Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бал в Савойе |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аго-Эндрик Керге |
сценарий: | Аго-Эндрик Керге |
продюсер: | Энн Алла |
видеооператор: | Андрей Епишин |
композитор: | Пауль Абрахам |
монтаж: | Эеви Саде |
жанры: | драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Истоки одного из самых известных направлений театрального искусства, известного как Оперетта, можно отыскать еще в далеких античных временах. Легкий, ненавязчивый развлекательный жанр завсегда привлекал публику своими мелодичными музыкальными номерами, подчеркнутым фарсом, многоуровневой интригой и абсолютной легкостью восприятия истории. В отличии от более тяжеловесных и претенциозных опер, сосредотачивающихся на весьма серьезных вопросах и проблемах, заставляющих брови неизменно хмуриться, оперетты имеют удивительное свойство расслаблять и увлекать свою аудиторию в омут любви, песен и отъявленной комедии, которая в обязательном порядке заставит улыбнуться даже самого заядлого сноба. И поэтому не стоит удивляться, что помимо Олимпийских игр, мифов и легенд старинная эпоха античности смогла сохранить жизнь также и оперетте, получившей особое распространение в Старом свете. Тогда как государства появлялись и исчезали, а форма правления обществом то и дело меняла свои ключевые признаки, оперетта оставалась неизменной отдушиной публики, ведь задолго до изобретения кинематографа лишь она одна могла отвлекать человека от печальных мыслей и увлекать в сказочную страну, где нет ничего невозможного, а любой обман, если он сделан из чистых искренних побуждений, обязательно будет прощен. Оперетта смогла прорезать пелену столетий, тысячелетий и продолжает оставаться одним из самых востребованных жанров театрального искусства даже по сей день.
Столь прославленный и значимый жанр за время своего существования подарил миру немало бесподобных творений, которые по праву считаются классикой мировой сцены. Зрители неизменно воздают почтительные оды невероятному Имре Кальману, автору «Сильвы», «Фиалки Монмартра», «Принцессы цирка». Не стоял в стороне от славы мастера оперетты также и сам Иоганн Штраусс, приложивший руку к заводной интриге, известной как «Летучая мышь». И как же можно забыть о великом венгерском и австрийском композиторе Франце Легаре, наиболее известном по таким примечательным творениям, как «Веселая вдова» и «Цыганская любовь». Каждая из представленных оперетт имеет относительно схожие вводные данные, однако уникальность музыкальных композиций и неповторимое исполнение на театральных подмостках делают их воистину великолепными произведениями, сумевшими куда лучше любых политических союзов и бесплодных переговоров объединить воедино разрозненное сообщество из разных стран, страдающее непреодолимой тягой к музыке и танцам, кои неподвластны времени. Конечно, имена Кальмана, Штраусса и Легара стали символами качественной оперетты, затмившей даже нетленные произведения античных времен, однако помимо бессмертных классиков театра стоит также упомянуть и Пала (Пола) Абрахама, венгерского композитора еврейского происхождения, чьи самые популярные произведения пришлись на первую треть 20 века.
Свою первую оперетту, «Zenebona», Абрахам написал в соавторстве в 1928 году, и хотя она не обрела огромной популярности, ее славы оказалось достаточно для того, чтобы Пал продолжил упиваться излюбленным искусством и творить так, как он считает нужным. Самым же известным произведением Абрахама за всю его карьеру стала оперетта под названием «Бал в Савойе», созданная им в 1932 году и ставшая наравне с «Летучей мышью» и «Сильвой» едва ли не самым востребованным жанровым произведением, неоднократно поставленным как в Америке, так и на родине, в Европе. Приступая к работе над «Балом в Савойе», создатель решил провести необычайный эксперимент и насытил действие обилием новомодных на тот момент танцевальных и музыкальных номеров, от чего его оперетта приобрела многочисленные признаки полноценного мюзикла. Подобного ранее не исполнял никто, и это обстоятельство привлекло внимание самых именитых театралов к начинаниям Абрахама, а сам композитор наконец-то вошел в список наиболее известных мастеров за всю историю жанра оперетты. «Бал в Савойе» несмотря на несколько рисковую моральную интригу, положенную в основу произведения, тем не менее нашел путь к зрителю как в капиталистических, так и коммунистических краях. И в 1985 году, в эпоху так называемого «потепления» в отношениях между СССР и США, когда в стране Советов появилось гораздо больше свобод и право на инакомыслие, «Бал в Савойе» попал на экраны в формате одноименной телевизионной экранизации, созданной Аго-Эндрик Керге.
Как завещал нам Пол Абрахам и воспроизвел Керге, сюжет истории вращается вокруг маркиза Аристида де Фаблэ (Аарне Юкскюла) и его супруги Мадлен (Элле Кулль). Только-только вернувшись из продолжительного Медового месяца в родную Ниццу, герои вынуждены столкнуться с весьма необычайной ситуацией, которая способна разрушить их счастливый брак. Будучи в далеком прошлом известным ловеласом и покорителем женских сердец, Аристид имел неосторожность закрутить интригу с очаровательной танцовщицей Танголитой (Юлле Кальюсте), которой он перед прощанием пообещал одну ночь любви в любое подходящее девушке время. И вот прошел год, а за ним еще один, Аристид нашел свою единственную суженую и уже было остепенился, как вдруг на арену вновь взошла Танголита и ей не терпится получить свой долг, причем незамедлительно. Долгожданная встреча бывших любовников должна состоятся на балу в шикарном отеле «Савой», и Аристиду необходимо сделать все возможное, чтобы драгоценная супругу не узнала о грядущем происшествии. Но как это зачастую бывает, правда раскрывается преждевременно, хоть и не в полных масштабах. Почувствовавшая себя оскорбленной и преданной Мадлен решает отомстить мужу и в свою очередь уединится в тихом уютном месте с первым попавшимся благочестивым джентльменом. И это лишь малая доля интриг и приключений, которые развернуться этим вечером в «Савойе»…
Навязчивое желание советских кинематографистов перенести наиболее известные и лучшие оперетты на пленку нельзя назвать однозначно выигрышным, так как музыкальные пьесы изначально созданы для демонстрации в живую на театральной сцене, от чего экранизации кажутся попросту ненужными и искусственными. Ни «Летучая мышь», ни даже «Сильва», получившие очередную жизнь перед объективом камеры, не отличались особым изяществом исполнения, казались тяжеловесными и слишком напыщенными. Кроме того, исполнители главных ролей были приглашены создателями исключительно из-за своих драматических качеств, тогда как их певческие таланты оставляли желать лучшего и на этапе обработки звука приходилось заменять голоса актеров наработками настоящих исполнителей оперетт. И все эти недочеты в полной мере собрал в себе «Бал в Савойе» Аго-Эндрик Керге. Имея перед собой задание во что бы то ни стало удвоить изначальный хронометраж пьесы, дабы заполнить пустующее эфирное время на телевидении, режиссер неоднократно прибегал к использованию чуждых Палу Абрахаму музыкальных номеров, ввел несколько вторичных героев, шутящих невпопад и насытил диалоги пространственными темами, от чего беспрерывный просмотр фильма напоминал нешуточную муку. Изначальная интрига и легкостью творения Абрахама приобрели фабричный характер, от чего оперетта напрочь тратила свою привлекательность и свежесть, превратившись в посредственную данность, исключительно по необходимости попавшую на экраны.
В итоге хочу сказать, что оперетте лучше всего оставаться там, где она чувствует себя лучше всего, а именно на театральной сцене. «Бал в Савойе» телевизионного образца трудно назвать достойной экранизацией Пала Абрахама в виду множества причин. Порекомендовать ее можно лишь самым преданным поклонникам оригинальной оперетты.
4 из 10
29 июля 2017