Ночь в Варенне
La Nuit de Varennes
7
7.2
1982, драма, история
Франция, Италия, 2 ч 32 мин
В ролях: Уго Фангареджи, Анни Бель, Эвелин Дресс, Патрик Осмон, Жак Пейрак
и другие
Париж, июнь 1791 года. Знаменитый писатель-вольнодумец Ретиф де ла Бретонн глубокой ночью замечает, как от королевского дворца отправляется таинственная карета. Заинтригованный Ретиф бросается в погоню. По пути к нему присоединяется стареющий обольститель женских сердец Джакомо Казанова. Как выясняется, карета пытается догнать другую, в которой сидят члены королевской семьи; они бегут к восточной границе. Так формируется странная компания: три писателя - Ретиф де ла Бретонн, Казанова и революционно настроенный американец Томас Пейн; фрейлина королевы; королевский парикмахер; буржуа-реакционер и его жена... Переодевание короля не помогло ему спасти свою жизнь. В ночь с 20 на 21 июня Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы в Варенне. Заключительная сцена фильма, в которой фрейлина и парикмахер благоговейно встают на колени перед королевским нарядом, символизирует конец монархии и начало «нового мира».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ночь в Варенне

английское название:

La Nuit de Varennes

год: 1982
страны:
Франция, Италия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Армандо Наннуцци
композитор:
художники: Данте Ферретти, Габриэлла Пескуччи
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 мая 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к фильму «Ночь в Варенне», 1982

Видео: Трейлер (Ночь в Варенне, 1982) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Ночь в Варенне», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ночь в Варенне», 1982

Необычный Скола (часть 8)

После триумфальной в художественном отношении «Любовной страсти», посвященной тем не менее частной истории, Скола замахивается на еще одну историческую картину, затрагивающую острые темы социальной справедливости, жестокости и ностальгии по прошлому. Ей стала «Ночь в Варенне», кино, которое трудно оценить, если вы не знаете, как автор этих строк, итальянского языка, ведь говорят в нем много, быстро и часто одновременно, а в озвучке, доступной в Рунете, за всех отдувается один, хоть и талантливый переводчик. Скола снимал свой фильм в последние годы авторского кино, когда многие мастера решались привлекать международных звезд и несколько групп финансирования из разных стран, чтобы хоть как-то противостоять маховику коммерции, власти телевидения и видео. В «Ночи в Варенне» зритель может увидеть в рамках одного кадра Мастроянни и Барро, Шигуллу (никогда еще она не была столь прекрасна с эстетической точки зрения), Кейтеля и Бриали, Лауру Бетти (располневшую после «Теоремы» и «ХХ века») и Андреа Ферреоль (наоборот похудевшую и похорошевшую).

В фильме Скола сталкиваются носители разных идей и взглядов на мир: от роялистов до социалистов, но результат получается, несмотря не на что вполне объективным. Ведь признавая правоту бунтовщиков из народа, столетиями прозябавшего в нищете, режиссер, сам бывший когда-то коммунистом, тем не менее, создает вокруг свергнутых и все потерявших аристократов ауру почти висконтиевского величия. «Ночь в Варенне» - своего рода роуд-муви восемнадцатого века, или «Дилижанс» Джона Форда эпохи Великой Французской Революции. Все актеры демонстрируют чудеса перевоплощения, будто играли этих людей всю жизнь: так Шигулла в роли придворной графини ничем не напоминает конформисток из лент Фассбиндера, она играет, почти не моргая, а ее красота здесь вполне аристократична. Кейтель в роли американца-демократа также ничем не напоминает неуравновешенных мужланов Скорсезе. Мастроянни же и Барро образуют дуэт людей прошлой эпохи: так образ Казановы почти без изменений будет заимствован спустя годы Альбертом Серра в «Истории моей смерти».

Герои ведут праздные разговоры обо всем на свете от политики до интима, подтверждая тем, что любая революция всегда раскрепощает и эмансипирует все сферы жизни человека. Оттого угадывается в изображенных событиях след мая 1968-го: на что указал Сергей Кудрявцев в рецензии на этот фильм. Скола будто предлагает нам взглянуть на прошлое через призму настоящего: беспечное путешествие героев постепенно становится все более опасным, все сильнее разделяя их. «Ночь в Варенне» - это, однако, и не «Роялистка» Эрика Ромера, где постановщик был всецело на стороне проигравших исторический бой. Режиссер понимает некую правоту любых бунтарей, сражающихся всегда за улучшение условий жизни, но что делать с прошлым, теми его представителями, что не вписываются в реалии нового мира? Их уничтожение – всегда варварство, которое не могут оправдать никакие достижения революции. Так мы видим лишь часть силуэтов короля и королевы Франции, которые вот-вот будут казнены (как тут не вспомнить судьбы последнего нашего императора и его семьи).

«Ночь в Варенне» - кино, которое мог снять лишь мудрый человек, пересмотревший многие свои заблуждения прошлых лет, его взгляд на мир и людей, чем дальше, тем больше становится все объективнее. Человека и мир не спасает ни любовная страсть, ни исторические катаклизмы, но и окончательного регресса в хаос, как это видят консерваторы, тоже нет. Да, живя в двадцать первом веке, мы видим многие достижения прогресса, гуманизацию условий труда, завоевания народа в борьбе с самим собой по сути (ведь верхи тоже произведены народом, не только низы). Но как бы хотелось порой прикоснуться к утраченному и уничтоженному историей до основания, столь же эфемерному как женская вуаль, как красота и утонченность лиц той поры или манер, беспощадно уничтоженных многочисленными революциями. Спасибо тем мастерам исторического кино, которые смогли создать галерею не ряженых, а полнокровных персонажей, переносящих нас в мир, который уже невосстановим. Это умел делать Висконти, как никто другой, и, как оказывается, умел и Этторе Скола.

15 сентября 2025

Закат Галантного века

Когда я начинала смотреть этот фильм, мне казалось, что там ничего не происходит... Или я просто не вникла? Вот нам показывают бордель, вот - главные герои, прекрасно изображены нравы эпохи. Чем дальше, тем больше фильм цепляет. Очень понравился Казанова - пожилой, а такой харизматичный. До жути. Ретиф классный. Некоторые фразы персонажей так и хотелось выписать. Да, фильм в основном построен на диалогах. Обсуждениях. Какого-либо экшена ожидать от него не стоит. Сидишь и думаешь, а вот этим личностям есть место в Новом мире? И думаешь о том, какая необыкновенная эта ночь в Варенне. Сколько всего она поменяла. Финал меня тронул. Пересказывать не буду, лучше посмотрите сами. Вывод: кино для эстетов и поклонников 18-го столетия. А также костюмного кино. С нарядами тут всё в порядке.

10 из 10

22 сентября 2024

Новый мир

Этторе Скола берется за реконструкцию одного из самых значимых событий Нового времени. И проект маэстро оказывается весьма изысканным, утонченным и многозначительным, при всей своей видимой простоте.

Обычно французскую революцию нам показывают сквозь незатейливый лозунг «Мир-хижинам, война — дворцам». Но в этом фильме народные волнения практически незаметны. И это его большое преимущество. Львиная доля хронометража посвящена времяпровождению тех, кто по всем своим характеристикам относится к элите. Зрителю показывают вовсе не одурманенных роскошью богачей, а вполне себе состоятельных интеллектуалов. Благо, на главные роли подобраны исторические персонажи.

Это позволило каждому из персонажей сделать гениальные выходы.

Надолго запоминается монолог-благодарность даме за внимание от Казановы. «То, что здесь происходит, в действительности не существует» — говорит он, будто заигрывая со зрителем. Мастроянни мастерски показывает образ, далекий от привычного бахвальства. Это скромный и застенчивый, уставший от жизни мужчина.

Другие персонажи тоже заслуживают самого пристального внимания. Лишь упоминания биографий Томаса Пейна и Ретифа де ла Бретонна могут рассказать много интересного как о том самом времени, так и о самой революции. Кстати, Харви Кейтель и Жан-Луи Барро создали очень памятные портреты. Удачно дополняла эту композицию и Ханна Шигулла.

Успешным мне показался и финал в котором действие переносится в наши дни. Тем самым прорисовывается прямая зависимость между событиями тех дней и современностью. Тонко, глубоко, мудро.

И пускай в ленте Сколы напрочь отсутствует интрига. Перед нами фреска, заслуживающая самых высоких оценок

9 из 10

14 мая 2020

Рождество Нового мира

Если бы вы были королем Франции, бегущим от народа, который в скором времени отделит вас от вашей же головы, разве стали бы вы медлить, садиться в огромную неповоротливую берлину, едущую со скоростью воловьей повозки, брать с собой разряженных лакеев, один вид которых за версту выдавал высокий сан путешествующих инкогнито? Подчинились бы вы парочке простолюдинов — бывшему драгуну и продавцу свеч — которые, набравшись смелости, задержали вашу карету? Да кто вы такие, мессиры, подите прочь, перед вами король Франции, помазанник Божий! Увы, тюлень, который в истории носил имя Людовика XVI, безропотно позволил увести себя в деревушку Варенн — навстречу национальным гвардейцам и своей судьбе. Так Франция стала республикой, «новым миром».

Среди тысяч безвестных свидетелей всему этому — крестьян, солдат, горожан — оказались (по замыслу Сколы) трое весьма известных личностей: преклонных лет итальянский авантюрист Джакомо Казанова, французский прогрессивный и скандальный (а часто это одно и то же) писатель Никола Ретиф де ла Бретон и американский публицист Томас Пейн. Казанова и Пейн ехали по своим делам, Бретон, со свойственным ему журналистским любопытством, увязался за одной таинственной незнакомкой, в которой предположил фрейлину королевы. Водоворот событий короткой июньской ночи 1791 года увлек их, приведя в тот самый дом, где полуплененный король дожидался гвардейцев. Словно трое волхвов, каждый со своими дарами (большей частью литературными), стали они свидетелями рождения «нового бога Запада» — демократии. Вот только их ли это бог?

Скола построил фильм по нехитрой, но вполне оригинальной для исторического кино схеме роуд-муви. Практически весь двухсполовинойчасовой фильм герои едут в дилижансе, останавливаются на постоялых дворах и разговаривают, спорят, наблюдают. Они — кто-то больше, как Казанова, кто-то меньше, как Пейн — такие же осколки старого мира, как фрейлина и король, хотя и не желают этого признавать. Старый Казанова избегает женщин и бравирует афоризмами: «Молодость это недостаток, который, к счастью, быстро проходит»; Бретон цитирует свои сочинения и раздумывает о 1992 годе; Пейн… он мало что делает, так как его фигура незаслуженно обделена вниманием. Мне кажется, зря: автор «Здравого смысла» и «Века разума» мог бы многое рассказать о странном и удивительном XVIII столетии, когда просвещенный абсолютизм был как никогда близок к идеальному философскому государству: простолюдины безропотно работают, дворяне играючи правят, философы и литераторы задают интеллектуальную моду. Увы, восставший плебс решил иначе — к огорчению как философов, так и дворян; впрочем, не без ущерба и для самого себя.

XIX век принесет веру и проклятие позитивизма, XX века ознаменуется силой и проклятием масс — но пока на дворе век XVIII, век Вольтера и Канта, век свободолюбия и вседозволенности, лучший век человечества. Так возрадуйтесь же, Казанова, Бретон и Пейн, и даже Людовик и Мария-Антуанетта, что вам выпала удача жить и умереть в это время — лучшей судьбы вам и не придумать, будь вы хоть Этторе Скола…

9 из 10

12 августа 2012

Фильм-роскошь, фильм-сказка из XVIII века, фильм-стиль! Последние часы эпохи ancien regime. Французские аристократы, исполненные достоинства, бегут от буржуазной революции в маленьком дилижансе, собравшем уже довольно пеструю компанию: постаревший, но не потерявший грации Казанова (Марчелло Мастрояни), блистательная королевская фрейлина (Ханна Шигулла), некогда очарованная легендарным дон-жуаном, писатель Ретиф де ла Бретон (Жан-Луи Барро) и по-своему не менее замечательные персонажи чудесной картины итальянского мастера Этторе Скола.

19 мая 2006

Стопроцентный образец такого кино, для обозначения которого некогда нашлось слово «стильный»: т. е. выдерживающий стиль другой эпохи. Фильм, где один из главных героев — истинный Дон Жуан в отставке, а одну из главных героинь играет одна из самых сексапильных актрис мирового кинематографа — Ханна Шигулла. А также Жан-Луи Барро…

1 мая 2006

Драма Ночь в Варенне появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Этторе Скола. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Уго Фангареджи, Анни Бель, Эвелин Дресс, Патрик Осмон, Жак Пейрак, Агнес Нобкур, Ноэль Мени, Anne Tatu, Мишель Витоль, Лаура Бетти, Энцо Янначчи, Пьер Мале, Даниэль Желен, Юг Кестер, Дора Долль.

Производство стран Франция и Италия. Ночь в Варенне — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.