Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зимовье зверей |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Наталия Голованова |
сценарий: | Владимир Голованов |
продюсер: | Николай Евлюхин |
видеооператор: | Борис Котов |
композитор: | Шандор Каллош |
художники: | Елизавета Жарова, Татьяна Сокольская |
монтаж: | Изабелла Герасимова |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 10 мин |
Я считаю, что Наталье Головановой уделяется слишком мало места в истории отечественного (ну или хотя бы советского) аниматографа. Дело даже не только в том, что она — режиссёр чрезвычайно ярких и выразительных проектов (хотя уже за «Зимовье зверей», «Огневушку-поскакушку», «Солдат и Чёрт» и ряд других работ её должна была ждать всенародная слава и признание) — Наталья Голованова также привнесла множество открытий в технику перекладки, вплоть до разработки своего собственного метода, получившего название «витражной перекладки». Да, этот метод трудозатратен и не слишком удобен для выполнения задач потоковой анимации (скажем, мультсериал так не снимешь), но, проклятье, неужели это обесценивает само изобретение новой техники?..
Впрочем, говорить о забвении тоже не приходится: несмотря на то, что автору этих строк хотелось бы, чтобы имя Головановой вспоминали значительно чаще, особенно когда ерчь заходит о советской анимации, но её мультфильмы не являются какими-то забытыми или малоизвестными сокровищами. Ну… преимущественно. «Зимовью зверей» уж точно редким не назовёшь: конечно, по нашему телевидению не показывают и десятой доли всего того разнообразия, что были созданы в советские годы отечественными аниматорами, но «Зимовье зверей» часто попадает в детские блоки «взрослых» каналов, и также является частым гостем на каналах типа «Мама» или «Карусель».
И как же это здорово.
«Зимовье Зверей» не идёт по пути совсем уж прямой экранизации сказки (причём одной из её версий, само собой, как и с любой сказкой, их существует миллионы): при сохранении оригинальной сюжетной канвы мультфильм не превращается в набор двигающихся иллюстраций. Очень много места уделено быту главных героев, тому, как странники и изгои обживаются, пытаются создать себе дом, в котором будет хорошо и быку, и свинье, и гусю — и как у них это получается. Несмотря на весь задор линии с волками и сражением с ними (а она действительно очень динамичная и захватывающая), мне кажется, главными в мультфильме всё же являются сцены со взаимодействием жителей зимовья — такими разными, но безусловно принимающими и уважающими друг друга.
Интересно, как этот сюжет перекликается с почти аналогичным в «Чебурашке», вышедшим за десятилетие до «Зимовья». При том, что конец-то у них радикально противоположный: «строители» в домик не заселились, а Чебурашка благородно пожертвовал его детскому садику, тогда как звери остались жить в зимовье до прихода весны, и даже после него… ну, по крайней мере фильм заканчивается на свинюшке, срывающей цветочек и радостно ускакивающей в лес; это, конечно, можно трактовать как уход из дома, но вряд ли создатели закладывали в него именно такой смысл. Уж слишком душевная и жизнеутверждающая у этого финала тональность, чтобы воспринимать его как грустный момент расставания.
12 ноября 2017