Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 8.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Голубые горы, или Неправдоподобная история |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдар Шенгелая |
сценарий: | Резо Чейшвили |
продюсеры: | Т. Габуния, Мурман Цинцадзе |
видеооператор: | Леван Пааташвили |
композитор: | Гия Канчели |
художники: | Борис Цхакая, Медеа Бакрадзе |
монтаж: | Леонид Ашиани |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 декабря 1983 г. |
на DVD: | 10 марта 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
'Голубые горы, или Неправдоподобная история' 1983 г. - трагикомедия, которую очень редко можно увидеть на телеэкранах. И не удивительно, ведь сложно найти другой советский фильм, который так отчетливо демонстрировал бы сходство современности с прошлым.
'Голубые горы, или Неправдоподобная история' - это история молодого писателя, работающего в издательстве. Он безрезультатно пытается опубликовать свой рассказ. Но это ему не удается. Вовсе не потому что его не хотят публиковать или потому что его рассказ недостоин.
Причина отсутствия результата куда более тривиальна и печальна. Просто организация, в которой он хочет чего-то добиться прогнила сверху до низу. Сотрудники просто отсиживают свои рабочие часы, не отдавая и капли внимания и усердия своим обязанностям. Руководство занято чем-то своим и вообще едва уловимо. Кто-то в отпуске. Да и вообще, рассказ этот никто даже не читал...
Это смешная абсурдистская комедия, но если вам приходилось иметь какое-то серьезное дело с государственными организациями и вы пытались добиться внимания к себе или своей работе в подобном учреждении, то наверняка смотря данный фильм вы с печалью вынуждены будете констатировать 'Да, да, так все и есть...' Лично я могу утверждать, что слышала дословно те же самые фразы в свой адрес, которые звучат в этой сюрреалистичной и абсурдной комедии. И мне их тоже говорили такие же якобы интеллектуальные умные люди, работающие в уважаемых бюджетных учреждениях...
Среди советских фильмов много таких, которые раскрывают негативные стороны общественного устройства и отражают многочисленные проблемы, заложенные в организации страны. Но в абсолютном большинстве все-равно герои 'побеждают зло' и достигают целей. Но в 'Голубые горы, или Неправдоподобная история' откровенно показано, что тухлое болото никогда не станет чистым, сколько бы свежей воды в него не вливали.
Советские фильмы и многие люди, жившие во времена СССР уверяют, что тогда было намного лучше, чем сейчас. Но смотря 'Голубые горы, или Неправдоподобная история' становится очевидно, что сущность организационного устройства, культура межличностных отношений, отсутствие ценности профессионализма - это то, что современная Россия благополучно переняла из своего советского прошлого. Иначе как Эльдару Шенгелая и Резо Чейшвили удалось создать историю, которая так болезненно точно отражает 'сегодня'?
Если не видели 'Голубые горы, или Неправдоподобная история', то обязательно посмотрите. Фильм подарит вам удовольствие от просмотра отличной трагикомедии, а заодно вполне возможно заставит пересмотреть идеализированные представления о бюрократизме, справедливости и профессионализме в СССР.
27 июня 2022
Рецензенты, видящие только критику советской системы в этом фильме, забывают, что после разрушения здания 'фирмы' (читай разрушения системы) её поселенцы благополучно перебрались в новое здание (понимай - нашли новую систему), которое при продолжении деятельности в таком же виде, также, вскоре разрушится, уже возможно погребя под развалинами и 'деятелей культуры', ведь очень удачно именно они выведены персонажами этой зарисовки. Тут, вероятно, особой заслуги авторов нет - снимали о том, с чем сталкивались чаще всего, но очень уж удачно показано как 'властители дум' и 'инженеры общества', общества новой формации, скатились до примитивных обывателей с максимально выраженными частно-эгоистичными интересами, да ещё присосавшиеся к гос. службе. Что их потомки и последователи с успехом делают и теперь, а уж их идеология, точнее выброженное и выпестованное в поколениях замкнутых на самих себя 'культур. элит' 'мнения'...ну это совсем другая история, не затронутая фильмом.
Есть и другая сторона этой медали - собственно строй допустивший коренные изменения в целях и устремлениях общества в том числе передоверив эту работу тонко но путано чувствующим деятелям культуры. в отличии от противостоящей системы в которой целе-полагание и целе-поддержание идеологии встало на глубоко научные рельсы - развитие социологии, психологии, политологии и их производных - прикладных дисциплин маркетинга и т.п., далеко опередили союз и продолжают доминировать при противоборстве уже не систем, а государств.
Сам фильм является этапным - его мотивы просматриваются куда в более известных 'Фонтане' и 'Забытой мелодии для флейты', а сама композиция 'комнатно-кабинетно-коридорного' абсурдизма так и в огромном пласте 'перестроичных' фильм - 'Лестница', 'Филиал', 'Красный остров' и т.д. Но снято это с такой степенью мягкого юмора, с достоверностью существования каждого персонажа, сильно отличаясь от стремления ошарашить зрителя в последующих картинах. И нет ничего удивительного, что подобная картина вышла именно в Грузии - на 'национальных окраинах' наиболее полно проходила расслоение между личными целями и заявленными гос. аппаратом и грузинам вполне хватало культуры осознать происходящее и предостеречь(?).
Один из поворотных фильмов, наравне с ' Вы чьё, старичьё?' Пичула 1982г., в советской кинематографии являющийся неким эталоном в той или иной степени воспроизведённым в дальнейших картинах.
7 из 10
24 апреля 2022
Время от времени пересматриваю хотя бы отрывками этот фильм Эльдара Шенгелая. Это настолько обаятельнейшая картина, в которой хочется жить и обнимать всех героев. Такое ощущение, что Шенгелая незаметно вошёл в этот дом писателей, запрятал камеру в огромный шкаф с папками и начал подсматривать за сотрудниками советского учреждения. Там даже солнечная пыль от рукописей стоит осязаемая! И что удивительно. Ведь явно двигало режиссёра и сценариста диссидентское желание сделать сатиру на совок (кто-то в комментариях даже написал, что «это приговор системе») — и как только цензура в 1983 году такое пропустила! Но теперь всё это ушло в песок, осталась талантливая картина, невольно воспевающая советский Тбилиси, доброту и скромность грузин, поэзию их обыденной жизни под виноградной лозой, которая оплетает фасад старого дома. И даже их античность! Как будто бы солнечный луч упал на голову режиссёра и позолотил его творение. Случилось чудо! Чего, увы, не скажешь про другой его фильм «Необыкновенная выставка» (1968). Надуманный, фальшивый, как будто бы снимал совсем другой человек. Особенно плох старик-аристократ, говорящий по-французски. И Валентина Теличкина там не прижилась…
23 апреля 2020
Картина интересна не только видимым физическим уровнем, но и тенью метафизического. Ведь тут на сцену выходят два основных героя — цикличность и прокрастинация. Первый явственно отражает нашу замшелую рутину, которая меняется только тем, что переливается постепенно в один из 4-ёх сосудов — осень, зима, весна, лето. Меняется окружающая обстановка, природа. Но не рабочие будни, но не интенция стремящегося на вершины(может и голубые) Сосо. И пусть этот микромир редакции и в достаточной мере гиперболизирован, но он отчетливо пытается вывести формулу любого рабочего коллектива, получается или нет — судить каждому со своего места. Второй герой(хотя скорее антигерой) тут уж знаком не только по-наслышке — перенести дела, раздать обещаний до завтра. Этим и занимается каждый, кто так важен для публикации повести. Об этом явлении писать нечего, ибо от него не открестишься.
С этим блюдом рекомендовал бы «Город Зеро» Шахназарова. Ибо если зритель — пассажир, а режиссер — водитель, то педаль абсурда выжимается в обоих случаях до отказа.
Мотобол или линия метро?
28 июля 2018
Потрясающая картина, выполненная в жанре иронии и горькой сатиры. Картина сделанная аккурат после смерти Леонида Ильича пришлась очень кстати, не зря она была отмечена государственной премией СССР. Режиссер Эльдар Шенгелая в этой ленте, на примере всего лишь одного учреждения, вынес беспощадный приговор целой системе управления, существовавшей в то время. Этот фильм одна большая аллегория на весь советский строй.
Главный герой, писатель, достаточно робкий и не очень решительный, относит свою рукопись в издательство. Относит достаточное количество экземпляров чтобы прочитали все, но вот незадача, одно время года сменяет другое, минует год а рукопись никто и не прочитал. Ведь все в этом учреждении занимаются чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Играют в шахматы, готовят еду, вяжут одежду, учат иностранный язык, занимаются с детьми школьными уроками, собирают виноград, все в таком роде. А главный герой все ходит по кабинетам с вопросом прочитали или нет, а те только заголовок и прочитали и все. Камень не сдвинуть. Только маляр и читает, но и тому вдогонку говорят положи рукопись и займись своим делом, кто бы как говорится говорил.
То как все это показано вызывает неподдельное восхищение, смотреть без горькой улыбки не возможно. Директор учреждения это вообще нереально правдоподобно сыгранный персонаж, впрочем как и все остальные. Язвительная картина, изобличающую сложившеюся систему управления в бюрократии и ничего не делании. Даже когда рушится здание для работников учреждения это ровным счетом ничего не значит, ведь все их мысли о том когда будет зарплата и какая будет премия, все же остальное для них не важно и второстепенно.
Картина с прекрасной игрой актеров, отличным сценарием и очень острым режиссерским видением на проблему и ее изобличение. Картина как приговор системе, но итог горький, ведь здание рухнет, а на его месте будет такое же и с такими же работниками. Режиссер смотрел далеко вперед и все показал своей картиной. Что было тогда тоже самое и сейчас. Картина бриллиант.
10 из 10
10 апреля 2016
Наверно, можно объяснить только особым расположением к грузинскому кино, которое поддерживалось и финансово (хотя продукция студии «Грузия-фильм» занимала в начале 80-х годов одно из нижних мест в прокате), и в творческом плане, поскольку многие кинопрофессионалы признавались в искренней любви к лентам, созданным в Грузии, то невероятное обстоятельство, что такая язвительная сатира, как «Голубые горы, или Неправдоподобная история», была снята вскоре после смерти Брежнева, получила главный приз на всесоюзном фестивале весной 1984 года, вышла потом на экран и даже удостоилась Государственной премии СССР.
Впрочем, награждение случилось уже в наступившие перестроечные времена, на исходе 1985 года. И кафкианский по своей сути фильм Эльдара Шенгелаи по сценарию Резо Чейшвили явно пришёлся ко двору в пору перемен после прихода к власти нового выдвиженца Михаила Горбачёва, когда многим стало очевидно, что государственная система давно дала заметные трещины, а казавшееся прочным и нерушимым здание построенного социализма может рухнуть в любой момент от довольно незначительных колебаний в своей вроде как «незыблемой основе».
Однако любопытен ещё один факт: Союз польских коммунистов на конкурсе, впервые проведённом в 1985 году, назвал эту грузинскую картину лучшей из всех иностранных, что были тогда в прокате Польши. Местное кино «морального непокоя», которое стало в числе прочих сфер влияния своеобразной будоражащей почвой для роста социального протеста в польском обществе, оказалось в случае с «Голубыми горами» дополнено хлёсткой иронией и почти метафизической фарсовостью ситуации.
Можно было бы, допустим, сопоставить эту ленту с «Репетицией оркестра» Федерико Феллини, тоже лукавой и саркастичной притчей о «разрушении системы». Но «Голубые горы, или Тянь-Шань» (кстати, упоминаемое не раз на экране двойное название повести молодого писателя, которую он принёс в редакцию и безуспешно пытался уговорить всех сотрудников прочитать её как можно быстрее, первоначально было присвоено и фильму, а подзаголовок «или Неправдоподобная история» появился по просьбе осторожных редакторов) — куда в большей степени произведение искусства эпохи «развитого социализма» или «расцвета застоя», что практически одно и то же!
Хотя пересматривая ленту сейчас, поражаешься тому, насколько всё по-прежнему актуально и злободневно: и сюрреалистический, абсурдный, просто запредельный бюрократизм всего сущего, идиотическое ничегонеделанье, катастрофическое переливание из пустого в порожнее, анемичность и нежизнеспособность системы, которая способна лишь на то, чтобы тавтологично и с унылым однообразием воспроизводить самую себя, — это никуда не исчезло, а может, приобрело вообще гигантский размах.
И так не хватает упавшей картины в раме под условным названием «Гренландия» — раз уж никогда не дождаться этому абсолютно полому внутри миру своего смертельного айсберга на пути «Титаника»…
14 марта 2013
Блистательная комедия родом из СССР, которая, впрочем, несёт с собой лёгкий налёт грусти: ведь главному герою придётся столкнуться с равнодушием и бардаком, царящим в бюрократической машине, где никто ничего не знает и норовит отложить дело в долгий ящик. Проходит день за днём, пора года сменяется следующей, а ситуация с рассмотрением рукописи не меняется — всё те же лица, диалоги, занятия, жизнь города течёт своим неизменным ключём… Даже здание издательства трещит по швам, но это мало кому действительно интересно — результатом является лишь появление новых бумажек-заключений об аварийном состоянии, должных пойти куда-то на рассмотрение кому-то.
Директор говорит писателю примерно следующее: «Ну что ты за человек, Сосо, надо же быть активнее, дёргать людей, чтобы что-то получилось!» Как же быть человеку, не обладающему изрядной долей наглости и напора, в такой ситуации? Что-то конкретное посоветовать трудно, потому что само такое положение вещей подчас не укладывается в голове. Можно лишь сказать, что часто такое безрезультатное «биение головой о стену» убивает надёжнее оголтелой критики, потому как бьёт по вере в людей и надежде хоть как-то изменить мир.
От игры всех, без исключения, актёров получил колоссальное удовольствие. Реплики, интонации и акценты настолько ловко отражают характерные особенности взаимоотношений маленького человека и учреждения, начальства и подчинённых да и просто тогдашних реалий (совсем как схожие вещи в «Иване Васильевиче…»), что просто диву даёшься, и улыбка не сходит с лица на протяжении всего фильма. Умели же раньше снимать за копейки.
9 из 10
10 января 2009