Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дороги Анны Фирлинг |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Колосов |
сценаристы: | Сергей Колосов, Бертольт Брехт |
видеооператор: | Владимир Бондарев |
композитор: | Алексей Рыбников |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 37 мин |
Маркитанка Анна Фирлинг (Людмила Касаткина) колесит на своём фургоне по воюющей Европе. Зарабатывая на войне, мамаша Кураж платит ей самым дорогим, что у неё есть - детьми. От молоха войны не уйти: не помогают ей хитрость и изворотливость, не спасают практичность и жёсткость, не выручает хладнокровие и ум. 'Хочешь от войны хлеба - давай ей мяса' - для этого правила нет исключений.
Героиня Брехта о войне и людях знает всё. Что ни фраза мамаши, так афоризм:
'Людская продажность что господня благость, на неё все надежда. Пока люди взятки берут, и суд иной. Может человека оправдать, даже невиноватого'.
'Вообще, когда в ход идут высокие добродетели - значит, дело дрянь...'
Война для Кураж обыденность, привычка. Мир немыслим без войны. Кратковременное перемирие повергает героиню в растерянность. Как жить дальше? Но вот уже всё вернулось на свои места, и фургон мамаши по свежей колее тащится дальше.
Фильм состоит из двух серий, идет 2,5 часа. Кажется, создателям удалось найти ту форму, которая наиболее удачно подчеркивает содержательность брехтовского текста.
Пустынность горных пейзажей, каменистые тропы, грязь дорог, холод скал, нищенские лохмотья героев, убогость их быта как нельзя лучше передают суровость времени. Казалось бы, человек не может жить в таких условиях, но нет, живёт и даже менять ничего не хочет. К страданию привыкаешь.
Очень понравилась актёрская игра - ничего лишнего. Внешняя сдержанность, которая скрывает глубочайшие внутренние переживания.
Брехтовские зонги звучат в 'Дорогах' особенно ярко. Эпизоды с песнями связаны с сюжетом и одновременно самостоятельны, к ним хочется вернуться и переслушать. Собственно, хочется вернуться и к самому фильму, поскольку с первого раза объять необъятного Брехта в талантливой передаче Колосова возможным не представляется.
31 декабря 2023
В «Дорогах Анны Фирлинг» показан весь непрезентабельный и суровый лик войны. Действо происходит в Германии XVII века во времена Тридцатилетней войны, когда почти две трети населения этой страны были уничтожены в ходе военных действий, постоя войск, болезней. Пожалуй кроме темы болезней, только упоминания о чуме, все остальные способы уничтожения людей присутствуют в фильме. Анна Фирлинг маркитантка, иными словами торговка, следующая за войском со своим товаром, для которой война это способ добыть деньги на пропитания, товар не только еда или вещи, о чем свидетельствуют трое детей Анны от разных отцов, в добывании лишнего талера все средства хороши. Драма, заложенная самой жизнью героини, оборачивается драмой ее детей, война пожирает их одним за одним в течение ряда лет, один из сыновей становится жертвой скупости своей мамаши, которая даже имея деньги пытается торговаться за его жизнь, второй погибает за излишнее увлечение солдатской долей, когда человеческая жизнь и имущества не стоят пфеннига на фоне бесчинств постоя войск, последней уходит дочь — немой человек принесший себя в жертву спасения солдат протестантов от солдат католиков. Страшное время — жуткие судьбы. Но Анна Фирлинг или «мамаша Кураж» как ее называют в лагере протестантский войск, каждый раз, несмотря на утраты, впрягается в свой фургон, чтобы продолжить свое дело. В ней уже атрофированы чувства материнства и самосохранения, только заработок на войне, она и мир воспринимает как разорение своего маленького дела. В фильме стираются границы между добром и злом, нет дела до политических мотивов, есть только узкий мирок выживания сегодня, где завтра покрыто туманом. Мимы, предваряющие сцены своими танцами, только усиливают картину безысходности, которая царит на дорогах войны, по которым катится возок Анны Фирлинг. На этих дорогах тесно переплетается ее судьба с Иветтой ставшей проституткой, по вине повара голландца, который в свою очередь приспосабливается к жизни в условиях войны и не чурается поживится крупицами остающимися от армии. Фельдфебель как олицетворения наемного войска готов служить кто больше заплатит, а Вербовщик вербовать в любую армию, лишь бы получить комиссионные — для всех героев война мать родная, и ужас повествования в том, что иная жизнь им уже не в радость. Война это «немножко грабёж, немножко резня, немножко поджигательство и, не забыть бы, немножко изнасилие» — суть происходящего очень точно передают эти слова.
Людмила Касаткина сыгравшая Анну Фирлинг, была великолепна, все грани ее таланта промелькнули перед зрителями сложившись в мозаику чувств, эмоций и самой жизни ее героини. Наблюдая за ее игрой невозможно не проникнуться ни драмой ее жизни, ни трагедией войны в целом для людей. Армен Джигарханян сыграл лукавого повара, готового и поживится на войне, но желающего оказаться подальше от нее, Виторган показал, что священнослужитель в войске это не просто утешитель, но и адвокат, оправдывающий насилие и разрушения. А Лилита Озолиня в роли Иветты, показала, что потеря девичьей чести на войне вполне можно компенсировать хорошим наследством, и вообще то любые сложности, если не лишают жизни, можно преодолеть и еще заработать на этом.
Очень сильное кино Сергея Колосова по мотивам пьесы Бертольда Брехта, показывающие все неприглядное подбрюшье войны, далекое от подвигов на поле боя, зловонное и мерзкое по своей сути.
9 из 10
4 апреля 2016
Ну, я смотрела этот фильм, понравился, прочитала пьесу, понравилось еще больше, потому что литературу я воспринимаю лучше и более отвлеченно, а кино достаточно тяжелое, десять раз его смотреть не будешь.
И, кстати, столько воплей, а сама рецензия сводится к банальному «классика отечественного кино». Вы еще написали бы актеры сыграли великолепно, Касаткина вжилась в роль своего персонажа и т. п.
Так можно писать про каждый увиденный до распада СССР фильм, а современная молодежь не почерпнет из такого отзыва ничего толкового, «опять совок хвалят».
Количество отзывов не показатель количества просмотров и качества просмотров.
Я, например, пишу отзывы только когда или «сильно понравилось», или интересные приемы использованы в фильме, либо не согласна с мнением большинства рецензентов.
О фильме особого такого, сильно отличающегося от общих фраз предшествующего рецензента, сказать нечего.
Хорошая советская экранизация, совершенно в духе самого литературного первоисточника, ну и в идеологии советского времени, естественно, поэтому такая качественная постановка. Вот «Кельтские саги. Воин зимы», например, хотя касается истории Великобритании и довольно правдоподобный сюжет, актеры, одежда и предметы быта. однако бюджета не хватило и в конце пришлось брать резиновую лодку и делать из нее «аутентичную» лодку кельтов..
Есть германский фильм «Мамаша Кураж», но его я не видела, ничего сказать не могу.
Фильм у меня соотносится с традициями «советского исторического кино, по атмосфере и цветовой гамме напоминает советские же «Капитан Фракасс» и «Гобсек».
«Фракасс», правда, более оптимистичен, но Юри Ярвет там смотрится по-европейски, как герой Макса фон Сюдова в «Седьмой печати».
А в «Гобсеке» в финале звучит потрясающе красивая музыка Эдуарда Артемьева, это композитор написавший мелодию «Поход». Лично мне кажется, что знаменитый хит Роберта Майлза «Children» в какой-то степени напоминает убыстренную версию этой темы из фильма «Сибериада».
В принципе, старшеклассники должны изучать Брехта и «Мамашу Кураж» (студенты- филологи», по крайней мере, и советская версия будет основным кандидатом на просмотр, так что фильм будет востребован.
7 июня 2014
Не перестаю поражаться, раз за разом, обнаруживая на страницах лучших отечественных фильмов абсолютное отсутствие отзывов! Невероятно!!! Неужели из более чем двух с половиной миллионов зарегистрированных любителей кино никто не видел «Эскадрон гусар летучих» или «На войне, как на войне»… Можно ещё продолжить, но думаю пора перейти к главному.
«Дороги Анны Фирлинг» это подлинная классика мировой литературы на экране. Этот фильм в момент своего появления стал, если не классикой кинематографа, то по меньшей мере эталонным примером того, каким может и должно быть киноискусство.
Экранизация бессмертного творения Бертольда Брэхта достойна первоисточника. Можно с уереностью сказать, что это шедевр! Такой же как «Собачье сердце» Владимира Бортко.
Сейчас оба произведения (и книги, и фильмы) — самая настоящая классика! Ведь что такое классика? То что не теряет актуальности с течением времени!
10 из 10
26 апреля 2009