Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Колье Шарлотты |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Татарский |
сценаристы: | Артур Макаров, Анатолий Ромов |
продюсер: | Игорь Визгин |
видеооператор: | Юрий Векслер |
художники: | Исаак Каплан, Наталья Кочергина |
монтаж: | Тамара Гусева |
жанры: | криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 декабря 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
«Прошлого уже нет, а будущего может не быть, — живи настоящим» (Японская пословица)
Зритель привык к тому, что режиссёры каким-то неведомым образом умудряются вместить огромный роман всего лишь в полуторачасовой фильм. Но мало кому удаётся снять почти идеальный многосерийный детектив по совсем недлинной повести. Евгению Татарскому такое магическое превращение удалось сполна. Помогали ему в этом двое: сценарист Артур Макаров и писатель Анатолий Ромов, в 1979 году написавший повесть «Таможенный досмотр» (второе название — «Колье Шарлотты»). «Следы в пустоте» (1977) и «Таможенный досмотр» (1979) входят в авторский цикл «Владимир Мартынов». Как это часто бывает, сценарий не копирует первоисточник, в качестве «бонуса» оставляя зрителю возможность повторно насладиться историей уже в обществе литературных героев. Впрочем, после фильма книжный вариант всё равно будет наполнен образами из фильма, потому что лучших кандидатов на персонажи придумать сложно, и в этом главная неоспоримая заслуга Евгения Татарского.
Фильм увлекает с первых же минут, и не отпускает до самых титров. Причина проста — удивительное сочетание «неспешного» детектива, отличной операторской работы и целой череды эпизодов, за многие из которых хочется восторженно воскликнуть: «Браво!» История течёт плавно, даже неспешно. Наблюдать за происходящим — одно удовольствие. Диалоги прописаны живо и разнообразно в соответствии с максимально ёмкой характеристикой персонажа. Композиционно история движется от одного фигуранта к другому, всё шире разворачивая панораму совершённого преступления. Главные герои — полковник КГБ Владимир Владимирович Серёгин и следователь КГБ Антон Борисович Павлов — являют собой отличный тандем, в котором «первую скрипку» играет Кирилл Лавров, но это совсем не означает, что Вадим Ледогоров находится «на вторых ролях». Конечно, Павлов молод, отчасти неопытен, но он получил отличное образование, пытлив, смышлён и сам может давать дельные советы по ходу следствия.
К тому же общение с известным следователем обогащает его не только профессионально, но и этически. В каждой из трёх серий сценаристы нашли «укромные уголки», где коллеги могут поговорить откровенно. Это не пресловутый вопрос «отцов и детей» и не «битва поколений» — это разговор по душам. Открытый и честный. Умного человека отличает, прежде всего, умение не только слушать, но и слышать собеседника. Лишь в этом случае становятся понятны поступки людей, и их мотивы. Для следователей такое умение особенно важно, учитывая, с каким «человеческим материалом» им приходится иметь дело. Павлов с максимализмом молодости утверждает, будто зло непобедимо, потому что это вроде как и не зло совсем, а образ мыслей и способ жизни граждан страны. Серёгин с высоты прожитых лет видит проблему в другом: «Мы слишком мало внимания уделяли самому человеку. Сначала воевали, потом строили. Потом опять долго и страшно воевали, потом восстанавливали. Всегда очень торопились, и в этой спешке многое упустили…»
Слова из ёмкого монолога служат отличной иллюстрацией череде второстепенных героев, которым на протяжении трёх серий предстоит появляться по подмостках детективной истории. Данные персонажи — это паноптикум и кунсткамера «в одном флаконе». Разнообразие форм, размеров, эмоций, мотиваций просто поражает, как и неповторимая актёрская игра в подобных миниспектаклях. В данном случае, всё точно соответствует известному выражению «Короля играет свита» — эпизоды один за другим нанизываются на стержневую нить расследования, делая фильм всё более и более интересным. Время написания повести (1979) и время создания фильма (1984) расходятся совсем не намного, поэтому героев не нужно «адаптировать» к быстро меняющейся советской реальности. Касается это каждого персонажа. Как ярко и вдохновенно сыграли Игорь Янковский и Валентина Воилкова новое поколение! Работа в порту пусть и не «окно в Европу», зато точно — «форточка на Запад».
В порту, как ни в каком другом месте чувствуется «воздух перемен», «воздух свободы», выражающийся для Виктора Кораблёва, прежде всего, в способности «жить как все» — заниматься фарцовкой, скупкой предметов старины, иконами и прочим «раритетом», за который толстые кошельки с Запада готовы платить большие деньги. Прекрасно чувствует себя в этом ряду и работник автомастерской Стас. Единственное, что несколько портит образ Гергия Мартиросьяна — это лёгкая «передозировка» показного страха при встрече с незнакомцем. Здесь же и подруга Седова простовато-наивная Ольга. Мария Хелемская сыграла её так, что зритель полностью на стороне её бойфренда, кинувшего в запале «Да езжай ты куда хочешь!» Совсем другой уровень у героев-«тяжеловесов». Удивительно содержательная при почти мимолётной краткости роль Елены Соловей, изящно сыгравшей женщину-вамп теневого бизнеса. Гармоничен в роли Тюли Владимир Сошальский. Ярок и громогласен Валерий Букин, широкими мазками набросавший запоминающийся образ сцепщика вагонов.
Имеется персонаж два эпизода с которым можно смело назвать романом в романе — подпольный мастер-ювелир Аркадий Ильич Ройзман. Сцены с его участием — это целая история невероятно талантливого и при этом крайне одинокого человека, готового идти на преступление ради того, чтобы купить внимание близких. Это даже не драма, это трагедия отца, блестяще воплощённая на экране. Самого значимого персонажа я приберёг напоследок. Перед Юрием Кузнецовым следовало бы снять шляпу в знак глубокого уважения к его таланту перевоплощения. Валерий Корчёнов в его интерпретации — настоящий зверь в обличии человека. Усиливает это впечатление немногословность, заставляя Кузнецова почти все эмоции играть мимикой и глазами. Блестящая работа! Подводя итоги хочется сказать, что фильм получился ярким и запоминающимся по многим причинам. Актёрская игра — безусловно. Захватывающая история — само собой. Но мне хотелось бы отметить атмосферу картины. Это и музыка (в том числе и модная западная), и панорамные виды города, и интерьер квартир, и тысячи разных мелочей случайно попавших в кадр, и навсегда ставшими отпечатком ушедшей эпохи. Эпохи, в которой герои любили свою страну, верили в неё, искренне желали для неё достойного будущего…
«Этой грусти теперь не рассыпать звонким смехом далёких лет. Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет. Для меня было всё тогда новым, много в сердце теснилось чувств, а теперь даже нежное слово горьким плодом срывается с уст…» (Сергей Есенин)
10 марта 2020