И жизнь, и слезы, и любовь
7.7
7.6
1983, драма
СССР, 1 ч 37 мин
12+

В ролях: Жанна Болотова, Елена Фадеева, Федор Никитин, Петр Щербаков, Сергей Мартинсон
и другие
Скучным и однообразным было существование обитателей дома ветеранов. Все изменилось с приездом нового главного врача. Она старается не только лечить недуги стариков, но возвратить им утраченный было интерес к жизни, веру в то, что можно еще любить и быть любимым...
Дополнительные данные
оригинальное название:

И жизнь, и слезы, и любовь

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Леонид Калашников
композитор:
художники: Юрий Кладиенко, Светлана Лузанова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 августа 1984 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «И жизнь, и слезы, и любовь», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «И жизнь, и слезы, и любовь», 1983

Все мы будем «контингентом»

Как часто мы с вами задумываемся о стариках? О том, чем и как они живут? В лучшем случае мы ждем пирожков от бабушки, а потом быстренько бежим в свою жизнь. И порой мы забываем, что это такие же люди, они тоже чувствуют, любят, переживают, может, даже больше нашего. Да, им есть что рассказать, но как редко найдется тот, кто готов их выслушать.

Как в жизни старикам уделяется мало времени, так и в кинематографе на эту тему снято не сильно много фильмов. Из тех, что я знаю, смпло могу порекомендовать именно этот. У Николая Губенко вообще все фильмы социально направленные, это не просто любовь-морковь. Это наша жизнь и те проблемы, о которых мы в спешке жизни предпочитаем не думать.

Собственно, фильм «И жизнь, и слезы, и любовь» рассказывает о жителях дома престарелых. К сожалению, персоналу и директору заведения плевать на своих постояльцев, они считают тех овощами, которые просто доживают тут свой век. Они не желают решать их проблемы, заботиться об их досуге, питании, выслушивать их жизненные истории. Но все меняется с приездом нового главного врача. Такие женщины, как главная героиня, действительно на вес золота, потому как работают не для галочки и душа в них за свое дело болит. Варвара Дмитриевна буквально расшевелила это сонное царство безразличия, и мы увидели, что среди жильцов дома престарелых и правда живут не овощи, а реальные люди. Есть вредные, есть мечтатели, есть озорники. Даже история любви, такой светлой и чистой, свершается.

Актеры просто на высоте, Жанне Болотовой невозможно не поверить, ей вообще хорошо удаются роли таких сильных духом женщин, готовых ради дела идти против течения безразличия. Жители дома престарелых тоже отыграны безупречно, особенно хорош Евстигнеев в роли иногда прикладывающегося к бутылке работника. Несмотря на свою слабость он гораздо человечнее директора и кухарки. Кстати, отрицательные герои тоже сыграны прекрасно. Так и хочется плюнуть в физиономию директора, называющего этих молодых душой стариков «контингентом». А как отвратительны героини Крачковской и Гундаревой, которые лишний раз палец о палец ударить не желают.

Признаться, после этого фильма немного начинаешь иначе относиться а старости, и немного стыдно за свое определенное безразличие. В конце концов, все мы рано или поздно будем «контингентом».

9 из 10

7 сентября 2019

Тяжело в лечении легко в гробу

Удивительно, как иногда талантливые люди могут из казалось бы невыигрышной темы создать отличное кино. Этот фильм как раз из таких. Будни дома престарелых, что тут интересного, может быть, кроме воспоминаний… Однако действие фильма заставляет смотреть не отрываясь. В картине действительно много воспоминаний, но и настоящая жизнь пожилых людей интересна и многогранна. Здесь находится место и эмоциям, и тайнам, и скандалам, и даже любви.

Дом престарелых буквально ожил с приходом нового главврача. Которая в противоположность заведующему домом относится к каждому своему пациенту как человеку, а не как к «контингенту». Ее забота трогательна, ее методы работы основаны не столько на традиционной медицине, сколько на психологии, — она хочет, чтобы старики чувствовали смысл в свое существовании, а не просто доживали свой век на «заслуженном отдыхе».

А как играют наши старые актеры! Это что-то невероятное… Особенно — Сергей Мартинсон, его игра просто завораживает.

10 из 10

28 июля 2015

Любви все возрасты покорны

Не побоюсь, сказать одухотворенный фильм. Такие фильмы помогают (именно помогают, а не заставляют) останавливаться в этой суете, в которой мы живем и задуматься, а надо ли то, что за чем ты сейчас так бежишь. Чтобы через год-два-три эту вещь выкинуть или кому-нибудь отдать и забыть о ней. А так ли важна эта проблема которая, заставляет тебя куда-то бежать, кого-то униженно просить, чтобы через полгода о ней забыть. Нет, нет есть проблемы и есть вещи которые нужны и важны. Но… реку времени невозможно ни повернуть ни даже остановить. Кажется, что ты вечно будешь молодым, только твой сын уже выше тебя. Кажется, что вечно будешь здоровым, только давление понемногу прыгает после вроде небольших физических нагрузок, да и сердце что-то пошаливает. Такие фильмы дают духовную опору, они как ключик, который открывает ворота в твою душу, и заполняют ее ароматом жизни, любви. Оценку не ставлю. Этот фильм выше всяких оценок, премий, наград.

24 ноября 2014

Тихий шедевр

«И жизнь, и слезы, и любовь» — это тихий шедевр Николая Губенко. Тихий, потому что он наполняет сердце молчанием, глубоким и нежным. Таким, от которого слезы подступают к горлу и просветляется душа.

В дом престарелых приходит новый главный врач Варвара Волошина. Один в поле не воин? Неправда. Великий воин. Потому что сражаешься не только с явным противником, но и со скрытым недоверием и пренебрежением среди «своих». Особенно трудно, когда твой тыл ждет любой твоей осечки, чтобы исподтишка прошипеть: «а мы предупреждали…». Но тем важнее победа Варвары, что она преодолела все — от тихого стариковского ропота до бюрократических замашек директора Федота Федотовича.

Разложить «И жизнь, и слезы, и любовь» по составляющим — все равно, что раскрыть формулу простоты рассказов Чехова. Но не сказать об актерской игре нельзя: это прекрасный оркестр, в котором сочетаются традиции русской школы (Елена Фадеева, Федор Никитин, Капитолина Ильенко, Михаил Брылкин) с прекрасным продолжением этих традиций в советском кино и театре (Жанна Болотова, Борис Щербаков, Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева).

Николай Губенко наполняет этот фильм аллюзиями — от Пушкина до Шпаликова, метафорами и запоминающимися образами. Как, например, старая липа во дворе того самого дома престарелых, которая еще способна цвести и давать молодые побеги, которая тянется к солнцу и ждет весенних дождей. Или общение мальчика, сына главной героини, с жильцами дома, его детское непосредственное восприятие заботы о них, его желание проводить с ними больше времени, полное отсутствие какого-либо отчуждения или неприятия.

Режиссер не просто рассказал о судьбах стариков, оставшихся в одиночестве, он дал возможность своим героям говорить не только с новым доктором, но и со зрителем. Вспомните рассказы стариков об их первой любви, ведь они обращены к нам с вами! Нам дана возможность заглянуть в это зазеркалье памяти, в котором могут меняться очертания и размеры прошедших событий, но остаются неизменными чувства, эмоции, остается неприкосновенным сердце с его способностью любить, страдать и радоваться жизни. Нам дана возможность понять, что романтика и красота — это не аксессуары молодости, и что и в 70 лет глаза могут гореть от любви. В этом отношении впечатляет сюжетная линия Павла Андреевича и Сербиной: парализованный старик влюбляется, и оказывается, что он не старик вовсе — он способен ради любви побороть болезнь, способен писать стихи, способен ревновать. Какой душевной чуткостью и деликатностью должен обладать режиссер, чтобы так показать любовь и жизнь пожилых — без пошлости, жалости, комизма.

Сегодня западное кино все чаще обращается к тебе отношений между немолодыми людьми, здесь можно вспомнить и триумфатора последнего Каннского кинофестиваля — «Любовь» Михаэля Ханеке, и режиссерский опыт Дастина Хоффмана «Квартет», и голливудскую комедию «Любовь по правилам и без». Не занижая ничьих достижений, не могу не подчеркнуть, что фильм Николая Губенко среди них — как безусловный ориентир, задающий правила хорошего тона в своем жанре. Чеховские интонации фильма позволяют почувствовать, что в нашем искусстве есть то, что не позволяет прерваться связи времени и поколений — философское осмысление самых важных в мире событий, тех, которые происходят в человеческом сердце.

Сказать хочется еще много, но лучше поэта не скажешь. Из стихотворения Фазиля Искандера, каждое слово в котором попадает в самое сердце:

…Вы, как деревья в листопад,

Еще в плодах судеб, событий…

Благословляю ваш закат!

И все-таки — не уходите.

28 ноября 2012

«Жизнь невозможно повернуть назад»

Исключительно добрый, человечный и нужный фильм о том, о чем человек обычно начинает задумываться только тогда, когда сам к этому приближается, — о старости, а понимать, когда станет стариком. Действие картины происходит в Доме ветеранов, куда приезжает новый главный врач. С ее приездом все меняется, ибо эта прекрасная женщина понимает, что лечить надо не только недуги физические, но стараться вернуть тем, кто уже никогда не будет молодым, интерес к жизни, веру в то, что можно еще любить и быть любимым. Ведь самое страшное в старости — это чувство, что ты никому не нужен… Доброта, чуткость творят подлинные чудеса, делая старость не концом, а венцом жизни.

Одним из главных пластов является борьба противоположностей, именно эта тема наиболее ярко раскрыта данной картиной и взята мною для рассуждения…

Размеренная жизнь постояльцев дома престарелых прерывается появлением нового главного врача — Варвары Дмитриевны — энергичного, с новыми идеями по обустройству жизни постояльцев. Но в этом маленьком социуме, где каждому отведена своя роль, не все так просто…

Ведь все уже настолько приелось, не хочется ничего менять и, естественно, появляются противники новых идей. Межгрупповой конфликт усугубляется с появлением, а точнее, с возвращением, самого идеолога такой системы — Федота Федотовича — заведующего дома престарелых. Сразу можно заметить, что этот человек придерживается своего консерваторского мнения на обустройство жизни стариков и никак не собирается уступать.

Варвара Дмитриевна и Федот Федотович — герои антиподы, у каждого из них есть свои приверженцы и поэтому окончательно никто не прав, зритель сам должен выбрать сторону… Я же полностью согласен с Варварой Дмитриевной — ничто в этой жизни не стоит на месте, двигаясь дальше — мы развиваемся, физически и духовно.

Конфликт между «идеологами» приобретает кульминационный момент при выяснении вопроса с решетками, стоящими на окнах.

Одна точка зрения — с этими решетками дом больше похож на тюрьму, они создают душную, гнетущую атмосферу. Их просто необходимо срезать.

Вторая точка зрения — «Жалоб со стороны «Контингента» не поступало. Ни к чему это…»

Выигрывает эту «битву», а вместе с тем и войну тот, кто больше мотивирован в отстаивании своей точки зрения — тюремные решетки отправляются в утиль… Абсолютно логично и правильно. Но мне этот вопрос напомнил о страшном событии, произошедшем в марте этого года на Кубани, когда в доме престарелых произошел крупный пожар, погибло и пострадало множество людей, а ведь помещение этого дома престарелых дважды проверялось инспекцией по пожарному надзору, было «установлено, что из более чем 30 выявленных инспекцией нарушений 6 осталось невыполненными».

Вот же как бывает — некомпетентность управляющих понесла за собой гибель множества неповинных людей, хотевших всего лишь прожить последние годы жизни в спокойствие и отдыхе, наедине со своей старостью.

Фильм представляет собой яркий пример «бытового реализма» в кино. Нет динамики, нет событий, лишь бесконечные разговоры о прошлом, тренировка памяти, воспоминания о былой жизни и, конечно же, былой любви… Одним словом — настоящая, реальная жизнь.

Я не зря описываю все события, происходящие в фильме, так серьезно. Казалось бы, пустяковые проблемы и вопросы, недостойные такого чрезмерного внимания. Но это только по нынешним меркам и в нынешнем обществе, ведь, как я уже заметил, этот дом собрал людей с разными судьбами и взглядами на жизнь, этот дом — мини-общество…

И для них эти самые вопросы мелкого масштаба важны, в конце концов, возможно, они проживут в этом здании до конца дней, нужно провести это время в каком-никаком комфорте. Но без труда не выловишь и рыбку из пруда, все нужно делать самому, помощи ждать неоткуда, пенсионеры сами обустраивают свою жизнь: переставляют мебель, изменяют интерьер, делают ремонт, обустраивают примыкающую территорию…

Даже на старости лет, со всеми своими болячками и склерозом, все они — Личности, с большой буквы, кто-то борется со своими чувствами, мыслями, кто-то со своими физическими недостатками, кто-то, словно консерватор 19 века, противостоит новым канонам, устроенными главврачом. Эти люди молоды в душе, и потребности у них такие же, как в молодости.

«Удивительно, как нынешняя молодежь умеет чувствовать то же, что и мы с вами» — Софья Петровна Сербина

Самое время перейти от конфликта межличностного и межгруппового к конфликту внутриличностному. Этот конфликт представляет собой борьбу стариков за свою былую молодость и за те чувства, что они испытывали когда-то. Как известно, внутриличностный конфликт возникает при малой уверенности в себе и недостаточном удовлетворении базисных потребностей — это как раз можно проследить в некоторых героях фильма. «Контингент» и некоторые его участники пытаются доказать свою боеспособность, есть еще порох в пороховницах…

В этом вопросе наиболее интересна история Павла Андреевича — прикованного к постели старику, еле сохраняющего свои моторные функции. Он выступает своеобразным героем-символом, так как именно он преодолел самый долгий и тяжелый путь, чтобы встать на ноги, чтобы снова говорить, чтобы чувствовать как раньше, чтобы снова ощутить трепетание сердца… И ему все удается, наверное, потому, что он действительно этого хотел, хотел показать, что в нем еще не иссякли все те чувства, которыми он обладал в молодости.

Также режиссер пытается показать, что герои фильма до сих пор молоды, противопоставляя дом престарелых детскому лагерю, используя очень эффектный ход — кадры из детского лагеря, утренняя зарядка и тут же мы видим ту же самую картину в уже знакомом нам месте, да, в тот самом доме.

И, наконец, детскость, и молодость душ ветеранов в полную силу раскрывает такое событие, как подготовка и празднование юбилея одной из постоялиц — Софьи Петровны. Чего только стоит та атмосфера сплоченности и взаимопонимания во время подготовки праздника, дарение цветов кавалерами с той же детской нервозностью или вешание сделанных своими руками открыток-сердец на дверь объекта восхищения. Зритель буквально с головой погружается в эту неповторимую атмосферу, живую, бурлящую, настоящую, как будто перед нами и нет людей, отживающих последние годы, нет, они совсем другие…

В этом и заключается главная идея этого фильма.

Как мне кажется, молодежи, нашему поколению ли, прошлому или будущему, трудно будет понять этот фильм, но от этого есть панацея, называется она Время. Надо всего лишь представить, что может так повернуться судьба, и вы тоже станете кем-то из героев, будете жить в доме престарелых, построенном в дореволюционные годы, в этом маленьком мирке, исполнять свою роль в нем и так до самой смерти. И тогда станет легче понять этих людей и будет легче окунуться в эту атмосферу: одиночество, борьба, распри, разногласия, повседневные заботы и маленькие победы. И дай Бог каждому дожить до преклонного возраста и получить заслуженный отдых.

6 декабря 2007

Драма И жизнь, и слезы, и любовь появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Николай Губенко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Жанна Болотова, Елена Фадеева, Федор Никитин, Петр Щербаков, Сергей Мартинсон, Евгений Евстигнеев, Иван Козловский, Михаил Брылкин, Капитолина Ильенко, Алексей Дроздов, Тимофей Хлыстов, Мария Скворцова, Иван Казмин, Наталья Крачковская, Константин Желдин.

Страна производства - СССР. И жизнь, и слезы, и любовь — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.