Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Грачи |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Ершов |
сценаристы: | Ольга Чайковская, Рамиз Фаталиев, Константин Ершов |
видеооператор: | Александр Яновский |
композитор: | Валентин Сильвестров |
художник: | Эдуард Шейкин |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 января 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Психологическая драма «Грачи», как и всякое произведение искусства, прежде всего ставит вопросы, а не отвечает на них. Ответить должны зрители. Не увидел здесь ничего о социальных лифтах. Фильм прежде всего о человеке, и о борьбе за него. Если с двумя из троих преступников всё ясно, то за третьего идет борьба, как и положео, двух начал. Темное начало символизирует герой Леонида Филатова, светлое — судьи, в исполнении Петренко. Судья здесь прежде всего не палач, не формальный блюститель закона, а Человек, переживающий за судьбу младшего Грача. Именно поэтому первые кадры начинаются именно с появления судьи, причем в образе еще не судьи, а простого человека — рассказчика этой истории. Фильм снят мастерски: сцены и убийства, и повседневной советской жизни впечатляют своей правдоподобностью. Игра актеров на высоте. Если сначала герой Филатова еще может вызвать какую-то симпатию, то по нескольким его фразам становится понятно, какая это мразь. Советую посмотреть всем, кто ценит настоящее киноискусство, а не беготню со стрельбой, которая забывается на другой день.
9 из 10
22 декабря 2017
«Грачи» — художественный фильм моего детства, имевший шумный прокат в начале 80-х… взрослые по поводу фильма шумели, но зачем, почему шумели, мне в десятилетнем возрасте было не понятно. Наверное хладнокровие убийц, запредельное по тем временам для советского кинематографа, цепляло за живое… да ещё в исполнении обаятельнейшего и любимейшего Леонида Филатова — разрыв шаблона. А возможно разрыв шаблона был совсем в другом месте — под художественный фильм, на самом деле, замаскирован фильм документальный… поэтому кино это было и остаётся не про фантазии режиссёра, а про реалии того советского времени — на самом деле фильм не о парадном, а о НАСТОЯЩЕМ СССР, который был сложным криминальным миром местячковых авторитетов, из которого в 90-е выросла простая криминальная война организованной преступности.
Фильм прямо, без всякой двусмысленности, говорит о том социальном лифте СССР, разговор о котором в СССР был табуирован до полного замалчивания проблемы, как будто этой проблемы не было, а она не просто была — в ней жили и взрослые и дети того времени, и именно об этой, о настоящей жизни советского народа этот фильм. Для того времени это, конечно, шумное произведение.
Фильм не отвечает ни на один вопрос, зато ставит вопросов предостаточно:
1. Почему Грачи, живущие всю жизнь в глубокой провинции в ветхой халупе в нескольких метрах от железной дороги — на самом дне, в бомжатнике, как сказали бы сейчас, одеты как дети столичных дипломатов? В «штаны иностранного производства» по выражению судьи.
2. Почему Грачи одинаково хорошо владеют двумя языками — гражданским и криминальным, и криминальный язык используют не для общения друг с другом, что было бы логично, а для защиты / нападения во время конфликтов с гражданским обществом?
3. Почему Грачи бегут в другой город после «драки с мальчиком» по выражению их матери? Я вот, например, как раз в то время дрался с мальчиками почти ежедневно, но моей семье ни разу не пришлось бежать в другой город. Что это за мальчик такой должен был быть тогда, после драки с которым пришлось бы бежать всей семьёй?
4. Почему младший Грач разрывается между братом и правдой до потери сознания? Как будто из двух правд должен выбрать одну, а на самом деле выбора нет — обе правды это одна и та же правда.
5. И самый главный вопрос, вопрос судьи, оставшийся в фильме без ответа — независимым ОТ ЧЕГО хотел вырастить старший брат младшего? От морали? От общества? От халупы? От себя? Этот вопрос — главный вопрос этой темы, главный вопрос этого лифта… кого поднимает этот лифт мы более-менее понимаем — его пассажиры у нас перед глазами, но вот КУДА поднимает их криминальный лифт СССР?
В Википедии, под кратким изложением содержания этого фильма, есть ссылки на авторов, которые пытались исследовать феномен именно криминальной стороны советского строя. Видимо, уже после краха СССР. Наверное можно попытаться разобраться в этой теме, если есть к ней интерес. Но у меня есть подозрение, что ответа на главный вопрос фильма не будет. Вернее так, можно найти массу ответов на вопрос судьи «От чего?» — пусть даже от советского строя, от государства, от общества… но так и останется без ответа вопрос «Куда?» Ведь те, кто как и я, жили в СССР — помнят, что социальных лифтов у нас тогда было с десяток, но СССР был одноэтажным зданием.
Поэтому по-молодости забравшись в тот или иной лифт мы усиленно делали вид, что едем на нём — нажимали важно на кнопку тысячного этажа, сами изображали «как работает трансформатор» — у-у-у-у-у, сами потряхивали кабину, в конце концов годам к сорока лифт наш становился загаженным нами настолько, что нам приходилось вылезать из него куда-нибудь в чистое поле, зарываться с головой в стог сена, и плакать.
Ни один советский социальный лифт не вёз никого никуда. Все так и оставались там, откуда пытались уехать, от чего пытались стать независимыми. Мудрыми были те, кто оставался собой, не бежал от себя. В общем — фильм хороший. Возвращает в 80-е как на машине времени, и ты опять видишь себя пацаном, царапающим на стене лифта свою судьбу.
6 октября 2015