Рейтинг фильма | |
![]() |
6.9 |
![]() |
6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гум-гам |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Ерышев |
сценаристы: | Леонид Палей, Евгений Велтистов |
видеооператор: | Валерий Селюков |
композитор: | Геннадий Гладков |
художник: | Борис Петрушанский |
жанры: | фантастика, семейный, детский |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
2 ноября 1985 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 9 мин |
Залетел на Землю мальчик с другой планеты по имени Гум-Гам. Гум-Гам добр и доверчив, всегда готов прийти на помощь и, конечно, попадает впросак.
Милую поучительную историю о том, что каждый должен все делать сам, авторы преподносят в виде телеспектакля. При наличии хороших актеров, дети играют не очень убедительно, особенно раздражает грим Гум-Гама.
Его глаза раскрашены как у дам, которые промышляют древнейшей профессией. Сама постановка больше подходит для какой-то телевизионной передачи вроде «Будильника», которую рекомендуют детям или дошкольного или младшего школьного возраста. Для них мило, смешно и возможно убедительно. На более взрослую аудиторию — посредственно.
5 из 10
30 июня 2015
«Я понял! Вы просто не хотите, чтобы я с вами играл в «надо»!»
«Гум-гам» — очень любимая мною книга. Экранизация совершенно провальная. Вместо голуболицых (как кэмероновские На’ви) инопланетян — мальчишки с накрашенными глазами. Вместо совершенно сумасбродных, хулиганских, будоражащих воображение игр — политкорректные, с опасливой усмешкой разрешённые «игры». Однако бунт против родителей в фильме всё же есть. Есть момент, после которого родители совершенно неспособны больше контролировать детей — момент, когда дети получают лунат.
Книга тоже закончилась скучной моралью. Книжная мораль тоже была высосана из пальца, но была она чуточку художественнее. В фильме нет ни летающих каруселей, ни разгуливающих по улицам котят размером со слона. Есть только летающая лестница… которая в книге вовсе не была летающей. Её можно было переворачивать, да, она могла опираться на воздух — но не летала. Who cares?
Боярскому, как верно заметил некогда мой отец, хорошо удаются только роли отрицательных персонажей. Здесь он, увы, не в этом амплуа.
Сцена с насильным кормлением кашей — самая естественная сцена в фильме. Ни в какой больше сцене ни один из актёров так достоверно не изображал требуемую по ситуации эмоцию, как Петя демонстрировал в этой сцене отвращение. Но бабушка, конечно, оставалась садистски непреклонной, подавая пример всем родителям, как надо заботиться о детях.
Ещё одна важная тема — тема вопросов. Если мои воспоминания меня не подводят, в книге осуждались только умозрительные вопросы, которые действительно разрушают игру, поскольку уводят от реальности в умственные конструкции. В фильме же это превратилось в запрет на любые вопросы вообще. То есть, на минуточку — то, что в книге было игрой и приключением, в фильме превратилось в дабл байнд!
Безусловный плюс — то, что детей в этом фильме играют дети. Минус — дети как на подбор испуганные и не похожие на детей. В фильме по сравнению с книгой произошла маленькая подмена: вместо Чудес здесь «чудеса», а вместо Игр — «игры».
Дети ходят по струнке, если танцуют, то только совершая синхронные движения. И это даже на родной планете Гум-гама — планете тех, кто лучше всех на свете умеет и любит играть в игры. А поют здесь, конечно, хором.
Приятное в фильме — подзабытые отголоски книги. Летающий бант, «пойдём кататься на радуге», пятнашки на облаке…
Хорошо показано то, что так же, как бабушка насиловала Петю кашей, учителя насилуют детей в школе знаниями. Учитель, увидев, что кто-то из учеников знает что-то, чего они ещё не проходили, чуть не падает в обморок. С моим опытом общения с учителями это совпадает — а ведь я не ел никакого луната. Насилие, как знаниями, так и едой в фильме все взрослые воспринимают как должное. Почему? Ах, наверное, у них от этого вопроса разболелась бы голова.
4 из 10
29 ноября 2011