Сильва
8
7.2
1981, комедия, мюзикл
СССР, 2 ч 27 мин
В ролях: Жанна Глебова, Ивар Калныньш, Мария Соломина, Игорь Дмитриев, Татьяна Пилецкая
и другие
По мотивам либретто Л. Штейна и Б. Йенбаха. Будущий князь Воляпюк, а ныне просто самолюбивый молодой офицер по имени Эдвин и певица Сильва Вареску полюбили друг друга. Эдвин даже готов пойти наперекор воле знатных родителей и жениться - несмотря на неизбежный скандал. Но... В оперетте всегда появляется «но», и всегда не одно. И тем не менее цепь недоразумений, радостей, трагедий и разочарований должна прийти к счастливому концу, а искрящаяся музыка Имре Кальмана и блистательная игра советских актеров превращают путь к этому концу в настоящий праздник.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сильва

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Эдуард Розовский
композитор:
художники: Марина Азизян, Н. Васильева, Елизавета Урлина, Геннадий Савельев
монтаж:
жанры: комедия, мюзикл
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мюзикл

Видео к фильму «Сильва», 1981

Видео: Фрагмент (Сильва, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Сильва», 1981

Любовь и песни во время войны

Молодой аристократ Эдвин влюбляется в звезду варьете Сильву Вареску, но его семья, щепетильно относящаяся к своему фамильному древу, не желает пускать певичку в родовой замок…

Сюжет почти шекспировский, но это оперетта, и мелодрама из неё, не говоря уже о драме, не получается. Вернее, драмы хватает минут на 10—15, да и те разбавлены музыкой и комизмом.

Увы, но заметно, что в начале 80-х бюджеты советских фильмов серьёзно сократились, так что декоративная часть Сильвы выглядит слегка убогой — есть пара ярких костюмов, несколько бутылок шампанского, но даже дворцы показаны немного куцевато и без размаха. Благо ещё, что Ян Фрид, ранее набивший руку на мюзиклах, костюмных фильмах и опереттах, умудряется держать актерскую марку, сглаживая недостаток средств и не самый оригинальный сюжет кальмановской авторства.

Стоит только заскучать за мелодраматическим оборотом про цветы и сны, как появляется Владимир Басов — генерал-фанфарон.

Обьяснение в любви с предсказуемым финалом? Ничего — подключим «аристократа»-выпивоху Михаила Светина и аристократа-шутника и любителя розыгрышей Бонни и явно станет веселее.

Ждёте злодея-отца, который высокомерно ставит Эдвина место? А Ян Фрид ставит в необычное положение Игоря Дмитриева, уморительно исследующего свой череп. Да и вообще вся его Сильва строится вокруг второстепенных персонажей, снижающих серьезность происходящего почти до нуля. И это не считая знаменитых Красоток Кабаре и прочих главных хитов Имре Кальмана.

Невольно задумаешься о подоплёке… Ведь оперетта вышла аж в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны. А австрийские (или венгерские? или румынские?) военные не делают ничего… военного. Кабаре, вино, песни, танцы, шутки и дружеские шаржи на почти умершее дворянство начала 20 века. Оно вроде как и загнивающее, местами даже глупое, если присмотреться, то и порочное, но такое милое. Да и ничто человеческое им не чуждо — любовь, в первую очередь.

Почему Кальман включает такой несвоевременный позитив? То ли жизнь продолжается, то ли ему совершенно «по барабану» эта никчемная война… Такое вот весёлое декадентство.

Ещё более интересный вопрос — почему советское киноначальство смотрело сквозь пальцы если не на воспевание, то человеческую реабилитацию дореволюционных имущих классов и добрый, но все же образ прожигателей жизни? Фрид в этом смысле вообще стал специалистом первого класса: Собака на сене, Благочестивая Марта, Летучая мышь — это ли не обаяние рыцарской аристократии?

Но Сильва и сюда, и не сюда — аристократы обаятельны, но всё же скорее пародийны, (стрелять, попивая шампанское — вообще сильный эпизод), а благородство особенно свойственно и Сильве, и Ферри — вроде как мещанам. Однако ж и примирение классов — тоже мотив, вроде сосуществования двух систем.

И все же смотришь в который раз не потому, что ищешь разоблачения богатых, а из-за великолепного Виталия Соломина, комичных Игоря Дмитриева, Михаила Светина, благородного Павла Кадочникова… Это ли не чистое и очень-очень доброе удовольствие.

5 декабря 2017

Королева чардаша

У оперетты есть много разных имен. Кто-то связывает ее с великим и могучим Иоганном Штраусом, автором воистину гениальной «Летучей мыши», покорившей сердца как самой широкой аудитории, так и по обычаю скептично настроенной профессиональной критики. Другие наоборот возводят на вершину славы гениального венгра Пала Абрахама, чьей наиболее известное произведение носит привлекательное название «Бал в Савойе». Никто не поспорит, что оба эти гения достойны уважения, ведь их оперетты смогли преодолеть расстояние и время, став незабвенной классикой театрального искусства, однако есть у них один незабвенный конкурент, чье творчество может похвастаться куда большим количеством запоминающихся постановок. Он познал славу довольно рано, однако никогда не поднимал нос слишком высоко, так как отчетливо понимал, что мораль и верное назидание, заложенные в его многочисленных опереттах, необходимо продвигать не только на сцене, но и в реальной жизни, где все далеко не так просто, как может показаться. Речь идет, конечно же, об Эмре Кальмане, человеке, который самолично выдернул оперетту из состояния застоя и продолжил уверенные начинания Штрауса и Абрахама, дополнив их и придав им необходимый толчок к качественному развитию.

Авторству Имре Кальмана принадлежат такие бессмертные произведения, как «Фиалка Монмартра», «Марица», «Принцесса цирка» и «Баядера». Все эти оперетты хороши по своему, в них заключена невероятно увлекательная интрига, дополненная головокружительными мелодиями, впивающимися в память с самой первой ноты. Кальман завсегда с особым трепетом относился к музыкальному наполнению своих произведений, от чего в зрительской памяти в обязательном порядке оседает по меньшей мере пару композиций из каждой оперетты. При этом маэстро не забывал и о том, чтобы снабдить свои пьесы здоровой интригой, заставляющий как мужскую, так и женскую аудиторию пребывать в ажиотаже вплоть до самой развязки, которая, может быть, не отмечена какими-либо вселенскими откровениями, однако вызывает бесспорный интерес и благостное удивление. За годы плодотворного творчества Кальман написал не один десяток запоминающихся произведений, и среди них также есть бесспорная королева, озаглавленная композитором «Королевой чардаша». Оперетта, также известная по миру как «Сильва» впервые появилась на театральных подмостках Вены 17 ноября 1915 года. Премьера, состоявшаяся в «Иоганн Штраус театре» произвела восторженный эффект на пресытившуюся элитарными произведениями аудиторию, что сразу же сказало о том, что творчество Кальмана заслуживает самого пристального внимания. Не в последнюю очередь положительный прием оперетты произошел благодаря либретто Лео Штайна и Белы Йенбаха «Да здравствует любовь», отмеченная особой лирической силой, требующей от исполнителей максимального увлечения от данного произведения. И совершенно неудивительно, что спустя всего лишь год после венской премьеры «Королева чардаша» предстала перед зрителями Российской Империи, а уже после с успехом прокатилась по всему Советскому Союзу.

В виду непростых исторических отношений между Австро-венгерскими и русскими землями, «Королева чардаша» Имре Кальмана была частично видоизменена под нравы восточно-европейской аудитории, однако время, как известно, самый лучший лекарь и в 1981 году стараниями режиссера и сценариста Яна Фрида увидела свет почти что аутентичная экранизация знаменитой оперетты, получившая предельно ясное и запоминающееся название «Сильва». Оригинальная оперетта многие годы не исчезала из репертуара лучших театральных сцен Советского Союза, став едва ли не визитной карточкой Одесского театра музыкальной комедии имени Водяного. Партийное руководство более молодого образца, сменившее постаревшую и морально устаревшую номенклатуру, наконец-то позволило труппам по всей стране с особым уважением отнестись к изначальным заветам Кальмана, от чего в оперетту вернулись настоящие имена персонажей, места действия и эпоха. В полной мере они нашли свое отображение в «Сильве» Яна Фрида. Увлеченный своей работой постановщик получил все необходимые средства и достойных актеров, чтобы отдать истинную дань уважения «Королевы чардаша», сняв одну из первых и самых примечательных телевизионных оперетт, на которую впоследствии ориентировались многочисленные последователи режиссера, но так и не смогли повторить ее успех. И хотя при переносе «Королевы чардаша» на экраны не удалось избежать допущений и художественных доработок, они вовсе не повлияли на итоговое качество представленного творения.

Итак, сюжет фильма рассказывает нам историю Сильвы Вареску (Жанна Глебова), примы театра «Варьете», сражающей наповал мужские сердца. И несмотря на свое невысокое происхождения, восхитительная девушка смогла найти лазейку в сердце высокочтимого аристократа Эдвина (Ивар Калныньш), который согласился на самую настоящую помолвку с той, без которой не представлял себе жизни. Однако родители Эдвина не разделяли увлечение своего сына, считая что его женой может стать только дама соответствующего происхождения. Сделав все необходимое, чтобы расторгнуть крепнущий союз, князь и княжна приводят Сильву и Эдвина в нешуточное замешательство, из-за которого прима «Варьете» покидает город и отправляется на продолжительные гастроли в Париж, а молодой аристократ вынужден начать ухаживания за нелюбимой сердцу претенденткой на его уважение и статус. Казалось бы, история любви двух людей из разных миров обречена на полный провал, но провидению явно не хотелось, чтобы столь идеальная пара распалась от предубеждений старшего поколения. Пути Сильвы и Эдвина вновь пересекаются, дабы дать им еще один шанс на счастливое, безоблачное будущее.

Большинство телевизионных оперетт советского периода имеет одно не самое лучшее качество. Они чрезмерно тяжеловесны, неповоротливы и непозволительно затянуты. Что же касается «Сильвы» Яна Фрида, то она обладает удивительной энергетикой и положительной динамикой, от чего просмотр протекает без особого отягощения. Длительный хронометраж оперетты насыщен множеством событий, как драматического, так и откровенно комедийного толка. И за это необходимо похвалить не только знающего свою работу Яна Фрида, но также и самого Имре Кальмана, который оставил для «Королевы чардаша» немало зацепок, на основе которых можно было сотворить заполненный до отказа сюжет, насыщенный действием самого разного характера. В один момент история пребывает в тягостной грусти от того, что любовь Сильвы и Эдвина бросается на непреодолимые жизненные скалы, а в другой мы с отрывом пляшем в театре под запоминающиеся мелодии, которые хочется напевать снова и снова. Далее следует небольшая интрига со второстепенными персонажами, переходящая в нечто больше. И подобный накал страстей не сбавляет обороты ни на миг.

Яну Фриду удалось поставить отличное, завораживающее действие, но как и в случае с остальными телевизионными опереттами, «Сильва» все-таки чувствует себя лучше всего на театральной сцене и с этим поделать ничего нельзя. Какой бы запоминающейся не была экранизация, она не в силах повторить задор и феерию живой постановки, в которой актеры исполняют свои партии прямо перед зрителями без использования фонограммы. Но что в «Сильве» Яна Фрида однозначно хорошо, так это то, что она позволяет ознакомиться с творчеством Имре Кальмана даже тем зрителям, которые находятся на расстоянии сотен километров от ближайшего театра и не в состоянии выделить драгоценное время на столь длительную поездку.

8 из 10

3 августа 2017

Комедия Сильва появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Ян Фрид. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Жанна Глебова, Ивар Калныньш, Мария Соломина, Игорь Дмитриев, Татьяна Пилецкая, Михаил Светин, Виктория Горшенина, Рэм Лебедев, Петр Кадочников, Александр Афанасьев, Надежда Калинина, Елена Соловьева, Валерий Смоляков, Георгий Тейх, Нина Алисова.

Страна производства - СССР. Сильва — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.