Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Конец бабьего лета |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Диамара Нижниковская |
сценарий: | Алесь Осипенко |
видеооператор: | Олег Авдеев |
композитор: | Леонид Захлевный |
художники: | Михаил Карпук, Владимир Шнаревич |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 июня 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Семейное счастье - тайна за семью печатями. Никому не ведомо куда уходит любовь, ещё вчера заставлявшая сердца влюблённых биться в унисон. Почему вдруг поблёкли слова искренних признаний. В какой миг семья безвозвратно раскалывается на 'До' и 'После'. Режиссёру Диамаре Нижниковской непросто ответить на эти вечные вопросы, да она и не ставит перед собой такой непосильной задачи. Её фильм - это напоминание всем 'возвращенцам', 'бегункам', что не стоит надеяться на 'тихую гавань' в доме, о котором ты забыл на долгие годы. Фразой Льва Толстого 'Кто счастлив сам, другим зла не желает' можно охарактеризовать жизнь Марии Кузьминичны (Алла Мещерякова) до того момента, когда на её пороге появился муж. 20 лет - огромный срок. Совершенно не понятно, на что надеялся Иван (Михаил Жигалов) переступая порог дома, который он когда-то построил для своей семьи. Своей БЫВШЕЙ семьи. Понять слабость - можно, понять трусость - можно, понять предательство - можно. А простить - нельзя, потому что нельзя войти в одну и ту же реку дважды.
Те воды, в которых ОН и Она когда-то были счастливы, давным-давно утекли. Возможно где-то в потаённых уголках женской души ещё сохранилась память о тлеющей любви. Но даже эти отголоски памяти растоптал сам же Иван - своим отношением к бывшей жене, к её положению в деревне. Пытаясь угодить 'и здесь и там' он зачеркнул все смутные надежды Марии, в которых она боялась признаться даже самой себе. Счастье - величина непостоянная. Её трудно измерить в физических величинах. Её нужно чувствовать. Как чувствует боль матери-одиночки Клавы сын Марии Гриша (Василий Мищенко). Молодой парень, только начинающий жить, он прекрасно помнит жизнь без отца, поэтому поступает не так 'как надо', а как велит его сердце. И этот выбор - единственно правильный. Именно этим руководствуется Мария Кузьминична в финале фильма, принимая сына таким, какой он есть.
Женщины режиссёры всегда острее реагируют на тему несправедливости в семье. Это их естественное право. Они поднимают вопрос, и они же дают на него исчерпывающий ответ. Именно поэтому фильм получился правдивым и трогательным. А ещё потому, что в этой позднесоветской ленте есть и дружба, и любовь, и труд, и счастье. И Совесть с большой буквы...
4 января 2023
Фильм не очень-то яркий на впечатления, но я испытываю к нему особую благодарность за переданный мне оптимизм деревни того времени, которая наращивала технический потенциал, избавлялась от ферм в пользу комбинатов и верила в прогресс. Активные и уверенные в завтрашнем дне советские люди деревни.
Как оказалось самыми жизнестойкими и бойкими в деревне (лишь в этой ли?) стали женщины. Это они — одни ростят детей, думают о ближних, перевыполняют трудовые планы, принимают участие в общественной жизни и просто любят. Любят тех мужчин, что уехав на заработки в город, возвращаются лишь под старость: так сказать, голову преклонить; любят своих детей какие бы они ни были, сколько бы их ни было и как бы тяжело ни было их растить.
Именно поэтому, когда приходит время оглянуться на свою жизнь, ведь уже конец бабьего лета, главной героине не страшно. Ведь она делала всё правильно, как велело ей сердце. И продолжает так поступать. Её жизнь продолжается, чего не скажешь о муже, что остался под осень один и без крыши над головой.
21 августа 2014