Вакансия
6.7
6.1
1981, комедия, мюзикл
СССР, 1 ч 14 мин
В ролях: Леонид Каюров, Ролан Быков, Виктор Проскурин, Екатерина Васильева, Марина Яковлева
и другие
Эксцентрический мюзикл о том, что ждет молодого честного человека, не желающего пользоваться благами «доходного места», несмотря на то, что у него есть молодая жена, весьма настойчивая теща и влиятельный дядя...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Вакансия

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Генри Абрамян
композитор:
художники: Сергей Воронков, Александр Бойм
монтаж:
жанры: комедия, мюзикл
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 июня 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мюзикл

Видео к фильму «Вакансия», 1981

Видео: Фрагмент (Вакансия, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Вакансия», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Вакансия», 1981

Мюзикл и Островский

Если бы мне сказали, что это можно совместить, я бы посмеялась. А аот и можно, друзья. Начинала смотреть с долей скепсиса, а оказалось, что достойнейшая вещь получилась.

Да, некоторые сцены опущены, да, много музыкальных номеров, но суть осталась, и при том суть неизвращенная, а та самая, островская. Взятничество, сложности супружества, пошлость общества под благородным видом. Разве это не актуально сейчас, когда жулики и воры уважаемы, а бедные, но честные люди не в почете.

Актерский состав шикарен, игра впечатлила. И хотя я ту же Фелисату Герасимовну и того же Акима Акимовича иначе представляла, но Екатерина Васильева и Олег Табаков меня убедили в своей трактовке.

Жадов прекрасен, настоящий борец за справедливость. Из всех Жадовых, что я видела, это безусловно лучшая версия.

Сестры Полина и Юлинька тоже подобраны идеальны, такая наивная девочка, которую каждый в свою сторону потянуть может. А роль Юлиньки просто создана для Догилевой. Эта пошлая напыщенность, визгливый голосок, все в тему.

Друзья, читафте Островского и смотрите фильм «Вакансия».

7 из 10

15 февраля 2017

Наивный Дон Кихот

Фильм этот крайне малоизвестен. А жаль!.. На мой взгляд, это один из тех случаев, когда экранизация если не превосходит книгу по крутости, то по крайней мере достойна её уровня.

Ролан Быков в роли Вышневского оказался как всегда великолепен — настолько убедительно и правдоподобно сыграть героя, чьи воззрения совершенно противоположны его собственным! В некоторых моментах он даже страшен. Я бы сказала, что это образ-маска, но эта маска такая живая! Это сложно объяснить, но такие у меня были ощущения.

Табаков тоже хорош. Всё-таки всё равно он остаётся обаятельным, каких бы подлецов он ни играл. И всё же неприязнь он у меня вызвал. Екатерина Васильева, как и почти всегда, играет стервозную дамочку, что удаётся ей прекрасно. Догилева отлично изобразила расчётливую(«умную») девицу, а Яковлева — наивную, глупенькую, откровенно говоря, но искреннюю. Рада была увидеть на втором плане Веру Ивлеву, которую я ещё в «Стульях» заприметила. Вот, казалось бы, совсем некрасивая, но до чего обаятельна. О Белогубове сказать нечего — это Молчалин 2,0, и тем не менее и роль сыграна удачно.

И наконец, мы подходим к главному персонажу. Жадов. Каюров. Говоря по чести, едва ли я в ходе чтения пьесы представляла себе Жадова с раскосыми глазами и длинными волосами, но что касается внутренней сути персонажа, здесь этот актёр попал в десятку. Чувство собственного достоинства, верность своим принципам… Здесь я восхищалась этим героем даже больше, чем при чтении самого произведения: ведь стоило Жадову только чуть-чуть прогнуться перед своим высокопоставленным дядюшкой — он в мгновение ока стал бы членом, так сказать, общества… А он не мог. Не мог и не хотел. Также примечательно то, что Жадов Каюрова уравновешен и держится с достоинством. А ведь другой актёр на его месте вполне мог бы изобразить сумасшедшего истерика, с пафосом изрекающим свои суждения!

В этом фильме я осознала сходство Жадова с Мюнхгаузеном куда глубже, чем при прочтении книги. Так же идёт своей дорогой, так же отстаивает свои идеалы, так же отказывается от них ради возлюбленной, так же в конечном итоге возвращает себе себя. А помимо этого экранизация позволила мне выявить ещё одно сходство, — такое, казалось бы, очевидное, но бывшее для меня до того момента тайной — Жадова с Чацким. Параллели совершенно явные: Жадов — Чацкий(правда, чуть более позднего разлива), Белогубов — ну Молчалин Молчалиным, Юсов с Вышневским — коллективный такой Фамусов. Поленька, правда, весьма отлична от Софьи, зато Фелисата Герасимовна — тут тебе и Хлёстова, и Хрюмина, и Тугоуховская, и всё в одном флаконе… И да, ещё одна мысль: два этих произведения позволяют с разных углов взглянуть на общественное мненье! Для Чацкого оно — его бич, гонитель, для Жадова — потенциальный помощник. И понять, что общественное мненье — оно разным бывает.

Есть в этом фильме нечто салтыково-щедринское. Вот говорит Юсов Белогубову, что-де главная цель жизни простого смертного чиновника — делать всё для того, чтобы его заметили, — и тут же кто-то из оных приказывает долго жить. И тут же: «Вакансия столоначальника. Доходное место». Гротескно и вместе с тем жизненно.

И ещё одна немаловажная вещь.. Я просто обожаю режиссёра Захарова, и его отголоски я находила во многих фильмах: и в «Сказке странствий», и в «Гори, гори, моя звезда», и в «Короле-олене»… Однако «Вакансия» кажется мне наиболее захаровской по духу лентой из всех незахаровских. В первую очередь с захаровскими творениями её роднит и обилие песен и иносказаний. И точно так же эту ленту любят упрекать в «излишней музыкальности». Чем же она, собственно говоря, плоха? У каждой композиции там своя роль. Первая песня Белогубова очень так по-захаровски, я бы сказала, психоделична. Песня Фелисаты Герасимовны&Со о том, что предназначение мужа — всячески ублажать жёнушку, одаряя её всевозможными бирюльками, не теряет своей актуальности. А песня Вышневского… ооо, да это настоящий гимн беспринципных взяточников с мещанским сознанием!

А финал фильма!.. Сколько Захарова и Салтыкова-Щедрина одновременно! Прелюдия к нему — посрамление Вышневского. Писала же я, что Быков страшен в некоторых моментах, так вот: здесь — особенно. Я чуть не вздрогнула, когда он бросил Юсову своё «Что?!!» Отрывисто, с остервенелым выражением лица. И да, такая типичная ситуация, когда преданные подчинённые изворачиваются перед начальством, сообщая ему «пренеприятнейшее известие».

В продолжение дальнейших событий Аристарх Владимирович ассоциировался у меня с Последышем из «Кому на Руси жить хорошо»: власть уже потеряна, а оторваться напоследок хочется. Впрочем, куда более явную ассоциацию с тем же персонажем вызвал у меня Юсов в ходе своей пляски: Последыш же тоже милостиво одарил плебеев ретро-танцем, — и точно так же те подобострастно умилялись.

Одной из наиболее характерных черт захаровских картин является совершение персонажами странных и загадочных — чаще всего только на первый взгляд — действий. Точно так же и тут. Вышневский произносит: «Пришё-о-ол! Благода-арствую!..» — и встаёт перед Жадовым на колени. Понятно, что фраза и телодвижение были саркастическими, но ведь он мог бы просто отвесить вставшему на путь истинный племянничку земной поклон — но нет!

Далее совершается таинственный обряд посвящения в столоначальники, и вдруг Жадов вырывается. А Вышневский как будто этого и ждал — во всяком случае, такое впечатление у меня сложилось. Расхохотался и вновь свою песню затянул. И лишь многим позже сообщил Жадову, что он «посрамлён». Тот нет чтобы поддержать дядюшку в сложный период жизни — начинает карбонарские речи вести! Дядюшкина психика не выдерживает такого удара: «Я задушу его!!! собственными руками!», однако его планы нарушает апоплексический удар. Покуда он вроде бы как живой, его с величайшей бережностью донесли до кресла, а как стало ясно, что каюк — «Вакансия. Управитель дел канцелярии. Доходное место».

Была же в начале фильма аналогичная сцена, но с участником пониже рангом!? (Да-а, круговорот столоначальников в природе: D) Однако если там претенденты на ту самую вакансию хоть как-то старались замаскировать свою радость, то здесь даже попыток не предпринимали. И сколь неприятен ни был бы мне Вышневский, в тот момент я ему даже посочувствовала. А хотя… За что боролся — на то и напоролся. Ведь Остальное[остальное — это честь, достоинство и прочие ненужные прибамбасы] — это блажь(с). И как тут не вспомнить «Господина из Сан-Франциско»!?

Финал картины даёт надежду на некое светлое будущее, чего не скажешь о самой пьесе. Кажется, у тех начнётся новая, пусть и нелёгкая, жизнь, в которой не будет места ни Вышневским, ни Юсовым, ни Белогубовым.

27 октября 2014

Комедия Вакансия появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Маргарита Микаэлян. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Леонид Каюров, Ролан Быков, Виктор Проскурин, Екатерина Васильева, Марина Яковлева, Татьяна Догилева, Вера Ивлева, Олег Табаков.

Страна производства - СССР. Вакансия — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.