Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Приключения Марка Твена |
английское название: |
The Adventures of Mark Twain |
год: | 1985 |
страна: |
США
|
слоган: | «Where dreams become reality.» |
режиссер: | Уилл Винтон |
сценаристы: | Сьюзэн Шэдберн, Марк Твен, Mary Yost, Дэниэл Йост |
продюсеры: | Уилл Винтон, Сьюзэн Шэдберн, Хью Кеннеди Тиррелл |
композитор: | Билли Скрим |
художник: | Джоан С. Грац |
монтаж: | Келли Бэйкер, Уилл Винтон, Майкл Галь, Эд Гайс, Скитс МакГрю |
жанры: | фантастика, фэнтези, приключения, семейный, мультфильм |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $849 915 |
Мировые сборы: | $849 915 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 марта 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Нельзя сказать, что у пластилиновой анимации был свой «золотой век», но с приходом 3D она как-то совсем потерялась и ушла в подполье, оставив на мультипликационном Парнасе только лишь нестареющих Уоллеса и Громита. А ведь когда компьютеры еще были не многим функциональнее счетных машин и программисты старательно выделывали дырочки в картонных карточках, пластилин позволял аниматорам создавать на экране настоящие объемные мультфильмы, где при желании и особой выдержке, можно было воссоздавать совершенно безумные эффекты.
Одним из верных апологетов пластилинового кино был Джеймс Уитмор и надо ли упоминать, что эта его страсть вовсе не принесла широкой известности. Был Оскар, но теперь уж кто-то вряд ли вспомнит об этом, была потрясающая экранизация Экзюпери, прошедшая совсем уж незамеченной. И были «Приключения Марка Твена» — вершина пластилинового творчества Уитмора.
Не биография и даже не сказка, хотя есть тут и толика сказочного, и доля биографического — усталый от мирской суеты писатель строит волшебный воздушный корабль, на котором он улетает к загадочной комете Галлея. «Отец» Тома Сойера удивительным образом родился и умер именно в годы явления на небосводе этой кометы, на этом заканчивается правда — дальше лишь вольная фантазия пластилинового мастера и его друга, сценаристки Сьюзэн Шэдберн. Кто-то даже может усмотреть в мультфильме ретроспективу Твеновской прозы, ведь мало того, что на корабле с писателем странствуют его знаменитые герои Том, Гек и Бекки, так еще и само странствие происходит по страницам книг Твена — «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Дневник Адама», «Таинственный незнакомец». Но ведь слишком просто, если бы это была только лишь ретроспектива. Задумка автора куда шире — корабль Твена выступает вроде аллегории жизни, где собраны все «ценности» старого прозаика (включая Тома и компанию) и даже все его неудачи, как, например, убыточный печатный станок. А что олицетворяет волшебный лифт, где кнопки не этажи, но главы и рассказы? Быть может свободу творчества или книгу как таковую. В ленте слишком много неоднозначно трактуемых метафор, оставляемых на суд зрителя. Недаром одна из цитат фильма гласит: «У каждого человека свое представление о Рае».
Пластилин так же изящен и гибок в руках мастера, как слово в устах писателя. И вот, подобно повествованию, рождаются из цветных кусочков моря и реки, диковинные звери и райские сады, где пластилиновые Адам и Ева грызут пластилиновые яблоки. И как нельзя лучше этот чудный материал позволяет передать всю фантасмагорию, а вложенный в нее нарратив сам принимает форму пластилина и зритель словно участвует в процессе творения. Прекрасная и выверенная техника тут выступает не в качестве кичливой игры мускулами, но как неотъемлемая часть волшебства.
Вывод: Даже если очень стараться, об этой картине все равно можно рассказать лишь очень сухо и поверхностно, потому как есть такие вещи, которые просто невозможно передать словами. «Приключения Марка Твена» мультфильм не широко известный и совсем не детский, так как полон рассуждений о смысле жизни, смерти и искусстве. Штучное произведение, оттого и столь ценное для настоящего кинолюбителя.
Слава — это пыль, единственная истинная вещь на земле — забвение. Но пока живо человечество, наследию Марка Твена оно не угрожает.
9 из 10
1 ноября 2012
И всё-таки жанр детской мультипликации еще 20—30 лет назад был несколько иным, как в плане средств исполнения, так и относительно смысловой нагрузки. Не то чтобы раньше все мультики были намного умнее и в них больше вкладывалось, скорее вкладывалось нечто иное, то что сейчас юный зритель бы не понял. Но пластилиновый мультик «The Adventures of Mark Twain» построен в столь оригинальной манере что дети по-моему не поняли его и тогда, а поскольку это всё-таки мультик и взрослый зритель в большинстве своем время на такое тратить не станет, то работа в конечном итоге оказалась почти незамеченной. А жаль! Ну в первую очередь жаль хотя бы даже потому, что техника исполнения этого пластилинового действа просто великолепна и то как всё это вылеплено и анимировано заслуживает всяческих похвал, однозначно что такую кропотливую работу не стыдно продемонстрировать на самом высоком уровне. Другое дело — сюжет и смысл этой ленты, концепция, в основе которой лежат умозаключения о том что выдуманные литературные герои, ставшие особо популярными, в какой-то момент как бы оживают, начиная влиять на жизнь людей и на их мысли, а также то что великие люди творчества, писатели, музыканты, художники, не умирают, а просто уходят в мир своего творчества, где живут до тех пор пока люди их помнят и пользуются их культурным наследием. И вот перед нами пластилиновый Марк Твен, который путешествует на пластилиновом дирижабле в компании своих не менее пластилиновых литературных героев — Тома Сойера, Бекки и Гека Финна. А цель их путешествия, не много не мало, встреча с пролетающей в космосе кометой. С самого начала литературные произведения писателя и реальность, выраженная в его персонаже и его мыслях, смешиваются, по мере мультика мы встречаем ряд параллелей с его другим произведениями, да и в общем-то само путешествие на воздушном шаре — понятная отсылка к книге «Том Сойер за границей». Наиболее примечательный сюжет, идущий как бы параллельно воздушному путешествию, это рассказ Марком Твеном истории об Адаме и Еве. Ну вернее сказать — его авторское переосмысление этой канонической легенды, имеющее крайне мало общего с оригиналом и отличающееся какой-то трогательной наивностью, с по-настоящему взрослым и серьезным намеком в конце. Наверное главная цель этого произведения — показать великого писателя, на произведениях которого вот уже более ста лет воспитывается подрастающее поколение, с какой-то иной стороны, вроде-бы понятной, но, вместе с тем, оригинальной. И с этим, как мне кажется, авторы приключений хорошо справились.
Пожалуй этот пестрящий яркими красками и весьма необычный по своей сути мультик интереснее всего будет смотреть поклонникам трудов Марка Твена, тем кто когда-то давно зачитывался приключениями смекалистого и непоседливого мальчишки и его друзей, а сейчас не против вернуться в мир героев своего детства.
19 ноября 2011
Между «Фантазией» Диснея (1940), возвестившей под «Аве Мария», что для мультипликации нет слишком больших тем, и пиксаровским стариком («Вверх», 2009), одобрительно кивнувшим в ответ, пластилиновый Марк Твен на дирижабле осваивал мили кукольного этапа анимационной эстафеты. Прежде, чем контур рисованного мультфильма слился с объемом кукольного в 3d, создав изменчивое и сказочное, но убедительное пространство, пластилиновая анимация (пластичная разновидность кукольной) придавала фантазиям 80-х — начала 90-х годов недоступный рисованным мультфильмам объем, при этом почти сохраняя неограниченные возможности рисунка.
В разгар эпохи трэша американская студия вылепила из пластилина Адама и Еву, ад и рай, взяв за основу сюжета рассказы Марка Твена и соединив их темой путешествия писателя навстречу судьбе, воплощенной в комете Галлея. Из любопытства попавшие на корабль Марка Твена дети — герои его повестей Том Сойер, Гек Финн и Бекки Тэтчер — сопровождают старого рассказчика в полете, слушают истории и вместе со своим создателем претерпевают опасности долгого путешествия.
Каин в цепях и коже, будто только вернувшийся из бара «Голубая устрица», дискотека в раю у трехголовых инопланетян и индеец Джо с харей Хранителя из «Баек из склепа» — трогательные приметы 1980-х непринужденно соседствуют на экране с египетским сфинксом, античной богиней и викторианским убранством библиотеки. Марк Твен играет на адском органе — дедушке органа из вторых «Пиратов Карибского моря», а на стенах стенают рельефы — предшественники оных из «Адвоката дьявола», в котором компьютерная графика позволила мучить проклятые души уже без посредничества пластилина.
Из главной каюты Том Сойер, похожий на юного Мика Джаггера, может выйти в сюжет любого рассказа Марка Твена, нажав на панели-оглавлении нужное название. Дирижабль, населенный героями книг, плывет к комете под светом вангоговских звёзд. Неторопливые поначалу, страницы историй Твена перелистываются все быстрее от главы к главе. Соблазны, откровения и раздвоения творческого «Я» многократно отражены в сюжетах рассказов, образах персонажей и устройстве ковчега-дирижабля, символически представляющем мир писателя, его ход мыслей и способ их представления публике. Воды небесного водопада и огонь костра, бесконечные превращения, потери и обретения формы, усердно вылепленные из пластилина, сродни стихии мышления, в которой любое движение становится началом целого ряда новых. Сценарный кульбит делает Гека Финна последователем Марка Твена и автором истории, заголовок которой вынесен в название фильма. «Приключения Марка Твена» — повесть, написанная героем о своем авторе в год очередного появления кометы Галлея.
24 января 2010