Чужой звонок
7.1
5.8
1985, драма
СССР, 1 ч 6 мин
В ролях: Елена Сафонова, Яна Друзь, Наталья Сумская, Алла Мещерякова, Людмила Полякова
и другие
Вещий сон вызывает у молодой женщины воспоминания о юности и первой любви. Спустя годы она понимает, что предала любимого и вышла замуж за совершенно чужого ей человека...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Чужой звонок

год: 1985
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Геннадий Энгстрем
композитор:
художник: Виталий Лазарев
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Чужой звонок», 1985

Про «вещий сон» из описания фильма неверно, т. к. героиня говорит, что ей часто снится один и тот же сон, который она не может вспомнить после пробуждения. Сон показан каким-то мутным воспоминанием о прошлом, никакой конкретики.

Что хорошего известно зрителю о главной героине? Ничего. Умение рисовать, быть молодой и привлекательной, или даже иметь ребёнка, – это не делает человека хорошим. В процессе становится понятно, что героиня фильма плохая, она действительно совершила предательство по собственному малодушию. И здесь необходимо уточнение: она не только совершила его когда-то давно, но и продолжает вести себя малодушно, и бесконечно совершает это же самое предательство в собственном сознании, за что винит себя постоянно и не находит из-за этого душевного покоя. Образно можно сказать, что её мучает совесть, хотя, – какая там может быть совесть у подобных персонажей...

Когда ей внезапно представилась возможность здесь и сейчас, лицом к лицу с «виновником» своих страданий обсудить случившееся, она снова малодушно уклонилась от этого. Встреча вызвала лишь очередной «припадок» воспоминаний, и не более. За много лет можно было найти время и возможность деятельно примириться со своей совестью: разыскать человека, или хотя бы написать письмо и хоть как-то объясниться. Но она не сделала ничего, и поэтому обрекла себя на непрекращающиеся душевные страдания, которые и наблюдает зритель в основе сюжета.

Почему муж оказывается героине «чужим человеком», зрителю не понятно. И она действительно ведёт себя с ним холодно-отстранённо. В сущности, так она мстит ему за собственное предательство, свидетелем которого стал её муж. По факту, муж ни в чём перед ней не виноват, и имеет право на хорошие отношения, на настоящую любовь, на мир в семье. Естественный отбор на примере их отношений победил, подобное выбрало себе подобное: она – бросила своего парня, а он – отбил у конкурента невесту. Банальная история. Но всё же семья уже существует, у них ребёнок, которому они многим обязаны, и гармоничными отношениями, и взаимной любовью, и над всем этим нужно постоянно трудиться, а не тонуть в соплях переживаний об ошибках прошлого. Но главная героиня не только малодушный человек, она ещё и крайне недалёкая с рациональной точки зрения: счастье уже у неё в руках, но она его не осознаёт!

По большому счёту, девушка из прошлого не обязана была связывать свою жизнь с тем человеком, она не клялась ему в верности и т.п. Слово «предательство» здесь звучит не в контексте нарушения «взятых на себя обязательств». Девушка сделала благоразумный выбор, можно сказать, предпочла брак по расчёту. Я не вижу в этом ничего плохого, если здесь не только «математический» расчёт, но и настоящая симпатия, которая со временем может перерасти в настоящую любовь. А ведь именно такую ситуацию нам показывают: девушку с её будущим мужем связывает существенно больше общего, чем со школьным новичком. Она чуть ли не на один горшок с ним ходила с малолетства, и рядом с ним прошла вся её сознательная жизнь, они дружили и их многое объединяло. Не удивительно, что в час икс начались и взрослые отношения, и последующий брак.

Удивительно другое, что благоразумный выбор был сделан только наполовину: прилепившись к мужу телом, она почему-то не отлепилась от своего прежнего увлечения. И эта двойственность и есть настоящая драма, а не то, что кто-то кого-то «предал». Сильному честному мужчине не нужна такая дрянь, за него можно только порадоваться, что он не связал с ней свою жизнь. Уж слишком легко она «отдалась» другому, зачем ему такая переменчивая спутница жизни?.. Очевидно, что он достоин лучшего. И ничто не мешает думать о том, что он это лучшее получил, или ещё получит. Просто поверим в это, без лишнего драматизма.

Так называемое предательство – это неоправданное доверие со стороны девушки, которое ей оказал парень. Она прямо говорит, что её угнетает это. Следовательно, нужно изменить своё отношение к этому, примириться с прошлым, и жить сегодняшним днём, ради будущего. Если можно примириться с обманутым человеком, или хоть как-то объясниться, этим тоже нужно воспользоваться. Но она этого не делает...

В музыкальном плане фильм гнетущий, постоянно звучит какая-то сумбурная, хаотичная музыка. Она почти не раздражает, но совершенно точно – не радует. Наверно, с учётом сюжета, её можно считать удачной.

В сценарии очень чувствуется женская рука, в особенности в описании персонажа школьного новичка: он во всём особенный, таинственный и необычный, очень мужественный, смелый и самостоятельный, плюс, красивый и с благородными манерами. В такого трудно не влюбиться, ведь он живое воплощение самых смелых девичьих фантазий.

Вывод. Фильм может быть интересен девочкам, «широкому зрителю» не посоветую. Выдуманная мелодраматичная ситуация, и эмоционально неуравновешенный подход к ней – вот и вся история. Но подумать есть над чем.

20 февраля 2023

От ласки, платой озабоченной, и от любви, достаток любящей

В семидесятые-восьмидесятые в общем богатом, разнообразном, всячески цветущем своде советской литературы для детства и юношества стихийно возник целый подраздел подростковой любовной, социальным неравенством отягощенной повести, сюжетно выросшей, несомненно, из «Двух капитанов», из ранней, зависимой, детски-несвободной сведённости вместе Сани Григорьева, ещё не полярного лётчика, но нищего детдомовского мальчишки, с московским, барским комфортом окружённой Катей Татариновой, дочерью легендарного исследователя Арктики. Из «Двух капитанов» и «Дикой собаки Динго» с её душу рвущей, безнадёжной влюблённостью нанайского мальчика Фильки в надменно-славянскую блондинку Таню Сабанееву, наивного дикаря — в дочь цивилизаторов. Инвариантами повести этого типа стали непременная разведённость юноши и девушки по разным социальным этажам, причём девушка ставилась всегда выше, была всегда привилегированней, материально и эмоционально благополучней, — и более сильное (более страстное, более трагичное — в зависимости от обстоятельств, но всегда самоотверженное, всегда личностно краеугольное) чувство юноши. В этих историях было много боли, но красивой, чистой, возвышающей душу боли, без грязи, без низости, без мучительной телесной и духовной неловкости, обязательных в социально зеркальных мезальянсах снисходящего до плебейки барчука. Было в них и потакание вкусам и тайным, не высказываемым вслух желаниям женской аудитории, которой такие расстановки, такие воздвижения на пьедесталы (в жизни — редкие, и оттого тем более драгоценные на экране) — льстили.

Об этом — повесть Слепухина «Киммерийское лето», и «Дни поздней осени» Сергиенко, и «Сентиментальный роман» Веры Пановой, и «Абориген» Юрия Короткова, и даже недавние, разлагающие форму по винтикам «Весёлые ребята» Ирины Муравьёвой. Во многом об этом — фильмы «Смятение чувств» Арсёнова, «Всем — спасибо!» Инессы Селезнёвой, «Чужой звонок» Сергея Олейника по одноимённой повести Екатерины Марковой. Последний опус в ряду, телевизионный, бюджетно скромный, выброшенный на экраны в шабутном, стилистически рваном, яркого и пикантного алчущем восемьдесят пятом и сразу же забытый, отодвинутый в густую тень вышедшим через год после него «Курьером» Шахназарова, вывернувшим чувственную модель наизнанку, вычерпавшим из первой юношеской любви всю романтику, дистиллировавшим её в самоотвращение, рессентимент, протест — стал экранным замыкающим целой эпохи настоящих, выковывающих характер в рыцарском служении прекрасной, недоступной даме русских мальчишек. Герой, подобный им, мелькнул в пореформенном нашем кино лишь однажды — в «Нежном возрасте» Соловьева — мелькнул ностальгической пародией на самого себя, и исчез, растворился в реальности новых трезвости и прагматизма, никаким лицемерием более не прикрытого слияния сфер чувственной и деловой.

Между тем, «Чужой звонок» композиционно едва ли не совершенен и расстановкой акцентов даёт едва ли не наилучшее из возможных представление о тогдашнем состоянии умов просвещённого обывателя (а о том, что нет ничего в мире вдохновительнее мещанской вульгарности, знал ещё Набоков). Середина восьмидесятых была, по сути, очень злым, очень хищным временем, очень бессовестным при всей его внешней благообразности. Не было, у нас, кажется, другой эпохи, в которой героиня наследственно сытая, наследственно пристроенная, обложенная по жизни всеми возможными подушками безопасности и сознательно, уже зрелым в семнадцать лет умом выбирающая комфорт, не забывая при этом о более тонких душевных плезирах (она же художник!), и потому морочащая голову чудесному парню, который так грустно, так красиво, так возвышенно влюблён — могла бы вызвать такое жаркое сочувствие, такую истошную жажду отождествления с нею у зрительниц.

Елена Сафонова, стройная, стильная, в шикарном, белыми лисами подбитом пальто на хмурящихся осенним дождём московских улицах — в этом фильме права, сохранив красоту, не убившись в гнусном бытовом служении сирым и убогим. Её жизнь — удалась, поскольку у неё, ах-умницы, получилось совместить зажиточность престижного замужества с прелестью безумной страсти где-то там, в приличествующей эскападам юности. И даже концовка, отсутствующая в повести Марковой, эта афиша Консерватории с именами близнецов Турбиных, знак того, что жертва её Игоря была не напрасна, что братья выжили, выучились, добились — выглядит не столько как кость, брошенная брошенному возлюбленному, сколько как лишняя думочка под спину героине, максимально смягчающая грызь её ещё живой совести. Всё же образовалось в конце концов, правда? Значит, не таким уж предательством было выпустить тогда из своих рук тёплые ладошки малышей, которые Игорь ей, ей одной доверил?

10 марта 2018

Москва, Петербург, школьные годы, первая любовь

Щемящая история о первой школьной любви, которая никогда не проходит бесследно и навсегда врезается в память и сердце.

Игорь Турбин — новенький в 8 классе. За свою сдержанность он получил кличку «сфинкс». Он заботится о больной маме и двух маленьких братьях. Он высокого роста, у него приятное лицо и чудесные, немного театрализованные манеры (главную героиню он зовёт «государыня Наталья»). Помимо всего прочего, он отлично учится и у него особые способности к физике. Но случается несчастье и жизнь Игоря меняется.

Наташа — обычная девушка, которая собирается стать художницей и хочет беззаботной юности. Она любит Игоря, но не собирается жертвовать ради него своей жизнью. Она не пустышка, просто в силу молодости хочет веселья и смеха. А жизнь Игоря стала слишком серьёзной.

Пройдут годы, и судьба сталкивает Игоря и Наташу вновь. На что стала похожа их жизнь и правильный ли выбор сделал каждый из них? Кого легче понять и как поступили бы вы на месте обоих?

Восхитительный фильм о взрослении, любви и ответственности, снятый в декорациях великих городов Москвы и Петербурга. Глубокий и красивый, мудрый и трогательный. Один из по-настоящему любимых.

31 августа 2017

Драма Чужой звонок появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Сергей Олейник. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Елена Сафонова, Яна Друзь, Наталья Сумская, Алла Мещерякова, Людмила Полякова, Мария Скворцова, Алла Покровская, Людмила Аринина, Татьяна Антонова, Татьяна Назарова, Маргарита Криницына, Александр Мазуренко, Сергей Мазуренко, Олег Соболев, Данила Перов.

Страна производства - СССР. Чужой звонок — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.