| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Впереди океан |
| год: | 1983 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Владимир Лаптев |
| сценарий: | Анатолий Галиев |
| видеооператор: | Анатолий Лесников |
| композитор: | Эдуард Богушевский |
| монтаж: | Светлана Тарик |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Итак трехсерийный телефильм Свердловской киностудии, и не просто производственный, а остросюжетно-производственный триллер-мелодрама со всякими психологическими эскападами. Бригадир горнопроходчиков Басаргин любил проводить летний отпуск в компании молоденькой Ирины, но женится не собирался. Однако девушка преподнесла ему сюрприз - нагрянув на стройку, где Басаргин с бригадой героически прорубали тоннель в горе Карачаныш. Но Ирину ожидает облом - мужчина её мечты дает ей от ворот поворот. Разозленная она решает остаться на стройке и женит на себе друга детства Виктора Солдатова, также приехавшего работать на Карачаныш. Но коварный Басаргин расставляет для бывшей возлюбленной ловушку...
Это лишь краткий пересказ неполной первой серии, дальше-больше любовный треугольник очень быстро становится многоугольником, в таёжные страсти оказываются втянуты; боевая подруга Басаргина загадочная Зина, гостья из Прибалтики статная Илга тоже ведет свою игру. В производственной составляющей - Бригада, самоуверенные мужланы ослепленные премиями, в которых тем не менее просыпается рабочая совесть. Бесхарактерный главный инженер-прожектёр Зернов, неравнодушная парторг Ольга Михайловна и артачливая гора Карачаныш, которую не так то легко покорить.
Фильм бойкий, динамичный, повороты сюжета и поведение героев подчас неожиданные и не дадут заскучать. Ярко прописаны диалоги. Снято все прилично, хотя быт строителей несколько гламуризирован. Природа Урала хороша и сурова, нас ждут смены сезонов, тут и лето и снежная зима. Музыкальное оформление посредственное, но не режет ухо. Будут и приметы времени: газета с брачными объявлениями, дискотека, аутотренинг.
Однако прежде всего 'Впереди океан' отличают хорошие актерские работы.
Бригадир Басаргин в исполнении Валерия Рыжакова получился интересной, неоднозначной личностью. Солдат удачи по жизни и эгоист по характеру, он привык манипулировать всеми вокруг, но при всём при этом чем-то он симпатичен этот 'задумчивый вампир', привязанный кажется только к своему сеттеру Джиму. Таинственные изломы психики от неуемной жажды лидерства, до самоуничижения. Рыжаков был очень хорош! Часто актеру доставались роли правильных парней, а тут такой многогранный 'злодей'. К сожалению, оппонент бригадира Басаргина молодой голубоглазый Солдатов (Андрей Ярославцев) получился гораздо слабее, не соперник Басаргину-Рыжакову, а жаль. Убедительно сыграть положительного героя это дается не каждому.
Ирина - блондинка эльфийского типа, мятущаяся героиня, которая кажется не знает чего хочет по-настоящему. Мы видим её и юной-влюбленной и разочарованной-зрелой. Ольга Харченко сыграла очень даже неплохо. Но если Ирина тихий омут, то латышка Илга (Лелде Викмане) это настоящий водопад. Красивая, жизнерадостная шатенка, прекрасно говорящая по-русски, женственная, переменчивая, с огромными глазами и капризно надутыми губками. Она просто врывается в жизнь депрессивных строителей, приковывая внимание зрителей.
Актеры второго плана тоже не подкачали: русская красавица Любовь Полехина аутентично исполнила Зину, сильную женщину с разбитым сердцем, Евгений Карельских был как всегда неплох, как и Любовь Мышева в роли совестливой парторга. Из бригады Басаргина вам запомнятся здоровенный Янис с финской бородкой, маленький женатик Иван Иваныч, и усатый пузан Мигуля. И конечно, Пашка - холеричный блондин искатель приключений и правды жизни. Есть еще пришлый хиппи Жирновский, сочинитель зонгов и профессиональный больничный симулянт - колоритный персонаж.
Итог: А всё-таки хорошая была киностудия в Свердловске. Теперь и город переименовали и студии больше нет, а вот фильмы остались. И мы можем их посмотреть. Рекомендую.
15 января 2025
Памяти талантливого актёра Валерия Николаевича Рыжакова, ушедшего из жизни 31 декабря 2015 года.
К этому фильму, я не могу быть полностью объективным, потому что, имея два профильных образования, видел «изнутри» и сам производственный процесс, и людей, из которых «делали героев» за счёт всех остальных. Но это вовсе не значит, что я собираюсь «приукрашивать» фильм. Совсем нет, потому что картина Владимира Кирилловича Лаптева в этом совершенно не нуждается. Это второй фильм в творческой биографии режиссёра. Снят он по сценарию публициста, писателя, режиссёра — Анатолия Сергеевича Галиева. Сценарий крепкий, добротный, заслуживающий полного доверия, потому что Анатолий Сергеевич сам работал проходчиком в шахте, и писал о том, что видел своими глазами и попробовал буквально «на вкус».
Неоспоримым достоинством картины является то, что, по сути являясь «производственным романом», точнее — социальной драмой, — он рассказывает, прежде всего, о людях. Рассказывает честно, открыто, без лозунгов и украшательств. Основная сюжетная коллизия представлена взаимоотношениями четырёх героев. Главными их назвать нельзя, потому что главные в картине все, кто играет. А вот смысловых персонажей — четыре. Это бригадир Константин Ильич Басаргин (Валерий Рыжаков), сотрудница бригады Зинаида (Любовь Полехина), новый член бригады Виктор Солдатов (Андрей Ярославцев) и Ирина Королькова (Ольга Харченко).
Картина состоит из трёх серий, поэтому хронометража с лихвой хватило, чтобы рассказать эту непростую, местами драматическую историю. Бригадир Басаргин — заслуженный человек — впервые предстаёт перед зрителем безусловно положительным героем. Но кадр за кадром, сцена за сценой добавляют ему красок. И скоро становится понятно, что человек он далеко непростой: что называется, — «с двойным дном». Говорит красиво, ярко, образно «Мы битые, мытые, гипсованные!», «Ко мне в бригаду — это не в космонавты. Там — легче!» За свою бригаду вроде как горой, но только в том случае, если «на горе» будут шелестеть купюры из денежных пачек.
Рядом с ним всегда находится Зинаида — жена друга Басаргина, несколько лет назад погибшего под обвалом. Находится на положении «фронтовой жены» (всегда на расстоянии вытянутой руки — очень удобно). Честная, справедливая, отзывчивая женщина, видящая в Басаргине «надежду и опору» и тихо мечтающая о личном счастье. Да только её мечты Басаргину не интересны. Басаргин живёт в своё удовольствие. Как ни отпуск — то круиз в обществе прекрасных дам, которые не прочь потратить чужие купюры.
В один из таких круизов Басаргин отправляется с Ириной Корольковой, с который с самого детства дружит Виктор Солдатов. Отслужив в армии, Виктор вернулся в деревню, в надежде, что Ирина… Но надежда — вещь хрупкая. Поэтому и оправляется Виктор на БАМ, бить тоннель на Карачаныше. Ирина отправляется вместе с ним, и зрителю кажется, что вот-вот у двух молодых людей всё наладится. Возможно и наладится, вот только Ирина едет не вместе со своим другом детства, а едет к Басаргину, бригада которого и осуществляет проходку.
Жизнь сложная штука. Её нельзя просчитать. Её нельзя спрогнозировать. Как нельзя спрогнозировать человеческие чувства. Ими можно только жить: любить, страдать, мучиться. И верить. Верить — самое главное. Без веры жить нельзя. Без веры человек — всего лишь телесная оболочка. Фильм получился очень искренним. И добрым. Потому что в нём люди такие — светлые, одухотворённые, даже если подобно Виктору Солдатову — «прямые как штык». Как штык — это правильно. Его не согнёшь. Таков Солдатов, для которого члены бригады не просто «фишки-пешки», они — люди, ради которых строится тоннель, за которым — океан, за которым — вся жизнь…
«Разве я виноват, что сегодня увидел во сне, что устала тайга от холодной любви февраля? Как же мне не помочь неумелой таёжной весне догадаться, что пахнет под снегом травою земля?..»
12 января 2016