Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пираты Пензенса |
английское название: |
The Pirates of Penzance |
год: | 1983 |
страны: |
США,
Великобритания
|
слоган: | «The swashbuckling adventure. The fabulous fun. The rollicking romance.» |
режиссер: | Уилфорд Лич |
сценаристы: | Уильям С. Гилберт, Уилфорд Лич |
продюсеры: | Тимоти Баррилл, Эдвард Р. Прессман, Стивен Кац, Andrew Tribe |
видеооператор: | Дуглас Слоком |
композитор: | Артур Салливан |
художники: | Эллиот Скотт, Эрнест Арчер, Алан Кэсси, Том Рэнд, Питер Хоуитт |
монтаж: | Энн В. Коутс |
жанры: | комедия, мелодрама, мюзикл |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $694 497 |
Мировые сборы: | $694 497 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 февраля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
«Пираты Пензенса» образца 1983-го года — если не самая успешная коммерчески, то уж точно самая яркая, последовательная и любимая критиками и зрителями экранизация легендарного бродвейкого мюзикла, поставленного в 1980-м режиссером Джозефом Паппом с теми же актерами и пережившего почти 800 показов, и получившего премии Тони и Драма Деск. У «Пиратов» — богатейшая история! Впервые либретто Уильяма Гилберта зазвучало под музыку Артура Салливана аж в 1879 году в Нью-Йорке. С тех пор эту комическую оперу, высмеивающую британское общество и некоторых конкретных личностей второй половины 19-го века как только ни ставили и кто только ни исполнял! Среди многочисленных бродвейских и внебродвейских постановок, теле и киноэкранизаций легко запутаться.
Так, сразу после появления оперы на Бродвее, сам Джозеф Папп в качестве продюсера выпустил ее адаптацию для телевидения. Режиссером был назначен Уилфорд Лич. Однако, постановка представляла из себя просто спектакль, записанный на камеру. После бешеного сценического успеха Папп с Личем решили еще раз порадовать зрителей «Пиратами Пензанса» — на этот раз на больших экранах, и сняли этот фильм. Стоит отметить, что британский режиссер Кен Эннакин подсуетился раньше: еще в 1982-м на австралийские деньги он снял «Пиратский фильм», который являлся более раскованной и кинематографичной версией «Пиратов». Фильм Эннакина собрал неплохую кассу, но был разруган критиками, собрал урожай «Золотых малин» и явно не стал фаворитом зрителей.
Как ни странно, больше всего полюбили именно эту — вторую — версию Паппа и Лича. Может, потому, что они являлись создателями «оригинала», может, потому, что они не отступали от классики, а может, просто потому, что сделали действительно задорный, душевный и яркий киноспектакль, который, несмотря на всю театральную условность декораций и безыскусность съемки, заставляет забывать обо всем и наслаждаться развеселыми песнями-плясками и лучистыми актерскими работами главных звезд, игравших свои роли сотни раз и сросшихся со своими героями.
Да, какое-то время нарочитая искусственность декораций и театральная подача истории режет глаз, но, в который раз убеждаюсь, что хорошая актерская игра, любовь к своему делу и яркая история могут заставить забыть о чем угодно. Жизнь в кадре — это, прежде всего вера в предлагаемые обстоятельства и энергия, а не декорации, поэтому театральная условность в «Пиратах Пензанса», как и, например, в «Догвилле» или «Скупом» (1979) нисколько не портит впечатления.
Возможно, «Пираты Пензанса» растеряли за сто лет свой сатирический запал, но остались невероятно жизнелюбивыми, смешными, добродушными и зажигательными. Фильм-спектакль просто фонтанирует яркими красками, чудесными голосами, актерской харизмой, шикарными танцами и заставляет мою правую ногу безудержно отбивать ритм почти на каждом танцевальном номере!
Конечно, слишком «лобовая» адаптация, практически забывшая о законах кинематографа (например, почти весь фильм снят общими планами) и слишком большое количество музыкально-танцевальных номеров на единицу экранного времени, далеко не каждому придется по вкусу. К тому же не всегда то, что хорошо смотрится в театре, хорошо смотрится в кино, и порой следить за пунктирным сценарием, напрочь лишенным интриги, драмы и конфликта становится скучновато — ведь ничего, кроме танцев, песен и шутовства, фильм предложить не может.
Зато предложенное — восхитительно! Хореография выше всяких похвал — четкая, продуманная, эффектная и при этом гротескная. Комические куплеты, исполненные хорошо поставленными голосами — не раз заставляют улыбнуться, а отличные театральные актеры радуют своими перфомансами. Выпускник Джульярдской театральной школы, блистательный характерный актер Кевин Клайн здесь изумителен! Он играл роль Короля Пиратов на Бродвее и с воодушевлением перенес ее в кино, где она стала одним из его первых значимых выступлений. Порхающий по мачтам и канатам как мотылек, легкий и искрящийся, нелепый и благородный, шут и рыцарь, он выдает такой фейерверк эмоций, что легко мог бы стать королем приключенческого кино, если б того хотел. Он был бы идеален в роли храброго Д`артаньяна или развеселого Робин Гуда, Паганеля и Филеаса Фогга, Зорро и Дубровского. Не зря его называли Эролом Флинном 80-х. Бахвал и задира, он так обаятелен и забавен в каждом своем появлении, что оставаться к нему равнодушным просто невозможно. Кроме очевидного актерского таланта, прекрасного умения двигаться, чувства вкуса, юмора и отменного голоса, у Клайна есть искренность, и какая-то трогательная незащищенность, которая действительно приближает его к кумирам немого кино — Эроллу Флинну и Дугласу Фэрбенксу. Сейчас этот актер широчайшего диапазона видит себя в серьезном авторском кино, однако, Клайн один из немногих, получивших Оскар за комедийную роль.
Очень потешна Анжела Лэнсбери в роли старой няньки пиратов, отчаянно хотящей выйти замуж за юнгу, да и сам юнга — романтичный Рекс Смит показал весьма достойное исполнение. Не ударила в грязь лицом и голосистая Линда Ронстадт в роли его любовного увлечения, целую череду гэгов выдал Джордж Роуз в роли чересчур образованного генерала, не выигравшего ни одного сражения. Радовала каждым своим появлением и толпа трусливых полицейских, по сути — коверных клоунов, показавших несколько прекрасных номеров в стиле немых комедий.
«Пираты Пензанса» — не совсем полноценный фильм, и как к фильму, к нему можно предъявить массу претензий, но, если рассматривать их тем, чем они являются — ярким, незамысловатым шоу, смешным и изящным, от него можно получить море удовольствия и нескончаемого позитива! А для поклонников мюзиклов — это, пожалуй — элемент обязательной программы.
7 из 10
28 ноября 2018