Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лилиан |
английское название: |
Lilian (la virgen pervertida) |
год: | 1984 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Хесус Франко |
сценарий: | Хесус Франко |
видеооператор: | Хуан Солер |
композитор: | Дэниэл Уайт |
монтаж: | Хесус Франко |
жанры: | ужасы, триллер, для взрослых |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 июня 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
Вступление (историческая сводка):
Вернувшись в начале 80-х годов в родную сердцу и отныне либеральную Испанию, Джесс Франко на небольшой период времени наконец получил творческий карт-бланш. По его собственным словам, он мог снимать всё(!) что угодно (разумеется, не превышая крохотные бюджеты и меняя названия по прихоти прокатчиков). В те годы (1980—1984) он создал немало красивых, стильных и интересных произведений (возможно, лучшие свои фильмы):
… Очередную экранизацию «Юджени» де Сада, «Эротическую симфонию» (опять по де Саду), комедию а-ля Феллини и Кен Расселл «Секс — это безумие», классическую «томную» эротику «Сесилия», «Месть в доме Ашеров» по Алану По, «Тайные оргии Эммануэль» (не имевшие никакого отношения к небезызвестной Сильвии Кристель, которую Франко, к слову, не очень-то жалует), снова экранизацию де Сада «Крики наслаждения», гипнотическую «Макумбу» а-ля Льюис Кэрролл, «Сексуальную историю О» (не имевшую никакого отношения к небезызвестному мазохистскому роману Доминик Ори, который Франко, к слову, не очень-то жалует), мистический триллер «Ночь тысячи наслаждений», очередной сиквел о «Зловещем докторе Орлоффе» и, наконец, в 1984-ом году он снял «Лилиан». Фу… устал перечислять…
О фильме:
Лилиан, главная героиня — невинная девушка, вполне в духе десадовской Жюстины из одноименного романа или Эжени из «Философии в будуаре». Мир со времен де Сада не сильно изменился — он всё так же делится на хозяев и рабов. И эксплуатация рабов благополучно продолжается — например, в борделе, подсадив предварительно «слабых мира сего» на иглу. Хозяева же = уважаемые люди, неподвластные правосудию, которых ради мира во всем мире и прочей дружбы народов, конечно, можно прибить втихую в подворотне, но «свято место пусто не бывает»…
Обнаженная девушка, бегущая по песчаным дюнам на фоне заката. Клаустрофобные развратные интерьеры, снятые с использованием искаженной перспективы. Вкрадчивый ритм, легкий сюрреализм и запретный эротизм. Никто не снимал произведения де Сада лучше.
Актёры:
Джесс исполняет роль помощника частного детектива Аль Перейры (десятью годами ранее в «Голые марионетки в подполье» он играл Перейру самолично), статный Антонио Маянс — наивного идеалиста Перейру, великолепная Лина Ромэй (жена и муза Джесса на протяжении 40 лет — R.I.P.) играет владелицу борделя, а 17-летняя Катя Бинерт — ту самую Лилиан. Чтобы играть роль Жюстину, Эжени, О или Лилиан, слава богу, не нужно кончать актёрские курсы Станиславского.
Заключение:
Да, официально это первый испанский порнофильм. Но… какое же это порно? Редкие, гадкие и халтурные монтажные врезки, запечатлевшие крупным планом старую как мир игру «сунь-вынь», вряд ли делают из полнометражного художественного фильма порно (в «Антихристе» фон Триера тоже есть такие вставки — и что?). Эти кадры не имеют с фильмом ничего общего. Драма о наркозависимости, принудительной проституции и работорговле не может быть порнографией — ну, или, по крайней мере, порнухой… Вместо веселых фривольных забав в холёном будуаре господ, Эжени (на сей раз её зовут Лилиан) получает иглу в вену и становится безнадежной и безвольной наркоманкой и проституткой. Реалии рукописного мира Маркиза де Сада, изящно воплощенные на экране дядей Джессом.
P.S. (о Лине)
Я посвятил рецензию Лине Ромэй, но упомянул её имя только раз. Да, она сыграла в «Лилиан» прекрасно — впрочем, как всегда (а ведь под нечутким руководством Джесса даже Кински и Пэленс были беспомощны аки Том Хэнкс). Но Лина не перетягивала одеяло на себя, никогда не красовалась. Её самоотверженная любовь и преданность Джессу погружала меня в чуждую мне согревающую сентиментальность…, мне хотелось сбросить циничную толстую кожу и искренне верить в большую и настоящую, пусть и противоречащую всякой логике, любовь. Но даже «большая и настоящая» любовь не помеха «большой и настоящей» смерти. Лина умерла от рака 15 февраля 2012 в возрасте 57 лет.
8 марта 2012
Казалось бы, что может быть особенного в обычном порнофильме, даже если его снимает такая известная в мире кино личность, как Хесус Франко? Скорее, наоборот, особенно, если его снимает Хесус Франко, который налепил за свою карьеру такое количество фильмов категории B, C, D и XXX, что вряд ли и сам сможет вспомнить все их названия. Однако, главный талант этого человека проявился вовсе не на художественном поприще (здесь он оставался толковым и умелым ремесленником), а в удивительной способности улавливать веяния и требования времени, из-за чего он всегда оказывался со своим продуктом там, и тогда, когда нужно. Ну, а в случае с «Lilian», это его свойство проявилось, пожалуй, наиболее ярко, позволив заурядному фильму «для взрослых» занять место одновременно и в истории европейского кино, и в истории порно-индустрии.
А причиной тому стал факт, который кому-то сегодня покажется вполне заурядным — «Lilian» оказался первым «официальным» порно-фильмом, снятым во все еще франкистской Испании. Сегодня серьезные киноведы и просто фэны могут вести споры между собой хоть до посинения — является ли эта самая «Извращенная девственница» порнографией или это форма арт-хаусного кино, в котором режиссеру для самовыражения позволено если не все, то многое… Но, позвольте, Хесус Франко и арт-хаус? Это уже какой-то оксюморон получается. Нет, г-н Клиффорд Браун (один из многочисленных псевдонимов неугомонного испанца) снимал именно порно-фильм, пусть и замаскированный под более-менее серьезное кино, а уж держал ли он при этом фиги в карманах, демонстрировал ли миру и стране свою гражданскую позицию и т. п. — дело другое. Да, конечно, держал и демонстрировал. Да, «Lilian» стал одним из предвестников решительных изменений в испанском обществе и государстве, что позволило фильму пережить свое время. Но сути это не меняет.
Другой причиной того, что эту картину нет-нет, а вспоминают до сих пор, стала юная немецкая актриса Катя Бинерт, к тому времени уже снимавшаяся в откровенных фильмах Хесуса Франко. Откровенных, но не настолько. Во время съемок девушке было то ли шестнадцать, то ли семнадцать лет (официальная дата рождения Кати — 1 сентября 1966 года, но сама она утверждает сегодня, что родилась на год позже), а стало быть создатели картины вполне могли попасть под статью. Из-за этого в самых откровенных сценах девушку заменяла дублерша. Что, в свою очередь, ставило режиссера и оператора в довольно стесненные условия, а у современного зрителя вызывает вполне закономерный вопрос — а зачем тогда эти сцены вообще были нужны? Вполне можно было снять обычный эротический фильм, и он получился бы даже эффектнее того, что вышло в итоге. Но, помните о той самой «фиге в кармане»? Франко нужно было снять именно порно, чтобы продемонстрировать свой протест против режима своего однофамильца (уже было можно, уже разрешили). И в тоже время, обаяние и красота юной Кати, похоже, покорили его настолько, что никого другого в роли Лилиан он просто не видел. Пусть даже в ущерб, извините за эвфемизм, некой визуальной составляющей.
Как бы там ни было, режиссер не прогадал. И открыл миру удивительно красивую актрису, и успел войти в историю как автор первого испанского порно-фильма, попутно отметившись среди противников мирового тоталитаризма. Ведь сегодня уже неважно, что его протест прозвучал тогда, когда диктатура каудильо доживала последние месяцы — главное ведь было успеть. А с этим у Хесуса Франко всегда было все в порядке.
Что же до сюжета фильма — то кому он был особо интересен? Пересказывать его не имеет смысла, тем более, что на многочисленных интернет-страницах и форумах он выложен довольно подробно… К тому, что «Lilian» остался в истории вропейского кино он уж точно не имеет никакого отношения.
5 из 10
14 мая 2010