Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Багратион |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Гугули Мгеладзе, Гиули Чохонелидзе |
сценаристы: | Василий Соловьев, Гиули Чохонелидзе |
продюсер: | Г. Купарадзе |
видеооператор: | Владимир Климов |
композитор: | Вячеслав Овчинников |
художники: | Евгений Маркович, Наум Фурман, Надежда Бузина, Г. Саладзе, Н. Сажина, С. Кахишвили |
монтаж: | Татьяна Лихачева, Татьяна Белоусова |
жанры: | драма, военный, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 декабря 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Фильм «Багратион» в 1985 году был создан с явной оглядкой на эпопею «Война и мир» Сергея Фёдоровича Бондарчука. Как и более двадцати лет назад в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, в фильме «Багратион» Гиули Чохонелидзе исполнил роль выдающегося российского полководца Петра Ивановича Багратиона. Более того Гиули Ясонович выступил при создании «Багратиона» в качестве соавтора сценария и одним из режиссёров фильма.
Про Отечественную войну 1812 года фильмов в отечественном кинематографе не так много. В Российской империи это была одна из важнейших исторических тем. В советское время к истории этой войны до войны с Германией особо не обращались, и только после войны в искажённом и адаптированном для советской идеологии виде стали обращаться историки и время от времени представители искусства.
В современное российское время интерес к этой войне значительно вырос, и историкам удалось по-новому, более объективно и по-научному критично исследовать эту тему. К сожалению, современные российские исторические фильмы о том времени «Уланская баллада» и «Василиса» на поверку оказались яркими пустыми проходными поделками.
К 1985-м году (году создания фильма «Багратион») в исторической советской историографии сложились определённые стереотипы. Осознавая это, нет смысла выискивать историческую неправду и исторические неточности и писать о них в рецензии.
После просмотра фильма создаётся впечатление, что главными полководцами-стратегами во время русской кампании наполеоновских войн со стороны российской армии оказались генерал от инфантерии/генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев — Кутузов и генерал от инфантерии Пётр Иванович Багратион.
И в этом нет ничего удивительного, поскольку один из них — главный герой фильма, а другой, наряду с Александром Васильевичем Суворовым, являлся одним из самых известных и популярных полководцев Российской империи в массовом сознании советского общества.
Другой сложностью при создании фильма оказалось несоответствие возраста исполнителей и их исторических прототипов. Пятидесятипятилетнему Гиули Ясоновичу пришлось сыграть эпизоды разных жизненных отрезков Петра Ивановича Багратиона в возрасте от 34 лет (время похода через Альпы) до 47 лет (время его ухода). Нет соответствия возраста и в образе императора Александра Благославленного в исполнении Виктора Мурганова (ещё одно возвращение к «Войне и миру», где он же более двадцати лет назад сыграл ту же роль императора) и супруги Петра Ивановича Екатерины Павловны Багратион (Скавронской) в исполнении красавицы советского кино 70-х-80-х Ирины Алфёровой. И только в образе старшей дочери императора Павла Первого Екатерины Павловны (очень важная часть жизни Петра Ивановича) появилась молодая обаятельная актриса Ирина Малышева.
Чем же силён фильм «Багратион»? На мой взгляд, уважением к идее честного благородного служения Отечеству. И в этом смысле образ генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона как и образы других полузабытых героев Отечественной войны 1812 войны подходит очень хорошо. С исторической точки зрения Петра Ивановича можно упрекнуть в эмоциональном и чересчур импульсивном поведении, недальновидном стратегическом мышлении, но в честности и искренности его поступков и стремлению к благородству упрекнуть очень сложно.
Фильм «Багратион» совместное производство двух киностудий «Мосфильм» и «Грузия-фильм». Грузинских мотивов в фильме не так много. Но когда они появляются, то согреты такой безграничной любовью к этой прекрасной земле, что остаются в памяти надолго. И прекрасный образ дикого белого коня (традиционно на Кавказе связанный с рождением и смертью) в начале и финале фильма вносит удивительное поэтическое настроение в ткань исторического повествования о жизни знатного грузина по крови (неразрывно связанного с родиной предков) и русского по духу (преданно служившему Отечеству).
И может быть в будущем какой-нибудь талантливый российский режиссёр в своём историческом фильме тактично и с уважением представит трогательную грустную сцену, в которой верный сын Отечества русский полководец Пётр Иванович Багратион в сердцах обвинит в «нерусскости»,измене и многом прочем нехорошем другого верного сына Отечества русского полководца Михаила Богдановича Барклая де Толли (который по мнению некоторых историков, сыграл главнейшую роль в спасении Отечества своим блестящим стратегическим талантом) и в этом будет высший исторический смысл того времени, в котором честь и достоинство русского офицера было не пустым звуком.
А покамест можно пересматривать шедевр Сергея Бондарчука «Война и мир», романтическо-поэтическую «Звезду пленительного счастья» Владимира Мотыля, молодецко-приключенческий «Эскадрон гусар летучих» Никиты Хубова, Станислава Ростоцкого и уважительно-биографический «Багратион» Гигули Мгеладзе и Гиули Чохонелидзе.
Моё мнение — хорошо.
7 из 10
22 ноября 2018