих антикоммунистических клеветников и защитников буржуазного государства, вооруженное подполье 70-х не являлось выражением патологического стремления к насилию кучки отщепенцев, а являлось ответом на политические репрессии, вплоть до убийств, левых интеллектуалов и активистов, неофашистский террор, разгул мафии, породнившейся с государственными институтами, и прочие «свинцовые мерзости» эпохи. Чего, однако, в фильмах Феррары нет, так это объяснения причин внутренних, субъективных, психологических. Ответ на этот вопрос следует искать уже в других фильмах других режиссеров, будь то драма Бернардо Бертолуччи «Трагедия смешного человека», трагикомедия Дино Ризи «Дорогой папа» или черная комедия Сальваторе Сампери «Сердце мамы».

4 марта 2019

Драма Дело Моро появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Джузеппе Феррара. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Джан Мария Волонте, Маттиа Сбраджа, Бруно Дзанин, Консуэло Феррара, Энрика Россо, Маурицио Донадони, Стефано Аббати, Данило Маттеи, Массимо Тедде, Francesco Capitano, Серджо Рубини, Даниэла Де Силва, Эмануэла Таскини, Ginella Vocca, Сильверио Блази.

Страна производства - Италия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.