Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сын белой лошади |
английское название: |
Fehérlófia |
год: | 1981 |
страна: |
Венгрия
|
режиссер: | Марцель Янкович |
сценаристы: | Ласло Дьёрдь, Марцель Янкович |
видеооператор: | Золтан Бачо |
монтаж: | Магда Хап, Мария Керн, Valria Pauka, Юдит Сарваш |
жанры: | фэнтези, приключения, мультфильм |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 октября 1981 г. |
на DVD: | 3 ноября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Посмотрела я мультфильм «Сын белой лошади», экранизирующий венгерские мифы. Что о нем можно сказать? Единственным его гигантским достоинством является стилистика, цветовая палитра, визуал, звуковые эффекты и эмбиент, а также то. в какие формы анимация здесь сворачивается и как при помощи этих форм и играющих красок рассказывает историю. С точки зрения сюжета он имеет очень много дыр и болячек, явно пришедших из первоисточника, ибо оставалось весьма много вопросов конкретно к основной истории и ее событиям (мысли и интерпретации есть, ибо намеков полно, но все же терзают смутные сомнения). Также проблема этого мультфильма в том, что очень многие персонажи буквально просто не нужны, ибо не играют никакой важной роли в сюжете и бесполезны — по факту, убери их, и сюжет никак не изменится. Это касается братьев протагониста (мне интересно, по какой такой причине они слабее его, если они старше, опытнее и жили в большом мире и путешествовали, и кто их растил? должно же быть наоборот), ибо этот вечно непобедимый протагонист Солнцеликий Мэри Сью всегда все успешно делает и разруливает сам, а помогают ему лишь в крайнем случае только различные магические существа. Так что, братья вообще ненужные персонажи.
Мультфильм можно разделить условно на три части:
И хочу сказать, что первая треть мультфильма мне очень понравилась. В ней рассказывается вся подноготная этого мира, опасность, побег и события. В ней как очень красивый визуал, прекрасные серебристые, синие, голубые, белые, черные, бледно-изумрудные краски — приятные моему глазу холодные цвета, очень круто и прям эстетическое удовольствие, так и шикарная завораживающая атмосфера чего-то инородного и потустороннего, одновременно медитативность и динамика. Особенно эпизод, где лошадь-мать, скрывшись от преследователей в лесу, рассказывает сыну о себе, о королевстве и о его судьбе.
Далее идет вторая треть мульта, которую можно просто пройти мимо и перемотать, ибо в ней толком ничего не происходит: поиск протагонистом братьев, взаимодействие с ними и все такое. Эту часть можно смело пропустить и не смотреть — вы ничего не потеряете, ибо это вообще не нужно для сюжета (как персонажи, так и все, что происходит в этой второй трети). А еще в ней много того, что вырвало мне глаза — дофига теплых и слишком ярких цветов (красный, розовый, желтый, оранжевый), отчего мне чуть не стало плохо — ненавижу яркие краски и теплые цвета (приглушенные и бледные теплые цвета еще ладно, но не яркие).
И, наконец, последняя треть мульта. В ней все по стандартному лекалу: спасение заточенных принцесс, победа над главными боссами и счастливый конец. Тут есть интересные визуальные решения, игра с красками и формами, пара метафор (в первой трети они тоже были) и подобие постановочного рисованного экшена. Более-менее бодро и предсказуемо.
Смотреть ли мультфильм? Если интересуетесь всяким европейским раритетным старьем, то смотреть можно. Особенно, если любите венгерскую мультипликацию и хотите знать что-то помимо «Лисенка Вука» например. В остальном же «Сын белой лошади» примечателен именно необычным стилем и визуалом.
16 сентября 2018
Пожалуй, стоит начать всё же с оригинальной версии этой сказки, потому как она намного менее добра и прекрасна, нежели тот вариант, который, в конечном итоге, и лёг в основу мультипликационной ленты (да, равно как и с европейскими сказками, оригинальные версии часто адаптировали для детей, в виду излишней кровожадности оригинальных сказаний, более похожих либо на заметки о реальной жизни того времени, либо на воспоминания о произошедшем ранее, но тоже в реальной жизни): в оригинальной сказке никто Сына Белой Лошади, в общем-то, и не спасает, и, после того, как свалился он в подземный мир, так он там и остаётся; о дальнейшем же (том, какое именно количество дальнейших трактовок его жизненного пути появилось в реальном мире) история умалчивает.
Да, если проследить аналогию, можно легко узреть ровно эту же историю в реальной биографии, наверное, точнее, надеюсь, не безызвестного многим Джона Ди, потому как именно его жизнеописание и заканчивается, по сути, ровно таким образом. Каким образом эта история в виде сказки очутилась у венгров — это вот вопрос достаточно спорный, потому как, по предположению историков, всему виной поездка Ди в Чехию и встреча с местным королём, которая, в общем-то, и послужила катализатором скорой гибели обоих.
Однако же, в анимации, слава всему, история куда более мила и приятна: все три сына спасают своих жён, и брата свалившегося в тартарары, в конечном итоге, удаётся спасти.
И вот что важно: после этого более тридцати лет у Янковича не было полнометражных картин. До «Трагедии человека», в коей, к слову, описывается ровно вторая половина вышеозначенной мною истории. Забавный человек, очень забавный. А работы — разумеется, стоит смотреть.
1 февраля 2017