Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Законный брак |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Альберт С. Мкртчян |
сценарий: | Афанасий Белов |
видеооператор: | Михаил Коропцов |
композитор: | Исаак Шварц |
художники: | Валентин Поляков, В. Киселева |
монтаж: | Людмила Фейгинова |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 апреля 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Удивительно красивый и грустный фильм. Это кино о войне - а в нем нет ни одного фронтового кадра. Время, когда говорили в основном о подвиге и победе советского народа уже прошло, зрителю были нужны истории о сломанных войной судьбах конкретных людей. Но время чернушной «правды» еще не подошло, поэтому нет в фильме смакования ужасов, а есть совершенно правильный акцент на том, что люди, чьи жизни порушила война, были хороши и красивы и заслуживали самого большого и безграничного счастья - так и не случившегося. Поэтому так закономерен трагичный финал этого фильма, когда на замерших, прижавшихся друг к другу Игоря и Ольгу надвигается огромная, неотвратимая беда.
Это фильм о любви - и я очень люблю именно эту, главную, линию. Игорь Костолевский и Наталия Белохвостикова действительно очень красиво и гармонично смотрятся в кадре. Мне глубоко импонирует нестандартность этой пары. Здесь нет заурядной романтики Красавца и, главное, Красавицы. Нет, Игорь, конечно, красавец и герой, и нельзя не любоваться им и его весёлой смелостью, но вот Оля совершенно не похожа на прекрасную Виолетту-Травиату, изящно умирающую от чахотки. Она болеет так, как болеют реальные люди, а не как плод фантазии эстетствующего автора, не способного помыслить некрасивую главную героиню: в ватнике, с перевязанным лицом, неизящно хромающая после неудачного прыжка. Как она неуместна рядом с эффектным красавцем Игорем! И поэтому их история оказывается человечной. Они приходят друг к друг как люди, с болью, надеждой, смущением, сдерживаемой страстью - ах, как хорош и выразителен Игорь, напряжённо замерший, пока Оля пришивает ему пуговицу.
Это фильм о нас. О бесконечной железной дороге, протянувшейся на тысячи километров через огромную страну. О попутчиках - твоей семье и ближайших друзьях на всё время Дороги. О тихих грустных песнях под гитару. Это понятные, родные, знакомые ситуации, узнавание которых придаёт дополнительное очарование этому фильму.
31 марта 2022
Пожалуй, лучший фильм Мкртчяна. Он вполне честно изобретать велосипед не стал и надергал мотивы лучших фильмов советского военного кино. Ташкент и тема отъехавших от родины мужчины и женщины — из германовских «20 дней без войны», тема дороги — из «Баллады о солдате», Окуджава — из фильмов Мотыля («Белого солнца и „Жени Женечки и Катюши“), а главный лейтмотив фильма, правда, лишенный треугольной составляющей, взят, конечно, из Летят журавли…
Могло ли быть по другому? Вряд ли. Все-таки потенциал фронтовиков в кино уже был исчерпан, а новое политическое прочтение войны было ещё невозможно. Вот и пошёл Мкртчян по проторенной дороге. Но прихватил хороших актёров и ладно скроенный сценарий. Кстати, главная пара пришла из другого военного фильма — «Тегеран-43» (тоже снятого уже нефронтовиками). И Костолевский и Белохвостикова сыграли более мягкую, лиричную, немного ироничную и совсем чуток абсурдную историю (в условиях войны и не могло быть иначе)… Костолевский, если и не выходит за рамки своего амплуа, то в очередной раз играет персонажа, разнящегося и с его внешностью и с его образом у зрителя. Его Волошин — немного циничный, немного паяц и нетипично экспрессивный, хотя по-прежнему благородный актёр московского театра (нечто подобное актёр сыграл в «Звезде пленительного счастья» — правда, там было больше эволюции в характере). А Белохвостикова — более привычная, но оттого не менее обаятельная и тонкая натура. Хотя комичные нотки тоже новы в ее игре.
Да и режиссёр знакомые конструкции немного переиначил — возвращение имеет своеобразный обратный эффект, переставая быть возвращением на родину… И война меняет, казалось бы, неизбежную судьбу героев местами… То, что должно случиться — не происходит, то, что не должно — в итоге произойдёт… И хоть художественную новизну в теме войны «Законный брак» не изобретает, но в настроение зрителей попал — в небогатый на кинособытия 1985-й они признали его лучшим (по опросу журнала «Советский экран»).
На безрыбье? Да не совсем. Это просто значило, что новым поколениям нужен свежий взгляд на по-прежнему актуальную проблематику. Кроме того, ощущалась нехватка личного в военном кино. Снимавшиеся в 70-х эпопеи явно не удовлетворяли вкусу публики в полной мере — обычный человек был погребен в них под массами, маршалами и генералиссимусами… И тут такая отдушина из правильно понятых и переосмысленных шедевров Чухрая, Калатозова и Германа. И отдушина и вправду нужная и хорошая. Лучше с тех пор ничего и не сняли, пожалуй… Не «Сталинград» же таким считать.
20 января 2016
Удивительно, что до сих пор никто не написал рецензии на этот замечательный фильм.
Поразительно то, что в этом фильме нет ни трюков, ни чего-либо такого, что захватывает, и ради чего смотрят картины большинство сегодняшних зрителей, но он все же трогает наши души, заставляет задумываться.
Прекрасную атмосферу фильма создает и дополняет музыка И. Шварца.
Интересно наблюдать за судьбой героев. Да! Судьба…
В конце фильма я подумала, что, может быть, все, что с ними случилось, было не случайным.. Такая у них была судьба… И, наверное, всё сложилось бы иначе, если бы на их месте была другая девушка или другой мужчина. Но это было бы уже другой историей, другой судьбой и жизнью.
Великолепный фильм
10 из 10
6 марта 2010