Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Приказано взять живым |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Живолуб |
сценарий: | Александр Антокольский |
видеооператор: | Михаил Якович |
композитор: | Евгений Крылатов |
художник: | Владимир Душин |
жанры: | боевик, триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 мая 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
«И вновь пограничную службу несём, и вновь на приказ отвечаем мы «Есть!» Далеко далеко отсюда наш дом, и всё-таки он начинается здесь…'
Кто периодически смотрит фильмы о пограничниках, не может не заметить «связь времён»: что в 1934, что в 1984 годах внутренняя «сюжетная начинка» остаётся одинаковой — быт заставы, тревога, задержание нарушителя. Впрочем, именно ради этих трёх составляющих фильм о границе и снимается. Но есть одна «переменная», которая сильно изменилась с течением времени. Многие картины начинаются с приезда нового начальника заставы, а вместе с ним — его молодой жены. Естественное и вполне закономерное начало семейной жизни боевого офицера. Только «боевая подруга» изображена во многих картинах совсем не так, как жена героя Юматова Любовь Андреевна в знаменитых «Офицерах». Вот и здесь Александра Яковлева сыграла странный персонаж. Её Александра (в картине все главные персонажи носят имена самих актёров) — это большой минус картине.
Я говорю не о том, как сыграла актриса, а о персонаже, придуманном Александром Антокольским. Саша Астахова — персонаж утрированный. Она выглядит инфантильной истеричкой, которая (словно маленький ребёнок) не понимает куда приехала. Какие-то детские обиды, и это притом, что она закончила ВУЗ и является педагогом, то есть человеком, назначение которого — обучение и воспитание. Всё это как-то не вяжется с поведением её героини на протяжении всего фильма. Другой аспект — это главный герой Алексей Астахов в исполнении Александра Аржиловского. В 36 лет играть пусть даже старшего лейтенанта — явная натяжка. Да и как главный положительный герой он тоже здесь не на высоте. Прекрасный дуэт получился из Михаила Пуговкина и Веры Васильевой. Старшина заставы и фельдшер — это положительный антипод молодожёнов Астаховых. Кроме того, песня пограничников в исполнении Пуговкина является безусловным украшением картины.
Теперь о самом главном. Финал картины о пограничниках — это, разумеется, погоня за нарушителем. Нарушителя подобрали фактурного. Арнису Лицитису не привыкать играть злодеев разного уровня (впрочем, как и харизматичных положительных героев). Вот только специфическая внешность сразу заставляет видеть в нём недруга. Лацитис сыграл отлично, чего не скажешь о логике поступков его персонажа. Диверсант-профи, каким его показали в фильме, никогда не оставляет свидетелей — это к эпизоду с мотоциклом. Кроме того, вся эта накрученная история с погоней, в которую, наверное, вовлекли все имеющиеся средства погранотряда, выглядят весьма неубедительно. Понятно, что истинное положение дел никогда в художественном фильме не покажут, но зачем намеренно делать сюжет ещё более неправдоподобным? Это я к тому, что «начали за здравие, а кончили за упокой»: преследование нарушителя начинается на грузино-турецкой границе, а заканчивается на руинах знаменитой бронебашенной 35-й батареи, которую немцы назвали «Максим Горький».
Зачем понадобился такой «финт»? Героическая оборона 35-й батареи — это отдельный рассказ о беспримерном подвиге советских солдат. Зачем понадобилось, походя его показывать? К тому же — в таком плачевном состоянии. Это сейчас там мемориальный комплекс, а тогда одно из наиболее мощных фортификационных артиллерийских сооружений береговой обороны Главной военно-морской базы Черноморского флота СССР выглядело свалкой мусора. Если создатели картины хотели подобным образом изобразить закономерную судьбу шпионов всех мастей, то это выглядит стрельбой из пушки по воробьям — кто такой этот диверсант Олав, чтобы его поимку показывать внутри круга, каждый сантиметр которого полит солдатской кровью…
P.S. За один эпизод прощания кинолога Ченцова (Александр Яковлев) с собакой Диком фильму можно легко простить половину огрехов — сильная и крайне эмоциональная сцена, заставляющая всегда помнить, что мы во ответе за тех, кого приручили…
13 апреля 2018