Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Петр Великий |
английское название: |
Peter the Great |
год: | 1985 |
страна: |
США
|
слоган: | «The Epic Saga of a True Visionary ...» |
режиссеры: | Марвин Дж. Чомски, Лоуренс Шиллер |
сценаристы: | Роберт К. Мэсси, Эдвард Энхалт |
продюсеры: | Марвин Дж. Чомски, Лоуренс Шиллер, Константин Тёрен |
видеооператор: | Витторио Стораро |
художники: | Александр Попов, Элеонора Маклакова, Сибилл Улсамер, Валерий Павлотос, Джон Блезард |
монтаж: | Билл Паркер |
жанры: | драма, военный, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 февраля 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Фигура Петра Алексеевича безусловно знаковая для мировой истории. Его значение для неё неоценимо. Он сделал свою страну важной мировой державой, после него уже ни одна заварушка в Европе без российского участия не обходилась. Он нуждался в хорошем западном фильме как, наверное, никто другой из российских правителей. И фильм этот должен был быть снят не для нашего зрителя, а для их, западного, зрителя. Таким и стал «Пётр Великий». Увы, то, что получилось, к шедеврам никак не относится.
В первую очередь задевает за душу то, что авторы весьма вольно обращаются с хронологией — события развиваются либо не совсем так, либо совсем не так, как развивались в действительности. Ну, скажем, второе стрелецкое восстание Пётр не подавлял — просто не успел, поздно приехал из загранкомандировки. Без него с восставшими прекрасно разобрался боярин Шеин. К слову, последнего в фильме вообще никак не упомянули, как и многих других сподвижников царя. Патрик Гордон по-моему, как-то не так умер, как показано в фильме. Пётр Шафиров почему-то превратился в Дмитрия. Куда-то на полуслове пропала Анна Монс. Но самое весёлое в фильме — это подбор актёров. Об этом надо остановиться поподробнее.
Максимилиан Шелл примерно где-то на полметра ниже своего персонажа. Меня это позабавило. Прекрасный актёр Омар Шариф играет князя Ромодановского и своей явно неарийской физиономией мозолит глаза так, что спасения нет. Я не знаю, грим бы ему какой интересный придумали, что ли? Урсула Андресс. Эта актриса после роли Хани Райдер в фильме «Доктор Ноу» и нескольких неплохих и среденьких картин скатилась до такого шлака, что даже «Пётр Великий» на их фоне выглядит несомненной удачей. Это чуть ли не первая роль за много лет, которую актриса элементарно играет одетой. Хотя сама по себе роль недалеко уходит от её прошлых «достижений». Согласитесь, в пятьдесят лет играть даму не самого лёгкого поведения, как минимум, несолидно.
Ну если, упомянутые выше меня развеселили, то теперь об актрисе, которая меня разозлила. Ей, кстати, за эту роль чуть «Золотой глобус» не вручили. Это, конечно же, Ванесса Рэдгрейв. Мало того, что её так называемая игра — это сплошной фарс и издевательство над зрителем, так она вдобавок на роль Софьи подходит ещё меньше, чем Максимилиан Шелл на роль Петра. Реальной Софье в годы её правления было от двадцати пяти до тридцати двух лет, здесь же нам подсовывают пятидесятилетнюю бабку, чей возраст уже никаким гримом не скроешь. За что на «Золотые глобусы» номинируют, непонятно.
Приятно, что в картине отметились и советские исполнители. Приятно, что и на серьёзных ролях. Неприятно другое. У меня возникло некое ощущение, что авторы к советским артистам испытывают какой-то шовинизм что-ли. Оно проявляется в местах, которые их имена занимают в титрах. Роман Филиппов играет более яркий образ, чем Омар Шариф, Мел Феррер и Лоуренс Оливье вместе взятые, да и роль у него побольше, но его имя идёт гораздо позже, да ещё и мелкими буквами. Что поделать, он и в советском кино жил на вторых ролях, а в Америке он вообще никто, и звать его никак. Или Любовь Германова в роли Евдокии в том же плане превосходит ту же Урсулу Андресс, а её имя в титрах вообще не найдёшь без микроскопа, где-то в финальных титрах, которые никто никогда не читает. К слову, здесь, на страницах Кинопоиска в касте она не указана вовсе, и из её фильмографии «Пётр Великий» куда-то исчез.
Ну как-то так.
А есть ли у фильма положительные стороны? Есть, конечно. Великолепные актёрские работы. Даже Шелл в общем-то не так уж плох как актёр. Ну а что ноги у него не выросли, что ж, не его в том вина. Он старался. Старались и Джереми Кемп, и Рене Саутендейк, и Хельмут Грим. Короче, старались в основном актёры второго плана, как водится, малоизвестные. За что им огромное человеческое спасибо.
Ну и по совокупности
5 из 10
20 апреля 2015
Бедные американцы. Мало того, что им пришлось «асиливать многа букофф» чужой им истории чуждой им страны, так их ещё подвел главный герой. И ладно бы дело было во внешних данных, хотя, безусловно, на роль человека, чей рост превышал два метра, лучший кандидат — это недомерок Шелл. Или в сложности перевода афористичного и выразительного языка, посему известный пассаж про Европу и …опу звучит как «будущее России неразрывно связано в Западом». Но разве примириться американскому, ориентированному на семейные ценности кинематографу с тем фактом, что положительный! (а Пётр — положительный) герой мог поставить в своей системе ценностей семью ниже государства, а жизнь сына ниже торжества закона? Да ни в жизнь.
Посему они, стараясь полностью оправдать Петра, долго и упорно разжёвывают шокированному зрителю всю сложность взаимоотношений того с Алексеем, начиная с занявшего 2/3-ти серии пьяного зачатия и кончая маразматичной фразой в застенке:
— Это значит, что отныне ты равен прочим преступникам, и судить тебя будет Верховный суд, а не я…Давай обнимемся…
Надо, кстати, отдать им должное: Пётр в этой истории оказывается очень терпеливым человеком, а это позволяет его несчастному сыну выкамаривать такое, за что в реальной жизни и даже в советском фильме «Пётр1» получил бы, по меньшей мере, целый мешок пенделей. Чего стоит, к примеру, тот эпизод, когда Алексей в боярской шубе старого образца и с евангелием под мышкой внаглую заявляет Петру, что солдатом никогда не будет, а Северная война вкупе со всеми реформами — редкостное дерьмо.
Прочая «историчность» событий — примерно на таком же уровне. Приведу лишь некоторые… так сказать характерные:
Ивану (брату Петра):
-Сиди смирно, Иван. Это важно. Сейчас тебя коронуют
-Можно мне учёного medved’я?
*
Пётр:
-Евдокия, мы не обязаны сегодня что-то делать. Давай посидим… а после за нами придут.
-А что на это скажет patriarch?
*
Он же (народу)
-Я приведу вас к великой цели. Но для этого вам надо начать работать и перестать пить vodk’у.
*
Снова Пётр:
-Хочешь vodk’и, Алексей?
*
Ну и апофеоз. Екатерина:
-Пётр… да как такое можно. Ведь это твой сын!!! Не давай делу ход!!! Отправь его жить на sever’е!!
С этим sever’ом у американцев вообще проблемы. Почему-то он находится в районе Золотого кольца. Зато с боярами, балалайками и нашествием блондинок, к которым с какого-то перепугу относятся царевна Софья и Наталья Нарышкина они не подкачали.
Как в анекдоте:
- Мама, можно я пойду, поиграю на балалайке, почитаю Ленина и подою медведя?
- Можно, и не забудь сдать нас в КГБ.
Короче:
-если вы совершенно не знакомы с историей Петра 1 и его эпохи — лучше не смотрите: всё равно ничего полезного не узнаете,
-если вы хоть немного знакомы с этой историей — вполне можете сыграть в «найди отличия» фильма от реальности… и будете приятно удивлены.
А так… фильм не заслуживает ничего, окромя топки. Американцы, как бы они не старались — они американцы. И многого из русской жизни им попросту не понять.
1 из 10
21 июля 2013
Было очень интересно посмотреть этот сериал — редкий случай, чтобы иностранцы пробовали экранизировать эпизод из русской истории.
Не буду описывать сюжет, все и так его знают. Само собой, исторические сведения несколько приукрасили. Меньшиков не спасал Петра с матерью от неминуемой смерти, а торговал пирогами.
Очень понравились костюмы и декорации, благодаря им от экрана нельзя оторвать.
А вот некоторые актёры, на мой взгляд, подвели. Похоже на какой-то балаган или комедию. Софья и Наталья жеманно поджимают губки и шипят на змеином языке друг на друга — никаких эмоций. Разве что главный боярин играет хорошо да патриарх. Кстати, о православии. В фильме религия показана не с лучшей стороны.
Пётр же с малом возрасте был сама прелесть, а возмужав, превратился в какого-то горохового шута, который может неожиданно заржать на всю залу или вдруг сорваться с места и выйти вон. Пётр не просто либеральный, а бесцеремонный, неотёсанный и придурковатый.
Великий ли?!
Тем не менее фильм стоит посмотреть.
Итого
6 из 10
14 августа 2011