Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
7.1
6.5
1982, драма, мюзикл, вестерн
СССР, 1 ч 26 мин
В ролях: Алена Беляк, Александр Филиппенко, Эдуард Марцевич, Оксана Бочкова, Сократ Абдукадыров
и другие
Экранизция рок-оперы Алексея Рыбникова по мотивам пьесы в стихах Павла Грушко. Вместе с другими жителями нищей чилийской деревушки Хоакин Мурьета решает отправиться в далекую Калифорнию на поиски золота. В пути он встречает прекрасную девушку, которая становится его женой. Но счастье влюбленных оказывается недолгим. Старатели сталкиваются со злобой и жестокостью американцев. Погибает юная подруга Хоакина — и он берется за оружие, чтобы отомстить. Однако ничто не может облегчить его страданий.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

год: 1982
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Александр Антипенко
композитор:
художники: Константин Загорский, Элла Маклакова
жанры: драма, мюзикл, вестерн, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 мая 1983 г.
на DVD: 21 мая 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, мюзикл, вестерн, биография

Видео к фильму «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1982

Видео: Фрагмент (Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, 1982) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1982

Кровавая лихорадка или Краткая, но яркая жизнь полумифического героя

Мюзикл, драма. Экранизация одноименной рок-оперы композитора Алексея Рыбникова. До недавнего времени вообще не знал о существовании данной картины, и вот решил таки ее посмотреть. Точно не могу сказать, что же заинтересовало меня, тематика ли, жанр «рок-опера», лестные отзывы, либо что то другое. И вот какого мое краткое мнение — краткая, но яркая жизнь полумифического героя. Из минусов могу отметить лишь дешевые декорации да хронометраж (хотя последнее не минус, а скорее вынужденная необходимость). Поэтому остановимся на плюсах данной картины.

Итак, вот они:

1. Хоакин Мурьета — полумифический человек, в истории которого правду очень сложно отделить от вымысла. Для Латинской Америки он национальный герой, боровшийся против набиравших в то время силу Соединенных Штатов, для Штатов же он опасный головорез, сколотивший банду из своих земляков с целью грабежа и убийства. Я скорее сторонник первой версии, и создатели картины со мной согласны. Здесь пред нами он настоящий герой, сначала ведомый мечтой, а затем яростью.

2. История — мало того, что эта экранизация рок-оперы, так еще и в основе лежит поэма чилийца Пабло Неруды, поэтому все герои произносят свои реплики в стихах, что очень хорошо. К тому же без этой картины не состоялась бы премьера «Юноны и Авось», второй рок-оперы Советского Союза.

3. Атмосфера — создателям удалось передать быт и мировоззрение как чилийцев, так и американцев того времени. Восторженность одних и тревоги других. Столкновение двух миров показано хоть и довольно просто, но очень наглядно и позволяют зрителю понять его природу.

4. Музыка — на музыку и делался основной упор, и она не подвела. К тому же она отлично подстраивается под настроение картины. Если вначале она веселая и полная надежд, то ближе к финалу она более резкая, и полна трагических нот. Но вот песни к сожалению мне не запомнились, но это уже чистейшей воды придирка.

5. Драматичные моменты — их всего несколько, на как же они пробирают до мурашек! Всем, кто придумал, поставил, снял и сыграл их — жму руку, даже без вопросов.

6. Любовь — в картине показана чистая, и самая настоящая любовь, какой она и должна быть в действительности. Между героями промелькнула самая настоящая «искра», смертельно ранив обоих.

7. Выводы — «Золотая лихорадка». Этими словами все сказано. Об этом нам еще в начале двадцатого века рассказал великий Чарли Чаплин в своей картине «Золотая лихорадка». Золото — это кровь, твоя кровь.

Еще придирка. Картина в первой половине довольно вялая, все это время история «раскачивается», но вторая половина заставила меня смотреть не отрываясь от экрана, дабы ничего не пропустить.

Немного о главных героях:

1. Хоакин Мурьета в исполнении Андрея Харитонова — молодой чилиец, загоревшийся «Золотой лихорадкой», и отправившийся в Калифорнию, но ждало его там совсем другое. Андрей просто блестяще исполнил роль этого героя. А как он произносил стихи — это просто надо видеть. Упокой душу и Царствие Небесное хорошему актеру, которого больше нет с нами.

2. Тереса в исполнении Алены Беляк — возлюбленная Хоакина, ставшая его путеводным ангелом. Чистая и невинная душа, поруганная на чужбине. Алена просто молодец. Именно с ней связан самый драматичный момент.

3. Смерть в исполнении Александра Филиппенко — ну что можно сказать про героя с именем «Смерть»? По моему все очевидно. Александр здесь просто огонь! С каким упоением он произносит слова. Воистину испугаешься.

В итоге имеем хорошую рок-оперу о легендарном герое Хоакине Мурьете с отличной атмосферой, хорошими песнями и музыкой, интересной историей и блестящими актерскими работами, особенно Андрея Харитонова и Александра Филиппенко.

8 из 10

18 августа 2019

как Иванушка-дурачок за счастьем ходил

В данном случае мы имеем три разных компонента:

- реальная история Хоакина Мурьеты;

- произведение Пабло Неруды;

- снятый по нему фильм.

Настоящий Мурьета был МЕКСИКАНСКИМ бандитом, который прославился своей дикой жестокостью, в том числе — в отношении не только «клятых бледнолицых», но и всех угнетённых нацменьшиств Калифорнии: тех же мексиканцев, китайцев, греков. Индейцев он вообще за людей не считал и убивал ради развлечения. Что мы имеем в итоге по этой линии? Полнейшее, на 180 градусов развёрнутое, искажение действительности. Поплатился он за свои подвиги самым банальным образом — отряд рейнджеров выследил его и пристрелил как бешеного пса.

Пабло Неруда, чилиец, возможно, что-то слышал о герое со столь общими для всех латиноамериканцев именем-фамилией и что тот пролил немало кровушки в Калифорнии. Так на свет появился литературный герой, не имевший с реальным прототипом ничего общего. Но поэма о нём, благодаря таланту Неруды получилась, как и положено легенде «чистой воды» мощной и красивой. Этого отрицать нельзя. Правда, зачем автор перевоплотил Мурьету в чилийца — не совсем ясно.

Следует заметить, что в конце 70х — начале 80х годов в СССР очень сопереживали (по крайней мене — на официально) стране Чили, «стонущей» под властью диктатора Пиночета (который, как, позже выяснилось, оказался талантливым и мудрым правителем). И вот появляется экранизация произведения Неруды.

В фильм было вложено очень много.

Блестящий подбор талантливых актёров (один Филиппенко в роли Смерти чего стоил!). Великолепная музыка, прекрасный, проникновенный текст, отличные виды и декорации… Я смотрел эту картину не один раз и… она мне не нравится.

В фильме постоянно, вначале подспудно, а затем — открыто присутствует угнетающий фон. Ожидание трагедии накачивается неуклонно. Уже на корабле, идущем к Калифорнию присутствует образ Смерти. По прибытии в Калифорнию иммигранты сразу окунаются в атмосферу ненависти… И никакие светлые вкрапления (свадьба, постройка хижины, ожидание ребёнка) не скрашивают этот зловещий фон. Зритель априори настроен на то, что, что и хижину сожгут, и жену Мурьеты изнасилуют, и с ним самим не всё в порядке будет. Создатели фильма до такой степени заигрались с мрачностью, что итог мести главного героя в его сознании оказался полностью искажён. Он, отомстив за жену и дитя, не испытывает даже мрачного удовлетворения (дескать — уложил-таки обидчиков!), а… лишь сожалеет обо всём произошедшем. Тогда стоило ли затевать всю эту возню со стрельбой? Шёл бы сразу себе грустить в пустыню, и столько народу бы осталось в живых!

Противостоящие стороны показаны в фильме исключительно полярно. Да, белые жители Калифорнии не были ангелами. Но по фильму все они изначально и бесповоротно — скоты, моральные уроды, садисты. Ни одного порядочного и просто рассудочного человека. Одни нелюди, которым даже чувство расчётливости чуждо: ведь прибыла дешёвая рабочая сила в лице чилийцев. Так оберните это себе в пользу! Нет. С самого начала — ориентация на живодёрство.

Вопрос: как тогда быть с произведениями Брета Гарта, Джека Лондона, Роберта Стивенсона, которые изобразили жителей Калифорнии несколько иначе?

С другой стороны, чилийцы сплошь нежные и пушистые. Удивительное дело, но в толпу иммигрантов не втёрся ни один жулик, разбойник, пьяница. Все они сплошь — ангелы во плоти? Поверить в это может лишь очень наивный зритель.

Наконец, последний вопрос: зачем вы отправились искать счастья на чужой земле, коль у вас есть своя? Ведь первые кадры фильма показывают пасторальную жизнь в Чили. Все счастливы, бодры, веселы. Но раздался голос Золота, и вы, бросив всё, устремились на его зов. Следовательно — к чужим берегам отправились алчные люди, во многом ничуть не лучше тех, кто обосновался там раньше. Жадные до наживы, готовые ради золота забыть родину, предков. То есть — совсем не святые. И становится ясно, что их нелицеприятные поступки в Калифорнии остались и за рамками поэмы Неруды, и за кадрами фильма. В общем — за что боролись, на то и напоролись…

Тем, кто будет ставить этой рецензии отрицательную оценку, рекомендую оглянуться на современную Европу, которую захлестнул вал иммигрантов. Ситуация что-то напоминает, не правда ли?

Признавая мастерство создателей фильма, но помня о него морально угнетающем наполнении и неправдоподобности, ставлю

3 из 10

17 января 2016

«О яростном сердце чилийца — история эта. О парне простом и отважном… А память о нем, как секира. Пора наступила, могилу открыть, где покоится тело Мурьеты. В гробницу забвенья пробраться, где прах его спрятан от мира. Быть может обманутый ветром, он просто ошибся тропою»…

Рок-опера Алексея Рыбникова, рассказывает о трагической судьбе героя латиноамериканского фольклора, Хоакине Мурьете. Предание гласит, что Хоакин жил в эпоху золотой лихорадки в Калифорнии и стал разбойником, ожесточившись на бандитов, жестоко надругавшихся над его семьей.

На образ Хоакина Мурьеты, рано обратил внимание кинематограф. С 1936 года было снято несколько фильмов о знаменитом разбойнике и народном герое. Несколько видоизменив легенду, чилийский поэт Пабло Неруда, написал драматическое произведение «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты», которое было переведено Павлом Грушко и поставлено Марком Захаровым, в театре имени Ленинского Комсомола. Имея оглушительный успех, постановка медленно двигалась к своей экранизации, которая прошла несколько ступеней, от музыкального альбома до киномюзикла.

Главный герой фильма — Хоакин Мурьета. Влеченный мечтой о Звезде, он встретил свою судьбу, Терезу, которая олицетворяет свет, сияние и любовь. Эти чувства лирично воплощены в музыке и текстах, стоит вслушаться в слова: «Я твоя свобода, я твоя звезда. На устах горячих чистая вода. Чтобы ни случилось, позови меня. Я с тобою буду и средь бела дня. Я твоя удача, я судьба твоя. Все, что ты успеешь в жизни — это я, это я. Я тебе сияю из-за серых туч, не теряй из виду мой певучий луч»…

Образ Смерти — гениален и возвеличен Александром Филиппенко, который передал своему герою злобу, дьявольское выражение лица, хрипловатый голос и чертинку в глазах, являющихся сигналом быстрого конца любви. Музыка, совмещающая симфоническую форму и рок-ритмы, дерево, вырванное с корнем, ползущая змея, трагедия неродившегося ребенка, обращение к Богу, ожесточение, месть — несут с собой привкус горечи зрителю, который проникнется историей необратимого конца…

Этот фильм поднимает вопросы веры, Мурьета — человек, живущий в мире с окружающими, в драке, он готов подставить другую щеку, лишь бы не нарушать своих принципов. Но если сердце ожесточается, а демоны проникают в душу, человек становится орудием мести за поруганную честь и несбывшиеся мечты, которые лишь иллюзии о цветущем саде, маленьких детях и улыбающейся жене…

Также, этот фильм о страдании, вдалеке от родины. «Где ты моя Родина, чистый мой ручей, на чужбине, Родина, я теперь ничей»…Самый жуткий момент — предчувствие Мурьеты о Звезде, которая потухла. А песня поруганной женщины — выворачивает душу, после этого момента тяжело и понятно, что даже месть не принесет удовлетворение Хоакину Мурьете, страннику и одинокому человеку, в судьбу которого вмешался злой рок…

9 из 10

3 апреля 2011

Исключительно из-за музыки

Я огромная фанатка музыки Алексея Рыбникова. И эта рок-опера — шедевр, который не поддаётся никаким оценкам! Очень сомневаюсь, что кто-то сотворит что-нибудь хотя бы подобное, а про «лучше» я вообще молчу. Стихи потрясающие — Павел Грушко блестяще адаптировал пьесу Пабло Неруды в русское либретто (но в «Юноне» стихи мне всё равно нравятся больше)!

Про игру актёров тоже ничего плохого сказать не могу — каждый сыграл великолепно. Но странно… Фильм Грамматикова, в целом, не отражает всей глубины, накала и драматизма, присущих рок-опере! Ощущение, что снято как-то поверхностно и скомкано. Хотя и плохим я назвать этот фильм тоже не могу — хороший он, достойный. Сильный фильм. Но лично я предпочитаю в очередной раз послушать сей шедевр, чем смотреть на DVD.

Но из-за музыки, из-за самой рок-оперы, из-за Андрея Харитонова и в память обо всей этой истории — 10 из 10, естественно.

13 января 2011

Есть такие фильмы, которые глубоко и надолго западают в душу. Звезда и смерть Хоакина Мурьеты — один из немногих.

«Сколько листьев чтоб выжить,

платят земле деревья?

Мне бы только, чтоб дети не погибали во чреве…

Стоит ли жить,

когда что-то ещё не родилось?

Мне бы только, чтоб жизни смерть моя пригодилась…»

Давно, когда я была маленькой, старшая сестра привезла пластинку с записью «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Запала в детскую душу, хотя и не следовало бы, рановато так сказать… Теперь в самый раз. «Любимый мой, любимый мой…», «Вот и вы, с прибытием… Как здоровьице, как песочек наш в карманы ваши ловится?.. Мразь чилийская, притопали — старатели…» Или «Как же это, как же так (песня Терезы, когда она в положении) сколько стало нас? Сколько у меня теперь рук, сердец и глаз?». Или это» Не родись мой сын, не родись… В нерождённый прах обратись…»

Всю рок — оперу люблю и знаю наизусть. Обалденная музыка, проникающая и пронзительная. Аж мурашки по телу. Блестяще. Это шедевр.

10 из 10

18 сентября 2010

«Мне бы только, чтоб жизни смерть моя пригодилась»

Люблю я рок-оперы с музыкой Алексея Рыбникова. Да еще в этом фильме появились ансамбли «Аракс» и «Рок-ателье». Посмотрела я этот фильм после рок-оперы «Юнона и Авось», которая казалась мне лучшей, и лучше нее нет ничего. Посмотрев «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», я еще раз убедилась, что мои родители всегда правы, в данном случае насчет того, что «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» лучше «Юноны и Авось». И еще, что раньше были золотые времена, когда снимали такие прекрасные фильмы, были чудесные люди, замечательные актеры, ну да речь не об этом.

Мне очень понравилась музыка. Эмоционально подобрано, так что ли. И слова. Красивые выражения и в то же время понятные.

Актеры играли гениально! Огромное впечатление на меня произвела игра Александра Филиппенко. Как хорошо, что еще остались прекрасные актеры!

Единственный минус в линии сюжета. Любовь. Рок. Часто это повторяется. Постоянно я натыкаюсь на такие фильмы. Но далее следует месть, жестокая месть, что отрывает рок-оперу от этих фильмов.

В общем,

10 из 10

14 августа 2010

Фильмец подкрался незаметно, или ностальгистам посвящается (взгляд из 1983 года)

Да, так вот, о пропаганде. Что надо делать с человеком, который рвется в Америку в поисках лучшей жизни, а низзя? Правильно, промывать мозги, чтобы не хотел лучшее в мире государство покидать, где все нации равны, нет политзаключенных, нет богатых и бедных и с каждым днем все радостнее жить! Накормить до одурения типовыми cтатейками, в которых пишут, какая в Америке бяка: детей в порнофильмах снимают, в барах насилуют, честных граждан грабят и убивают, эмигранты драют сортиры и ночуют в парке на лавочке. А Америку в кино показать. Не, не «Москву на Гудзоне», ишь, губу-то раскатали! Советском, ясный перец.

Сценаристы — проверенные парни, Боровик там, Михалков, Леонид Леонов, «Москвичи-Жигули» по экрану туда-сюда-обратно, вывески с ошибками, небоскребы-муляжи. Но можно и пьесы иностранных прогрессивных поэтов использовать. Вот, хоть того же Пабло Неруду: взять и сварганить фильмец-рок-блин-оперу «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».

Под забойный фанерный музон, на фоне фанерных домов, изображающих Сан-Франциско, разворачиваются такие страсти, что мало не покажется. Побольше бутафорских жмуриков, оскалившихся перекошенных рож с выпученными глазами и истошных воплей — и задача будет выполнена на уровне подсознания. Что, тошнит с непривычки, да? Дешевка раздражает? Ништяк, для вас, совков, сгодится. Зато в Америку хотеть не будете, это 100% гарантии. Терапия «Заводного апельсина», только в более топорном исполнении.

Но результат исключительный — после такого брейн-воша не хочется уже ничего. Разве что головой об стенку побиться.

20 апреля 2010

Драма Звезда и смерть Хоакина Мурьеты появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Владимир Грамматиков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Алена Беляк, Александр Филиппенко, Эдуард Марцевич, Оксана Бочкова, Сократ Абдукадыров, Семен Чунгак, Элгуджа Гагишвили, Игорь Суровцев, Александр Яковлев, Алексей Михайлов, Юрий Лоза, Константин Кужалиев, Анатолий Калмыков, Людмила Солоденко, Александр Михайлов.

Страна производства - СССР. Звезда и смерть Хоакина Мурьеты — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.