Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Любовь в Германии |
английское название: |
Eine Liebe in Deutschland |
год: | 1983 |
страны: |
Франция,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Анджей Вайда |
сценаристы: | Агнешка Холланд, Болеслав Михалек, Рольф Хоххут, Анджей Вайда |
продюсеры: | Лиз Файоль, Петер Хане, Эммануэль Шлюмберже, Вилли Зеглер, Артур Браунер |
видеооператор: | Игорь Лютер |
композитор: | Мишель Легран |
художники: | Юрген Хенце, Гёц Хайман, Ингрид Цоре, Аллан Старски, Кристина Захватович |
монтаж: | Галина Пругар-Кетлинг |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 сентября 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Начало сороковых, германская сельская глубинка. Мужчины ушли на войну, в деревнях остались женщины, старики, ну и завезенные с востока для сельских работ поляки. Местная буколистическая идиллия, слегка украшенная для порядку свастиками рушится после скандала — хозяйка овощной лавки вступила в любовную связь с поляком, работающим по соседству. Нарушено сразу полдесятка законов, как неписанных — все-таки муж на фронте, так и четко прописанных новейшим расовым законодательством — за связь арийской женщины с недочеловеком арийке — концлагерь, недочеловеку — повешенье.
Сложно четко жанрово определить этот малоизвестный фильм Вайды. Скорее всего здесь подходит понятие трагикомедии. Первая половина фильма — романтическая, посвященная перипетиям любви, смотрится достаточно расплывчато. Чувствуется, что режиссер непривычен к описанию любовных историй и милых утех влюбленных, да и вся первая часть является всего лишь подводкой ко второй — полуфарсовой, с нелепыми потугами местных сельских гестаповцев, незлых, в принципе, людей, замять скандал, поспешно «ариизировав» польского Ромео. Ужимки, гримасы, форменные мундиры смешно смотрящиеся на деревенских увальнях, попытка измерить череп подсудимому и остолбенение местного врача, которому впервые приходится столкнуться с расовой чудо-наукой, удивление, когда поляк отказывается причислить себя к существам «высшей расы», сбивчивые приготовления к последующей казни, возможно первой за долгое время в округе, проблемы с веревкой и палачом, которого срочно приходится искать.
Мораль «Любви» проста — нечеловеческие и абсурдные законы уродуют обычных людей, которые, однако, кряхтя, из врожденной склонности к порядку выполняют их и повинуются абсурдной морали, продиктованной полусумасшедшей властью. Однако закон есть закон, нужно, зажмурясь, выполнить неприятные формальности, чтобы снова уютно устроится в кафкианском гротеске, забыв и прикрыв землей сомнения и неприятные переживания.
Поведение простого человека в тоталитарном обществе, вынуждающим его смириться с обыденностью лжи, доноса и предательства давно интересовало Вайду и не раз отражено в его картинах. Тема эта исследуется на натуре и в «Любви в Германии», которая не столько про любовь, сколько про простоту и будничность зла, быстро прорастающего из человеческих душ.
8 из 10
16 мая 2014
Большинство фильмов Анжея Вайды очень политизированы — многие вспомнят нашумевший недавно фильм Катынь. Тема славной и печальной истории Польши у режиссера прослеживается повсеместно.
Из-за этой политизированности большинство фильмов Вайды можно воспринять превратно: как агитку. Действительно, ранние фильмы у него были коммунистические (Пепел и алмаз, Земля обетованная), затем он перешел к антифашистской тематике (Корчак, Любовь в Германии), и, наконец, к антисоветской (антироссийской) — (Пан Тадеуш, Катынь). Некоторые фильмы, конечно, остаются в стороне от политики, но общее направление творчества такое.
Фильм Любовь в Германии — один из наименее известных, и интересен, в первую очередь, соотношением «немецкий антураж — немецкие актеры — польская история». В главной женской роли — любимая актриса Фассбиндера, Ханна Шигулла. Когда она снимается у других режиссеров (у Этторе Сколы или у Марко Феррери, например), те стараются содрать с нее прочно закрепившиеся образы Марии Браун, Лили Марлен, Эффи Брист и прочих многочисленных героинь фильмов Райнера Вернера. Вайде это не удается — Ханна Шигулла здесь словно отвлеклась на какого-то польского офицера, выйдя на минутку из очередного полотна Фассбиндера, хотя Германия глазами поляка совсем иная.
При просмотре Любви в Германии поначалу заставляешь себя не думать о политической ангажированности и просто смотреть фильм. Но в конце происходит чудо: с появлением в кадре Ольбрыхского у любого зрителя не остается никаких других желаний, кроме как отдать свою жизнь за свободу и независимость Польши.
Я очень люблю, когда в последних кадрах фильма происходит чудо. Самое большое чудо на моей памяти произошло на последних минутах антониониевского Забриски поинт. Здесь именно тот случай.
9 из 10
23 сентября 2010