Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
6.6
6.3
1985, фантастика, детектив
СССР, 1 ч 32 мин
16+

В ролях: Алла Будницкая, Бруно Фрейндлих, Эдуард Марцевич, Леонид Сатановский, Александр Вокач
и другие
Доктор Джекил сделал сенсационное открытие - сумел отделить в самом себе доброе начало от злого. Это открытие он должен держать в тайне, ибо носитель зла, мистер Хайд, стал неуправляем...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Странная история доктора Джекила и мистера Хайда

год: 1985
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Валерий Шувалов
композитор:
художники: Игорь Лемешев, Алина Будникова
жанры: фантастика, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 июня 1986 г.
на DVD: 28 апреля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, детектив

Постеры фильма «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 1985

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 1985

Очередной недооценённый советский фильм. Не шедевр, но из числа тех (наряду с недавно просмотренной мною 'Бурсой' 1990 года), которые, по необъяснимым причинам, будто специально заткнули в самый дальний угол, чтобы не показывать. Отмечу, что не планировал смотреть его, но с первых минут 'завис', и только минуте к 20-й вспомнил, что были какие-то другие дела, о которых забыл. Гнетущая и завораживающая атмосфера создана великолепно. Образ зла традиционно, по-советски, приглажен, но разве это плохо? Картинка, звук - на самом высоком уровне. Прекрасный подбор актёров. Феклистов в роли Хайда приятно порадовал. Узнаваемая музыка Артемьева (будто продолжение саундтрека из 'ТАСС уполномочен заявить' или 'Визит к Минотавру').

Если в 1980-х снято ещё не менее десятка подобных лент - с радостью предвкушаю встречу с ними.

2 апреля 2023

Альтер и Эго

Книгу давно знаю и очень люблю, экранизация впечатлила. Смоктуновский и Феклистов великолепны. Порадовало, что на роль Джекила и Хайда взяли разных актеров, а не как в некоторых других фильмах. Никогда не пойму этих извращений с гримом: Хайд не был уродом внешне, это во-первых, он отталкивал мерзотной внутренней сущностью, а во-вторых, был гораздо моложе Джекила. Другие актеры также отлично вписались. Приятен Анатолий Адоскин в роли Аттерсона.

Музыка, мрачная атмосфера — все на своем месте.

Лично я не могу представить для себя экранизацию лучше. Фильм сделан не как банальный ужастик или триллер, а как психологическая драма о разрушении личности, о том, как вытесняет самая темная сторона души все доброе, чистое и светлое, что может быть в человеке. На некоторых моментах было реально жутко. По мне так смысл, посыл книги и весь этот ужас, в который вылилось открытие Джекила прежде всего для него самого, фильм передал замечательно.

Еще мне понравился акцент на том, что Джекил-то изначально был с червоточинкой. В книге, которую читала в достаточно раннем возрасте, я этого не заметила. А вот в этой экранизации, по моим личным ощущением, это ненавязчиво, но заметно подчеркнули. Хайду было откуда расти. Джекил предстает не беспомощной жертвой своего грозного альтер-эго, а непосредственным ее источником, под благополучным фасадом которого скрывается зло и порок.

10 из 10

17 сентября 2019

Одноименная повесть Роберта Льюиса Стивенсона, вышедшая в 1886 году, была обречена на популярность. Как и во «Франкенштейне» Мэри Шелли, в ней высказываются сомнения в перспективах научного прогресса, а именно — экспериментов над человеческой природой. А уж по части глубины изображения этой природы Стивенсон шагнул куда дальше современников, пробавлявшихся традиционным для викторианской Англии коктейлем из морального долга и национальных ценностей, и предвосхитил идеологов модернизма. Одним словом, сюжет был безумно актуален и, следовательно, стал культовым.

Запустив мощный механизм поп-культуры, «Странная история» катится на его колесах по сей день. Имена «Джекил» и «Хайд» у всех на слуху — подобно Шерлоку Холмсу и Оливеру Твисту. Впервые повесть экранизовали в 1908 году, последний раз (на сегодня) — в 1999-м. Понятно, что разница между этими постановками едва ли не большая, чем между Англией и Шотландией. И дело не только в сугубо технических причинах — в отличие от сюжетов жизненных (опять помянем Оливера Твиста), идеологические сюжеты имеют свойство устаревать. Действительно, какие уж тут стивенсовские страшилки, когда клонирование и генинженерия с книжных страниц перекочевали в реальность? Потому и авторы экранизаций имеют свойство наращивать на «вечный» идеологический скелет нечто индивидуальное и современное им.

Так что интерпретацию, предпринятую «Мосфильмом», не стоит оценивать в контексте первоисточника. По-хорошему нужно бы знать контекст всех остальных киноверсий, чтобы выявить на их фоне сильные и слабые стороны советской. Но… пусть это будет темой чьей-нибудь диссертации (а ведь интересно могло бы получиться — как классический сюжет преломлялся на экране на протяжении 20 века). Я же просто буду исходить из того, что творение режиссера Александра Орлова — самостоятельное, уникальное произведение. Об этом говорит и фраза «по мотивам Стивенсона» в титрах, и то, что фоном к Лондону 19 века не постеснялись поставить саундтрек в стиле new wave с типичным битом 80-х. Реальность Стивенсона и реальность Орлова соотносятся примерно так же, как доктор Джекил и мистер Хайд: вроде одно и то же, а на деле — нечто принципиально разное.

Что же это за реальность Орлова? Это максимальный упор на слово «странная» в названии. Это каменные или искаженные от страха лица персонажей, мрачные и гнетущие тона, немногословные и нелогичные диалоги. Это не просто выглядит зловеще, это гипнотизирует и вводит в транс — словно в тот наркотический сон, который переживает главный герой. В принципе это выглядит верным направлением: формально детективной «Истории» готика и саспенс гораздо больше к лицу, чем скрупулезная конандойловская дедукция.

В общем, картина первоклассно воссоздает жутчайшую атмосферу темной стороны человеческой души. Но, спросите вы, есть ли в ней еще что-нибудь? В ответ остается лишь развести руками. Да, для 87 минут это, вежливо говоря, негусто. Сюжет крайне схематичен — добавить бы сюда парочку интересных, сочных поворотов. Экзистенциальные мотивы прописаны крайне пунктирно — развить бы, связав с лейтмотивами (воспоминаниями о детстве и войне). Иннокентий Смоктуновский смотрится в кадре харизматично — оживить бы и остальных персонажей, выглядящих статистами.

У нас ведь как обычно — чем дальше постановка отходит от первоисточника, тем яростнее принято ее облаивать. В данном же случае смею настаивать (и потому не поленился писать долгое вступление), что с «Мосфильма» спрос выше, чем с ремесленников, которые досконально переносят текст на экран, облегчая жизнь нерадивым школьникам. И смею оценить эту картину как этюд к более масштабной и запоминающейся. Точнее так. Стивенсон дал идею и фабулу — это первый этап. Орлов выразил готическую атмосферу средствами современного киноязыка — это второй этап. А последним этапом стал бы фильм, добавляющий к этому фундаменту динамику и страсть, а также философию, приспособленную к сегодняшним реалиям. Кто осмелится?

5 из 10

28 сентября 2011

Джекил — Хайд, будто сама судьба позабавилась…

Роберт Льюис Стивенсон по праву считается одним из гениальнейших английских писателей. А «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — легендарная повесть о тёмной и светлой сторонах человеческой натуры. До появления этого произведения мало кто задумывался о своём внутреннем «Я». Экранизация Александра Орлова многим дала понять, какой ценой порой даётся каждому из нас признание в своих грехах.

Иннокентий Смоктуновский — блестящий, безумно талантливый актёр — сумел до боли правдоподобно сыграть человека, разочаровавшегося в себе и жизни после жуткого эксперимента по отделению в самом себе добра от зла. Александр Феклистов, сыгравший Эдварда Хайда — злое альтер-эго Джекила — действительно блещет на экране. Вся обстановка, царящая в картине, переносит нас во время существования Льюиса Стивенсона — в жуткую, тёмную, полную опасностей Англию.

Фильм гениальный. И это факт. Глядя на всё это, думаешь: «а ведь и правда, как будто судьба решила развлечься». Просто ради забавы заставила Джекила провести эксперимент. Но последнего подогревало неисчерпаемое любопытство.

Люди грешны. И нет смысла это отрицать. В данной киноленте чётко показано, как грехи разъедают человека изнутри. Ведь Джекил потерял всё, выпустив на волю Хайда. И обратно он уже ничего вернуть не сможет. Это пример для всех, для каждого из нас. Фильм заставляет задуматься. Рекомендую к просмотру.

10 из 10

20 мая 2011

- Мама, а где у человека душа?

У каждого человека есть альтер эго, даже самый добропорядочный человек может в любой момент показать темную сторону своей души. Английская литература изобилуют такими персонажами, Джек потрошитель, Дориан Грей и другие. А у советских режиссеров, на мой взгляд всегда лучше получалось экранизировать эти произведения.

Музыкальное сопровождение погружает зрителя в мрачный, промозглый и ужасающий Лондон 19 века, где за углом могут поджидать самые неприятные неприятности. И там бродит мистер Хайд, страшное открытие доброго, веселого и уравновешенного доктора Джекила (Иннокентий Смоктуновский).

Александр Орлов, максимально близко приблизился к тексту и глубже проник в душу доктора Джекила, мне показалось, что он хотел оправдать его поступки. Но человек не в силах оправдать себя. И поэтому мы сами определяем наказание за свои грехи.

С возрастом, начинаешь больше оценивать Советский кинематограф, так как он заставляет задуматься. Будто из экрана на тебя нацелен указательный палец и обладатель этого пальца задает вопрос, который ты боишься услышать.

Не шедевр, но очень хорошая экранизация литературного шедевра.

9 из 10

13 августа 2010

Фильм, опередивший время

Советский кинематограф славился своими экранизациями известных произведений. Это фильм можно отнести к удачным экранизациям.

В фильме показано, как доктор Джекил, который пережил ужасы войны, не хочет выставлять свою отрицательную сторону и придумывает средство, чтобы разграничит зло и добро в себе. Он начинает применять препарат, и зло начинает овладевать им, доктор уже не может контролировать себя. Ничего не напоминает?

По-моему, Стивенсон написал очень актуальное произведение о проблеме наркомании, когда еще наркотики не были так распространены. Зарубежные фильмы не смогли этого показать, а вот советский — это лучшая экранизация повести Стивенсона.

Актеры очень выразительно показывают образы. Иннокентий Смоктуновский — очень талантливый актер, и в этом фильме он не просто играл доктора, он БЫЛ этим персонажем.

В начале 80-х этот фильм уже пытались экранизировать в Америке и потратили очень много денег. В советском фильме нет ни одного спецэффекта, и этот фильм намного лучше.

Очень плохо, что этот фильм широко не показывали по телевидению, хотя стоило. Фильм сняли в 1984, и он оказался пророческий. В это время еще не была так широко развита наркомания.

Может, я не так понял основную мысль фильма, но хорошие фильмы многогранные и в них содержится много интересных и важных мыслей. Передать метафору через картинку — это высшее искусство.

8 из 10

Можно было бы поставить 9 или даже 10, но это оценки идеальных фильмов, а таких я видел всего два.

22 ноября 2008

Фантастика Странная история доктора Джекила и мистера Хайда появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Александр Орлов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Алла Будницкая, Бруно Фрейндлих, Эдуард Марцевич, Леонид Сатановский, Александр Вокач, Александр Кириллов, Татьяна Окуневская, Елена Майорова, Николай Денисов, Елена Ивочкина, Ирина Дитц, Людмила Ксенофонтова, Александр Терешко, Александр Феклистов, Иннокентий Смоктуновский.

Страна производства - СССР. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.