Парад планет
7.2
7
1984, фэнтези, драма
СССР, 1 ч 36 мин
12+

В ролях: Сергей Никоненко, Александр Пашутин, Борис Романов, Елена Майорова, Лилия Гриценко
и другие
Шестеро сорокалетних мужчин из разных социальных слоев встречаются на военных сборах резервистов, последними в их жизни. По окончании сборов, пропустив свой поезд, они решают съездить до ближайшей деревни, но поездка оборачивается наполненным странностями путешествием.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Парад планет

год: 1984
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Владимир Шевцик
композитор:
художники: Александр Толкачёв, Роза Сатуновская
монтаж:
жанры: фэнтези, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 ноября 1984 г.
на DVD: 21 апреля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма

Постеры фильма «Парад планет», 1984

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Парад планет», 1984

Парад планет

- В нашем полку прибыло! Еще шесть покойников!

- Ура! Закурить у кого найдется?

Первая половина восьмидесятых. Война в Афганистане в самом разгаре. Абдрашитов снимает свой 'Парад планет' - историю о том, как зрелые мужчины комфортно чувствуют себя на военных сборах. Неожиданным образом мужчины, никак не связанные между собой, находят друг с другом особое, почти мистическое единство.

Абдрашитову, как мне кажется, было совсем не интересно рассказывать о тактических занятиях. Он сделал ставку на иррациональное - показав эмоциональную часть путешествия. Мужчины будто преображаются. Совместное плавание голышом, беседы у костра, танцы с девушками, зачарованный просмотр парада планет... Это дает их скучной жизни новый заряд эмоций.

Как забыть Олега Борисова, который вернувшись в город, как мантру повторяет позывные товарищей. 'Карабин... Кустанай'. Всем своим видом он показывает потерю - он оказался лишенным чего-то...

Вообще, Олег Борисов умудряется в этом ленте солировать находясь в ансамбле выдающихся артистов. Он сумел подстроить настроение своего героя под общий рефрен фильма.

Да... Лента в полной мере соответствует своему первому названию - 'Сборы'. Она о военных сборах. И я считаю, что в ленте было не без пропаганды. Но Абдрашитов подал все неимоверно лирично, сочетая самые обычные виды с выразительной музыкой и содержательной подсветкой. Он позволил каждому из зрителей предложить свое толкование этой ленты будто предваряя моду на 'Город Зеро', 'Зеркало для героя' и иные проявления сюрреализма в советском кинематографе 80-х.

На этом можно было бы и закончить, если бы не одна деталь. Ключевые сцены в фильме содержат в себе неистовое напряжение, предзнаменование неотвратимых событий. Это и встреча с чужой матерью, по ошибке принимающей Олега Борисова за своего сына, и кроваво-красный оттенок реки в котором бойцы проводят омовение, и признание того, что солдаты внезапно погибли... Ну и сама сцена совместного просмотра парада планет. Без сомнения это было предзнаменование большой войны.

Это беспокойство имело свои причины. За год до выхода ленты на экраны подполковник 'Серпухов 15' Станислав Петров решил, что срабатывание системы о ракетном ударе со стороны США ложное... Это, равно как и другие, обстоятельства тогда не были тогда обнародованы, но кажется, что Абдрашитов, сквозь строк, интуитивно, вывел формулу особой тревожности, погрузив в нее зрителя.

- А нечего ждать. Вас нет, не видно и не слышно. вы пали смертью храбрых. Благодарю за службу!

7 из 10

12 января 2024

Парад планет

Являясь поклонником всего того, что связано с космосом, до недавнего времени не был в курсе существования фильма ' Парад планет'. Сия новость меня обрадовала, но посмотреть полностью этот фильм смог только на днях, до этого смотрел только фрагментами.

Стоит отметить, что такое явление как парад планет - редкое зрелище со всех точек зрения. Но в 1980-х годах происходило сразу 2 крупных парада планет - 10 марта 1982-го года и в ноябре-декабре 1989-го года.

По всей видимости фильм так или иначе имеет отношение к параду планет, произошедшему 10 марта 1982-го года.

Если рассматривать этот фильм по принадлежности к тому или иному жанру, то я бы отнес его к социальным драмам. Режиссер фильма Вадим Абдрашитов - имя довольно известное в кинематографе, но лично мне не доводилось смотреть его киноработы.

Нам показана история из жизни шести мужчин среднего возраста, волею судьбы оказавшихся на военных учениях, проходящих для лиц, находящихся в запасе. По всей видимости последними для них в жизни. На примере этих среднестатистических граждан СССР мы можем представить, что же это такое - военные сборы резервистов. Также хорошо просматривается задумка режиссера - принадлежность каждого из так называемых резервистов к разным социальным группам и установлению в этой разношерстной среде нормальных взаимоотношений. Тут тебе и интеллигентный ученый-астроном Герман Костин (Олег Борисов), и работник мясной секции в продовольственном магазине, то ли по фамилии, то ли по прозвищу Султан (Сергей Шакуров), и другие персонажи со своими непростыми характерами, обусловленными их гражданскими профессиями.

События в фильме - летние военные сборы, по всей видимости в 1984-м году или годом ранее. Место действия - сельская местность, пригодная для ведения военно-штабных учений. Природа этих мест вполне себе обыденная - луга, поля, леса и водные артерии, будь то пруды или реки.

Самое интересное начинает происходить примерно с середины картины, во время выполнения группой этих ' бойцов' задания вышестоящего командования. Дальнейшие события нет смысла описывать, так как фильм предназначен скорее для узкоспециализированной аудитории, нежели для широких масс.

Стоит также заметить хороший женский кастинг. Выбор актрис на эпизодические роли довольно удачен. Анжелика Неволина, та, которую мы видим обнаженной, заходящей в реку в одном из фрагментов. Лидия Ежевская - девушка в очках. Елена Майорова - в эпизоде со странно танцующим персонажем Алексея Жаркова (Слонов). Другие актрисы тоже запоминаются, но менее известны широкой публике.

Запоминается также эпизод встречи необычного ' отряда ' со странным дядькой возле реки около казенной лодки, оказавшимся еще одним интеллигентом, но химиком (Борис Романов) и впоследствии присоединившимся к городским ' странникам.' Тоже интересный сюжетный ход.

Игра актеров впечатляет, не оставляет равнодушным. Особенно выделяется образ ученого-астронома Германа Костина в исполнении Олега Борисова. Хорошо показан характер советского интеллигента, задействованным в малоизвестной сфере гражданской деятельности.

Еще раз хочется повторить, что фильм сложен для просмотра, может вогнать в состояние недоумения или непонимания происходящего по причине своей узкой кинематографической профильности. Поэтому рекомендован для повторных просмотров.

24 ноября 2023

Как фильм-ощущение эта картина очень хороша, она вырывает на время просмотра из реальности и переносит в параллельный мир, где всё выглядит как обычно, но творится что-то непонятное, и это позволяет помечтать и о чём-то подумать. Возможно, для этой «утилитарной» цели картина излишне перегружена тревожной музыкой, но в остальном всё великолепно для слуха и для глаза: натурные съёмки, неподдельные эмоции, бесхитростные разговоры мужиков, простые человеческие желания, пышная природа средней полосы, «букет» красивых женщин, и многое другое. Но этих пазлов всё-таки мало для складывания в понятную гармоничную картину. Как минимум, логику тут искать не стоит (за исключением лежащей на поверхности, а это, понятно, не тот фильм).

В целом картина чем-то очень напоминает «Город Зеро», только там сплошная метафора, которую нужно «расколдовывать», а здесь сплошная муть. Просто муть.

Сюжеты такого рода можно толковать по-разному, и каждому будет видеться своё, поэтому каждый будет по-своему прав. Легко могу накидать множество смыслов этого фильма, и скрытых, и лежащих на поверхности, и всё это будет чистая правда, хрен оспоришь. Наверное, поэтому многие «киноведы» сообщают о понятных им смыслах тех или иных эпизодов фильма, всей картины в целом, преподносят это как своё открытие или как очевидную истину. Однако всё это жонглирование догадками либо явная натяжка совы на глобус. Невозможно утверждать наверняка, что означал, например, взгляд человека в такой-то момент в такую-то сторону. Можно лишь интерпретировать это на свой лад. (Кстати, много мемных картинок на эту тему, когда людям «очевидно», о чём думает их ближний; яркий пример – «опять о бабах думает» во множестве вариантов).

Соглашусь лишь с утверждением, что разные детали фильма, даже мелкие, даже ракурсы камеры, имеют тут свой особый смысл. Вместе с этим утверждаю, что этот понятный режиссёру смысл он не смог убедительно донести до меня. А я не верю, что толковый режиссёр Абдрашитов намеревался ограничиться здесь очевидными истинами, типа, мужики вырвались из города и здорово оттянулись на природе.

Также сомневаюсь, что создатели фильма закладывали именно те смыслы, которые увиделись мне. В результате получился типичный артхаус, но советского разлива, и это крайне нехарактерно для советского кино. Может быть, именно поэтому, – ввиду своей необычности, – фильм до сих пор воспринимается зрителями «старой школы» с таким энтузиазмом и очарованием. Недаром же эти самые любители зауми так дружно ссутся кипятком от «Сталкера». Короче, фильм не для всех.

Вывод. Поставил 3 из 10 за умело отыгранные роли и яркий актёрский состав, остальное – муть. Не стоит потраченного на просмотр времени.

5 ноября 2023

По орбите.

Что люди видят, глядя в небо?

Герману Костину уже за сорок. Он астроном. И он просто живёт по наитию, даже толком будто не понимая для чего. Но вот должно произойти периодическое астрономическое явление, во время которого планеты на небосводе Земли выстраиваются в один ряд, или же находятся на одной прямой относительно Солнца, а его призывают на военные сборы резервистов, где он встречает своих знакомых по предыдущим сборам, и вместе им предстоит уникальное путешествие.

Словно бы как те же планеты, сойдясь в одной точке, группа разношёрстных персонажей начинает своё движение из своего прошлого к своему будущему, окружённые фантастическим наваждением атмосферы какой-то обречённости и даже жути (не зря о природе происходящего нас предупреждают в начале надписью). В этом отношении фильм схож с 'Городом Зеро', который выйдет спустя четыре года, - только там главный герой пытался выбраться из замкнутой местности, осознавая фантасмагоричность всего вокруг и искал спасения от города, а здесь главные герои стремятся добраться до города, их спасение в нём, где привычное настоящее, и они просто идут вперёд и лично для себя не стремятся что либо объяснить - это задача исключительно для смотрящего.

Данный фильм является примером артхауса, который не преподносит смысл на ложечке, но и не пытается запутать показным мудрствованием, а помимо выверенной драматургии и режиссуры благодаря блестящей игре всего актёрского ансамбля не пропадает интерес к событиям, и это особенно касается исполнителей главных ролей. В них всех видишь тех, кто давно не встречался и теперь идёт весёлой компанией, однако, учитывая параллели со схождением планет, как явления временного, становится немного грустно.

Фильм, который, как ни странно, наверное, становится особенно актуален с возрастом.

11 марта 2022

Для чего всё было?

В детстве я очень любил фантастику, но по телевизору ее почти не показывали. И вот, увидев однажды в программе фильм «Парад планет», я буквально прилип к экрану — космос, а значит, фантастика!

Помню, я ничего не понял тогда (пятый класс), но просмотрел фильм до конца, не отрываясь. Это яркое доказательство того, что лента сделана мастером и несет в себе суть, которая ощущается даже ребенком.

К счастью, в очередной раз я посмотрел фильм уже после тридцати лет. И сейчас попробую объяснить, почему «к счастью». Хотя и так понятно — до этого фильма нужно вырасти.

Вначале хочется сказать (как бы странно это ни звучало), что это фильм мужской и для мужчин. Мне кажется, что даже самые пытливые и чуткие из женщин, просмотрев его, скажут: «Ну да, неплохо, но вовсе не экзистенциально»

Фильм «Парад планет» — это лента об извечной мальчишечьей нежности мужской души. Той нежности, которая отрицается обществом и потому загоняется в самые потаенные уголки этой самой души.

Это рассказ о полёте в его высшей точке, после которой ты понимаешь, что дальше — только снижение. Как самолет — вот он набирал высоту, сверкая в лучах восходящего солнца, вот он уже выше всех, и вдруг наступает момент, когда кончилось топливо. И тебе остается только планировать. И кто-то дотянет до последнего аэродрома, а кто-то воткнется в болото, не рассчитав траекторию…

Фильм «Парад планет» — это фильм о неясной, невыразимой, но явно ощутимой тоске. Это тревожный и чуть обреченный взгляд в будущее, контуры которого тебя уже ясны. А раз так — наступает время осмысления своего жизненного полета (благо, дальше тебя несет по инерции).

«Парад планет» — фильм-раздумье, фильм-размышление. О женщинах, родителях, старости, жизни и смерти. Это вечный вопрос: «Для чего все было?»

И, что самое парадоксальное — это фильм не об одиночестве. Группа мужчин, объединенных общей целью и общим путем, стремятся найти ответ на один и тот же вопрос и потому не могут быть одиноки.

Фильм осенний. Его надо смотреть не в сентябре даже, а позже, когда уже видна изморозь. И, повторюсь, это фильм не для молодых. Чтобы его ощутить и принять, надо вырасти, накопить вопросов, испытать безнадежность и потребность вглядеться вперед в попытке ответить на вопрос: «Для чего всё было?»

4 июля 2020

Российский кинофильм времён Советского Союза «Парад планет», снятый к/р Вадимом Абдрашитовым по сценарию А. Мендадзе представляет собой для современного зрителя совершенно неожиданное зрелище: с первых же секунд фильма ты просто не в состоянии поверить в то, что он снят в 1984 году — практически полное отсутствие диалогов во вступительной части, «живые» лица и образы актёров (в кои-то веки в советском кинофильме), но самое главное потрясающе атмосферная и, как кажется, совершенно современная работа оператора, отсылающая нас даже к таким титанам современности как «Интерстеллар». И даже уже этого хватает, чтобы «отвисла челюсть», чтобы заново пересмотреть своё отношение к советскому кинематографу, чтобы задуматься над тем, почему европейские и голливудские режиссёры так часто воздыхают по Тарковскому и иже с ним.

Но не всё так радужно. «Почти фантастическая история» так и остаётся «почти» идеальной историей на стыке нескольких киножанров, но ни одной из них не являющейся. Для фантастики слишком скупо, для триллера пространно, для драмы — нет прецедента. Но САМОЕ проблемное это в очередной раз навящивый милитаризм и советская (около)пропаганда. Смешно сказать — танки стали входными и выходными воротами для наших героев, которые после внезапно окончившихся для них военных учений буквально с криками «Ура» и скинув с себя лишнюю одежду без лишних измышлений бросаются в реку «вечной», а значит «настоящей» жизни. Жизни, которая долгое время являлась развоплощённым мифом для советского, а особенно предперестроечного человека, заключённого, но уже хотя бы не беспросветно в ветхие цепи сомнительных обязательств, укладов и понуждений. Но помимо вышесказанной риторики в фильме присутствует лёгкая, даже беззлобная ирония. Попытка в тишине (а «в космосе никто не услышит твоих криков») и без омрачающих душу колебаний раз и навсегда прорвать все оцепления, ступить на новый уровень, вырваться наконец «туда», на ту сторону реки, где поле, лес, а ночью костёр под открытым небом, которое всегда выслушает и сохранит любые секреты потерявшихся путников. Будь то учёный, водитель или продавец.

Понятен корневой замысел создателей — это не фильм-притча, это — бунт, но ещё тихий и осторожный, вместе с тем бунт моральный и подозревающий. Более того, часто на ум приходят параллели с античными сюжетами, где можно встретить и Гомера с Платоном и работы Антониони с Пазолини. И работа вылепленная из различных одухотворённых содержаний, саморефлексий и интенций всё же остаётся детищем, говорящем на своём собственном языке, выкристализованным бытием непосредственно того и только того места и времени откуда к нам пришёл этот невиданный истукан.

Парад планет (как астрономическое явление) сакральное и вместе с тем мистическое действо, несущее в себе знак некоего высшего, почти запредельного, а значит крайне редкого порядка, удачной упорядоченности. Надежды. Так и нашим героям остаётся лишь надеяться, что всё было (а оно было) не зря; что их жизни не были пусты и бессмысленны и что они не молча растворились в пустоте, а всё-таки сумели оставить на Земле после себя хоть что-то.

3 мая 2020

8 1/2 советского кинематографа?

Это история о кризисе среднего возраста у нескольких мужчин. Да, они попали в странно-мистические обстоятельства по пути с военных сборов. Да, ощущение что они попали в безвременье есть, когда не надо бежать на работу, встречать жену, детей. А что делать тогда?

Мне кажется что мы просто видим их мир. Не какие-то образные царства мертвых или город женщин. Это просто медитативный мир среднестатистического мужчины, заставленного волею обстоятельств подумать о смысле жизни. Вот искушения в виде женщин, которые уже не искушают. Вот царство смерти в виде дома престарелых, которое уже не пугает. Точнее пугает, но к 42 годам ты уже смирился. Это герой может сравнивать деревню с городом женщин. Это в его воображении он такой, куда он так рвался раньше и вот выдались 2 денька.

История о том, как военные сборы закончились на 2 дня раньше и мужчины оказались предоставлены сами себе. Их главный поступок в этом фильме это то, что они не уехали домой, а решили погулять или покутить. Но в 42 кутежа уже часто не получается. Для меня этот фильм о кризисе среднего возраста. О переоценке ценностей.

Но наша грядущая перестройка все перетянула на себя. Предчувствие перемен. Да нет, этот фильм можно переснять в наше время и он будет актуален. Человек наедине с самим собой и с теми, кто случайно оказался рядом с ним. Вся наша жизнь, работа, учеба — это набор обстоятельств и случайных людей, разбавляющих и упорядочивающих наше одиночество. Герои вроде бы не испытали острых ощущений, не ловили маньяка, не спасали деревню от пожара. Но для героя, который в городе после побежал с ними увидеться — это было переломное, важное время. Он боялся, не сон ли это. Не помню кто был главным героем, Борисов, или кто-то другой. Конечно для героя Борисова, мечущегося интеллигента, это наиболее характерно. Таких же героев играл Янковский в «Полетах» или где-то там. У нас весь кинематограф такой был. Задумчивый Даль в «Отпуске сентября». Это прямо герой советского времени. В «Зеркале для героя» герои (простите за тавтологию) тоже попадают в другую реальность, да и в «Кин-дза-дза». Это все похожие высказывания, в разной степени которые тоже можно упрекать в предрекании конца режима.

Мне кажется Миндадзе Абдрашитов снимали своего Феллини. 8 1/2 или «Город женщин», но очень близко по сути. Поэтому и получилось так хорошо. Михалков переснимал Серджио Леоне и это до сих пор его лучший фильм. Шахназаров снимал «Город зеро» снимая кальку с Бунюэля, и тоже решили что этот фильм предвестник перестройки. Каждый рад обманываться так, как ему хочется.

22 июля 2019

Ах, как же я любила по молодости этот советский артхауз! За неимением другого, конечно. Сейчас-то всё это смотрится с грустной улыбкой и только ради ностальгии.

Тем не менее мощнейшая харизма Борисова и Никоненко создают должное напряжение буквально на пустом месте, то есть при нулевом сценарном материале. Их магнетизм и засасывает зрителя в фильм всё неотвратимее, как в водоворот, и ты уже, как под гипнозом, следуешь за ними и хочешь, чтоб это длилось, длилось… Впрочем, и остальные актёры — мастера выше среднего уровня. Каждый из них способен в одиночку вынести на себе фильм (и выносил). Я иногда думаю, что возможно излишне собирать в одном фильме несколько ярчайших талантов, так как лично моё внимание рассеивается, а удобнее смотреть кино, у которого один центр. Но это ни в коем случае не претензия к кино, ни к этому, ни к любому другому с блестящим актёрским ансамблем, а просто моя личная проблема.

Чудо как хороша Анжелика Неволина, и как женщина, и как актриса! Когда я слышу, как наши знаменитые актёры (да вот хоть бы и её отчим) страдали из-за того, что что-то там недоиграли, что где-то их недооценили, я всегда вспоминаю тех талантливых, неординарных личностей, которых никто (или почти никто) не знает просто потому, что им меньше повезло.

С юности пронзила мне сердце эта сцена:

— Возьми меня с собой!

— Куда тебе со мной? Там ничего нет.

Казалось бы, как это ничего, у Костина семья, и почему не сказать об этом прямо? Но семья — «ячейка общества», а в этом внесоциальном пространстве, куда попали герои фильма, они утратили все социальные признаки: образование, профессию, семейный статус, даже имя, и остались просто Мужчинами, первобытными бродягами, живущими инстинктами. И именно здесь они находят свой внутренний центр, ядро своей личности, и другого мира для них в данный момент действительно не существует. Может, это плохо, может даже безнравственно, но против правды не попрёшь: только выпадая из социума мужчина и женщина становятся Мужчиной и Женщиной.

7 из 10

27 января 2018

«Парад планет» — фильм-притча о поисках смысла жизни. Состоит из нескольких взаимосвязанных частей, в которых затрагиваются отдельные глобальные проблемы: мужчина и женщина, отцы и дети, добро и зло.

По сюжету «Парад планет» перекликается с «Одиссеей» Гомера. Зловещие циклопы представлены в виде обшарпанных, но вполне боеспособных танков. Сирены, нимфы и гетеры показаны в образах среднестатистических совковых тружениц-соблазнительниц, плотоядно охотящихся на беззащитных особей мужского пола. Мрачно-футуристический дом престарелых напоминает зловещее царство мёртвых со своими потусторонними примочками и загадочными химиками-харонами.

В «Параде планет» перед нами всплывает поблекшая незастойная фотография времени, которое позже назовут застойным. Харизматичный Сергей Шакуров, обаятельно-гадючный Алексей Жарков, задумчиво-отрешенный Борис Романов и, конечно же, непревзойдённый лицедей-искуситель Олег Борисов — это надо видеть!

«Парад планет» — очень тонкое авторское кино для настоящих гурманов и один из самых недооценённых советских фильмов. Этим фильмом Абдрашитов так высоко поднял собственную кинематографическую планку, что взять ещё раз эту высоту ему удалось только однажды — во «Времени танцора».

Кстати, благодаря киношному «Параду планет», я узнал, что такое парад планет как астрономическое явление.

10 из 10

21 ноября 2016

Как известно, всякого рода астрономические явления, космические пертурбации, да даже изменение погодного ландшафта неизменно влияют на человеческое сознание, настроение и некую самоидентификацию, как достигая своим влиянием апогея в отдельных личностях, так и в целых массах. Как известно, некие значимые события, приуроченные к религиозным датам, массовым празднествам, общественно значимым реалиям могут доводить отдельных личностей и их группу, массу, толпу в совокупности до истерий, беспорядков, экстаза или до целенаправленных сплочений, идеологий и следованиям принципам, соответственно, этим можно управлять. В качестве примера можно взять всякого рода концы света, проблемы 2000-го года, давки в Мекке и прочих снисхождениях благодатного огня, террористические угрозы наконец. Событие может обернуться хаосом или наоборот венценосным экстатическим просветлением, в то время как ничего мистического и сверхъестественного в этом, естественно, нет. Главенствующую роль играет групповая приобщённость и общий эмоциональный порыв.

Парад планет — астрономическое явление, при котором некоторое количество планет Солнечной системы оказывается по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. Явление редкое, значимое, а следовательно могущее вызывать все вышеуказанные штуки, ещё сильнее — если присовокупить к этому идеологическую основу и следствие.

СССР, поздний застой. Шестеро сорокалетних мужчин, чья жизнь давным-давно устоялась и представляет собой наезженную колею, вдруг оказались выдернутыми из социально-общественной и семейной оболочки, многолетнего рутинного быта, повестками отправившись на военные сборы. Игра «в войнушку» закончилась, всем «спасибо»… но огонёк в глазах-таки засветился — зачем возвращаться к ежедневной одной и той же жизни, если впереди ещё несколько свободных дней ? Отправившись на конечный пункт военных учений — деревню Гуськово — герои сами того не понимая, попадают в некое трансцендентальное искривление времени, пространства и сущности, сплочённой группой путешествуя по руслу своей жизни, молодости и старости…

Обобщая разъединённые относительно социальных и культурных слоёв и выполняемых в обществе функций личности, дуэт Абдрашитов-Миндадзе (по мотивам романа Евгения Гуцало) соединяет в единое целое внутреннего мира представителей интеллигенции и пролетариата, конформистов, алкоголиков и астрономов, архитекторов и мясников, выявляя общую проблематику этой самой внутренней стагнации как отдельно взятой личности, так и группы, массы, страны. Сорок лет — к прошлому не вернёшься, а будущее видится таким же, как и вчера. Мальчишеская игра в танчики и пушки возвращает живость в глазах мужиков — как, и это всё, уже домой, а откуда взялись эти ракеты, и как это мы могли погибнуть смертью храбрых — обсуждение недавних боёв ещё ведётся после завершения сборов.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой

Группа отправляется в Гуськово, с чего и начинается «перешагивание за пределы», «выход за пределы», transcendens — сорокалетние мужчины выходят за пределы своей юности из танчиков к молодости и девушкам. Удивительно, но всё это Гуськово оказывается заселено одинокими томными красавицами с грустными глазами — что может быть прекрасней: танцульки, обнимашки, слово за слово и так далее. С каждым пределом всё больше и больше раскрываются характеры героев, каждый из мужчин более окунается в себя и свою жизнь, смотрит на неё со стороны, на своё одиночество, смысл своего существования, чему, несомненно, способствует группа. Периоды, пределы, как и в жизни, летят слишком быстро — вчера ты закончил школу, сегодня у тебя жена и двое детей, а завтра ты в доме престарелых. Абдрашитов лишь быстренько обрисовывает края этой замкнутой в самой себе притче о вечном поиске смыслов, как замкнуты герои в своих орбитах, как планеты. Общие купания голышом в реке быстро надоедают: «бабы — пять минут удовольствия». Герои оставляют забытых девушек и остаются в одиночестве на острове, сидя перед костром и переходя к пределу взрослости и мужской дружбе, вспоминая и обсуждая своих жён, вдруг приходя к общему радостному мнению, что вот-то они настоящие друзья и настоящие отношения.

Наконец, вербуя бедного химика-органика в отпуску, герои через реку Стикс отправляются в старость, царство мёртвых. Атмосфера дома престарелых тревожно-пугающая и нагнетает страх, что подчёркивается и музыкой, и толпами стариков и старух, которые лезут в кадр словно неспешные зомби из фильма ужасов, увидевшие живых. Здесь герои обретают свои альтер-эго, а герой Олега Борисова подыгрывает сумасшедшей старушке, которая принимает его за сына, вдруг сам понимая, что рассказать ему о своей серой рутинной жизни практически нечего. Приближение парада планет сплачивает, подытоживая некий общий путь героев, заканчивая их «выходы за пределы», возвращая в прежнюю оболочку, город и общество.

На всём протяжении картины Абдрашитов сохраняет некое чувство устоявшегося одиночества и замкнутости. Герои им не противятся и не пытаются преодолеть, здесь нет тревоги и страха — они просто существуют и въелись в их сущности. Казалось бы такие разительные смены обстановок и пространств практически не влияют на них, они в них даже не участвуют, словно смотря со стороны на происходящее, словно проживая в очередной раз один и тот же путь, зная, что было в начале, и что будет в конце. Некая почти бездушная бесплотная абстрактная предопределённость, как день сменяет ночь (чему вторят даже панорамные природные кадры) — надо ли это, не надо ли это, есть ли в этом смысл или нет, повлияло ли как-то это путешествие на героев или нет ? Они просто вернулись в город и разошлись каждый своей дорогой, уже прежде больше никогда не увидевшись. Измениться ли что-то после этого путешествия ? Абдрашитов не даёт ответа. И они вовсе не устали жить, они хотят и могут жить. Быть может должен случиться некий другой парад планет, но не в этом странном и вымышленном приключении, а в обществе и социальной системе, государстве, душах и людях ? Режиссёр предрекает перестроечное время и перемены, тишину перед бурей, застой идей и ценностей…

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ.

Сигареты в руках, чай на столе — эта схема проста,

И больше нет ничего, все находится в нас.

Перемен! — требуют наши сердца.

Перемен! — требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах,

И в пульсации вен:

«Перемен!

Мы ждем перемен!»

28 июля 2016

Парад планет

«Парад планет» — драматургически почти бесплотная, неосязаемая картина Миндадзе и Абдрашитова. Наверное, никогда их стиль не был и не будет столь символически зашифрованным, странным, практически нечитаемым рядовым советским цензором и зрителем. Шесть представителей разных социальных слоев, вырванные из знакомого им контекста, оказываются в безымянном пространстве, фактически покидая свое время (поздний «застой»), для того чтобы пройти духовный путь, в котором «я» каждого из них раскрывается самым причудливым образом.

В ленте нет не то, что экшна, но даже кульминационных сцен, в которых приоткрываются тайны человеческих характеров, ибо все в нем зашифровано, герои переживают драму внутри самих себя, почти не разжимая зубов, никак не говоря о том, что происходит внутри них (за исключением более или менее психологически традиционной сцены у костра). О чем же эта драма? Смысл ее — в названии: герои (а вместе с ними и люди «застоя», ибо «Парад планет» — притча прежде всего об этом времени), как монады Лейбница, как замкнутые сами на себе миры, планеты, на короткое время оказываются вместе, чтобы прожить вместе ряд запоминающихся минут, а потом вновь разойтись по своим галактикам.

О персонажах мы почти ничего не знаем, кроме того, что герой Борисова — астроном, Жаркова — алкоголик, а Никоненко — слабовольный конформист (о других — мы и этого не знаем), но при этом в загадочной сцене танцев они показывают себя по-разному, давая нам кое-какую информацию о себе. Людям «застоя» (как советского, так и теперешнего) не нужен диалог, они замкнуты на своих частных, бытовых или мировоззренческих делах, это люди-муравьи, не желающие поднять голову над общей возней, или просто замыкающиеся в себе.

Любопытен эпизод встречи с химиком — своего рода Хароном, благодаря которому герои путешествуют в царство мертвых — дом престарелых, в котором встречаются со своим сомнамбулическим прошлым. Герой Борисова буквально взят в осаду сумасшедшей старушкой, которой берется подыграть. Вранье его героя — как срез общесоциального вранья эпохи «застоя», когда все делают вид, что совершают некое общественное священнодействие, служат миру, при том, что большинство всего лишь прикидывается, а не искренне предано делу.

Наблюдая за парадом планет без специальной аппаратуры, герои будто ждут милости с небес, безэмоционально жаждут перемен, хоть к лучшему, хоть к худшему — не важно, сами же они волевым усилием неспособным ничего переменить. «Парад планет» удивительным образом рифмуется с более семантически прозрачным фильмом «Кин-дза-дза», в котором также путешествие в неведомые дали становится для героев открытием самих себя, столкновением с давно знакомыми реалиями.

Миндадзе и Абдрашитов решили перестраховаться и облапошить вездесущую советскую цензуру, создав энигматическое, странное повествование о бесцельном путешествии в никуда, зашифровав в нем эволюцию страны, которая больше не развивается, а буксует на одном месте. Эта своего рода парад чванства и тупости, ограниченности и мещанства, которое еще надо прочитать и понять. Удивительно как такое алогичное кино дали снять, ибо оно противится любым канонам формальной логики, как его не застопорили на стадии сценария, но тогда, видимо, давали снимать все, за исключением, совсем уж антисоветских вещей.

Таким образом, у Абдрашитова и Миндадзе получилась не столько социальная, сколько экзистенциальная притча о времени, которое стоит на месте, о людях, которые проживают свою жизнь замкнуто, сдерживая эмоции, хотя они — большей частью высушенным мумии, чем чувствительные персоны. Актеры, как не странно, почти не имея психологических опор, хорошо справились с экранным воплощением персонажей, создав краткие, но убедительные акценты. Сценарист и режиссер, создав кино в почти безвоздушном, абстрактном, лишенном всякой конкретики пространстве, не без усилия избегли главной опасности такого кино — превращения его в идеологическую прокламацию, они создали картину о времени вне времени, потому она и актуальна до сих пор. В эпоху нового «застоя».

11 июня 2016

«Парад планет», как предчуствие

Картина начинается тем, чем собственно и заканчивается. Странностью, и непонятностью окружающего вокруг тебя, и вроде давно известного пространства. Мужчины. Каждому давно за 40. Их 6 человек. Каждому приходит повестка в армию. Непонятная повестка, непонятные сборы, непонятный марш-бросок, непонятный обстрел непонятного противника, до которого так и не долетают снаряды. Дальше начинаются вещи, которые в конец запутывают, и не дают малейшего объяснения, но при этом, полностью погружая зрителя, в какой-то наркотический транс, в котором пребываешь, и никак не хочешь вылезать. Все эти события, начинаются и происходят на фоне парада планет, который бывает очень и очень редко. Мужчина как «биологический вид», воспринимается здесь как «высшая энергия всего сущего в мире». Мужская дружба, мужское братство, которое непонятным образом случилось во время этого парада, пытается показать какую-то закономерность, которая священна как «мантра», и непоколебима как сильное убеждение. События, которые произошли, с этими мужчинами выглядят как урок, как предназначение, ну или на худой конец как то, что должно произойти с каждым мужчиной, хоть раз в жизни.

31 декабря 2013

Парад планет случается 1 раз в какое-то нереальное количество лет. Так и герои этого фильма удивительного тандема сценариста Александра Миндадзе и режиссера Вадима Абдрашитова встречаются на военных сборах.

Они разные, порой кажется, что их ничто не объединяет. Тем не менее, вместе они переживают мгновения дружбы, мимолетной любви к женщине, приключений, боли. Будни и праздники, закономерность — случайность, обыденность и необычность, одиночество и единение — таковы антитезы фильма.

Парад планет, как и встреча людей, ярок, но недолог. На вопрос: «Почему мы больше не встретимся?» — нет ответа, мол-де так положено, закон такой — один раз собравшись, планеты обязаны разойтись. Даже если хочется — нельзя остаться! И город, безликий, шумный, ставит свои перегородки между этими людьми. Сошлись и разошлись «семь временнообязанных» по семи углам. Такова уж современная цивилизация — людей все больше, в пространстве они все ближе, а в реальности все дальше друг от друга. Они не безнадежны, способны еще и любить, и сострадать, но слишком часто забывают об этом, предпочитая безмятежное одиночество.

9 из 10

8 сентября 2012

Проводник

Есть просто художники, а есть творцы, которые погружают созерцателей их произведений в многогранный, причудливый мир иллюзий, в котором то, что видишь — является не тем, чем кажется. Вадим Абдрашитов по образованию физик. Его фильмы имеют четкую авторскую позицию и направлены на идею любви к своему дому, семье. Помимо созидания, режиссера волнуют надвигающиеся перемены: сохранение себя как автономной личности в отзвуках бессознательного предчувствия краха «старого» и прихода во власть «нового», трагическая обреченность обособленного (одинокого) человека и язвительно-горькая ирония на человеческий опыт в рамках этого общества.

Если после просмотра «Парада планет» не покидает ощущение, что побывал в загробном мире, где герои омывают тела в реке, будто перед погребением, затем отказываются от идеальных женщин, проходят по кладбищу к дому престарелых (меланхолично-осенние этюды операторской работы) — значит, создателю картины удалось вырвать зрителя из реальности. Точно так, Абдрашитов поступает с Костиным (Олег Борисов): в мире главного героя нет ни иллюзий, ни желаний, ни радостей. Уставший от слов и любви, мужчина живет отголосками призрачной детской мечты о звездах. Встреча с «матерью» (совесть Костина) дает надежду, что мир ирреальности заставит человека вспомнить, что жизнь прекрасна и стоит жить не только ради себя…

Сорокалетние мужчины, подружившиеся на военных сборах, «проваливают» задание и становятся «мертвым» (из-за мнимой ракетной установки). Не желая возвращаться, домой, к семье, или к отсутствию оной, они решают провести некоторое время вдали от города. Таким образом, начинается путешествие шестерки (идеальное число, символ целостности) по прошлому, будущему и настоящему. Встреча мужчин с женщинами носит философский характер: мужская мечта быть сильными с прекрасной половиной разбивается о женскую силу (герой Борисова отстранен на столько, будто бы пережил личную драму), другие герои сбегают из женского города к более «серьезным» целям (мужской дружбе).

Появление седьмого героя в ленте, несет символическое значение: химик (Борис Романов) — Проводник, которого по сути можно сравнить с паромщиком Хароном, в античности перевозивший по реке забвения и надежды людей в загробный мир. Химик проводит мужчин по тонкой грани, отделяющей жизнь от смерти. Это мир альтернативных вариантов, другой жизни, которая возникает «после смерти» и вместо нее и дает некоторые возможности, которые человек упускает, думая, что жизнь вечна и некоторые события неизменны.

9 из 10

22 августа 2012

предназначение мужчин

Когда через 25 лет снова смотришь понравившийся фильм, очень часто испытываешь разочарование. А в этой картине — ты вновь в завораживающем мире. Тебя вырвали из ежедневного колеса будничных забот, то, что казалось до зарезу важным, потеряло ценность. Это потрясающее чувство полной и ни с чем не сравнимой свободы. Абдрашитов удивительно смог передать это редкое состояние. А потом «Маленький цветок» и всё остальное, что было на с детства любимой, заезженной пластинке «Музыкального калейдоскопа» 60-ых годов, времени юности героев фильма, и режиссёра, и моего собственного. Ты в таинственном и притягательном мире свободы, о котором взрослые мужики сохраняют память лишь на самом краешке сознания.

Понятно, от чего свобода, но вот для чего столь щедро предоставил автор свободу своим героям? На военных сборах они ощутили ту степень мужского братства, ту надёжность дружеского плеча, которых лишено их обыденное существование. Забыты социальные границы и общепринятые предубеждения, которые их разделяют. Осталось только соединяющее — их мужская сущность. Поэтому и к учениям они относятся столь серьёзно: где ещё современный мужик может почувствовать себя воином, защитником. Поэтому они по-детски (всё-таки игра в войну) обижены, что противник применил ракету, исход не зависел от их мужества: им дали проявить свои лучшие качества и сразу объяснили, что это понарошку, значит, их подвиги не считаются, несмотря на благодарность начальства.

На что же употребить «неучтённое свободное время»? Вернуться в быт? Самим отнять у себя это счастье полной независимости? Наверное, если бы учения отменили с самого начала, они так бы и поступили. Но манёвры восстановили их мужскую сущность, и они уже сами будут воплощать своё предназначение. Куда и податься освободившимся мужчинам, как не в «город женщин», где они случайные гости и от них не ожидают судьбоносных решений? Но не ради флирта или соблазнения появляются они здесь. Эта раскрепощённая мужская сущность ищет душевной близости, женщин, которые живут с ними в одном ритме (танцы), в одном предощущении какого-то неясного им самим эмоционального чуда. И уважаемый депутат Василий Афонин вспомнил юношеское увлечение танцами, и это возвращение к себе. А вот архитектор Спиркин ещё не может в достаточной степени раскрепоститься, для него этот труд впереди. Но этот странный город с открытыми, а часто и болящими сердцами — не цель. Это только ступенька.

Они слышат неясный призыв высшего предназначения, и, теряя женщин, деньги и ключи, освобождаясь от всего, что имеет лишь временную ценность, отправляются дальше по своему непривычному пути поиска вечных смыслов (а ведь Спиркин и плавать-то не умел и потребности такой никогда не испытывал). Для осуществления этого нужно очиститься. И вот при свете костра они безбоязненно обнажают души в откровенных разговорах. Но это не похоже на откровенность пьяных компаний: не жалобы на несправедливость, не поиски сочувствия и жалости. Это разговоры с самими собой, со своей душой, признание своих ошибок. А дальше их ждёт Харон (химик-органик), чтобы перевести эту живую органику (в порядке исключения) в мир мёртвых. Он вовсе не страшен. После кладбища обыкновенный пансионат для ветеранов. И вот тут вечно хмурого, но закрыто- невозмутимого старшего лейтенанта Германа Костина его «мать» Анна Васильевна заставляет понять причины его неудовлетворённости жизнью. Важно вовсе не то, что все звёзды уже открыты, а то, что новое поколение уже не может так просто радоваться жизни, наслаждаться ею, как его предшественники. Они слишком сосредоточены на себе, своём успехе, общественном положении, производимом ими впечатлении (вспомните рассказ Султана о бывающих у него актёрах). «Путешественники» как бы ощущают своё место в этой вечной череде поколений, передающей накапливаемый нравственный опыт, освобождаются от ложных ценностей и проникаются светом истинных. А потом все (живые и мёртвые) смотрят на звёзды, как бы придавая вечному процессу поиска истины вселенский масштаб. Ведь редкое астрономическое явление — повод задуматься о вечности. После такого путешествия, прощания с Хароном, который временно их отпустил, город предстаёт перед ними пустым, лишённым смыслов, но они один за другим вливаются в обыденную жизнь. Остаётся послевкусие братства, но вряд ли они встретятся вновь, это ощущение сохранится в их душах как НЗ, к которому не притрагиваются, но который придаёт уверенности на жизненном пути: можно крикнуть «карабин» и в ответ услышишь «кустанай».

Означает ли это, что всю историю можно как бы взять в скобки и обыденность быстро расправится со всеми отклонениями от неё? Ну что ж, даже птица не может вечно парить в небе, но есть нечто высшее по-своему направляющее нас в обыденной жизни. И может быть, не столь интенсивно, но вечное мужское предназначение — поиск истины, смысла и оправдания проживаемой жизни будет исполняться. На то мы и люди, а не просто органические соединения.

26 февраля 2012

И через много лет…

Это один из тех замечательных фильмов, которые заставляют думать после просмотра об увиденном и думать долго, напряженно вспоминая каждую деталь с той целью, чтобы представить себе целостную картину.

Поэтому для начала стоит узнать, а что же все-таки представляет собой парад планет. Это такое небесное явление, когда Солнце и Луна выстраиваются таким образом, что с Земли видно все пять ярких планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) над горизонтом одновременно. Видимые парады планет с участием пяти ярких планет происходят не чаще чем раз в 18—20 лет и следующий тесный парад из 5 планет состоится в марте 2022 года(!).

6 мужчин — число 5 (парад планет) и +1 (Земля) — отправляются на военную переподготовку. Они знакомы друг с другом, но не виделись уже 20 лет. И вот случай сводит их вместе. Они попадают в город женщин, встречают странного человека с лодкой (Солнце ли?) и в итоге оказываются в доме престарелых, где узнают самих себя в старости. Странно, не правда ли?

Чудесным кажется, как они вообще туда попали. Это что-то вроде знамения, дурманного снадобья, можно назвать как угодно, которое сбивает тебя с дороги, заманивает туда, куда бы ты никогда не пошел… один. Мужчины сидят у костра. Кто вспоминает молодость, кто старых знакомых, кто жену — и становится ясно, что они как будто из разных миров. Они не могут быть вместе. Это доказывает и такой странный конец фильма.

Эти люди — словно планеты, у каждого есть своя орбита и ему нельзя с нее сойти. У каждого свой путь. Но не было бы фильма, если бы зрители не нашли тайну. Мы узнаем их прежнюю жизнь (видим краешком глаза, слышим их разговоры) и в конце понимаем, что она такой не останется. Это объединение, пусть и временное, повлияло на них, изменило их. И двойники-старцы являются лишь откровением, взглядом в будущее. Один из главных героев-мужчин по профессии астроном. Он — Земля. Он лишь смотрит на звезды, любуется ими. Недаром он не участвует в «параде». Старушка приняла его за сына, которого давно потеряла (Луна?). Он неохотно рассказывает о себе и в конце концов произносит: «Зачем говорить, если уже все сказано». Он свидетель и не более. Вся жизнь его под телескопом. В этом есть своя печаль.

Это тот фильм, который может показаться сном (большое спасибо композитору Вячеславу Ганелину).

Посмотрите фильм — и вы откроете для себя что-то новое. Поймете пусть не смысл жизни, но ее траекторию.

3 декабря 2008

Фэнтези Парад планет появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Вадим Абдрашитов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сергей Никоненко, Александр Пашутин, Борис Романов, Елена Майорова, Лилия Гриценко, Марина Шиманская, Светлана Евстратова, Татьяна Кочемасова, Валерий Беляков, Василий Устюжанин, Павел Сиротин, Петр Колбасин, Михаил Кислов, Сергей Шакуров, Лилия Макеева.

Страна производства - СССР. Парад планет — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.