Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Милый, дорогой, любимый, единственный... |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Динара Асанова |
сценарий: | Валерий Приёмыхов |
продюсер: | Дмитрий Гербачевский |
видеооператор: | Владимир Ильин |
композитор: | Виктор Кисин |
художники: | Наталья Васильева, Н. Абдулаева |
монтаж: | Тамара Липартия |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 февраля 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Неделя просмотра фильмов, актрисы Ольги Машной. Фильм 4-й.
Снова оказался фильм Динары Асановой. Видимо во всех её фильмах снимались Ольга Машная и Валерий Приёмыхов. И я только сейчас, смотрю эти фильмы, раньше никогда их не видела. И только благодаря неделе просмотра фильмов Ольги Машной, открываю для себя и творчество Динары Асановой.
Фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный…» многие считают «перестроечным», хотя, он был выпущен за год до начала Перестройки и за пару-тройку лет до того, как подобные фильмы стали вообще снимать. По ощущениям он таков, словно бы на дворе 1986-1987-й. Кажется, что Асанова чувствовала настроение эпохи на шаг вперёд.
Судьба сталкивает юную авантюристку Анечку (Ольга Машная) с крепким, надёжным мужиком Вадимом (Валерий Приёмыхов). Нет-нет, меж ними не случится лав-стори. В том-то и дело. Этот фильм вообще не о любви – тут, как раз, её меньше всего. Одиночество, неприкаянность, разобщённость – всё что угодно, только не любовь. Любовь тут именно в кавычках – Аня зверёк из городских джунглей, и у неё всё – инстинкты. Лови-хватай, борись,. .. умри. А что «единственный» (Лембит Ульфсак, играющий тут некоего корректного мужчину, «из деловых», как тогда их называли)? Он давно и прочно равнодушен к той, которая из-за него совершила преступление.
Вадим – тот, кто спасает, ибо не умеет иначе. На таких всё держится. Что случилось? Ехал за рулём, а наперерез бросилась юная симпатичная девчонка с младенцем на руках. За ней гнались. Ей грозила явная опасность. Первая реакция настоящего мужика – выручить жертву преследования, а рассуждать позже.
Аня рассказывает душещипательные истории – дескать, вынуждена бежать, с ребёнком. Отвези в аэропорт – прилетает тот самый «единственный», от которого сын. В результате Вадим оказывается втянут в криминальную историю – девица что-то скрывает, и вообще мутная какая-то. Всё запутано и сложно.
Большую часть экранного времени герои проведут в машине. Салон красного «Жигулёнка» стал необычной съёмочной площадкой. Машина проносилась по улицам и проспектам Ленинграда. Объектив кинокамеры внимательно вглядывался в лица героев, ведущих вначале лёгкий, ироничный, а потом всё более напряженный диалог.
Динаре Асановой, как режиссёру, очень важно было понять истоки поступков своих героев. Ведь логика фильма и литературного произведения, каким является сценарий, не всегда полностью совпадает. Порой то, что намечено в сценарии «пунктиром», требует на экране более прочного обоснования. Например, наш герой помог этой девчонке. Но почему? Потому ли, что вообще такой добрый и деятельный человек, или совершил этот поступок под влиянием порыва?
У Валерия Приёмыхова фильмы вообще такие... При закате СССР, но ещё не в начале горбачёвской «Смуты» когда почти все негативные проявления в великой стране ещё старательно штукатурились - Приёмыхов как-то серьёзно и заставляя вдуматься, врывался в наше сознание с ярко очерченными вопросами «Что происходит?!» и «Почему такое оказалось возможным?!». И сам же Приёмыхов ясно старался дать принципиальный и чёткий ответ на извечный русский вопрос «Что делать?». И мне кажется, что ему это удавалось. Молодец, мужик!
Запоминающаяся сцена - это монолог Приёмыхова в больнице, где он сам себе отвечает, в чём суть его существования. Парадокс - вроде бы обычный советский человек, причём независимый и вполне успешный по меркам тех лет (при машине, дублёнке, есть сексапильная подружка моложе возрастом), а такие философские изречение и такое самопожертвование. Много умных и правильных вещей сказал Вадим. Очень правильных. К ним нужно прислушаться, их нужно понять. Сейчас происходит тоже самое во многом.
Есть фильмы, о которых больно писать. К ним относится и этот. У Ольги Машной просто талант играть импульсивных и нервных героинь! Мне хочется пожалеть Анну, вот вроде всё правильно говорит, когда едет в машине с Вадимом, а живёт не правильно. Так влюбилась в этого Германа, что уже ничего не хочет понимать, любым путём добиться результата.
Очень сильный фильм, все актёры прекрасно сыграли, даже в эпизодах. Главная героиня и её подруга - очень типичны для того времени, - «Хотим красиво жить, сладко спать, носить иностранные шмотки, тусоваться на дискотеках, и главное любить. Женщины рождены для любви. Не хотим проходить те трудности которые прошли вы и поколение ваших родителей. Нам этого не надо. У нас сытая вольная жизнь». Вот так они рассуждают. И с горечью понимаешь, что именно эта сытая вольная жизнь, даже вольготная, и псевдо-свободомыслие, и привела к тому, что случилось в стране в те годы и в следующее десятилетие. К тому, что всё рухнуло и рассыпалось на мелкие осколки. Потом сами же и жаловались на произошедшее, сами пожинали плоды своей «свободы и вседозволенности», а расхлёбывать всю эту кашу, пришлось всем жителям рухнувшей страны.
Может быть был особый режиссёрский замысел взять на роль Вадима, именно Валерия Приёмыхова. Это человек с обнажёнными нервами, его герой обычный обыватель, но соприкасаясь с подобной острой ситуацией он сам извлекает какой-то очень важный нравственный урок.
Это самый динамичный и напряжённый фильм Динары Асановой. Уже в 1984 м году режиссёр представила представительницу «поколения Пепси». Анна на своей волне, в своих эмоционально-любовных авантюрных фантазиях, в своей параллельной галактике. Связь даже с послевоенным поколением в лице героя Приёмыхова - практически оборвана. Разрыв ценностей. В финале, правда, её разум просыпается, самой становится жутковато от того, что устроила. И фильм не даёт передышки - в нём есть нерв.
Одни из лучших ролей Ольги Машной и Валерия Приёмыхова. И даже в небольшом эпизоде Александр Демьяненко сыграл удручённо-растерянного милиционера - «Лично я их не понимаю..!» (имея ввиду то поколение молодёжи, их стиля и способа жизни).
Кинематограф того времени даёт на эти слова милиционера, ответ. У молодёжи на душе только желание побольше и покрасивей потреблять, чувственной любви, в сочетании с зашкаливающе истеричным характером, и отсутствие традиционных норм поведения.
Весь фильм и построен на противопоставлении героя-носителя, скажем так, традиционных ценностей, и нового «не поротого» поколения, которое очень хорошо выучило слово «ХОЧУ», и слабо понимает слово «НЕЛЬЗЯ». Это противопоставление и показано вот так вот наглядно, в виде взаимных монологов в автомобиле, когда друг от друга убежать нельзя. Герои рассказывают о себе - и по разным причинам друг друга отторгают.
Авантюра и втравливания в это дело совершенно постороннего человека, которая переходит в комедию трагедию ситуаций - когда главный герой спасает главную героиню по его представлениям ради важных для него ценностей, а в итоге она легко и непринуждённо, не задумываясь, как это скажется на таком вот добровольном помощнике, эти ценности отбрасывает.
Фильм заслуживает внимания! Обязательно смотреть самим и показывать молодёжи. Бьёт по голове реальностью и проникает глубоко в душу.
10 из 10
31 октября 2024
Фильм вызвал двоякие ощущения. С одной стороны, там очень мрачная и депрессивная атмосфера. Хотя фильм вышел в 84, снят он в лучших традициях «перестроечного кино». Что наталкивает меня на мысль, что талантливые режиссёры (к коим безусловно относится Асанова) предчувствовали время распада. Дальше, там достаточно слабы сценарий. Сценарист Приемыхов, но все равно режиссер ответственен в конечном итоге, что не смог вытянуть эти огрехи в фильме. В общем, я бы этот фильм смотреть не стал (жалко время). Но с другой стороны есть положительные моменты. Первый — это особая атмосфера. Практически весь фильм происходит внутри автомобиля на фоне вечернего промозглого зимнего Питера. И визуально это сделано сильно. Получается такой советский предперестроичный noir. Из-за одного этого — можно посмотреть. И второй положительный момент — идеологический посыл. Тут я абсолютно солидарен с авторами. По-прежнему актуальная тема.
17 февраля 2021
Весьма неплохой фильм-социалка. Есть пара моментов, которые анахроничны и вычурно поданы, но в целом все ровно. Камерный он, конечно, но есть очарование в том, что добрую половину фильма дуэт актеров проводит в машине.
Мне по поздним фильмам амплуа Приемыхова как носителя правдорубного полумаргинального дискурса было не очень понятно, а вот здесь он очень органичен, ему действительно сопереживаешь, когда его тягают психологические качели, которые устраивает героиня Машной.
Сюжет хорош, сцена в аэропорту пробивает.
Фильм, несомненно, смотреть стоит, п. ч. активная часть — это одно, но соль в монологах, вопросы ставятся привычные для кино 80-х, но сейчас абсолютно не звучащие, а если и звучащие, то уж совсем в искаженном ключе.
Как-либо иронизировать не хочется, как при столкновении с чем-то подлинным — в этом заслуга Приемыхова.
9 марта 2017
Всё-таки странно, что фильм, снятый три десятилетия назад, воспринимается более современным, чем основная часть картин последних лет. Не буду подробно разбирать конфликт поколений и связанных с этим двух систем ценностей. О нём весьма доказательно пишет andron. Подчеркну лишь, что героиня понимает жизнь как бесконечное и неограниченное счастье, которое её обязаны предоставить, это своего рода составная часть культа жизни-радости молодого, красивого, смелого и имеющего наглость отхватить своё, а, возможно и чужое, который тогда лишь начинал формироваться, а ныне расцвёл пышным цветом.
Но мне хочется посмотреть на фильм и с немножко другой точки зрения. Героиня, как ей кажется, руководствуется неоспоримой истиной: любовь — главная ценность, ради неё надо жертвовать всем и всеми, во имя любви всё оправдано. Такая псевдоромантическая идея навязывается всей современной поп-культурой: песнями, ток-шоу и т. д. «Любовь всегда права». Увы! ничто не может выламываться из нравственных норм и существовать над ними. Так и было в классическом искусстве: и у Пушкина, и у Чехова и у всех других. Нынешнее легкомыслие, звучащее со всех подоконников и эстрад, лишь сбивает молодёжь с толку. Кажется, чем на большее ты можешь посягнуть во имя любви, тем истиннее докажешь и силу своего чувства, и масштаб своей личности, Машная, забывшая в аэропорту о ребёнке. Изумительно точно в этой почти фантастической ситуации, рисует этот угар любви, несокрушимую уверенность в своём праве на все эти ужасные поступки. Вся эта «романтика» настолько вбита в её мозги, что она теряет способность сколь-либо адекватно воспринимать мир. Иронические комментарии героя Приёмыхова не способны вернуть её к действительности. Поэтому посещение в больнице матери девочки для неё истинный шок: рушится то, что считалось непреложным и внушалось ей на протяжение всей её жизни. В данном аспекте она жертва, и этот ужас неизбежен: так расплачиваются за бездумное подчинение распространяемым в обществе стереотипам.
Очень интересны и рассуждения героя Приёмыхова об Иванушках-дурачках, которым совесть не позволяет отойти в сторонку и которым приходится расхлёбывать кашу, спасать этих глупых, неадекватных детей. Слава богу, что такие люди ещё есть, хотя это, конечно, вымирающий класс.
Особенно хочу отметить работу Приёмыхова: не только очень оригинальный, прекрасно построенный с неожиданными поворотами сюжета сценарий, но и великолепные диалоги, очень точные и в то же время потрясающе остроумные. Давно не слышал с экрана такого прекрасного русского слова.
Дуэт Приёмыхова и Машной — отдельный источник удовольствия. А сколь умело и уместно использованы песни!
Сколько уж лет нет с нами Динары Асановой, а её фильмы по-прежнему можно изучать студентам, они профессиональны и актуальны.
18 августа 2013
Оригинальный фильм. Случайно (как обычно это бывает) по телевизору посмотрел.
Кругом всё «Стиляг» рекламируют, обсуждают, хвалят, ругают, а тут тихо, мирно, незаметно показали фильм, который очень доходчиво объясняет, что это за люди такие были, правда, чуть попозже — дети их, если хотите, что, в общем-то, сути дела не меняет.
Очень понравился главный герой. Уж не с него ли были списаны таксисты во втором «Брате» — чертовски похоже: что ни слово, то в точку — хоть записывай.
Опять же сюжет: простая вроде бы история, а закрутили-то как! Ну, браво, ей богу. Единственное, что не понравилось — настолько сумбурно всё происходит, настолько резко, динамично, что не успеваешь… думать! Пока пытаешься уследить за сюжетом, схватить суть событий, как говорится, да просто понять, что к чему, авторы в лице главных героев (В. Приемыхов — блестящее попадание в роль, О. Машная — фантастическая истеричка — как живая!) говорят толковые вещи. Идет реальная схватка двух идеологий — двух поколений. Впечатляет, честно говоря. В первую очередь тем, что понимаешь: а ведь такие (как Анна) люди есть! И их много! Вот ведь в чем ужас. И, самое-то главное то, что их не переубедить! Бесполезно! Пока сами не повзрослеют, пока сами свой путь до конца не пройдут — не поймут ведь. Да и то не факт. Да-а…
Классное кино. С точки зрения идеи, содержания — просто высший балл. Исполнение, конечно, немножечко подвело — обстоятельности чуток не хватает, я считаю.
Но, всё равно, оценку ставлю высокую — за смысл, за то, что он есть.
9 февраля 2009