Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кармен |
английское название: |
Carmen |
год: | 1983 |
страна: |
Испания
|
слоган: | «They're dancing a fine line between fantasy and reality.» |
режиссер: | Карлос Саура |
сценаристы: | Карлос Саура, Антонио Гадес, Проспер Мериме |
продюсеры: | Эмильяно Пьедра, Карлос Саура |
видеооператор: | Теодоро Эскамилья |
композитор: | Пако де Лусия |
художники: | Феликс Мурсия, Тереза Ниэто |
монтаж: | Педро дель Рей |
жанры: | мелодрама, драма, мюзикл, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 мая 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
«Цыганский глаз — волчий глаз, говорит испанская поговорка, и это верное замечание. Если вам некогда ходить в зоологический сад, чтобы изучать взгляд волка, посмотрите на вашу кошку, когда она подстерегает воробья.» Проспер Мериме
В начале 1980-х годов режиссёр Карлос Саура, известный психологическими фильмами-аллегориями, выразившими в аллюзияx Эзопова языка угнетающее влияние эпохи Франко на судьбы Испании, начинает снимать другое кино. Он осуществляет давнюю мечту о романтическом синтезе искусств, о взаимопроникновении литературы, музыки, театра и кино. На основе известных пьес и опер, главными темами которых были роковая любовь и смерть, Саура ставит подряд три фильма, coединившиx элементы театра, синема-верите и обожаемый им фламенко. Этот уникальный феномен испанской культуры зародился на юге страны и включает танец, coпровождаемый выразительными страстными мелодиями, и особый способ пения. Построив фильмы вокруг сцен фламенко, ставших их эмоциональными и эстетическими вершинами, Саура запечатлел в балетной трилогии, в которую вошли «Кровавая свадьба», «Кармен» и «Колдовская любовь», взрывоопасный накал романтики, фатализма и мучительной неразделенной любви, что подобна жестокой и смертельной стихии.
«Кармен», второй фильм трилогии, созданной Саурой в сотрудничестве с хореографом и танцором фламенко, Антонио Гадесoм, навеян оперой Жоржа Бизе по новелле Проспера Мериме. Но это не экранизация оперы, а история создания балета в стиле фламенко, который должен был, по замыслу соавторов, привести «домой» самую знаменитую испанскую цыганку, созданную воображением и талантом двух французов. Саура отрицает стереотипы, с которыми иностранцы привыкли отождествлять Испанию, и отказываeтcя от тpадиционной трактовки «Кармен» как экзотической конструкции, далёкой от достоверности. Его намерения очевидны уже в начальной сцене, в которoй Гадес, в роли Антониo, хореографa и танцорa, ставшeгo вымышленной версией самого себя, работая в своей студии над сценой нового балета, прослушивает запись музыки Бизе. Её бравурные маршевые аккорды дисгармониpyют с нежным певучим «канте», которое исполняет на гитаре Пако де Лусиа. Знаменитый гитарист, знаток и энтузиаст фламенко, тoжe играющий в фильме самого себя, настаивает на том, что ритм сцены должен быть более ровным, как в булериас, весёлом и шумном народном танце. Де Лусиа напишет новую музыку для истории Кармен, истинно испанскую по форме и духу, и аранжирует для гитары знакомые мелодии Бизе. А сцена эта задаст тон всему фильму, в котором соотносятся и противопоставляются традиции классической и современной музыки, романтизирование и достоверность в изображении сложных отношений между актёрами и их персонажами и присущее Сауре размывание граней между воображаемым и действительным.
Здесь реальность, неоднократно преломляясь, растворится в вымысле, а искусство отразит и ярко высветит жизненные перипетии и жестокие драмы, в которые вовлечены актёры. Процесс постановки кино-балета имитирует жизнь за пределами съёмочной площадки и они начинают активно взаимодействовать, влияя друг на друга. Это приведёт к творческим разногласиям между Гадесом и Саурой, связанным с поиском актрисы на двойную роль танцовщицы и героини балета. Хореограф видел в роли свою многолетнюю партнёршу по танцу, уже не юнyю, с резкими чертами лица, но изысканную Кристину Ойос, отмеченную «дуэнде», внутренним творческим огнём, не зависящим от возраста или внешности, и озарявшим её грациозную осанку, кошачью вкрадчивость шага, парящую лёгкость движений, говорящие струящиеся руки. Ойос сыграла главные роли в первом и третьем фильмах трилогии фламенко,«Кровавой Свадьбе» и «Колдовской любви». Она же станцевала Кармен в балете Гадеса, вдохновившим Сауру на создание экранной версии. Но у режиссёра было своё видение и Ойос, байлаора от Бога, довольствовалась ролью соперницы и наставницы.
Для экранной достоверности колдовской любви, разгорающейся в реальном и в воображаемом измерениях кино-действительности «Кармен», Саура приглашает начинающую 21-летнюю актрису Лауру дель Соль, которая не была наделена утончённостью и обжигающей страстностью Кристины Ойос, но излучала неотразимую молодую чувственность. Она и стала в фильме танцовщицей, которую Антонио встретит после долгих поисков. Будто бы сошедшая со страниц новеллы Мериме, девушка обладала странной и дикой красотой, лицом, которое на первый взгляд удивляло, но которое нельзя было забыть. В особенности у ее глаз было какое-то чувственное и в то же время жестокое выражение. Имя её было, конечно же, Кармен, и подобно своей тёзке, она внесла в жизнь Антонио, танцующего Дона Хозе в своём балете, любовь, предательство, ревность, похоть и обман, неотделимые и от сценического образа своенравной цыганки, и от личности молодой танцовщицы, скрытной, эгоцентричной,
Соединив стиль синема-верите, в котором была снята первая картина трилогии «Кровавая Свадьба», с причудливым исследованием нарциссизма танцевального мира, где неразрывно сплелись истории героев рождающегося у нас на глазах балета и их исполнителей, «Кармен» разворачивается в двусмысленном, замкнутом мире. Скромное помещение балетной студии становится полем битвы, на котором исполнители дают волю демонам своих страстей и разочарований в неистовых вымышленных танцевальных сражениях. Коллизии взрываются на фоне шквального вихря ярких шалей, обвивающих гордые прямые спины танцовщиц, летучих юбок, льнущих к их стройным станам, и ливневого, настойчивого до зловещности сапатеадо — ритмической каблучной дроби. Ограниченное сценическое пространство зрительно расширяется благодаря использованию Саурой двусторонних зеркал, колышущихся занавесей, игры света и теней, которые углубляют и обрамляют его кинематографический холст.
Сцены репетиций балета сменяются бурным закулисным романoм между хореографом и юной танцовщицей. Параллели между историей героини оперы Бизе и страсть к Кармен, которая захватывает, переполняет и терзает Антонио, играют с восприятием зрителей, не давая им возможности определиться, в каком измерении фильма они пребывают в данный момент, реальном или воображаемом. Но это и не столь важно, потому что горение страсти является определяющим фактором для творчества, и, возможно, для самой жизни. Искусство и реальность становятся неотличимы, неотделимы и сливаются в финале. А финал у этой истории и её многочисленных адаптаций и экранизаций может быть только один. Он неизбежен при логике героев, обречённых на беспощадный, фатальный, смертельный танец любви-ненависти. Никогда не закончится «Кармен» хэппи эндом.
30 апреля 2017
Хореограф Антонио набирает труппу для постановки балета «Кармен». Во время репетиций хореограф поддается чарам настоящей Кармен, которая исполняет главную роль. Музыка и представление так захватывают героев, что правда жизни превращается в спектакль, а само действо ведет к кровавой развязке.
Настоящий успех пришел к «Кармен», созданной танцовщиком фламенко и хореографом Антонио Гадесом вместе с кинорежиссером Карлосом Саурой. Сначала был спектакль, где в роли Кармен захватывала пламенным фламенко Кристина Ойос, а уже потом был снят кинофильм. «Кармен» в стиле фламенко, где вместо Бизе звучит гитара Пако де Лусии — это естественно.
Главный персонаж — Кармен, не просто девушка, связанная с криминальным миром, она источник всех двигательных процессов: «Мир не развивался, если б не любовь к женщинам». Её спонтанность становится роковым поворотом в жизни, как влюблённого человека, так и для неё самой. Кадры приливов и отливов очень метко отражают сущность героини. Настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм. Он не о криминале, даже не о людях, «Имя Кармен» о том, на что эти люди готовы пойти ради любви.
22 февраля 2017
Танцевальная труппа талантливого хореографа Антонио (прообразом которого стал реальный танцовщик Антонио Гадес) ставит «Кармен». Однако нелегко это оказывается — отыскать среди множества прекрасных девушек именно ее — КАРМЕН. Но Антонио находит свою Кармен. Она — Кармен на сцене и в жизни.
Все действие фильма происходит в замкнутом пространстве танцевальной студии с большим окном от пола до потолка. Трагическая история любви постепенно вырастает из границ обычного спектакля, разгораясь со страшной силой. Действие реальное и театральное перемешивается, и уже неясно — где жизнь, а где игра… Все это сопровождается традиционным испанским пением и страстным, трагическим фламенко.
И конечно очаровывают исполнители главных ролей : страдающий влюбленный Антонио (Антонио Гадес) и своенравная темпераментная Кармен (Лаура дель Соль), кстати это ее первый фильм. Настоящая Кармен. Ее глаза — наивность и порок, страсть и страдание, своенравность и ласка, загадка и откровенность.
Фильм вышел колоритным, терпким будто красное сухое вино. Нестандартный подход к любимому произведению. Браво, Карлос Саура!
«У любви, как у пташки, крылья,
Её нельзя никак поймать.
Тщетны были бы все усилья,
Но крыльев ей нам не связать.»
10 из 10
25 февраля 2011
Снимать то, что уже миллион раз до тебя снималось — сложная задача. И если человек за это берется, то он очень рискует оказаться проигравшим, но если задумка получится — это будет восторг!
Кармен… сколько разных вариаций на тему уже было создано и сколько еще ждет нас впереди. И только человек с гибким, непредсказуемым умом может подать это так, что ты будешь воспринимать это как что-то новое, что-то незабываемое, что-то другое.
Карлос Саура смог сделать то, что не каждому удается. Возможно, это получилось благодаря любви к фламенко, танцу страсти и любви, танцу, который по своей эмоциональности превосходит другие и напоминает нашу жизнь.
В центре сюжета любовь мужчины и женщины. Постепенно она наполняется невероятной полыхающей страстью и разрушительной ревностью. Но если бы так все было банально, фильм бы Сауры так и остался одной из попыток экранизации выдающегося действа. Но нет! Переплетение жизни и игры, переплетение реального чувства и игры в это самое чувство. Где ты настоящий, где заканчивается жизнь и начинается искусство? Как не перейти грань, как вовремя остановиться?Саура зрителя осознанно запутывает, осознанно заставляет догадываться самому, самому дописывать сюжет и вносить свое.
Горячая испанская кровь не может оставить тебя равнодушным, страстное фламенко не может не заставить душу танцевать!
Замечательная картина, которая своей эмоциональностью и нестандартностью уносит в свой мир и дарит чувство полноты жизни.
28 февраля 2010
Этот фильм для людей, любящих ритм, жаркий испанский фольклор.
Танцы в исполнении известного испанского танцора, хореографа Антонио Гадеса и участие знаменитого Пако Де Лусии завораживают. Конечно, трактовка легендарной «Кармен» своеобразна, но интересна.
Лаура Дел Сол — красавица, но для меня на настоящую Кармен она не тянет, но смотреть, воспринимать можно. При просмотре главное — быть в ритме, стереть для себя границы танца и реальности, тогда вы получите большое удовольствие.
22 декабря 2008