Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смотри в оба! |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдор Уразбаев |
сценарий: | Александр Бородянский |
продюсер: | Георгий Федянин |
видеооператор: | Вадим Алисов |
композитор: | Эдуард Хагагортян |
художник: | Семен Веледницкий |
монтаж: | Ида Дорофеева |
жанры: | комедия, драма, приключения, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 января 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
фильма авторы пробуют разнообразить по разному, тут и многочисленные заимствования из предыдущих «истернов» — музыка отсылает к «Свой среди…», погони к «Неуловимым…и «Белому солнцу…». А ещё есть попытка внесение своего — усиление комедийности по сравнению с тонкой иронией самых удачных фильмов подобной тематики. Да и ладно бы, но авторы сопровождают эти попытки буффонадно-цирковой музыкой, тем самым разрушая еле-еле начавшуюся налаживаться картину восприятия, хорошо что в то время ещё не использовался закадровый смех, а то и этот приём могли подставить в картину. Продолжает рвать восприятие, да и темп изложения, лирические сцены в монастыре. И все эти изыски накладываются на предсказуемость повествования и даже «комические» гэги не остаются в памяти — вот мальчишкам совсем нечего обсуждать после просмотра данного «приключенческого» фильма — всё единообразно с подмножеством ранее видимых картин. Взрослые даже не взглянут на этот пример зарабатывания денег — авторами на заказчике — гос-ве, а гос-вом — на зрителях, которые от информационного голода вынуждены были и такое смотреть т. к. аннотировано — комедия, приключения.
Единственное. что есть достойного в фильме — игра Брондукова. Его персонаж не только каламбурит, но и великолепно отыгрывает лицом сцены противоположных эмоций, жаль что всё остальное в фильме сводит на нет это великолепное впечатление от его игры.
5 из 10
5 июня 2021
«Смотри в оба!» — советский приключенческий фильм, «героическая комедия» режиссёров Владимира Мартынова и Эльдора Уразбаева. Это, так сказать, «официальная характеристика». Есть и менее официальная характеристика жанровой принадлежности картины: советский истерн с элементами «красного вестерна» — жанр, оказавшийся необыкновенно пластичным для того, чтобы мифологизировать даже относительно недавние исторические события. В России традиционные принципы вестерна были использованы для драматизации Гражданской войны в целом, а также боевых действий в Центральной Азии в 1920—30-х гг., когда Красной Армии приходилось бороться с басмачами. К 1981 году, когда был снят фильм «Смотри в оба!», количество истернов перевалило за 2 десятка. Не все они они были одинаково хороши, зато позволяли зрителю увидеть далёкую эпоху под иным углом зрения:«Тринадцать» (1936), «Неуловимые мстители» (1966), «Белое солнце пустыни» (1969), «Конец атамана» (1970), «Седьмая пуля» (1972), «Тачанка с юга» (1977), «Ищи ветра» (1978), «Хлеб, золото, наган» (1980) и другие.
В этом ряду картина «Смотри в оба!» занимает достойное место благодаря высокопрофессиональному коллективу. За плечами Эльдора Уразбаева отличный боевик «Транссибирский экспресс» (1977) и весёлая комедия «Фрак для шалопая» (1979). Александр Бородянский первым же своим сценарием к фильму «Афоня» (1975) покорил сердца миллионов зрителей. А композитор Эдуард Хагагортян наполнил душевной музыкой почти 40 фильмов. Актёрский состав безупречен. Жена Борислава Брондукова Екатерина вспоминает, что сценарист Александр Бородянский написал сценарий лично для Брондукова, которому предусмотрел в фильме главную роль механика Лыкова. По мнению некоторых изданий, «Смотри в оба!» являлся одним из фильмов, в котором раскрылся комедийный талант артиста Борислава Брондукова. С последней фразой можно поспорить, потому что его Федул из «Афони» — уже эталонный комедийный персонаж. Другое дело, что в картине «Смотри в оба!» Борислав Николаевич сыграл «полновесную» главную роль исключительно в комедийном амплуа. И сыграл просто великолепно! Трио Лыкин — Команов (Фёдор Сухов) — Михаил (Алексей Серебряков) — получилось идеальным.
Брондуков непрерывно извергает комедийные ситуации, и делает это так же естественно, как дышит. Эксцентричность его героя словно магнит притягивает взгляд зрителя. Каждую минуту ждёшь: что же ещё «отчубучит» этот весёлый, жизнерадостный, никогда не унывающий мужичок. Уполномоченный красноармеец Алексей Команов совсем другой типаж: собранный, холодноватый, отчасти зажатый по причине молодости. Он мало улыбается, потому что время такое — суровое, драматическое, требующее неусыпной бдительности бойца революции. Мишка-беспризорник — будто соединяет в себе черты Лыкина и Команова — хитёр, находчив, малоразговорчив, но наблюдателен. Введение в сюжет линии с сестрой милосердия Анастасией (Светлана Орлова) позволило наполнить фильм ещё и лиризмом. И как наполнить! Удивительная работа оператора Вадима Алисова и «сердечная музыка» Эдуарда Хагагортяна даёт зрителю возможность увидеть героев в новом, совершенно ином свете.
Замечательный фильм с шикарной музыкой.
12 февраля 2018