Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Частная жизнь |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юлий Райзман |
сценаристы: | Анатолий Гребнев, Юлий Райзман |
видеооператор: | Николай Олоновский |
художники: | Татьяна Лапшина, Вера Романова |
монтаж: | Валерия Белова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 августа 1982 г. |
на DVD: | 13 октября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Ох уж эти открытые финалы кинолент...
Давно советские фильмы не производили на меня такого впечатления: своей откровенностью. Это кино развенчивает нынешний миф о том, что де до перестройки 'правду в кино нельзя было показывать'. А тут её навалом: 'бери - не хочу'! Просто кладезь мыслеобразов для понимания сути эпохи-предтечи разрушения СССР!
Ключевой вопрос в фильме (для понимания его социологической важности) прозвучал из уст Абрикосова своему министерскому приятелю, когда тот заговорил о необходимости новых методов ведения дела: - 'А они у тебя есть?'.
Впрочем, спустимся пониже - на семейно-бытовой уровень рассмотрения отражённой в ленте проблематики.
Абрикосов - типичный только по своей трагической участи персонаж: работяга, отдавшийся когда-то занявшему его делу настолько, что кроме этого дела и сопутствующих ему атрибутов в его личности уже ничего не осталось. Он стал биороботом, бездушной производственной командной машиной, придатком к своему рабочему месту. Однако по своим принципам. тем не менее, он нетипичен для большинства своих коллег, т. к. выйдя из привычной для себя модели существования он начинает... ходить пешком по городу и общаться с окружающими его людьми, пытается как может, насколько ему позволяет остаток его небиоботизировавшейся души понять ту Реальность, от которой его 'защищал' кокон должностных обязанностей и положения. Конечно, поначалу он делает это всё в привычной для себя манере - показательных околоморализаторских порок, но затем мы видим, как в нём начинает просыпаться что-то людское, что он потерял при подъёме на высоты карьерных достижений...
Неожиданно осознавать, что старший сын стал циничным карьеристом, желающим 'двинуться' за счёт регалий отца; что младший сын в 20 лет является праздным пустоцветом-нигилистом и ходячим цитатником фразочек в стиле пабликов ВК типа 'обнуляй', 'сильно сказано', 'цитаты великих' и т.п.; что жена (как и ты до недавнего времени) с головой погружена в банкетно-симпозиумную кутерьму с 'товарищами из ГДР' и даже не воспринимает просьбу дать тебе свою руку; что дочь от первого брака такая же бездушная, как и ты (кстати - неплохая роль Санаевой!). Да, вот так: ты гость в своём доме, от которого все шарахаются и перед которым ходят на цыпочках. Отсюда и 'я не знаю как мне дальше жить', сказанное Абрикосовым своей бывшей секретарше... Но он слишком силён для того, чтобы пистолет выстрелил и потому напрасно жена 'перестраховывается', ведь он, как уже было сказано выше, несмотря на разрыв шаблонов и 'трудности переводов' учится жить по-новому: тут - на Земле, а не в кулуарах кабинетного маразма и периодического 'одобрям'. И к концу ленты у него это уже неплохо получается, ведь среди своих он уже почти и не чужой.
Именно в этот момент, когда бездушный образ почти размыт, нашего героя при очередной прогулке по городу настигает чёрная волга с 'письмом от министра'... И старые рефлексы, программы поведения будто как в ПО киборга начинают повелевать Абрикосову судорожно одеваться и приводить себя в 'порядок'. Тут мы и видим его родных, смотрящих на дверь из спальни с надеждой... А затем и одетого Абрикосова перед зеркалом...
В общем, надеюсь, что он не поехал...
8 из 10
12 октября 2021
Неординарное кино. Глубокое и мило пересекающееся в ровно таким же шедевром восьмидесятых, только снятом в США. Речь, разумеется идет о ленте Редфорда «Обыкновенные люди».
Этот фильм «укачивает» зрителя. Дело в том, что если следить за линейным развитием ленты, игрой актеров — то можно ограничиться весьма положительными впечатлениями. И для многих этого будет достаточно. Согласитесь, совсем немало того, что перед нами проносится история завершения карьеры крупного и судя по всему незаурядного руководителя. Он все еще силен и харизматичен. Но никому на производстве не нужен. Это личная трагедия. Ранний финал. Несправедливость.
Несправедливость? Ранний финал карьеры? И тут, при более внимательном просмотре фильма всплывает множество деталей. Эти детали раскрывают главного героя. Это так показательно, как ведет себя большой руководитель в своей семье. Там нет случайностей, нет мелочей.
Безусловно можно восторгаться финальной сценой приготовления к важной встрече у зеркала. Михаил Ульянов остается наедине с самим собой и как будто настораживается. Поводов предостаточно. Однако меня в этой ленте завораживают самые простые, кажущиеся дополнительными, бытовые сцены. Благодаря им фильм получился необыкновенно закрученным, глубоким и тонким, уходящим далеко вдаль от модного в те годы жанра производственной драмы.
8 из 10
20 августа 2020
Михаил Ульянов задействован в классической для него роли квадратного биоробота, на этот раз — начальника какого-то там «Минсельхозсбытпоставтрансресурса».
В связи с реформированием вышеупомянутой структуры Ульянова внезапным пинком просят с работы, и он оказывается лицом к лицу с проблемами, которые накопились у него дома за то время, пока он, шагая по костям и прыгая по головам, побеждал в соцсоревнованиях.
Родственники весьма настороженно встречают возвращение Ульянова в семью, так как здесь он начинает наводить порядок теми же методами, что и на работе, то есть путём неприкрытой тирании и показательных ежеутренних расстрелов и линчеваний.
Единственная, кто его не боится и пытается поддержать, — жена, Ия Саввина — гениальная актриса с такой мощной аурой тлена, хлада и голодомора, что вполне могла бы без грима сыграть женскую ипостась Волдеморта. Наблюдать за её экранными взаимоотношениями с Ульяновым — удовольствие невыразимой глубины; ах, как жаль, что «Частная жизнь» — не сериал, я готов отсмотреть хоть семь сезонов с такими главными героями.
20 декабря 2018
Предпоследний фильм Райзмана «Частная жизнь». Если предыдущий — «Странная женщина» сделан с усмешкой, то «Частная жизнь» более личный и открытый. Про баланс между работой и семьей. У Райзмана с его шестью Сталинскими премиями наверняка были с этим проблемы.
Так вот, главный герой (Михаил Ульянов) большой начальник еще из той старой гвардии, которая прошла революцию и войну. На память о тех временах в выдвижном ящике большого начальственного стола лежит наградной Стечкин. Можно нерадивого сотрудника пристрелить, можно от НКВД отстреливаться. Работе своей отдается со страстью. Строг, справедлив. За все годы не нажил себе ни машины, ни дачи, потому что и так хорошо. Он даже дома не с женой спит, а у себя в кабинете и семья его видит в краткие мгновения ужина, а чай он пьет уже опять в кабинете.
С его подачи объединяются два больших предприятия, но начальником ставят не его. Старым посчитали, да и методы не соответствуют последним теплым веяниям. Вроде и не уволили, но из кабинета попросили. Такая остановка на полном скаку кого угодно из седла выбьет. Что делать? Завести роман с секретаршей? Она давно в него тайно влюблена и зовет в гости. Или вот в пельменной он встречает уволенного им когда-то сотрудника, тот зла не держит, они дружески напиваются — тоже вариант. Он даже вспоминает, что у него есть жена (Ия Саввина, между прочим!) и пытается вернуть себе былые позиции в супружеской спальне. Но она давно cамостоятельная женщина с научной карьерой, модными нарядами и вообще ей завтра на скрипичный концерт. Сконфуженный он отступает в кабинет.
Кино про вытаивание человека из многолетней ледяной брони. Из-под черного костюма и лаковых ботинок постепенно проступают очертания чего-то живого. Ему даже самому начинает нравиться быть мужем, отцом, чувствовать что-то кроме ответственности за большое общее дело. Еретическая мысль — семья может быть важнее и интереснее работы. Особенно из уст Юлия Райзмана, увенчанного, признанного певца коммунизма, коллективизма, сталинизма и т. д. Вон оно как оказалось (а Райзману, между тем, 79).
8 из 10
22 июня 2015
Ну, честно сказать, снисходительно отношусь я к советской классике, и поэтому либо её хвалю, либо иду мимо. Здесь мимо не пойду, пока не выделю хоть раз феномен под названием «ах, эта сцена». А лучше даже дважды не пройду:)
«Ах, эта сцена» N1
Простая и в то же время добавляющая элемент глубины: главный герой садится в машину, водитель его увозит, а на его место тут же паркуется автомобиль другого «партработника». Лаконично. Предвосхищает.
«Ах, эта сцена» N2
Главный герой играет с внуком и поддразнивает его, не отдавая машинку. Внук убегает в комнату и возвращается с игрушечным автоматом. И умильно, вроде. А напророчили ведь на следующее десятилетие…
Да, проблематика фильма уже не столь актуальна: конфликт старых и новых кадров накануне Перестройки — дело прошлых лет. Но как ни странно фильм всё равно смотрится. Социальное устарело — человеческое осталось. Видимо, во многом благодаря работе актеров, а особенно Ульянова (на мой взгляд).
Вот она сила настоящей актерской школы.
8 из 10
P.S. Шелдона из ТБВ не с сына ли главного героя писали?
15 апреля 2015
Четыре года не дожил до своего девяносто первого дня рождения режиссёр Юлий Райзман. Помню в школьные годы мне сильно понравился фильм «А если это любовь?», режиссёром которого являлся Райзман. Затем спустя длительное время мне как-то не доводилось видеть его картины. Но однажды показывали по телевизору фильм «Коммунист» с Евгением Урбанским и мне удалось посмотреть эту ленту. Может кино идеологически пропагандистское, хотя опять же как посмотреть, но интересное, а игра Урбанского выше всяких. И вот настал черёд фильма «Частная жизнь». Я уже слышал об этом фильме от матери, но всё не доходили глаза и руки. И вчера я восполнил этот пробел.
Райзман показывает нам товарища Абрикосова, директора одного предприятия. Вернее сказать бывшего директора. При слиянии двух крупных предприятий, товарищу Абрикосову не гласно указали на дверь. Фактически сильный и волевой человек был выслан на пенсию. Всю жизнь он командовал, руководил, отдавал распоряжения, а тут на тебе пенсия. Деятельной натуре Абрикосова чуждо смирение. В результате страдают родные и близкие люди. Нет, он не третирует их, не уходит в глубокий запой, но известная доля раздражительности от него исходит. Супруга, так и та вовсе, считает, что он всех изводит. И пошла череда дней, в которых Абрикосов старается вновь обрести семью.
Михаил Ульянов играет хорошо. Не могу сказать, что это его лучшая роль, потому как на это претендует два фильма «Без свидетелей» и «Последний побег». Но образ раскрыт, раскрыт достаточно убедительно. А в целом фильм производит неплохое впечатление. Глубокий смысл ощутить проблематично и возможно если бы не Ульянов, фильм был бы скучным, а так всё на своих местах.
Мы видим семью главного героя. Она большая. Сыновья взрослые. Один из них двадцатилетний Игорь, студент, не особо заморачивается по поводу своей жизни. Другой Николай хочет пробиться, поэтому просить отца об одной услуге, на что тот сначала реагирует крайне эмоционально негативно и у них чуть до драки не доходит, но впоследствии не может просьбу сына оставить без ответа. Видим мы и нынешнюю жену Абрикосову, Наталью Ильиничну (Ия Саввина). Обаятельная интеллигентная женщина, которая не сидит дома, работает, ходит на выставки, концерты. В общем живёт той жизнью, какой собственно и хотел её муж. Но счастливы ли они? Если нет, есть ли возможность вернуть вторую молодость и свои отношения вывести на новый любовный виток ? Об этом расскажет Юлий Райзман.
7 из 10
8 июля 2014
Фильмы производства Союза Советских Социалистических Республик не были частыми гостями, когда в капиталистической загнивающей Америке раздавали премию «Оскар». Можно по пальцам пересчитать фильмы, которые были отмечены номинацией в категории лучший иностранный фильм (хотя правильней будет сказать — «неанглоязычный фильм») — «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Чайковский», «А зори здесь тихие», «Дерсу Узала», «Белый Бим Черное ухо», «Москва слезам не верит», «Частная жизнь», «Военно-полевой роман» и только три из них были удостоены премии. Почти все выше перечисленные фильмы известны на территории бывшего СССР. Однако про «Частную жизнь» сейчас практически никто не помнит. Заинтересовавшись этим фильмом, я решил его посмотреть. Надо сказать, что фильм, несмотря на то, что снят он в начале 80-х — большая редкость — на официальных носителях не издавался (даже постера к нему нет).
Сергей Никитич Абрикосов — руководитель крупного предприятия, которое должно слиться с другим. В результате реорганизации, меняют и руководящий состав. И вот из начальника Абрикосову приходится переквалифицироваться в простого домоседа на пенсии. Посвятив практически всю жизнь карьере Сергей Никитич отдалился от семьи и при этом не завел ни машины, ни дачи и даже денег на сберегательной книжке всего около тысячи рублей, что уж не так и много. Менять жизнь очень трудно, а еще труднее заново строить отношения с близкими и знакомыми. Посвятив себя работе, человек забывает о «частной жизни».
Посмотрев фильм, понятно, почему американцы его отметили. В фильме нет идеологического подтекста, присущего большинству советских фильмов, а показаны проблемы, которые могли произойти абсолютно в любой стране и при любом политическом режиме.
7 из 1
28 января 2014