Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дублер начинает действовать |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эрнест Ясан |
сценаристы: | Петр Корякин, Эрнест Ясан, Валентин Черных |
видеооператор: | Владимир Бурыкин |
композитор: | Вадим Биберган |
художник: | Елена Фомина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 апреля 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
На небольшом заводе «Электрон» в рамках эксперимента на один месяц всех руководящих начальников сменят дублеры из молодой заводской «поросли». И вот дали молодым «порулить». Раньше их как рядовых работников мало что заботило, а тут взяло за живое — на родном предприятии всё не так, бесхозяйственность и прочее. И давай реформировать. А больше всех взялся за дело дублер директора инженер Костин.
За необычный и динамичный сюжет в ответе Валентин Черных талантливый сценарист, который умеет увлекательно и доступным языком рассказать на производственную тему (Человек на своем месте 1972, Собственное мнение 1977). К тому же востребованный сценарист не мог не знать о популярной рубрике Литературной газеты «Если бы директором был я», в которой читатели в своих письмах фантазировали о директорском всевластии.
Итак всё смешалось в душных заводских цехах и кабинетах, проблемные сцены планёрок и летучек и тут же шутки, забавные сценки, любовные перипетии Костина, и опять рабочие катаклизмы, иногда от этой пестроты начинает рябить в глазах, но создатели фильма хотели чтобы было не скучно, так как производственный жанр у нас снимали уже давно и как-то он закостенел, стал уж слишком предсказуем, вот и решили в «Дублере» освежить и посмешить, но при этом предложить зрителям задуматься, самим сделать выводы; кто прав, а кто не очень.
Особых актерских прорывов в фильме нет, героя эпохи НТР дублера-директора Костина сыграл Борис Плотников, актёр (открытый режиссёром Ларисой Шепитько в кошмарно-мрачном «Восхождении») привыкший к артхаузным проектам, и явно чувствующий себя не в своей тарелке, впрочем как и Костин в директорском кресле. Плотников антиобаятелен, так что его занудно-фанатичный герой производит странноватое впечатление, воспринимаешь его на сопротивлении, к тому же действия его персонажа не всегда логичны и решения часто спорные. Трое коллег и друзей Костина тоже дублеры, сыграны актёрами: карьерист дублёр главного инженера Петр Юрченков, противный ловчила снабженец Александр Романцов и просто хороший парень руководитель гальванического цеха Александр Вдовин. Каждый из них смог по-своему воспользоваться временной властью, кто для себя, а кто для общего дела. Дублеры-женщины: цеховая гарная дивчина дублер мастера Людмила Шевель не потянувшая бремя власти, и девушка-парторг декларирующая с пионерским задором общие истины, но не предлагающая ничего конкретного.
Женщины Костина: бывшая подруга обеспеченная красавица Ольга — обворожительная ленинградка Наталья Данилова, будущая подруга насмешливая Хейли — Римма Коростелёва с деланным прибалтийским акцентом, побаловала зрителей трижды выходя из реки в «голом» бикини. Нельзя не упомянуть и других дам из окружения дублера: строгий секретарь — характерная Ольга Волкова, модная очкастая социологиня — певица Ирина Гущева, есть ещё несчастная тетёнька-снабженец-выбивала и вовсе таинственный персонаж Ангелина тщетно прорывающаяся на разговор с директором, и которую все посылают… работать.
В эпизодах появляются известные ленинградские актеры (фильм снят на «Ленфильме»), Эрнст Романов, Иван Краско, а знатоки ЛенТВ узнают в смеющемся на летучке бородаче Валерия Кухарешина. Старую власть отождествляют привычные в правящих ролях Михаил Глузский и Игорь Горбачев, именно его нагло-вальяжный персонаж скажет сакраментальные слова (вот ведь цензура пропустила! вообще в фильме есть весьма острые высказывания) о вечной вампирической жизни номенклатуры, где даже проштрафившегося начальника не снимут, а понизят, переведут, но всё у этих ребяток на тепленьких местах будет ОК, к сожалению, ничего не изменилось и по сей день. Однако несмотря на провальность плановой советской экономики и извечных блата, показухи, конформизма всё таки у «Дублера» открытый, оптимистичный финал дышащий переменами, которые начнутся уже через пару лет. Конечно, огорчает что задумались о будущем, об ошибках и недоделках, только оказавшись на правящих местах, а как же инициатива снизу? Хотя про это тоже сняли в советское время ряд картин.
Визуально фильм не броский, под натурализм, снят уверенной рукой, монтаж энергичный, почти клиповый. Озадачила несколько спорная музыка Вадима Бибергана, некоторые мелодии прям как с баварского пивного фестиваля. И остался вопрос: что же собственно производит завод «Электрон»?
Итог: «Дублер начинает действовать» безусловно интересный, необычный производственный фильм во многом предвосхитивший Перестройку, особенность фильма это легкий, комедийный подход. Именно это направление подхватил режиссер Марк Захаров, в том же году поставивший по сценарию В. Черных спектакль «Проводим эксперимент», уже в откровенно фарсовой, сюрреалистической манере, с Виктором Проскуриным в роли Костина и Еленой Шаниной-Хейли. К большому сожалению записан на пленку он не был, а было бы интересно сравнить с фильмом Эрнеста Ясана.
31 марта 2019