Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чужой звонок |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Олейник |
сценарий: | Екатерина Маркова |
видеооператор: | Геннадий Энгстрем |
композитор: | Эдуард Артемьев |
художник: | Виталий Лазарев |
монтаж: | Анна Брюнчугина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
Про «вещий сон» из описания фильма неверно, т. к. героиня говорит, что ей часто снится один и тот же сон, который она не может вспомнить после пробуждения. Сон показан каким-то мутным воспоминанием о прошлом, никакой конкретики.
Что хорошего известно зрителю о главной героине? Ничего. Умение рисовать, быть молодой и привлекательной, или даже иметь ребёнка, – это не делает человека хорошим. В процессе становится понятно, что героиня фильма плохая, она действительно совершила предательство по собственному малодушию. И здесь необходимо уточнение: она не только совершила его когда-то давно, но и продолжает вести себя малодушно, и бесконечно совершает это же самое предательство в собственном сознании, за что винит себя постоянно и не находит из-за этого душевного покоя. Образно можно сказать, что её мучает совесть, хотя, – какая там может быть совесть у подобных персонажей...
Когда ей внезапно представилась возможность здесь и сейчас, лицом к лицу с «виновником» своих страданий обсудить случившееся, она снова малодушно уклонилась от этого. Встреча вызвала лишь очередной «припадок» воспоминаний, и не более. За много лет можно было найти время и возможность деятельно примириться со своей совестью: разыскать человека, или хотя бы написать письмо и хоть как-то объясниться. Но она не сделала ничего, и поэтому обрекла себя на непрекращающиеся душевные страдания, которые и наблюдает зритель в основе сюжета.
Почему муж оказывается героине «чужим человеком», зрителю не понятно. И она действительно ведёт себя с ним холодно-отстранённо. В сущности, так она мстит ему за собственное предательство, свидетелем которого стал её муж. По факту, муж ни в чём перед ней не виноват, и имеет право на хорошие отношения, на настоящую любовь, на мир в семье. Естественный отбор на примере их отношений победил, подобное выбрало себе подобное: она – бросила своего парня, а он – отбил у конкурента невесту. Банальная история. Но всё же семья уже существует, у них ребёнок, которому они многим обязаны, и гармоничными отношениями, и взаимной любовью, и над всем этим нужно постоянно трудиться, а не тонуть в соплях переживаний об ошибках прошлого. Но главная героиня не только малодушный человек, она ещё и крайне недалёкая с рациональной точки зрения: счастье уже у неё в руках, но она его не осознаёт!
По большому счёту, девушка из прошлого не обязана была связывать свою жизнь с тем человеком, она не клялась ему в верности и т.п. Слово «предательство» здесь звучит не в контексте нарушения «взятых на себя обязательств». Девушка сделала благоразумный выбор, можно сказать, предпочла брак по расчёту. Я не вижу в этом ничего плохого, если здесь не только «математический» расчёт, но и настоящая симпатия, которая со временем может перерасти в настоящую любовь. А ведь именно такую ситуацию нам показывают: девушку с её будущим мужем связывает существенно больше общего, чем со школьным новичком. Она чуть ли не на один горшок с ним ходила с малолетства, и рядом с ним прошла вся её сознательная жизнь, они дружили и их многое объединяло. Не удивительно, что в час икс начались и взрослые отношения, и последующий брак.
Удивительно другое, что благоразумный выбор был сделан только наполовину: прилепившись к мужу телом, она почему-то не отлепилась от своего прежнего увлечения. И эта двойственность и есть настоящая драма, а не то, что кто-то кого-то «предал». Сильному честному мужчине не нужна такая дрянь, за него можно только порадоваться, что он не связал с ней свою жизнь. Уж слишком легко она «отдалась» другому, зачем ему такая переменчивая спутница жизни?.. Очевидно, что он достоин лучшего. И ничто не мешает думать о том, что он это лучшее получил, или ещё получит. Просто поверим в это, без лишнего драматизма.
Так называемое предательство – это неоправданное доверие со стороны девушки, которое ей оказал парень. Она прямо говорит, что её угнетает это. Следовательно, нужно изменить своё отношение к этому, примириться с прошлым, и жить сегодняшним днём, ради будущего. Если можно примириться с обманутым человеком, или хоть как-то объясниться, этим тоже нужно воспользоваться. Но она этого не делает...
В музыкальном плане фильм гнетущий, постоянно звучит какая-то сумбурная, хаотичная музыка. Она почти не раздражает, но совершенно точно – не радует. Наверно, с учётом сюжета, её можно считать удачной.
В сценарии очень чувствуется женская рука, в особенности в описании персонажа школьного новичка: он во всём особенный, таинственный и необычный, очень мужественный, смелый и самостоятельный, плюс, красивый и с благородными манерами. В такого трудно не влюбиться, ведь он живое воплощение самых смелых девичьих фантазий.
Вывод. Фильм может быть интересен девочкам, «широкому зрителю» не посоветую. Выдуманная мелодраматичная ситуация, и эмоционально неуравновешенный подход к ней – вот и вся история. Но подумать есть над чем.
20 февраля 2023
В семидесятые-восьмидесятые в общем богатом, разнообразном, всячески цветущем своде советской литературы для детства и юношества стихийно возник целый подраздел подростковой любовной, социальным неравенством отягощенной повести, сюжетно выросшей, несомненно, из «Двух капитанов», из ранней, зависимой, детски-несвободной сведённости вместе Сани Григорьева, ещё не полярного лётчика, но нищего детдомовского мальчишки, с московским, барским комфортом окружённой Катей Татариновой, дочерью легендарного исследователя Арктики. Из «Двух капитанов» и «Дикой собаки Динго» с её душу рвущей, безнадёжной влюблённостью нанайского мальчика Фильки в надменно-славянскую блондинку Таню Сабанееву, наивного дикаря — в дочь цивилизаторов. Инвариантами повести этого типа стали непременная разведённость юноши и девушки по разным социальным этажам, причём девушка ставилась всегда выше, была всегда привилегированней, материально и эмоционально благополучней, — и более сильное (более страстное, более трагичное — в зависимости от обстоятельств, но всегда самоотверженное, всегда личностно краеугольное) чувство юноши. В этих историях было много боли, но красивой, чистой, возвышающей душу боли, без грязи, без низости, без мучительной телесной и духовной неловкости, обязательных в социально зеркальных мезальянсах снисходящего до плебейки барчука. Было в них и потакание вкусам и тайным, не высказываемым вслух желаниям женской аудитории, которой такие расстановки, такие воздвижения на пьедесталы (в жизни — редкие, и оттого тем более драгоценные на экране) — льстили.
Об этом — повесть Слепухина «Киммерийское лето», и «Дни поздней осени» Сергиенко, и «Сентиментальный роман» Веры Пановой, и «Абориген» Юрия Короткова, и даже недавние, разлагающие форму по винтикам «Весёлые ребята» Ирины Муравьёвой. Во многом об этом — фильмы «Смятение чувств» Арсёнова, «Всем — спасибо!» Инессы Селезнёвой, «Чужой звонок» Сергея Олейника по одноимённой повести Екатерины Марковой. Последний опус в ряду, телевизионный, бюджетно скромный, выброшенный на экраны в шабутном, стилистически рваном, яркого и пикантного алчущем восемьдесят пятом и сразу же забытый, отодвинутый в густую тень вышедшим через год после него «Курьером» Шахназарова, вывернувшим чувственную модель наизнанку, вычерпавшим из первой юношеской любви всю романтику, дистиллировавшим её в самоотвращение, рессентимент, протест — стал экранным замыкающим целой эпохи настоящих, выковывающих характер в рыцарском служении прекрасной, недоступной даме русских мальчишек. Герой, подобный им, мелькнул в пореформенном нашем кино лишь однажды — в «Нежном возрасте» Соловьева — мелькнул ностальгической пародией на самого себя, и исчез, растворился в реальности новых трезвости и прагматизма, никаким лицемерием более не прикрытого слияния сфер чувственной и деловой.
Между тем, «Чужой звонок» композиционно едва ли не совершенен и расстановкой акцентов даёт едва ли не наилучшее из возможных представление о тогдашнем состоянии умов просвещённого обывателя (а о том, что нет ничего в мире вдохновительнее мещанской вульгарности, знал ещё Набоков). Середина восьмидесятых была, по сути, очень злым, очень хищным временем, очень бессовестным при всей его внешней благообразности. Не было, у нас, кажется, другой эпохи, в которой героиня наследственно сытая, наследственно пристроенная, обложенная по жизни всеми возможными подушками безопасности и сознательно, уже зрелым в семнадцать лет умом выбирающая комфорт, не забывая при этом о более тонких душевных плезирах (она же художник!), и потому морочащая голову чудесному парню, который так грустно, так красиво, так возвышенно влюблён — могла бы вызвать такое жаркое сочувствие, такую истошную жажду отождествления с нею у зрительниц.
Елена Сафонова, стройная, стильная, в шикарном, белыми лисами подбитом пальто на хмурящихся осенним дождём московских улицах — в этом фильме права, сохранив красоту, не убившись в гнусном бытовом служении сирым и убогим. Её жизнь — удалась, поскольку у неё, ах-умницы, получилось совместить зажиточность престижного замужества с прелестью безумной страсти где-то там, в приличествующей эскападам юности. И даже концовка, отсутствующая в повести Марковой, эта афиша Консерватории с именами близнецов Турбиных, знак того, что жертва её Игоря была не напрасна, что братья выжили, выучились, добились — выглядит не столько как кость, брошенная брошенному возлюбленному, сколько как лишняя думочка под спину героине, максимально смягчающая грызь её ещё живой совести. Всё же образовалось в конце концов, правда? Значит, не таким уж предательством было выпустить тогда из своих рук тёплые ладошки малышей, которые Игорь ей, ей одной доверил?
10 марта 2018
Щемящая история о первой школьной любви, которая никогда не проходит бесследно и навсегда врезается в память и сердце.
Игорь Турбин — новенький в 8 классе. За свою сдержанность он получил кличку «сфинкс». Он заботится о больной маме и двух маленьких братьях. Он высокого роста, у него приятное лицо и чудесные, немного театрализованные манеры (главную героиню он зовёт «государыня Наталья»). Помимо всего прочего, он отлично учится и у него особые способности к физике. Но случается несчастье и жизнь Игоря меняется.
Наташа — обычная девушка, которая собирается стать художницей и хочет беззаботной юности. Она любит Игоря, но не собирается жертвовать ради него своей жизнью. Она не пустышка, просто в силу молодости хочет веселья и смеха. А жизнь Игоря стала слишком серьёзной.
Пройдут годы, и судьба сталкивает Игоря и Наташу вновь. На что стала похожа их жизнь и правильный ли выбор сделал каждый из них? Кого легче понять и как поступили бы вы на месте обоих?
Восхитительный фильм о взрослении, любви и ответственности, снятый в декорациях великих городов Москвы и Петербурга. Глубокий и красивый, мудрый и трогательный. Один из по-настоящему любимых.
31 августа 2017