Праздник подснежников
Slavnosti snezenek
6.9
7.5
1983, комедия
Чехословакия, 1 ч 23 мин
В ролях: Рудольф Грушинский, Яромир Ганзлик, Йосеф Сомр, Петр Чепек, Милослав Штибих
и другие
В деревенской глуши не найти более непримиримых соперников, чем два охотничьих клуба. Однажды три охотника из одного клуба нападают на след кабана, и раненное животное в поисках убежища забегает в школу, которая считается нейтральной территорией. Вскоре здесь собираются соперничающие охотники. Начинается яростная перепалка. На помощь приходят простые деревенские жители: фермер, везущий коз на выпас, сумасшедший художник и другие.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Праздник подснежников

английское название:

Slavnosti snezenek

год: 1983
страна:
Чехословакия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Иржи Мацак
композитор:
художники: Збынек Глох, Бела Суха, Ладислав Винкельхофер
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 января 1984 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постер фильма «Праздник подснежников», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Праздник подснежников», 1983

Солнечный талант Иржи Менцеля (часть 4)

Уже в следующей за «Срезками» картине Менцеля «Праздник подснежников» несмотря на чисто грабаловскую жизнеутверждающую интонацию (на этот раз объектом экранизации становятся рассказы писателя) в повествование вползает танатографическая тематика, и как следствие – печальная интонация. Благодаря прекрасной как никогда музыке Иржи Шуста жизнь чешской деревни весной, которая снята так, что почти неотличима от осени, и забавные истории, с ней связанные, окутаны реально ощутимой тоской. Этот непередаваемое смешение настроений впоследствии перекочует и в следующий фильм Менцеля «Деревенька, моя центральная», будет ощутимым даже в экранизации «Чонкина». Благодаря умело написанному Менцелем и Грабалом сценарию в сюжете есть единый стрежень, которого могло бы и не быть, возьмись режиссер за экранизацию новелл напрямую, то есть в форме альманаха.

Орущие бабы, визжащие младенцы, погоня за диким кабаном по всей деревне, спор охотников о добыче, примиряющий всех финальный пир неожиданно звучат диссонансом в контексте человеческой смертности, конечности бытия. Неслучайно Менцель для киноальманаха «На десять минут старше: виолончель» создал нарезку эпизодов из своих фильмов, назвав ее «Один миг», в которой большая часть материала была взята именно из «Праздника подснежников». Менцель нечасто показывает в кадре смерть (разве что в финале «Поездов под пристальным наблюдением»), это инородно его витальной поэтике. Однако, завершив фильм кончиной одного из персонажей, постановщик будто говорит: «Вы, зрители, считаете меня наивным жизнелюбом, игнорирующим законы человеческого бытия, но это не так, я знаю, что человек смертен, и мелкие радости его жизни становятся еще меньше на фоне его смертности».

«Праздник подснежников» - изначально, с первых же кадров интонационно сложно устроенная картина, Менцель пытается показать течение времени, неизбежно цикличного, ведущего все и вся через расцвет к увяданию. Для этой цели он чрезвычайно активно снимает природу чешской глубинки, а натура весьма изменчива. Когда-то в своем втором фильме «Капризное лето» Менцель детально зафиксировал жаркий сезон, отдав должное его витальности, торжеству бытия и человека, вписанного в него. Теперь почти полтора десятилетия спустя режиссер показывает едва пульсирующие токи бытия: здесь весна почти неотличима от осени, а человеческая речь, обильно исторгаемая персонажами в «Капризном лете» по поводу и без повода, в «Празднике подснежников» то и дело уступает место молчаливому созерцанию героями капризов природы да и вообще их собственной жизни (в этом отношении одноголосая озвучка «Праздника подснежников», доступная в Рунете, вполне сносна в отличие от скоростного перевода «Капризного лета»).

Как всегда жизнь персонажей прозы Грабала и лент Менцеля полна скромных радостей: посидеть с друзьями, поесть, выпить, попеть, подраться, помириться – что может быть лучше? Однако, герои Менцеля и Грабала стареют и уже с тоской смотрят на женскую красоту: то, что сулило невиданные перспективы нового опыта в «Поездах под пристальным наблюдением», становится в «Празднике подснежников» источником печали почти екклизиастовского размаха. В этом смысле фильмы Менцеля и проза Грабала стали с течением времени мудрее, глубже, хотя так и не утратили своих витальных характеристик. Вместе с тем в «Празднике подснежников», как и двумя годами позже в «Деревеньке…», чувствуется некая цивилизационная грусть по тем временам, когда люди больше общались и были родными друг другу. Об утрате чего-то непередаваемого сейчас говорят многие, человеческое бытие с его переходом в цифровую эру становится каким-то закапсулированным, отдельным от других, отчужденным, атомизированным. Удивительно то, что уже сорок дет назад Менцель почувствовал начало этого отчуждения, что объединило его поздние фильмы с картинами Отара Иоселиани, вообще сделавшего тему распада межличностных связей магистральной в своем творчестве.

15 апреля 2024

Чудики

Веселый фарс о разухабистой жизни в советской чешской глубинке. Чудаков много везде. Но если бы фильм снимался о советской деревне, мы бы увидели представителей разных профессий: тракториста, доярку, милиционера… Здесь же парад хобби: достаточно сказать, что основная интрига закручивается вокруг спора о трофее представителей двух враждующих охотничьих клубов.

Иржи Менцель снял фильм по рассказам культового чешского писателя Богумила Грабала. И, как мне кажется, лучше Менцеля с паноптикумом персонажей Грабала никто бы не справился. Плюс картины — отличный актерский состав, позволяющий режиссеру работать над картиной широкими мазками. И тут уж невозможно отличить «чудика» от «нормального» человека. Но герои истории этим и не озабочены. Они живут весело и в свое удовольствие — а это, главное.

Атмосферное кино, которое, уверен, вызывает приступы острейшей ностальгии по былому у нынешнего старшего поколения чехов.

7 из 10

31 марта 2018

Комедия Праздник подснежников появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Иржи Менцель. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Рудольф Грушинский, Яромир Ганзлик, Йосеф Сомр, Петр Чепек, Милослав Штибих, Петр Брукнер, Эуген Егоров, Борик Прохазка, Marie Spurná, Блажена Голишова, Бланка Лорманова, Иржи Крейчик, Франтишек Влачил, Фердинанд Гавлик, Ярослав Возаб.

Страна производства - Чехословакия. Праздник подснежников — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.