Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Грамматиков |
сценаристы: | Пабло Неруда, Павел Грушко, Владимир Грамматиков |
продюсер: | Александр Казачков |
видеооператор: | Александр Антипенко |
композитор: | Алексей Рыбников |
художники: | Константин Загорский, Элеонора Маклакова |
жанры: | драма, мюзикл, вестерн, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 мая 1983 г. |
на DVD: | 21 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Мюзикл, драма. Экранизация одноименной рок-оперы композитора Алексея Рыбникова. До недавнего времени вообще не знал о существовании данной картины, и вот решил таки ее посмотреть. Точно не могу сказать, что же заинтересовало меня, тематика ли, жанр «рок-опера», лестные отзывы, либо что то другое. И вот какого мое краткое мнение — краткая, но яркая жизнь полумифического героя. Из минусов могу отметить лишь дешевые декорации да хронометраж (хотя последнее не минус, а скорее вынужденная необходимость). Поэтому остановимся на плюсах данной картины.
Итак, вот они:
1. Хоакин Мурьета — полумифический человек, в истории которого правду очень сложно отделить от вымысла. Для Латинской Америки он национальный герой, боровшийся против набиравших в то время силу Соединенных Штатов, для Штатов же он опасный головорез, сколотивший банду из своих земляков с целью грабежа и убийства. Я скорее сторонник первой версии, и создатели картины со мной согласны. Здесь пред нами он настоящий герой, сначала ведомый мечтой, а затем яростью.
2. История — мало того, что эта экранизация рок-оперы, так еще и в основе лежит поэма чилийца Пабло Неруды, поэтому все герои произносят свои реплики в стихах, что очень хорошо. К тому же без этой картины не состоялась бы премьера «Юноны и Авось», второй рок-оперы Советского Союза.
3. Атмосфера — создателям удалось передать быт и мировоззрение как чилийцев, так и американцев того времени. Восторженность одних и тревоги других. Столкновение двух миров показано хоть и довольно просто, но очень наглядно и позволяют зрителю понять его природу.
4. Музыка — на музыку и делался основной упор, и она не подвела. К тому же она отлично подстраивается под настроение картины. Если вначале она веселая и полная надежд, то ближе к финалу она более резкая, и полна трагических нот. Но вот песни к сожалению мне не запомнились, но это уже чистейшей воды придирка.
5. Драматичные моменты — их всего несколько, на как же они пробирают до мурашек! Всем, кто придумал, поставил, снял и сыграл их — жму руку, даже без вопросов.
6. Любовь — в картине показана чистая, и самая настоящая любовь, какой она и должна быть в действительности. Между героями промелькнула самая настоящая «искра», смертельно ранив обоих.
7. Выводы — «Золотая лихорадка». Этими словами все сказано. Об этом нам еще в начале двадцатого века рассказал великий Чарли Чаплин в своей картине «Золотая лихорадка». Золото — это кровь, твоя кровь.
Еще придирка. Картина в первой половине довольно вялая, все это время история «раскачивается», но вторая половина заставила меня смотреть не отрываясь от экрана, дабы ничего не пропустить.
Немного о главных героях:
1. Хоакин Мурьета в исполнении Андрея Харитонова — молодой чилиец, загоревшийся «Золотой лихорадкой», и отправившийся в Калифорнию, но ждало его там совсем другое. Андрей просто блестяще исполнил роль этого героя. А как он произносил стихи — это просто надо видеть. Упокой душу и Царствие Небесное хорошему актеру, которого больше нет с нами.
2. Тереса в исполнении Алены Беляк — возлюбленная Хоакина, ставшая его путеводным ангелом. Чистая и невинная душа, поруганная на чужбине. Алена просто молодец. Именно с ней связан самый драматичный момент.
3. Смерть в исполнении Александра Филиппенко — ну что можно сказать про героя с именем «Смерть»? По моему все очевидно. Александр здесь просто огонь! С каким упоением он произносит слова. Воистину испугаешься.
В итоге имеем хорошую рок-оперу о легендарном герое Хоакине Мурьете с отличной атмосферой, хорошими песнями и музыкой, интересной историей и блестящими актерскими работами, особенно Андрея Харитонова и Александра Филиппенко.
8 из 10
18 августа 2019
В данном случае мы имеем три разных компонента:
- реальная история Хоакина Мурьеты;
- произведение Пабло Неруды;
- снятый по нему фильм.
Настоящий Мурьета был МЕКСИКАНСКИМ бандитом, который прославился своей дикой жестокостью, в том числе — в отношении не только «клятых бледнолицых», но и всех угнетённых нацменьшиств Калифорнии: тех же мексиканцев, китайцев, греков. Индейцев он вообще за людей не считал и убивал ради развлечения. Что мы имеем в итоге по этой линии? Полнейшее, на 180 градусов развёрнутое, искажение действительности. Поплатился он за свои подвиги самым банальным образом — отряд рейнджеров выследил его и пристрелил как бешеного пса.
Пабло Неруда, чилиец, возможно, что-то слышал о герое со столь общими для всех латиноамериканцев именем-фамилией и что тот пролил немало кровушки в Калифорнии. Так на свет появился литературный герой, не имевший с реальным прототипом ничего общего. Но поэма о нём, благодаря таланту Неруды получилась, как и положено легенде «чистой воды» мощной и красивой. Этого отрицать нельзя. Правда, зачем автор перевоплотил Мурьету в чилийца — не совсем ясно.
Следует заметить, что в конце 70х — начале 80х годов в СССР очень сопереживали (по крайней мене — на официально) стране Чили, «стонущей» под властью диктатора Пиночета (который, как, позже выяснилось, оказался талантливым и мудрым правителем). И вот появляется экранизация произведения Неруды.
В фильм было вложено очень много.
Блестящий подбор талантливых актёров (один Филиппенко в роли Смерти чего стоил!). Великолепная музыка, прекрасный, проникновенный текст, отличные виды и декорации… Я смотрел эту картину не один раз и… она мне не нравится.
В фильме постоянно, вначале подспудно, а затем — открыто присутствует угнетающий фон. Ожидание трагедии накачивается неуклонно. Уже на корабле, идущем к Калифорнию присутствует образ Смерти. По прибытии в Калифорнию иммигранты сразу окунаются в атмосферу ненависти… И никакие светлые вкрапления (свадьба, постройка хижины, ожидание ребёнка) не скрашивают этот зловещий фон. Зритель априори настроен на то, что, что и хижину сожгут, и жену Мурьеты изнасилуют, и с ним самим не всё в порядке будет. Создатели фильма до такой степени заигрались с мрачностью, что итог мести главного героя в его сознании оказался полностью искажён. Он, отомстив за жену и дитя, не испытывает даже мрачного удовлетворения (дескать — уложил-таки обидчиков!), а… лишь сожалеет обо всём произошедшем. Тогда стоило ли затевать всю эту возню со стрельбой? Шёл бы сразу себе грустить в пустыню, и столько народу бы осталось в живых!
Противостоящие стороны показаны в фильме исключительно полярно. Да, белые жители Калифорнии не были ангелами. Но по фильму все они изначально и бесповоротно — скоты, моральные уроды, садисты. Ни одного порядочного и просто рассудочного человека. Одни нелюди, которым даже чувство расчётливости чуждо: ведь прибыла дешёвая рабочая сила в лице чилийцев. Так оберните это себе в пользу! Нет. С самого начала — ориентация на живодёрство.
Вопрос: как тогда быть с произведениями Брета Гарта, Джека Лондона, Роберта Стивенсона, которые изобразили жителей Калифорнии несколько иначе?
С другой стороны, чилийцы сплошь нежные и пушистые. Удивительное дело, но в толпу иммигрантов не втёрся ни один жулик, разбойник, пьяница. Все они сплошь — ангелы во плоти? Поверить в это может лишь очень наивный зритель.
Наконец, последний вопрос: зачем вы отправились искать счастья на чужой земле, коль у вас есть своя? Ведь первые кадры фильма показывают пасторальную жизнь в Чили. Все счастливы, бодры, веселы. Но раздался голос Золота, и вы, бросив всё, устремились на его зов. Следовательно — к чужим берегам отправились алчные люди, во многом ничуть не лучше тех, кто обосновался там раньше. Жадные до наживы, готовые ради золота забыть родину, предков. То есть — совсем не святые. И становится ясно, что их нелицеприятные поступки в Калифорнии остались и за рамками поэмы Неруды, и за кадрами фильма. В общем — за что боролись, на то и напоролись…
Тем, кто будет ставить этой рецензии отрицательную оценку, рекомендую оглянуться на современную Европу, которую захлестнул вал иммигрантов. Ситуация что-то напоминает, не правда ли?
Признавая мастерство создателей фильма, но помня о него морально угнетающем наполнении и неправдоподобности, ставлю
3 из 10
17 января 2016
«О яростном сердце чилийца — история эта. О парне простом и отважном… А память о нем, как секира. Пора наступила, могилу открыть, где покоится тело Мурьеты. В гробницу забвенья пробраться, где прах его спрятан от мира. Быть может обманутый ветром, он просто ошибся тропою»…
Рок-опера Алексея Рыбникова, рассказывает о трагической судьбе героя латиноамериканского фольклора, Хоакине Мурьете. Предание гласит, что Хоакин жил в эпоху золотой лихорадки в Калифорнии и стал разбойником, ожесточившись на бандитов, жестоко надругавшихся над его семьей.
На образ Хоакина Мурьеты, рано обратил внимание кинематограф. С 1936 года было снято несколько фильмов о знаменитом разбойнике и народном герое. Несколько видоизменив легенду, чилийский поэт Пабло Неруда, написал драматическое произведение «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты», которое было переведено Павлом Грушко и поставлено Марком Захаровым, в театре имени Ленинского Комсомола. Имея оглушительный успех, постановка медленно двигалась к своей экранизации, которая прошла несколько ступеней, от музыкального альбома до киномюзикла.
Главный герой фильма — Хоакин Мурьета. Влеченный мечтой о Звезде, он встретил свою судьбу, Терезу, которая олицетворяет свет, сияние и любовь. Эти чувства лирично воплощены в музыке и текстах, стоит вслушаться в слова: «Я твоя свобода, я твоя звезда. На устах горячих чистая вода. Чтобы ни случилось, позови меня. Я с тобою буду и средь бела дня. Я твоя удача, я судьба твоя. Все, что ты успеешь в жизни — это я, это я. Я тебе сияю из-за серых туч, не теряй из виду мой певучий луч»…
Образ Смерти — гениален и возвеличен Александром Филиппенко, который передал своему герою злобу, дьявольское выражение лица, хрипловатый голос и чертинку в глазах, являющихся сигналом быстрого конца любви. Музыка, совмещающая симфоническую форму и рок-ритмы, дерево, вырванное с корнем, ползущая змея, трагедия неродившегося ребенка, обращение к Богу, ожесточение, месть — несут с собой привкус горечи зрителю, который проникнется историей необратимого конца…
Этот фильм поднимает вопросы веры, Мурьета — человек, живущий в мире с окружающими, в драке, он готов подставить другую щеку, лишь бы не нарушать своих принципов. Но если сердце ожесточается, а демоны проникают в душу, человек становится орудием мести за поруганную честь и несбывшиеся мечты, которые лишь иллюзии о цветущем саде, маленьких детях и улыбающейся жене…
Также, этот фильм о страдании, вдалеке от родины. «Где ты моя Родина, чистый мой ручей, на чужбине, Родина, я теперь ничей»…Самый жуткий момент — предчувствие Мурьеты о Звезде, которая потухла. А песня поруганной женщины — выворачивает душу, после этого момента тяжело и понятно, что даже месть не принесет удовлетворение Хоакину Мурьете, страннику и одинокому человеку, в судьбу которого вмешался злой рок…
9 из 10
3 апреля 2011
Я огромная фанатка музыки Алексея Рыбникова. И эта рок-опера — шедевр, который не поддаётся никаким оценкам! Очень сомневаюсь, что кто-то сотворит что-нибудь хотя бы подобное, а про «лучше» я вообще молчу. Стихи потрясающие — Павел Грушко блестяще адаптировал пьесу Пабло Неруды в русское либретто (но в «Юноне» стихи мне всё равно нравятся больше)!
Про игру актёров тоже ничего плохого сказать не могу — каждый сыграл великолепно. Но странно… Фильм Грамматикова, в целом, не отражает всей глубины, накала и драматизма, присущих рок-опере! Ощущение, что снято как-то поверхностно и скомкано. Хотя и плохим я назвать этот фильм тоже не могу — хороший он, достойный. Сильный фильм. Но лично я предпочитаю в очередной раз послушать сей шедевр, чем смотреть на DVD.
Но из-за музыки, из-за самой рок-оперы, из-за Андрея Харитонова и в память обо всей этой истории — 10 из 10, естественно.
13 января 2011
Есть такие фильмы, которые глубоко и надолго западают в душу. Звезда и смерть Хоакина Мурьеты — один из немногих.
«Сколько листьев чтоб выжить,
платят земле деревья?
Мне бы только, чтоб дети не погибали во чреве…
Стоит ли жить,
когда что-то ещё не родилось?
Мне бы только, чтоб жизни смерть моя пригодилась…»
Давно, когда я была маленькой, старшая сестра привезла пластинку с записью «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Запала в детскую душу, хотя и не следовало бы, рановато так сказать… Теперь в самый раз. «Любимый мой, любимый мой…», «Вот и вы, с прибытием… Как здоровьице, как песочек наш в карманы ваши ловится?.. Мразь чилийская, притопали — старатели…» Или «Как же это, как же так (песня Терезы, когда она в положении) сколько стало нас? Сколько у меня теперь рук, сердец и глаз?». Или это» Не родись мой сын, не родись… В нерождённый прах обратись…»
Всю рок — оперу люблю и знаю наизусть. Обалденная музыка, проникающая и пронзительная. Аж мурашки по телу. Блестяще. Это шедевр.
10 из 10
18 сентября 2010
Люблю я рок-оперы с музыкой Алексея Рыбникова. Да еще в этом фильме появились ансамбли «Аракс» и «Рок-ателье». Посмотрела я этот фильм после рок-оперы «Юнона и Авось», которая казалась мне лучшей, и лучше нее нет ничего. Посмотрев «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», я еще раз убедилась, что мои родители всегда правы, в данном случае насчет того, что «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» лучше «Юноны и Авось». И еще, что раньше были золотые времена, когда снимали такие прекрасные фильмы, были чудесные люди, замечательные актеры, ну да речь не об этом.
Мне очень понравилась музыка. Эмоционально подобрано, так что ли. И слова. Красивые выражения и в то же время понятные.
Актеры играли гениально! Огромное впечатление на меня произвела игра Александра Филиппенко. Как хорошо, что еще остались прекрасные актеры!
Единственный минус в линии сюжета. Любовь. Рок. Часто это повторяется. Постоянно я натыкаюсь на такие фильмы. Но далее следует месть, жестокая месть, что отрывает рок-оперу от этих фильмов.
В общем,
10 из 10
14 августа 2010
Да, так вот, о пропаганде. Что надо делать с человеком, который рвется в Америку в поисках лучшей жизни, а низзя? Правильно, промывать мозги, чтобы не хотел лучшее в мире государство покидать, где все нации равны, нет политзаключенных, нет богатых и бедных и с каждым днем все радостнее жить! Накормить до одурения типовыми cтатейками, в которых пишут, какая в Америке бяка: детей в порнофильмах снимают, в барах насилуют, честных граждан грабят и убивают, эмигранты драют сортиры и ночуют в парке на лавочке. А Америку в кино показать. Не, не «Москву на Гудзоне», ишь, губу-то раскатали! Советском, ясный перец.
Сценаристы — проверенные парни, Боровик там, Михалков, Леонид Леонов, «Москвичи-Жигули» по экрану туда-сюда-обратно, вывески с ошибками, небоскребы-муляжи. Но можно и пьесы иностранных прогрессивных поэтов использовать. Вот, хоть того же Пабло Неруду: взять и сварганить фильмец-рок-блин-оперу «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».
Под забойный фанерный музон, на фоне фанерных домов, изображающих Сан-Франциско, разворачиваются такие страсти, что мало не покажется. Побольше бутафорских жмуриков, оскалившихся перекошенных рож с выпученными глазами и истошных воплей — и задача будет выполнена на уровне подсознания. Что, тошнит с непривычки, да? Дешевка раздражает? Ништяк, для вас, совков, сгодится. Зато в Америку хотеть не будете, это 100% гарантии. Терапия «Заводного апельсина», только в более топорном исполнении.
Но результат исключительный — после такого брейн-воша не хочется уже ничего. Разве что головой об стенку побиться.
20 апреля 2010