Родня
8
7.3
1981, комедия, драма
СССР, 1 ч 32 мин
12+

В ролях: Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Фёдор Стуков, Лариса Кузнецова
и другие
Фильм в иронической манере повествует о сложных взаимоотношениях близких друг другу людей. Главная героиня в простоте душевной пытается «склеить» распавшуюся семью любимой дочери. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Родня

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Павел Лебешев
художники: О. Пустовалова, Александр Самулекин
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 января 1983 г.
на DVD: 25 сентября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Родня», 1981

Видео: Фрагмент (Родня, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Родня», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Родня», 1981

Семь 'я'

И вот, еще один шедевр Никиты Сергеевича. И снова под шедевральную музыку Эдуарда Николаевича.

Вообще я уже привык к тому, что мои отзывы о ранних фильмах Михалкова пестрят словами 'гениально' и 'шедеврально', и поэтому я и про 'Родню' мог бы просто рассыпать щедро:

гениально

шедеврально

шедеврально

гениально

шедеврально

но все же поговорю еще - более детально.

Мордюкова. Львиная доля обаяния 'Родни' строится на природном обаянии Нонны Викторовны, воплотившей в себе прямо-таки собирательный образ неуемной в своем рвении оберегать и обустраивать деревенской матери (ее 'мать' - один из архетипов материнского образа, одновременно и властный, и ранимый).

Съемки. Нет, вы только посмотрите на эти уплывающие в панораму и нацеливающиеся на случайный, казалось бы, объект, планы. Атлет на стадионе, ползущий по небу самолет - уж не знаю, кому конкретно рукоплескать, Михалкову или операторам, но создатели 'Родни' так виртуозно играют с пространством, что масштаб как таковой, как явление, как вечный спутник нашей сокровенной тоски, буквально _осязается_. И играет при этом космическая, уводящая от склок и дрязг в запредельное пространство смыслов музыка Артемьева. Ух, мурашки по коже!

Юмор. Юмор, уходящий в фарс - фарс зачастую грустный. Танец Стасика с тещей, рассказ инженера о несложившейся женитьбе, да и вообще вся линия его ухаживаний - юмором 'Родня' похожа на 'Очи черные', там тоже в какой-то момент улыбка переходила в фарс, едва ли не сюр, эдакий СЮМОР.

Ну и на самом деле много и долго можно говорить про прекрасную 'Родню' - и про композиционную безупречность, и про созвездие 'второплановых' ролей с ролью официанта во главе, и про философский пласт: тут и город-деревня, и отцы-дети, и долг-счастье, и карьера-семья... Да чего тут только нет!

Много и долго можно говорить - но лучше бежать и пересматривать.

А, и как же я сейчас удивился, узнав, что Иришку играл... Федор Стуков. Он же Том Сойер из киноадаптации, вышедшей чуть ранее. Во как.

21 мая 2023

Уникально житейский и душераздирающий фильм о том, что примирение с предками и корнями есть ключ к семейному счастью. Советская жизнь показана без антисоветщины, но в детстве запомнился предчувствием грядущих невозвратных перемен. Хотя… проблемы нарушения личностных границ, взаимопонимания поколений, глубинки — большого города, проблемы выбора остались всё те же. Нелюбимая дочь свалила от нелюбимой матери из деревни в город, вышла за нелюбимого мужчину, родила нежеланного нелюбимого ребёнка и искалечила ему психику. Зато все как у людей… Потом удивляются, откуда столько тепличной молодёжи нессимметричной… В роли странной девочки мальчик. Может быть впервые в мировом кинематографе подразумевался ребёнок-трансгендер?

Мордюкова неотразима. Её заслуженно включили в двадцатку самых выдающихся актрис 20-го века! Не играет — живёт жизнью простой женщины из народа, по образу которой в современном кинематографе зрители в последнее время давно соскучились.

21 июля 2019

Перестроечная чернуха.

Фильм снят профессионально, тут не поспоришь. Но какова сверхзадача фильма? Что и как показывает режиссёр фильмом? Режиссёр ставит задачу уничижения человека. Михалкову надо показать людей глупыми, пьяными, неприятными. Глядя картину, зритель не сопереживает героям, зритель смотрит с тяжёлым ощущением. Герои фильма все как один не вызывают эмпатии, все они живут как непутёвые, испорченные, беспутные, сволочные, глупые, пьяные. Михалков и ему подобные сокуровы и прочие деятели, уничтожавшие советский великий кинематограф, начали снимать перестроечную чернуху ещё до начала собственно перестройки.

Советский кинематограф всегда ставил сверхзадачей воспитание, развитие, возвышение человека. Буржуазная власть, как реакционная, ставит себе противоположную задачу — унижение человеческого достоинства, втаптывание человека в грязь, не воспитание и развитие личности, а подавление, деградацию культуры, деструкцию, дезориентацию человека. И антисоветчики михалковы, сокуровыи прочие, которые теперь обласканы буржуазной властью начали снимать свою чернуху не в 90-е годы, а ещё с конца 70-х годов.

Ощущение от фильма тяжёлое. Он снят для того, чтобы плюнуть в душу человеку, чтобы создать образ поголовно неблагополучного быта, поголовно изломанных судеб, пьянства, испорченных детей, разрушенных семей.

В фильме нет ни одного человека, которого режиссёр не унизил бы, не показал бестолковым идиотом, недостойным счастья, недостойным сочувствия зрителя.

Кроме прочего, именно вот такими фильмами рушили рабочую власть и Советский Союз. И те, кто лучше других проявил себя на этом поприще, теперь — «лучшие люди», «заслуженные деятели» буржуазной России, на короткой ноге с президентом, определяют культуру современной России.

6 декабря 2016

Не забывай свои корни

Однажды я спросила у подруги, нравится ли ей фильм Никиты Михалкова «Родня» (хотя вопрос изначально был поставлен неверно, этот фильм не может не понравиться). Ответ меня огорчил. Подруга сказала, что не воспринимает российское кино, что наши режиссеры не умеют ничего снимать. Стало как-то горько на душе, как можно так рассуждать, если ты не видела один из самых сильных фильмов нашего кинематографа. Это правда. Такие фильмы как «Родня» долго не отпускают, заставляют задуматься, а в героях Михалкова мы узнаем себя.

Теперь о главном. Нонна Мордюкова не нуждается в представлении. Она — украшение этого фильма. Ей отведены лучшие сцены и моменты в «Родне». Мария Коновалова — простая русская женщина, которая меньше всего думает о себе. Она полна любви, сострадания к людям. Эта женщина прямолинейна, часто рубит с плеча. Но почему эта героиня так полюбилась русскому зрителю? Потому что Мария Коновалова — это настоящий человек с большой и прекрасной душой, которой хватит на всех, она согреет своим теплом не только родных, но и незнакомцев. Мария Коновалова готова спасти и принять бывшего мужа-алкоголика, простить все причиненные ей обиды. Она сделает все, чтобы воссоединить семью своей дочери, чтобы ее внучка жила в полной семье.

Михалков показал городское отношение к семье, где развод, открытые измены, отчуждение, равнодушие — это норма. И на фоне всей этой серости и бездушия появляется самобытная Мария Коновалова, женщина из деревни, которая не забывает своих родственных корней, для которой семья — это самая высшая ценность.

В «Родне» много смешных сцен, доходящих до абсурда и слез. И в любом эпизоде можно узнать когда-то увиденное или пережитое в своей судьбе. А сцены с танцами, руганью, кулачным ударом тещи — настоящие шедевры.

Этот фильм собрал много интересных и многоплановых актеров. Особенно хочется выделить Светлану Крючкову, Андрея Петрова, Юрия Богатырева, Федора Стукова, а также небольшую, но запоминающуюся роль молодого Олега Меньшикова.

И, конечно же, к созданию фильма не мог не приложить свою музыкальную руку Эдуард Артемьев, его мелодии трогают до глубины души. Именно для «Родни» композитор сочинил фантастические по своему восприятию композиции. Их помнят и любят по сей день.

Спасибо Никите Михалкову за этот бесценный фильм, который навсегда останется в моем сердце. Не забывайте свои корни, друзья. Родня превыше всего.

10 из 10

26 марта 2015

Название фильма сразу ответило на вопрос: «Смотреть фильм или нет?». Ведь родня, родные — это люди, которые волей или неволей находятся на протяжении нашей жизни, рядом или на расстоянии.

Фильм советский, режиссером является молодой Михалков. Каких-то ярких красок в этом фильме нет, но он и хорош своими приглушенными тонами, которые передают настроение всего фильма.

Когда живешь далеко от родных, с одной стороны, это и лучше, т. к. думаешь, что все у них хорошо. Но когда ты навещаешь их, видишь их жизнь изнутри, все твои представления о том как они живут, часто развеиваются. Ты пытаешься всеми силами помочь, принести пользу, но зачастую получается наоборот. От этого становится очень горько и досадно, т. к. ты же все делаешь из благих побуждений. Не зря пословица гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Так и вышло с главной героиней фильма. Но несмотря на слишком ярые попытки исправить ситуацию в семье дочери, симпатизируешь Марии. Она очень правдивая, даже слишком простая, с огромным добрым сердцем. Вот это ее доброе сердце простило, а может просто пожалело бывшего мужа. Но то, что прошло, уже не вернуть и ничего не изменить.

Внимание привлек еще один герой- Юрий Николаевич. Человек безобидный, скромный. Судьба его сложилась не так, как хотелось бы, и встреча его с Марией предоставляется ему как шанс стать счастливым, любить и быть любимым. Однако за свое счастье он не умеет бороться, в силу своего характера, а может просто понимает, что насильно мил не будешь. Слезы Юрия Николаевича, при последней встрече с Марией, очень трогают. Все таки хочется верить и надеяться, что его дальнейшая жизнь сложится хорошо, будет наполненной смыслом, какой была несколько дней в окружении Марии.

«Одинокая женщина, одинокий мужчина- это не прилично». И действительно, в советское время так и считалось. Институт семьи стоял на первом месте. Семья была ячейкой общества, ее создавали очень ответственно и обдуманно.

Данный фильм я советую посмотреть всем, только ради того, чтобы еще раз убедиться, что семья- это самое ценное в жизни. И отпустите обиды, которые держите на своих близких. Родных не выбирают. Нужно их любить и принимать такими, какие они есть.

15 сентября 2014

Социально-бытовая постановка в стиле Чехова

Простая русская женщина Мария едет из деревни в столицу проведать дочь Нину и её семью. В пути она знакомится с нелепым пожилым инженером, который впоследствии будет в романтических целях преследовать её в Москве. А по приезде героиня узнаёт, что жизнь дочери рушится: муж её оставил, дочка превратилась в оторву, а ей самой похоже на это плевать, так как у неё появился «Гена с работы», и заботит её лишь карьера. Поначалу Мария пытается склеить распавшийся брак дочери. Но благая затея кончается руганью с зятем и скандалом с Ниной. Видя что материальное благополучие для городских важнее духовного, героиня решает вернуться домой…

«-Приезжали меня сватать на серой кобыле. Барахло моё забрали, а меня забыли.» (с)

Громкий и пёстрый, одновременно смешной и грустный- этот фильм стал пожалуй самым запоминающимся и «народным» в творчестве Никиты Сергеевича Михалкова, и за прошедшие с момента его выхода годы, был разобран на цитаты и афоризмы. Нельзя сказать, что это несправедливо. Кино это профессионально написанное и мастерски поставленное, к тому же выдержанно в жанре «трагикомедии» (как почти все фильмы данного режиссёра), и являет собой яркий пример остросоциального, глубокого и вовсе не «идеалогизированного» (а в советские времена практически любой фильм был так или иначе об успехах строительства коммунизма на 1,6-суши), нацеленного на широкого зрителя произведения. К тому же снятого о современности и рассматривающего проблемы терзающие (до сих пор) внешне благополучное общество. Которое в виду произошедшей со временем метаморфозы превратилось из общества созидания в общество потребления. Где в (на первый взгляд) бесхитростном сценарии кроется большая дуля тогдашнему руководству ГосКино. В самом деле, разве обычный, среднестатистический «совковый» режиссёр смог бы поставить такую картину? Однозначно -снять в начале 80-ых кино сильное, умное и поднимающие целый ворох общественных и семейных, общечеловеческих проблем, которое выдаёт себя за комедию, а на самом деле является драмой- мог только настоящий мастер. И постановщик данной ленты как раз такой человек. Ещё с начала 70-ых за Никитой Михалковым закрепилась репутация талантливого режиссёра и сценариста, способного даже, вроде бы заунывный и скучный, чисто «разговорный» сюжет превратить в невероятно увлекательное произведение. Самые сильные и лучшие картины режиссёра именно что «камерные», или преимущественно состоящие из диалогов интересных и запоминающихся персонажей. Никита Сергеевич остался верен себе и в этом фильме. Поэтому начав смотреть «Родню» -от экрана вы точно не оторвётесь!

«-Хозяев у нас давно нет. С хозяевами мы в семнадцатом покончили.» (с)

Стоит заметить, что до «Родни» Михалков не снимал кино о современности. Все его предыдущие картины, и даже дипломная «полнометражка», хоть и поднимали некоторые актуальные проблемы, были поставлены в жанре исторического кино. А тут режиссёр обратился к современным реалиям. Что в те времена, ещё на стадии анонса вероятно заинтриговало его (убеждён имевшихся уже тогда) поклонников. И даже на бледном и скупом на размах творческой мысли изначальном, «советско-бытовом» сюжете, что выдал из под своего пера автор сценария Виктор Мережко (с которым Михалков был ещё тогда в приятельских отношениях) -режиссёр смог снять кино экстра класса. В котором есть всё признаки удачного произведения: интересная история взаимоотношений персонажей, запоминающиеся (даже эпизодические) герои и многочисленные, ставшие в последствии крылатыми фразы. А так же, как всегда прекрасная музыка Эдуарда Артемьева, и изобретательная работа великого, русского оператора Павла Лебешева. Эти двое были постоянными сотрудниками Никиты Сергеевича, на всех его фильмах. Правда в середине 80-ых, между Лебешевым и Михалковым случился творческий конфликт и они надолго расстались. И незадолго до смерти Павла Тимофеевича мэтры померились, причём весьма «плодотворно» -при помощи Лебешева Михалков снял самый грандиозный и лучший свой фильм -неподражаемого «Сибирского Цирюльника».

«-С утра до вечера — как рыба об лёд, как рыба об лёд!» (с)

На съёмках ленты были заняты сплошь профессионалы самого высокого уровня. Главную героиню, простую русскую бабу Марию играет великая Нонна Мордюкова, и она приносит на экран без малого -целый ураган эмоций! Эта роль -одна из лучших в её богатой фильмографии. Так же тут задействованы: Светлана Крючкова (её «городская» дочь Нинка),Иван Бортник (алкаш Вовчик-бывший муж Марии), Андрей Петров («рыбный» инженер и «кавалер героини) и тогдашний «талисман» режиссёра, которого он снимал практически во всех своих фильмах — Юрий Богатырёв в небольшой, но значительной и смешной роли зятя героини-городского пижона Стасика. Знаю, глядя на экран трудно поверить, но роль внучки Марии -озорной непоседы Иришки, исполнил маленький Федя Стуков (ныне известный по «ностальгическому» ТВ-сериалу СТС «Восьмидесятые»). А так же, на съёмках «Родни» состоялась судьбоносная встреча Никиты Сергеевича и только начинающего свой актёрский путь, молодого Олега Евгеньевича Меньшикова. В последствии их союз подарит не одну выдающуюся картину, и мэтры встретятся ещё не раз, как в кадре так и за кадром. Здесь же, Меньшиков сыграл небольшую роль старшего сына Вовчика. С ним встречается Мария, когда приходит ругаться из-за того, что те выгнали пьяницу из семьи. И небольшой но трогающий за живое монолог Кирилла и героини -не может не произвести впечатление на зрителя. К тому же многие русские семьи сталкивались, и до сих пор сталкиваются с проблемой пьянства главы этой самой семьи. А молодой человек, так нечего хорошего в жизни и не видевший, вот-вот уйдёт в армию (и исходя из того, что советская армия в те годы ведёт боевые действия на территории «дружественного» Афганистана- парень так нечего больше и не увидит). Все названные, а также многочисленные-не названные актёры, играют как обычно в фильмах данного режиссёра на высоте, показывая без малого чего стоит русская актёрская школа. По истину -нет «проходных» и маленьких ролей -есть бездарные актёры. И ансамбль «Родни» это подтвердил -все показанные в картине персонажи -живые и запоминающиеся.

Как это часто было в те годы, после окончания съёмок и демонстрации смонтированной ленты, «киношное» начальство подвергло «Родню» цензуре. Михалков тогда не был в области искусства так авторитарен как сейчас, и фактически не чего не мог с этим поделать -иначе фильму грозила бы «полка». Хотя убрали из картины не много (например монолог Вовчика о пьянстве, все намёки на Афганскую войну, грустную русско-народную песню в прологе и кое-какие мелочи), думаю если бы тот вырезанный материал остался, можно было бы выпустить «режиссёрскую» версию. Которая была бы более сильной в драматургическом плане. В любом случае -«Родня», пусть и не лучшая но далеко не последняя работа мастера. А проходных, или откровенно слабых картин в его фильмографии нет вовсе.

8 из 10

«-Ума нема — считай, калека.» (с)

23 декабря 2013

Зеркало сегодняшнего дня.

Пересматривая в очередной.. . надцатый раз этот фильм, не устаю восхищаться. Умели -же делать! Причём за три копейки(условно), и без всякой халтуры.

Сюжет прост до гениальности — мама едет проведать дочь и внучку.

Однако за незатейливым сюжетом встают вопросы, актуальные и для сегодняшнего дня. Почему вчера ещё родные люди, сегодня становятся злейшими врагами? Почему запрещая врать детям, мы взрослые врём на каждом шагу? Почему у правильных родителей вырастают неправильные дети?

И таких почему — много. Авторы не отвечают на них, каждый находит свой вариант ответа.

А монолог Светланы Крючковой когда она жарит яичницу? Списан с сегодняшнего дня, и актуален на 100%.

В общем — про этот фильм не надо рассказывать, его надо смотреть. ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Говорят, что вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», на мой взгляд мы — все живущие в сегодняшней России, выросли из «Родни» Никиты Михалкова.

10 из 10

4 декабря 2013

Танки в городе.

Пожалуй, единственный фильм, который я смотрел со своей сестрой и нам обеим нравилось. Ей, конечно же, эмоционально-комическое наполнение. Но всё, же я видел, что она видит на экране что-то важное, что вижу и я. Фильм объединил нас. Эстетствующего ковыряющегося киномана и подругу, которая в этом деле плавает не глубоко. Я бы сказал, гламурно плавает на надувном матрасе в купальнике и солнечных очках. И ни за что не желает погружаться в воду, а тем более с аквалангом и постигать этот, чудный, яркий мир кино.

Начинается фильм с долго длящихся кадров, где мы видим кишащую своей зеленой жизнью деревню. Потом вылетает всадник на белом коне, которому тут же, как бы на встречу летит состав с чёрными цистернами. Это противостояние деревенского уклада жизни, благородного как всадник на белом коне и городского, черного и мрачного как эти нефтяные цистерны. В поезде, конечно же, гораздо больше лошадиных сил, чем в одной лошадке, поэтому бой будет не равным. Но не в силе Бог, а в правде, как сказал тоже один человек, тоже на белом коне. Всадник словно св. Георгий Победоносец мчится на огромного страшного огнедышащего, нефтяного дракона. Эта тема одна из центральных в фильме. Впрочем в «Урге», того же Никиты Сергеевича, это тема ещё центральнее.

В «Матрёнином дворе» Солженицына поезд прокатил по деревне, которую символизировала Матрона, вместе со своими узелочками. Так вот сейчас деревенский танк Мария будет бодрячком утюжить этот вражеский город с его лживостью, неискренностью, вечной беготнёй по замкнутому кругу. А Мария, и товарняк наскоку остановит и горящую спичку глотнёт. Так что танки в городе!

Ляпин это воплощение комфорта и свободы. Всякие у него штучки такие имеются. И электробритва, и вентилятор, и бомбочка для чая, у него всё так просто и легко. Рыбный день, в общем, каждый день. Но среди всех этих радостей цивилизации имеется и будильник, который может позвонить в любой момент. Пробили часы, прокуковала кукушка, и лавочка закрылась навечно. Но Мария в итоге выбирает не этот путь. Она выбирает путь тернистый с плодами вечными, а не сиюминутными, хочет взять своего бывшего мужа алкоголика и психопата в деревню. Впрочем, эта трогательная сцена с ним и множеством бездомных собачек говорит нам и о том, что он добрый в душе.

Михалков играет роль официанта, голубка-примирителя, нашего с вами халдея. Конечно он гений, которого иногда заносит. Ведь когда заносит слона, последствия не такие, как от заноса мышки. Давайте простим этому проказнику, ведь за такие фильмы мы у него в долгу по уши.

Нужно отметить сцену, где у Нины случается нервный срыв, после того как её бросил «крокодил Гена» и случились другие неприятные события в одночасье. У неё вдруг становится холодно-мёртвое лицо, она подходит к раскрытому настежь окну, опирается на подоконник и запрокидывает голову назад, так что нам кажется, что она сейчас выпрыгнет из него. Но она слышит звук самолёта, летящего с неба. Она стоит и видит что у неё теперь только два пути, либо в низ, либо в верх. Вверх за Тем, что спустилось к нам с Небес, что бы спасти нас. И режиссёр нам настойчиво намекает на это долгими кадрами небесного самолёта в сопровождении небесно-космической музыки Эдуарда Артемьева.

С самого начала автор нас вгоняет в самую что ни но есть реальность. Некоторые комично обставленные, гениально поставленные сцены это всё смягчают и гармонично разбавляют, но постепенно нам становится душно, тоскливо от палящей обыденной чернушной бытовухи, которая начинает жечь нас всё сильнее и сильнее. И мы всё это отлично понимаем, потому что во всём этом варимся, хоть и живём уже в 21 веке. Варимся мы и наши окружающие. Мы не замечаем, как сливаются миры, тот, что на экране, и тот, что напротив его, в котором мы живём. И мы понимаем, что наша жизнь, такая, как этот советский, неуютный, липкий вокзал на котором мы одни. И тут раздаётся гром! Разверзаются небеса! И наше состояние, ощущение меняется на совершенно иное, на противоположное, на полярное. С Небес на нас льёт питающий, освежающий, смывающий засохшую грязь, всем сердцем вожделенный Божий дождик.

Мир, где обнимаются волк и ягнёнок. Мир, где объединяются и люди, плачущие у экранов. Всё в одну кучу. Все вместе. Единство, превыше всякого единства. И раз я здесь и сейчас сижу и плачу слезами радости от всего этого, и ты, делаешь тоже самое, может через сто лет в совершенно другом конце мира, то воистину, в этой любви нет ни времени ни пространства. И не надо стоять и смотреть на весь этот пир со стороны, как дочь главной героини по началу. Быстрее присоединяйся к оргии праведников! И всё это для нас как откровение.

После сцены на вокзале, следует сцена на рельсах. Сцена, где примиряются главные герои. И под конец, под всё это играет композиция, удобно совмещающая в себе фольклор и современные ударники, бас. Может когда то примирятся и эти две не познаваемые до конца галактики, город и деревня.

P.S -Что ты вечно пишешь, как не бывает?! Чего ты ждёшь то?!

-Я, хоть чего то жду.

-Да, в конце концов, кто ни будь, даст мне платок!

3 сентября 2013

Эйфория, рожденная в простоте

Я никогда не побываю в тех временах, никогда не узнаю, какого это — годами стоять в очереди за нужной вещью, не вырасту советской девчонкой с разбитыми коленками и купленным мамой плеером, не смогу потанцевать в ресторане на набережной, где официанты в туфлях на каблуках принесут мне «цветного» попить. Я уже из другого мира, и мир мой невообразимо далек от того, о котором нам повествует «Родня». И всё же, я включаю фильм на компьютере, новшестве техники, о которой тогда только слышали мельком, как о чуде, и мир вокруг меня теряет свои очертания, он преображается, и я становлюсь не я, а рядом со мною живут михалковские герои.

Какой же восторг вызывает Мария: русская, простая, открытая. С первых минут фильма она покоряет твое сердце, и невольно начинаешь задумываться, насколько ты лживый человек, насколько сильно ты притворяешься каждый день. Она причитает на улице об отсутствии билетов, будто обращаясь ко всему миру, она пугается до криков нежданного подступившей темноты тоннеля, она отказывается принимать букет из рук недавнего дорожного знакомого. Как всё просто и незатейливо, как дважды два. И вокруг неё сплетается вселенная приглушенных летних красок Днепропетровска, бордовых шерстяных ниток советского настенного ковра, мутного очарования белого пыльного сервантного стекла, новомодных постеров и серых людей, прячущихся под яркими нарядами. Слоеный пирог, на котором Мария — вишенка.

Её дочь ярко красится, носит очки, курит и «делает» голос, когда говорит по телефону. Её внучка живет под музыку из-за бугра и телевизор. Зять её — эксцентричный городской, пытающийся притвориться новым и молодым, когда на самом деле на затылке его виднеется лысина. Все эти люди живут в мире условностей, лжи, о которой яростно кричит Нина, перебегая с балкона на кухню и выкидывая подгоревший омлет в мусорное ведро.

- Я этого терпеть не могла!

- А должна была.

- И врать?

- Да, и врать.

Все ведь врут, так почему же кто-то должен быть исключением. Мария ворвалась оговоренную заранее реальность со своею правдой и истиной, начав трясти за плечи всех тех, кто скрывался за дурными декорациями. И вот ты уже не сочная городская штучка, а женщина средних лет на пороге развода. И вот ты уже не Станислав Павлович, а Стасик. Не длинноволосый щеголь Кирилл, а сын, позабывший родного отца. Маски сорваны со всех, и они этим редко бывают довольны.

Ляпин — персонаж, который заслуживает отдельного внимания. Престарелый романтик, готовый бежать за своей дамой, выбрасывать цветы на набережную, брить усы и ночами сидеть в парадной гостиницы, вспоминая былое. Нельзя точно сказать, правдивы ли его истории про трагически нечаянно расстроенную свадьбу, про убитые мечты и прочие мелочи. Но даже если это и приукрашенные выдумки, они плетут паутину его жизни. Ты в них веришь. Мне кажется, он искренне влюблен в Марию. В такую трудно не влюбится. В таких и надо влюбляться.

Сцена на вокзале меня покорила. За секунды тяжелая тишина ожидания взрывается звуками множества голосов. Какофония, хаотическая идиллия, сумасшествие на грани совершенства. Люди, голоса, люди, голоса, лица, лица, лица, глаза, голоса и люди. Эйфория. А казалось, всё так просто. Как дважды два.

Никакой фальши. Никакой лжи. Никакого притворства. Нина без помады, в простом плаще, дочь её поёт «чтобы лето не кончалось», Кирилл коротко стрижен, целует Марию и просит навещать отца, а эта маленькая девочка могла стать твоей внучкой, мать целует дочь, а дочь мать, другие матери провожают сыновей, кто поет, кто танцует, кто плачет. Нет, все плачут. Эйфория, рожденная в простоте.

И я была там. И тоже плакала. Как же всё просто. Как дважды два.

Хороший фильм. Взаправду хороший.

9 из 10

11 мая 2013

«Ай-я-яй! Марья Васильевна! Простая русская женщина…»

Труднее всего писать о простом. Самое трудное!

Все время уводит то в апофеоз, то в банальщину, то в подозрительную сентиментальность. А главное пропадает хоть тресни.

Что такое «Родня» Никиты Михалкова? Во-первых и в главных, простая история.

О том, что человеку нужна семья, нужен дом, ребенок, родина (свое место), любовь, счастье…

Тривиально это? Или сложно?

В спешке и суете нет поводов вглядеться в эти слова.

Однако если хотя бы ненадолго из суеты выпасть, в привычном слове «счастье» вдруг обнаружится корень «часть». Кто себя частью не чувствует — несчастен, неЧАСТен, нечестен, ну и неродствен тоже, как следствие.

Помню, как бабушка сокрушалась, что русские люди разучились родниться. Мне в детстве казалось, что это значит, они разучились ходить в гости… А она только грустно улыбалась и все. А как быть родней, так и не ответила.

Просто это или непросто? Больно или нет?

Отгремела, отблестела, отлетала и отбегала Олимпиада-80. Модники (в том числе увалень Тасик) носят майки с мишками, вокруг все еще царствует спорт: футболисты, бегуны, летуны, мотоциклисты, «мастера» боевых искусств. У Михалкова спорт — символ времени, вернее, современности, скорости, быстроты, соревновательности, жесткости, бескомпромиссного движения вперед. Не оглянуться, не подумать.

Но как быть, если главное не впереди вовсе?

И вдруг — сделать самый решительный шаг — это вернуться… оставшись собой?

«Я решила вернуться к мужу. Работает неизвестно где. Выпивает… Где родился — там и сгодился», — Марья Васильевна говорит это влюбленному в нее по уши Юрию — интеллигенту, главному инженеру рыбзавода. И ей вовсе не кажется (как нам — жителям эпохи развитого прагматизма), что она упускает счастье в этот момент, вовсе нет. Наоборот, она счастлива, что наконец приняла единственно верное решение — простить забулдыгу и гулену Вовчика. И спасти! Как ей легко в этот момент и просто…

Легко ей и тогда, когда она на вокзале, приняв то, что Вовчик забыл и обманул, обнимает его жену, его сына, внучку, целует как родню.

Неслучайно Нинка, наблюдавшая за этой сценой на вокзале, кричит так долго, так много, так пронзительно и торопливо: «Мама, мама, мама…». И догоняет. И признается. И успевает задержать, сказать главное: «Ой, мамочка! Я как подумала, что я без тебя буду делать…».

А Гена (крокодил который), дележ амбиций с бывшим — Тасиком, погоня за модой («кукла американская»), истерики, шлепки суперсовременной дочке и все, что заставляет ее говорить матери: «одинокая женщина — это неприлично, не-при-ли-чно…», — все это, как оказалось, наносное, чужое, возможно, привнесенное городом, временем.

Фильм простой, правдивый, нужный… современный. Но истинно родным его делает Н. Мордюкова. Тасик (Ю. Богатырев), приходя в себя после изящно сделанного тещей нокаута, говорит с укором: «Ай-я-яй! Марья Васильевна! Простая русская женщина…». И точнее не скажешь, именно та самая — почти из некрасовского мифа. Ничего для себя. «Цветы?! — говорит она поклоннику. — Боже сохрани! Никогда я это не возьму». Правду любит так категорично, что у дочери невольно вырывается: «Ты же танк, мама! Ты же танк» (Тасик после посещения ресторана и темпераментного танца с тещей — подписался бы под этим не глядя). Обладает врожденным инстинктом добра и знанием: «все будет хорошо». Во всем искренна, в главном — права.

Всех понимает, любит, всегда надеется, всегда прощает, готова спасти.

Несмотря на столь весомое содержание, получился теплый, далекий от фундаментальности и внушительности некрасовского, по-михалковски сентиментальный и трогательно-смешной образ, из разряда вечных. Мордюкова может и умеет быть тонкой!

Можно ли упрекать Н. Михалкова в идеализации русской женщины, пусть каждый решает сам. Я считаю и достоинством совести, и художественным достоинством тоже — желание преувеличивать доброе в мире, в людях и чувствовать их родней.

15 апреля 2013

Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 189 часть.

Когда Федька Стуков рвет всех актеров одним своим танцем.

Или однажды Никита Михалков снял свой великий шедевр…

Родня (я люблю этот фильм)

Я не люблю фильмы, которые снимает сейчас Никита Михалков, потому что в них много политике, и я спокойно отношусь к его старым картинам, но среди них есть один великий фильм, который называется очень просто — «Родня». Как бы сильно не ругали сейчас Михалкова, он все равно останется очень сильным режиссером, который умеет заинтересовать своего зрителя. А данный фильм получился очень умным и самое главное очень правильным.

Сюжет у этого фильма простой — главная героиня приезжает из деревни в город к своей дочери. Она пытается помочь дочери воссоединить ее распавшийся брак и также она узнает, что стало с ее бывшим мужем. Она бегает везде и позже она поймет, что все люди давно изменились. А ее дочь, глядя уже на свою дочь (Федька Стуков) поймет, что с либерализмом бороться просто бесполезно. А что тогда остается делать? Несмотря ни на что нужно продолжать любить своих родных. А когда семья превращается в «Родню», то жить становится кат-то легче.

Можно сказать, что Никита Михалков снял свой фильм для актрисы Нонны Мордюковой. Данная роль стала последним взрывом легенды советского кинематографа. Нонна сыграла тут просто гениально. Я вообще не представляю, кто сможет сыграть такую тяжелую роль лучше нее. Ну а Светлана Крючкова отлично ей подыгрывала весь фильм и я могу сказать, что в этом фильме показан самый яркий образ матери и дочери. Они весь фильм будут спорить, а в конце помирятся, потому что дочь поймет, что ближе родной «мамульке» в этом мире нет людей.

Ну а Федька Стуков меня развеселил до безумия. Все-таки раньше советский кинематограф был гениальным. Он сыграл в этом фильме девочку и сыграл он так искренне, что никто из девочек не сможет сыграть эту роль лучше него. И когда он подмигивает своей матери во время умопомрачительного танца, то я готов отдать ему все награды, потому что это настоящий прорыв маленького актера.

В итоге мы имеем очень сильный фильм, который должны знать все русские киноманы. Если вы не знаете данный фильм, то вы вообще не знаете всю силу советского кинематографа. У этого фильма, наверное, самый лучший смысл, который был во всем кинематографе и самое главное он очень прост. Какой смысл? Любите своих матерей несмотря ни на что. Шедевр.

Спасибо.

P.S.

Во время написания данного материала звучала песня Boney M — Sunny.

10 из 10

19 августа 2010

Время книг, которые не читают и хрусталя, из которого не пьют

Кинематограф постоянно поднимает планку зрелищности — переливы цветовых гамм, объёмные волны звуковых эффектов, ультра-си компьютерных изысков. Мы привыкаем к кино как виду аттракциона — круче, выше, стереометричней. Развлекайте нас во всех проекциях.

А было время киноповестей. Когда на экране мы видели не лицедейство в полифоничном фантике, а просто жизнь, с её непредсказуемыми сюжетами и поворотами. Снять такой фильм — большое искусство. Зритель обычно вместо персонажа смотрит звезду, благо, почва постоянно удобряется через светские газеты и прайм-таймовые передачи. И сценарные изыски покрываются пленкой иллюзорности. Как в детстве — понарошку. Хабенский — понарошку Колчак, Безруков — понарошку Есенин, Мамонов — невзаправду царь.

А вот пересматривал старый советский фильм «Родня» и не видел на экране Нонну Мордюкову, Светлану Крючкову, Олега Меньшикова, Ивана Бортника, Юрия Богатырева. Даже ясновельможного Никиту Сергеевича не заметил. Просто полтора часа длилась семейная история эпохи застарелого застоя. Дочки-матери, город-деревня, бакенбарды-химзавивка. Как же нужно чувствовать жизненный ритм, чтобы заставить весь ансамбль играть без фальшивых нот.

Стареющая деревенская баба Мария Коновалова выбирается в гости к своей городской дочке Нине и внучке Иришке. И я вновь погружаюсь в мир советских восьмидесятых. Когда выросшие в деревне парни и девушки перебираются в города, получают метры в типовых квартирах и устраивают их, чтобы «всё как у людей» — секции-горки с хрусталём, из которого не пьют и книгами, которые не читают, чеканка и репродукции на стенах, импортный кафель в ванной. Тратят пол-жизни, чтобы достать пальто помоднее и телевизор поцветнее. Старательно прикрывают диалект словечками «мерси» и «чао-какао». Утомленно рассуждают о тенденциях и катастрофах. И приводятся к общему знаменателю «хомо советикус урбанис», который годами не знается с соседом по лестничьей клетке и теряет детей в зарослях бетонных джунглей.

Суетятся винтики, выгорая физически и духовно. А счетчик времени неумолимо тикает. И, присев на минутку, с ужасом видят нормальные, в-общем, люди, как пустозельем заросли все их планы. И пытаются вырваться из этого круга. Нина — прикрыться созиданием полной чаши, Стасик — самоутверждением на фоне забитой «серой мышки», Вовчик — бутылкой, Ляпин — «курортным романом», а сама Мария — попытками склеить разбитую чашку. Но все равно неумолимо возвращается на круги своя. И детский жест выбрасывания ведра только подчеркивает наивность хеппи-энда.

Все в этом фильме в меру. Режиссер Никита Михалков со сценаристом Виктором Мережко распределили экранное время так, что блоки-дни грамотно чередовались с минутами для осмысления зрителем увиденного (полет самолета в небе, бег одинокого спортсмена). В итоге события плавно перетекают одно в другое, не давя темпом, который присущ современному кино. Оператор Павел Лебешов снял в манере присутствия зрителя. Я как будто ходил вместе со всеми по комнате или сидел за соседним столике в ресторане. Музыкально запомнились два момента — «Полет дельтоплана» (советская эстрада) и «Sunny» (не наша эстрада).

У артистов были свои номера. Танец Богатырева в ресторане, монолог Бортника о городской жизни, плеерная зашоренность Стукова, горькое молчание Меньшикова. Они стали той изюминкой, которая остается в памяти на долгое время.

И, конечно, весь фильм — это бенефис великой русской артистки Нонны Мордюковой, которая жила своими ролями. Её Марию можно встретить рядом, на соседней улицы. И это кажущая простота и доступность лишний раз показывает профессиональный уровень актрисы. Дай бог, чтобы из армии теперешних Лиз Боярских и Ксений Раппопорт со временем получились такие мастера.

А всем — лишний повод задуматься, почему Семья становится родней.

3 февраля 2010

«Танцевать, тёща! Танцевать!»

Забавный фильм. Идет на ура, если смотришь его именно в таком свете. Смеешься над «отсталостью» главной героини, ее попытками всюду успеть, всем помочь. Замечательный юмор. Потрясающая внучка, дочь на грани нервного срыва, плюс совершенно незабываемый зять, незадачливый поклонник, бывший супруг и пр. — целая мозаика, но, при этом, точные образы, прорисованные характеры, абсолютная реалистичность событий, поступков и пр. В этом плане — никаких претензий — браво и режиссеру и актерам — отличная работа. Добавляем сюда отличную музыку — «Полет на дельтаплане» — ну просто идеально вписался в общую композицию, что и говорить, и, казалось бы, вон он, шедевр, фильм на все времена. Ан нет. К сожалению, не всё так просто. Ведь в каждой шутке, как известно, скрыто и кое-что другое.

Сложнее приходится, если начинаешь воспринимать происходящее на экране всерьез. Как драму, трагедию, кризис отношений. В первую очередь потому, что вышеобозначенные достоинства картины крайне затрудняют выбор «пострадавшей» стороны. Каждый из героев в чем-то неправ. Они достигли той стадии, когда уже не слышат друг друга, действуя исключительно руководствуясь собственными интересами. Это жизнь, не спорю. Но проблема в том, что финал картины очень уж нейтральный, «общепримиряющий» (как бег на месте у В. Высоцкого), что ли. Дескать, давайте оставим в стороне это бесконечное выяснение отношений, все мы люди, нам свойственно ошибаться и т. д. Простим друг другу, ведь мы же родня, мы должны ценить и уважать, любить, наконец, ближнего своего, ибо жизнь быстротечна, ну и т. д. — мысль, я думаю, ясна. Но ведь это нереально?!

Какой смысл в перемирии, если неустранимые противоречия — источник всех бед, причина конфликтов — как были, так и остаются. Наивно полагать, что ВСЕ ВСЁ поняли, и отныне мир воцарится в семье (хотя бы!) на вечные времена. Так, может быть, стоило бы всё-таки, постараться разобраться в насущных проблемах, попытаться решить их вместо того, чтобы в очередной раз «начать всё заново»?! Не знаю, мне кажется, это куда более перспективный, хотя и много более сложный путь.

Поэтому смотреть фильм, пытаясь разобраться в мотивах поведения его героев, оценивая их слова, поступки, зная, что в результате всё, один черт, кончится ничем — по-моему, это бессмысленно. Особенно если большая часть действий, к примеру, той же главной героини тебе непонятна изначально. В том плане, что они заведомо обречены на провал, нецелесообразны, лишены здравого смысла. Да, возможно, оправданны с точки зрения гуманизма, милосердия, всепрощения того же, опять-таки. Но… Это уже эмоции. А, коли так, тогда давайте сразу настроимся на «правильную волну».

8 из 10

5 ноября 2009

Как часто, сами того не желая, мы раним наших близких. По глупости, капризу, обиде, еще по чему… А раны эти, они сквозные, они же не заживают, более того, они ранят и нас. Как часто мы, не желая поступиться со своими глупыми принципами и взглядами на бытие, «гнем свою палку», совершаем роковые ошибки. И ходят по земле растерзанные души, души родных людей.

Этот фильм — гимн семье.

Теперь имя Михалкова будет у меня ассоциироваться именно с этим фильмом. Это настоящий фильм, в котором — правда. Правда нашей жизни.

Хочется положить низкий поклон Нонне Мордюковой. Её игра — это за пределами всех «профессиональных» и обоснованных точек зрений на актерскую игру. Она живет ролью. Она не Нонна, она — Мария. И вот смотришь фильм, а на душе во время просмотра больно. Больно осознавать, что гении уходят… Вечная память и любовь.

Вообще, в фильме нет «плохой» актерской игры. Все, от мала до стара, на высоте. Все они — «ребята с нашего двора». Браво!

Музыкальное сопровождение в фильме подобрано идеально, атмосфера создается…, нет слов какая! Атмосфера создается.

Не хочу говорить о сюжетной линии, о поступках героев, о поворотах их судьбы. Важно одно, в этом фильме — реальная жизнь 70-х, 80-х, 90-х… Может, и нового тысячелетия? Вопрос оставлю открытым. Но, убежден, что каждый увидит в этой картине что-то из своей жизни, из жизни друзей, знакомых.

Семья — главная ценность человека, главный дар жизни. Цените и берегите его.

И, какие бы трудности не выпадали на вашем пути, пусть на финише его будет так, как в финале этого фильма.

С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ

9 из 10

28 марта 2009

Родной фильм

Просто стыд, стыд и стыд! Вот что испытываю когда смотрю топ лучших фильмов на кинопоиске «Побег из Шоушенка», Леон», «Зеленая Миля» и проч. Уважаемые, неужели эти фильмы, безусловно шедевры, лучше наших советских хитов? Мне кажется мы начинаем забывать наши корни, ну да ладно теперь о хорошем.

Весь шарм, этого фильма, вся изюминка если хотите, это заслуга прежде всего великой Нонны Викторовны Мордюковы и многими ненавистного Н. С Михалкова. Если говорить про второго, то есть два факта с которыми никто не будет спорить- он великий режиссер и неприлично тщеславный человек, ну и хватит про него.

Уже почти полгода с нами нет Нонны Викторовны, но с нами остались те великолепные роли, к которым я безусловно отношу ее Марию Коновалову в фильме «Родня». Вообще я недавно для себя усвоил, уверен не только я, как отличить великого актера от просто актера (читай актера Голливуда). Так вот только великий актер\актриса может сыграть твоего соседа, твоего школьного учителя, бабушку которрой ты помог перейти дорогу и проч. То есть РЕАЛЬНО существующих людей, точнее характеры людей которые нас окружают, а не всякие там вымышленные бэтманы, нео, гарри поттеры, и. т. п.

Лично для меня героиня Нонны Викторовны стала как родная. Казалось бы героиня ее в общем-то обычная провинциалка со своеобразным характером. Наивная, несуразная, в общем-то мало что понимающая в житейских вопросах, но в то же время добрая, чуткая, трогательная и местами смешная в своих попытках восстановить справедливость. Но у ее героини есть самое главное — ДУША — это самое ценное, что есть у человека.

Сюжет пересказывать бессмысленно так так он довольно незатейлив, но здесь это не главное. Еще хотелось бы отметить игру остальных актеров. В частности Тасик (Юрий Богатырев) просто великолепен здесь, жаль что этот талантливейшей актер так рано ушел из жизни. Также хотел бы отметить Петра Бортника все таки он не только урок играть умеет, здесь же сыграно очень достойно.

И напоследок : мы русские (россияне) давайте смотреть российское(советское) кино.

16 января 2009

Комедия Родня появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Никита Михалков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Фёдор Стуков, Лариса Кузнецова, Олег Меньшиков, Сергей Газаров, Владимир Хотиненко, Ю. Бабинцев, Р. Белгоровская, Валентина Березуцкая, А. Бродский, Виктор Бутурлин, А. Гордиенко, В. Гришин.

Страна производства - СССР. Родня — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.