Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Случай |
английское название: |
Przypadek |
год: | 1981 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Кшиштоф Кесьлёвский |
сценарий: | Кшиштоф Кесьлёвский |
продюсер: | Яцек Селиговский |
видеооператор: | Кшиштоф Пакульский |
композитор: | Войцех Киляр |
художники: | Анджей Рафаль Вальтенбергер, Агнешка Доманецкая, Божислава Хмелевская |
монтаж: | Эльжбета Курковска |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 января 1987 г. |
на DVD: | 8 ноября 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Прежде чем говорить об этом фильме, стоит сделать пару ремарок поведать, какое огромное значение он имел в карьере Кшиштофа Кесьлёвского. До «Случая» поляк занимался, в основном, социальными драмами и документалистикой о простых людях, обывателях, о настроениях среднестатистических работяг. Бунты, бюрократия, апатия и цинизм были его основными темами вплоть до конца семидесятых. Появившийся в его фильмографии «Кинолюбитель» в 1979 году по большей части придерживался канонов раннего Кесьлёвского, однако перешёл в категорию куда более серьёзного кино. «Случай» же — его первая картина, которая говорила наравне со всеми о понятных для всех вещах: о доме, детстве, взрослении, любви, идеализме, предательстве, судьбе и вере. Режиссёр и в дальнейшем не раз удивит своими фильмами, но такой многоплановостью обладает, пожалуй, только этот.
Эта лента — именно о случае. О моменте, о считанных секундах, о нелепом движении, которое в корне меняет жизнь человека. Кино состоит из трёх рассказов «а что, если…». Судьбоносным местом для главного героя — Витека — становится вокзал, где и берут своё начало все три истории. Он догоняет поезд — и в дальнейшем становится инструментом в руках политической партии. Незаметно для себя, он предаёт дорогих ему людей (среди которых — его первая любовь). Не догнав его — дерётся с полицейскими, вступает в студенческое незаконное движение, занимаясь печатанием запрещённой литературы, принимает религию, в итоге, снова оказавшись предателем. Вновь не догнав, но избежав драки, — встречает любимую некогда девушку, с которой заводит семью, оканчивает университет и устраивается на работу.
Каждая вариация жизни Витека — абсолютно разная, однако неизменным всегда остаётся только одно — он сам. Будь он одним из партийцев или студентом-бунтарём, Витек во всех трёх случаях — жертва обстоятельств без собственного мнения. Его вера в определённые идеалы всегда диктуется мгновением, а не решением.
«Каждое поколение хочет какой-то святыни, нуждается в уверенности и вере, что мир можно устроить справедливее и лучше. Эта потребность, которая старше и моложе Маркса, напоминает наркотик: в начале жизни даёт радость, потому что свет так близок, что создаёт видимость досягаемости, а в конце приносит горечь, поскольку видно, как сильно всё отдалилось» Этот монолог одного из персонажей фильма идеально характеризует главного героя. Наполненный ностальгией и одиночеством, Витек постепенно замечает, как всё, что было ему близко, отдаляется: радость от первой любви, от детской дружбы, от осознания того, что его отец живой и здоровый. Но с годами всё это испаряется, жизнь приобретает тёмный оттенок, и ему необходима опора: что-то, во что можно верить, кто-то, на кого можно положиться. Безукоризненное, слепое следование вере говорит лишь о том, что Витек запутался, сбился с пути и не знает, что его ждёт дальше.
Технически кино поражает с самых первых секунд: невероятная работа оператора и уже упомянутые тёмные тона создают атмосферу отчаяния, романтики, надежды, горечи и веры, тоски по детству, дому. Профессиональный монтаж, который играет здесь огромное значение, плавно переносит зрителя из одной жизни героя в другую. Музыка, пусть на этот раз и не написанная постоянным композитором Кесьлёвского Збигневом Прайснером, трогает до глубины души. Тема фильма и его исполнение — живое доказательство того, насколько вырос в профессиональном плане Кшиштоф.
Как уже говорилось ранее, это кино для всех и обо всех, каждый найдёт в нём что-то своё. Оно идеально сочетает изящество простоты и неоднозначность интерпретации. В карьере режиссёра есть немало шедевров, но «Случай», определённо, — самый главный и наиболее достойный из них.
5 октября 2017
Молодой парень Витек проживает в рамках одного фильма несколько жизней. Каждая такая «жизнь» зависит от того, успеет ли он на поезд. Один раз он успевает, два других нет — не успевая его догнать. В каждой своей «жизни», предопределенной уходящим поездом, он выглядит очень разным. То он ощущает, что призвание врача — не его, то он примыкает к правительственной комиссии по работе с молодежью и отправляется в клинику для наркоманов на переговоры со вбунтовавшимися пациентами. То он занимается изданием и распространением подпольной литературы, из-за которой реально страдают его напарники. Потом он решает отправиться во Францию и даже получает разрешение властей. В общем, он мечется. Перед ним открыто множество способов прожить жизнь, но всегда все заканчивается не совсем удачно.
В этом фильме режиссеру поистине удалось изобразить социалистический ад Польши. Здесь есть место для пространных монологов людей, получавших тюремные сроки в 1950-х годах. Открыто обсуждается тема репрессий. Показана молодежь, живущая в подполье. В общем, было из-за чего запретить этот фильм. Правда, режиссер отказывается от басенных выводов и не стремится преувеличить «ужасы режима». Понятно, что за молодыми активистами существует слежка и есть угроза вылететь из университета. Понятно, что устраивать вечеринки в квартире опасно. Однако эти детали не являются самоцелью. В центре — экзистенциальная драма Витека, человека, который не может сделать выбор, потому на каждом повороте его поджидают свои опасности. «Случай» пронизан гнетущей атмосферой плохо меблированных комнат, тесных университетских аудиторий, старых профессоров-зэков, подполья и доносительства.
Кесьлевский вообще не анализирует преимущества того или иного общественного устройства. Поэтому увлечение молодежи наркотиками или альтернативной политической литературой здесь несколько декоративно и необходимо, чтобы оттенить метания главного героя Витека. Скорее всего режиссеру не нравится окружающая его реальность, ибо кому из прогрессивной творческой интеллигенции может понравиться атмосфера тотальной тюрьмы? Однако он поднимается над ее примитивным осуждением и переводит проблему в плоскость фундаментальной неудовлетворенности жизнью. У Витека много стремлений, многое он готов сделать импульсивно, однако все его путешествия, к которым он так стремится, оказываются незавершенными. Над причиной этого Кесьлевский и предлагает подумать зрителям.
8 из 10
24 октября 2015
Фильм Кшиштофа Кислевского «Случай».
Непростой фильм о поиске себя и о поиске своего жизненного смысла.
Такие уже далёкие семидесятые. Витек, главный герой фильма, молод, полон амбиций и уверен в себе. Да только жизнь, во все времена свои нюансы имеет. И не так просто в неё вписаться, а уж тем более, сразу в ней разобраться, /больное видится на расстоянии/, да и малое тоже своё диктует. И бросается Витек из крайности в крайность. То пытается найти своё место в студенческом движении, то кидается в информаторы, то в религию, то в секс. А смысла нет. И понимания жизни нет.
И вроде бы, как случай всё решает. Случайно успел на автобус, случайно не успел. А до того случайно родился на свет божий, вопреки всему. Или всё-таки не случайно?
А череда случайностей продолжается. Женитьба, работа, хобби. Стоп. А ведь не случайно Витек сел на самолёт, он не подумал, что и самолёт может случайно взорваться. Бац, и не нужно себя искать, и смысл не нужен, ничего не нужно. Всё просто. Божественно просто.
Не надо искать в жизни никакого смысла. Надо жить. Просто жить. Со смыслом, честно, в любые времена, уж, коль Бог дал. А там, всё приложится и любовь, и секс, и вера, и память добрая.
В жизни нашей только две случайности, наше рождение и другая случайность наша смерть, Всё остальное от нас зависит.
И зависит от нас, бывает не так уж мало.
11 июля 2014
Те, кто не бороздил интернет-просторы в поисках какой-либо информации о фильме до его просмотра, поначалу, минуты эдак до 52-й даже не будут подозревать, что в нём есть тема многовариантности судьбы. Даже если б Кшиштоф Кесьлевский не снимал две других сюжетных линии главного героя, а ограничился б первой, у него всё равно получилось бы полноценное кино, в котором широко раскрывалась вся палитра политической жизни страны, нарастающих протестных настроений начала 80-х, а на этом фоне разворачивалась драматическая история любовников, формально оказавшихся по разные стороны партийных баррикад. В ней есть и взаимная страсть, и взаимные упрёки, подозрения и обиды.
Но вот герой Богуслава Линды не успевает на поезд и вместо члена правящей партии становится членом подпольного движения. В третьей же истории его жизнь и вовсе аполитична. Надо сказать, что как бы не складывалась судьба персонажа, его повсюду ждут тесты на прочность и податливость, на умение или неумение отстаивать собственное мнение. В третьей истории, пожалуй, поначалу наиболее счастливой, взгляды героя кардинальным образом отличаются от первых двух. Он не поддерживает оппозиционные взгляды и даже не верит в Бога, как во второй.
Пожалуй, относительным минусом картины в целом можно назвать отсутствие, внятного финала, да и позиция режиссёра и сценариста Кшиштоф Кесьлевского, какой же вариант судьбы своего героя он считает лучшим, не понятна. А, возможно, автор предоставляет этот выбор зрителю. Но ведь в таком случае до конца ясен лишь итог третьей истории, где, как кажется, моральный выбор персонажа, который можно охарактеризовать как «моя хата с краю», Кшиштофу наименее симпатичен. Возможно, потому он его так жестоко карает в итоге. А вот в первой и второй очевидно, что может случится ещё что угодно, равно как и очевидно, что несмотря на то, что в одной из них Линде приходится быть служителем правящих, он придерживается явно оппозиционных, «справедливых», как подразумевается Кесьлевским взглядов. В общем, не удивительно, что такая откровенность в Польше была запрещена несколько лет.
8 из 10
12 июля 2011
Молодой поляк Витек (прекрасно сыгранный Богусловом Линдою) после смерти отца решает уйти из медуниверситета, в котором учился по родительскому решению, и найти свое место в жизни, свой путь, принявшего форму поезда, на которой он то успевает, то нет. Именно этот случай покажет ему дорогу, по которой он должен будет пройти, становясь поочередно Идеалистом, Изгоем, Обывателем, пока не найдет в финале жизненной покой. Или его видимость.
Фильм начинается сюрреалистической подборкой кадров, на первый взгляд не связанных между собой, но в полной мере передающей сумбурный внутренний мир Витека. За два экранных часа он разочаруется сначала в коммунистической действительности, потом в диссидентском бунте, придет к Богу и покинет его… В финале будет ждать уже другой случай, заставляя по новому посмотреть на фильм в целом.
Кшиштоф и здесь продолжает препарировать родной социум, выводя в свет своего «героя нашего времени», потерянного в жизни, метящегося от крайности к крайности, но теперь он не гневный оратор, а печальный художник, пишущий автопортрет. Что, впрочем, не помешало польским властям запретить картину и она три года пролежала на полке. Воистину, нет пророка в своем отечестве.
Стилистически фильм не похож на ранние роботы Кесьлевского. Картину можно считать и новым витком взгляда режиссера на искусство и на себя в нем в частности. Позади осталась безысходность «Кинолюбителя», впереди поэзия французской «цветной» трилогии. Между прочем, можно отметить тенденцию отъезда многих выдающихся польских режиссеров у Францию. Полански, Вайда, Кесьлевский… Похожие культурные традиции, вероятно.
И напоследок, хотелось бы погрустить, что Кесьлевский ушел слишком рано, на пику творческой формы, а ведь он мог еще столько сделать. Жаль.
18 апреля 2009
Фильм «Случай» во многом переходный для польского режиссера Кшиштофа Кеслевского. Маленький мостик от предыдущего периода творчества режиссера к его будущим киносвершениям.
Главный герой (Богуслав Линда) мечется из стороны в сторону, не зная куда примкнуть в итоге. Причем бросает его радикально, как и многих молодых людей в его возрасте. Меняет девушек, как перчатки. Причем парень он то неплохой, просто в посках и не различающий иногда черное и белое. Чем активно пользуются другие люди.
Во многом, фильм прежде всего политическое высказывание, современный слепок с социалистического общества, но тут уже просматривается та тема, к которой режиссер впоследствие обратиться уже вплотную. А именно тема религии, обращении человека к Богу, разочаровавшегося во всех так сказать «прелестях» реального мира.
Именно в этой картине намечается превращение режиссера из актуального режиссера, бичующего соцстрой в родной Польше в настоящего художника, каким мы его запомнили в «Декалоге», «Двойной жизни Вероники», и цветной трилогии. Нет, в «Декалоге» это конечно окончательно еще никуда не уйдет, но станет лишь прикладным инструментом для реализации совсем других по настроению задач.
Насчет же «Случая», могу сказать все мы совершаем в молодости ошибки и делаем не те выборы, которые хотели бы сделать будучи уже постарше. Самое главное, успеть догнать и сесть именно в тот поезд. который отвезет нас примерно в то будущее, которое мы хотим. Попытаться сделать правильный выбор, тот, за который нам не будет впоследствие стыдно и не придется жалеть. Это довольно трудно, но постараться стоит.
11 октября 2008
«Я потерял своё призвание» — сказал Витек и попросил у директора академический отпуск. Во время этих двух месяцев Витек пытается найти себя, найти своё призвание. Таким образом, он пробует несколько профессий, полученных не от его собственного выбора, а от случая. Он попробовал проработать в госбезопасности, влиться в продажу не легальной литературы, впасть в религию, а потом выйти из неё. Все профессии приобретены в зависимости от самого случая, успеет ли Витек в очередной раз сесть на поезд или нет.
Сразу скажу, что фильм очень добротно снят. История сама по себе является одним большим рассказом о персонаже, не знающий чего он хочет в этой жизни, пытаясь перепробовать всё и переспать с теми, кто ему посмеет. За весь фильм он перепробовал многое: помог старушке, получил диплом, побывал в тюрьме, побил предателя, женился. Не смотря на всю бессмыслицу, за которой пришлось наблюдать два часа, Кшиштоф решил ударить зрителей перчаткой в самом конце, одарив таким жестоким путём всю двухчасовую историю смыслом.
Кшиштоф отличный режиссёр, от его трио «Трёх цветов» я в восторге. Эта старая картина о «Случае» заставляет над многим задуматься. Действительно, в жизни обстоятельства могут за секунду измениться в зависимости от удачного или неудачного стечения обстоятельств. Напомнить «Случаем» об этой цепочке Кшиштофу отлично удалось, за это ему моё отдельное спасибо. Ещё хочу выразить отдельные овации замечательному польскому актёру Богуславу Линде, не зря его номинировали серебряным львом, как лучшего актёра.
В итоге за просмотром картины я получил хорошую порцию эмоций, понаблюдал за историей одного человека, и вспомнил о важных, хоть и не видимых глазом вещах. Спасибо режиссёру.
24 октября 2007