Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Серафим Полубес и другие жители Земли |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Прохоров |
сценарий: | Александр Александров |
видеооператор: | Павел Лебешев |
композитор: | Алексей Рыбников |
художник: | Людмила Кусакова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 июля 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Смотрю, и профиль местности мне показался очень знаком. Геоморфологический профиль. Урочища, террасо-увалы, небольшие овраги, пойма.
Местом съёмок оказался Боровск, древний город.
Точно. Мы же проходили факультетскую практику на учебном полигоне под Боровском. При нас окрестности уже были обстроены коттеджами и 'дворцами'.
Фильм вообще как пейзажная издёвка над Францией. Это радует. Выпуклые живописные округлости крУчей, мягкие травы, гравюрные деревья, изгибистая речка. Сельские дома, 'электризованные' внутри сферы. Танцплощадка как карусель. Сама местность как вернисаж.
Никита/Нахапетов не такая уж жертва замысла светловолосой девушки в платье цвета малины. Общение у Никиты/Нахапетова раскованное, даже игрИстое. Я очень удивилась, что он не скрыл восхищения от первых же картин Серафима Ивановича. Не скрыл, что дыхание перехватило. Хотя он смотрел экспертно, заинтересовать французских специалистов. Это сейчас всем известно, что такие 'французские приглашения', это отвод глаз, наведение контактов к запасникам наших музеев. Для советского периода как в фильме, это например, Троице-Сергиева Лавра, где с 1963 года размещался главный трофейный спецхран — Архив художественных произведений Министерства культуры СССР. Французские музейщики с нач.20 в. сильно локти свои кусают о русской коллекции французских импрессионистов и постимпрессионистов - купцов Морозовых.
Картины в фильме принадлежат русским самодеятельным художникам: Ивану Селиванову и Павлу Леонову. Биография Серафима Полубеса списана с жизней этих художников (включая ремесло мастера-печника).
Картин много, и они объёмные, выпуклые, яркие, но т. к. изображены реальные люди, животные, местность, они естественны и логичны. Глаза у всех, глаза землян, Космос.
Сцена со словом 'тряпка'. Внутреннее раздражение Никиты/Нахапетова, когда Даша говорит ему не просто хорошие, а объективные и стабилизирующие фразы. Он же сам спросил: что посоветуешь? Почему-то вместо естественной радостной благодарности, у него проскакивает какая-то желчь. Однако жестом Никита даёт понять, что к девушке это не относится.
Воистину мифологическая сцена: ламповый праздник для близких в саду. Стеклянные керосиновые лампы освещают картины Серафима для собравшихся за столом. Темнеет, и лампы светятся золотыми грушами.
Даша танцует, конечно, для Никиты. Наверно, чтобы его развеселить, чтобы он лучше себя чувствовал. А вокруг не поняли, начали поздравлять.
Н. — Живёте вы тут, как в заповеднике. Я бы так не смог.
...
Н. - Ты неправильно меня поняла...
Д. - Я правильно тебя поняла. (далее твёрдой интонацией) Я правильно тебя поняла!
Смотрите, какая тень пробежала по лицу Даши, когда Никита на скорости чирикает адрес/телефон. Как это всё видно. Ей не нравится, и ей это не нужно. Ну и конечно, так орать от поезда: 'Даша! Позвони мне обязательно, я буду ждать!' Он вроде искренне, ему и правда надо ехать, везти картины. А 'отдаёт' административной торопливой хваткой.
Поэтому наблюдаем с гордостью, как бумажный шарик падает из тонкой девической руки. То, как Никита/Нахапетов поступает в финале, не знаю, не было бы такого в реальности. Уволок бы он эти картинки. Лишь бы-лишь бы. На парижский вернисаж. Правда сейчас, во французской бытовой жанровой живописи главными персонажами везде должны появиться - крысы. Во Франции принято социальное решение 'уживаться с этими животными'.
А здесь на картинах Серафима: думающая собака, прямо на тебя смотрит, страдающий старый кот, молодая коровка, лесные птицы летят к людям.
Или если. Если Никита/Нахапетов вспомнил, что он профессионал, русский художник. И мысленно натолкнулся на глаза русских людей с картин. Тогда может быть.
10 из 10
1 июля 2023
Замечательный фильм, романтичный, о Любви, о красоте человека, художника… трудно что-то добавить, убавить совершенно ни чего нельзя… Город и деревня-да, как часто иногда живя в городе не замечаешь много красоты, и деревня, где все друг друга знают, всё видят и ты там ни от кого скроешься, даже от себя… потрясающая и красивая музыка, картины художников задевают за душу, а сцена когда герой прыгает из поезда… да-это так и есть, так хочется иногда, взять и спрыгнуть из поезда, прямо вот так, на ходу!!!
26 марта 2012