На чужом празднике
6.4
5
1981, драма
СССР, 1 ч 18 мин
В ролях: Надежда Горшкова, Марина Левтова, Людмила Крячун, Леонид Дьячков, Елизавета Кузюрина
и другие
Мать десятиклассницы Нади выходит замуж и уезжает к мужу. Девочка остается одна, а когда наступают каникулы, едет на юг. Мать и отчим, разыскав ее на курорте, пытаются уговорить ее переехать к ним, но не так просто убедить Надю в том, что она им нужна...
Дополнительные данные
оригинальное название:

На чужом празднике

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Виктор Осенников
композитор:
художник: Валерий Лукинов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 декабря 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 18 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «На чужом празднике», 1981

Видео: Фрагмент (На чужом празднике, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «На чужом празднике», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «На чужом празднике», 1981

Описание фильма неточное. Надя закончила девятый класс, и её приглашали приехать, когда наступят каникулы, а не после состоявшегося розыска... Надя обиделась на маму, ведь та не выполнила обещание съездить с дочерью на море, и оставила её одну. Поэтому Надя решила поехать одна, оставшись предоставленной самой себе. Отчаянный и рискованный поступок для девятиклассницы.

Фильм выносит на обсуждение важный спорный вопрос: чьё право на личное счастье важней, если это право конфликтует с правом ближнего.

История демонстрирует крайне эгоистичное отношение дочери к своей матери: когда ещё ничто не угрожало её прежней привычной жизни, Надя уже выказывала своё раздражение чужим устройством личной жизни. Реальность такова, что дети чаще всего бывают эгоистами по отношению к родителям, особенно когда ребёнок в семье один (и это как раз наш случай с Надей). Детям привычна и естественна забота о них, вплоть до крайнего родительского самоотречения, и как только случается «бунт на корабле», это колеблет основы детского мироустройства и вызывает в ответ негатив. Требуется большой родительский талант и умение, чтобы воспитать из маленького природного эгоиста чуткую и отзывчивую личность. Судя по всему, Надя не понимала, что поступает со взрослыми чрезвычайно жестоко, не сообщив им о своём местонахождении, это высшая степень эгоизма в данной истории: даже не понимая того, она крайне болезненно отомстила маме за «уклонение от линии партии», и фактически испортила «молодожёнам» медовый месяц (осталось за кадром, но это очевидно).

Ребёнок не может понять, что на весах две несопоставимые величины: константа – семейное счастье матери, и переменная – впечатления от разовой поездки. К сожалению, история умалчивает, почему нельзя было отложить переезд к мужу до окончания каникул, и съездить с ребёнком на море. Думаю, это намеренный сюжетный ход, который позволяет оценить спорное решение: женщине следовало подождать с переездом, потому что в итоге пришлось пожалеть. Но легко рассуждать в условиях послезнания, да ещё и глядя со стороны... Вообще ситуация у героини непростая, т. к. дочь уже в том возрасте и воспитана так, что приходится считаться с её желаниями, нельзя просто взять ребёнка «в охапку» и увезти к месту службы мужа. Хотя... Нет, эта «рыхлая» мать такого бы не сделала.

В этой киноистории женщина никогда не жалела своих сил ради счастья дочери, оставшись без мужа, она очевидно её баловала, последнюю копейку тратила на ребёнка. Возможно, это было ошибкой и следовало приучать будущую жену и мать к уважению чужих интересов, к ответственной заботе о других. Тут есть над чем задуматься и сделать выводы.

Ярко показана подростковая инфантильность: «лето красное пропела, оглянуться не успела...» В этой проблематике тоже две стороны медали: родительское упущение в привитии правильных понятий о жизни, и особенности некритичного мышления в подростковом возрасте. Каждое само по себе легко приводит к трагическим последствиям, а если ещё и «оба два», то совсем плохо. Тут как раз такой случай, и по счастью он закончился благополучно, авторы фильма не скатились в чернуху и излишний трагизм. Видно, цензура в те годы ещё работала как надо.

Вообще взрослый мир здесь показан достаточно откровенно: ветреные отдыхающие «на югах», падкие до гулянок и знакомств без обязательств. Лишь в результате невероятного везения героиня не оказалась изнасилованной, и странно, что она в принципе допустила до такой ситуации. Не сработало даже естественное чувство самосохранения. Детский сад какой-то! И в этом как раз важный аспект данной истории: переломный период в психике и сознании человека. Родителям нужно быть особенно внимательными к детям в этом возрасте.

Всё влияет на формирование подрастающего человека, и особенно сильно его ближайшее окружение (скажи мне, кто твой друг). Ярким пятном здесь выделяется беспринципная подруга. Наде следовало быть разборчивей с кругом общения, но жизнь подсовывает то студента-ловеласа, то подругу потаскуху... Друзья – штучный товар, а подлецов кругом полно.

По-отцовски мудрую беседу провёл с героиней персонаж Леонтьева, ничего лишнего и всё по существу. Прекрасный эпизод. Вообще отлично показано прикосновение ребёнка к реалиям трудовой взрослой жизни, такое быстро отрезвляет и «ставит в строй», прежняя бездумная расточительность превращается в строгий расчёт и экономию, – по одёжке протягивай ножки. Надо отдать должное: с учётом обиды на маму и личной гордости, Надя поступила единственно верно в своей ситуации, – не найдя учёбу со стипендией, нашла себе достойную работу.

В облике города легко узнаётся Ялта, и её здесь достаточно много.

Подчёркнута положительная роль советской милиции: проявили внимание, взяли на заметку, провели воспитательную работу, вернули ребёнка в семью.

Очень меткое название кинофильма.

Особое. Из звёздных актёров в камео сыграла сама себя Любовь Полищук. И забавную эпизодическую роль сыграл Валерий Леонтьев, практически не выходя из собственного сценического образа блестящего эпатажного модника; нельзя назвать его украшением фильма, скорей выглядело как «фото с обезьянкой».

Вывод. Фильм замечательный, хотя и непопулярный. Раньше его не видел. Заставляет о многом задуматься. Думаю, его полезно смотреть вместе с детьми и обсуждать после просмотра.

3 января 2023

Глаза-то у тебя оленьи!Как я раньше не замечал…

Фильм «На чужом празднике» снят за десять лет до распада Советского Союза. Еще выпустятся весьма наивные и добрые фильмы («Без году неделя», «Женатый холостяк»), где советские мужчины показаны, в большинстве, благородными, каждая встреча заканчивалась любовью на всю жизнь, и на протяжении хронометража могло и поцелуев не быть. Но уже и в то время нравственность давала трещину. Трещину, которые многие предпочитали не видеть или же даже скрывать. И вот, поколение 80-х (представительницей которого и является героиня картины), выращенное сначала на советской нравственности, затем — на перестроечном «открытом занавесе», затем — на сексуальной революции. Непонимающие, что можно, а что — нельзя, сталкивающиеся с «разрывом шаблона» (недаром в это время участились случаи разводов родителей, хотя раньше это осуждалось). Все эти ошибки выпадают эгоистичному, самовлюбленному, непонимающему поколению 80-х.

Девушка Надя (вторая роль Надежды Горшковой) из Волчанска имеет все: молодость, привлекательную внешность, уверенность в себе и своих силах, а также, у нее есть мать, которая души в ней не чает. Но появилось неприятное обстоятельство — школьный друг матери, военный и скучный человек, которого та, почему-то, полюбила и решила уехать с ним куда-то очень далеко на ПМЖ. Надя не понимает этого, она просит мать передумать:

- Мам, ну не надо нам никакого мужа!

-Ну люблю я его, можешь ты это понять?

Не может. В силу возраста, в силу того, что сама никого не любила. И мало кто, оказавшись в такой ситуации, поймет. А таких ситуаций много.

Когда-то и меня поставили в такое положение. Перечить я не могла, а мать зато была счастлива.

И девушка осталась с противоречивыми чувствами обиды, тоски и даже ненависти одна. Это была главная ошибка матери Надежды, ведь девочка осталась в одиночестве в квартире и не могла ни о чем другом думать. Плюс — весьма безответственно в шестнадцать лет оставлять ребенку деньги «на прожитье». В шестнадцать лет можно все и на мороженое потратить. Любовь любовью, конечно, но все же стоило переждать месяц и приехать вместе с ребенком.

Девушка впервые получает такие деньги и тратит их так, чтобы забыться: ходит в кино, ест мороженое, покупает импортные духи. Она только начинает ощущать себя взрослой и это ощущение доходит до того состояния, когда ты чувствуешь готовность завоевать мир и уехать искать свое место под солнцем.

- Кто же вас там ждет, дикарей?

- Море нас ждет! Солнце! А, может быть, и счастье!

Девушка улетает куда-то к морю, чтобы начать взрослую жизнь, но тут же хватается за повстречавшуюся подругу Лариску — ветреную девушку, предпочитающую не работать, а «расширять кругозор». В мужских компаниях.

Но Надежду пока охватывает эйфория от красоты, моря и незнакомца Андрея (первая роль будущего актера российских сериалов Никиты Померанцева). Она ничего не замечает вокруг и верит, что праздник будет вечным. Как деньги, как комната, как ее молодой человек.

- А у них что, настоящая любовь?, — спрашивает Надежда, оглядываясь на друзей Андрея.

- Наверное.

- А они давно знакомы?

- Вчера, на пляже познакомились.

Нам показывают суровую правду о «настоящей» любви, которой и нет.

«Конец пьесы, — говорит Андрей через месяц, прощаясь с Надей, — Мы с тобой сейчас такие родные, а встретимся через некоторое время и не узнаем друг друга»

И он исчезает, оставляя Надежду у начала второго акта не только в одиночестве, но и в безденежье. Девушка вдруг вспоминает про свой порыв «доказать всем, что я чего-то стою!» и начинает искать институт, где уже закрыт набор. В силу возраста она и не подумала, что сначала стоит подать документы и обустроиться, а потом уже начинать отдыхать.

Второй акт посмотрите сами. Фильм стоит посмотреть хотя бы один раз. Можно увидеть зачатки того, что сейчас является обыденностью.

Этот фильм — фильм молодых и весьма неплохих актеров, которые по тем или иным причинам не стали особо популярными в будущем.

И еще занятная особенность фильма — он не надоедает. Я смотрю его раз в несколько месяцев и всегда — с удовольствием.

Мне всегда казалось, что «На чужом празднике» является некой увертюрой к более нашумевшему фильму «Интердевочка».

7 из 10

27 июля 2014

Чужой праздник в своей стране

Как много красивых женщин! И неужели в этой стране красивым женщинам не полагается красивой жизни? Но как она вообще выглядит красивая-то жизнь?

Этот фильм снят в «эпоху застоя», но, судя по фильму (да и по жизни), уже тогда попытки организовать себе «сладкую жизнь» приводили к горьким последствиям. Правда, страна развитого социализма предохраняла своих граждан от персонального краха, но после краха СССР для многих сотен тысяч красавиц подобные телодвижения закончились мучительной смертью в каком-нибудь заморском борделе.

8 из 10

8 июля 2013

Драма На чужом празднике появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Владимир Лаптев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Надежда Горшкова, Марина Левтова, Людмила Крячун, Леонид Дьячков, Елизавета Кузюрина, Никита Померанцев, Валерий Леонтьев, Игорь Игнатов, Михаил Пазников, Любовь Полищук, Валентина Талызина, Марина Гаврилко, Любовь Мышева, Игорь Пушкарев, Марина Аничкова.

Страна производства - СССР. На чужом празднике — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.