Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На чужом празднике |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Лаптев |
сценарий: | Валентина Спирина |
видеооператор: | Виктор Осенников |
композитор: | Эдуард Богушевский |
художник: | Валерий Лукинов |
монтаж: | Светлана Тарик |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 декабря 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Описание фильма неточное. Надя закончила девятый класс, и её приглашали приехать, когда наступят каникулы, а не после состоявшегося розыска... Надя обиделась на маму, ведь та не выполнила обещание съездить с дочерью на море, и оставила её одну. Поэтому Надя решила поехать одна, оставшись предоставленной самой себе. Отчаянный и рискованный поступок для девятиклассницы.
Фильм выносит на обсуждение важный спорный вопрос: чьё право на личное счастье важней, если это право конфликтует с правом ближнего.
История демонстрирует крайне эгоистичное отношение дочери к своей матери: когда ещё ничто не угрожало её прежней привычной жизни, Надя уже выказывала своё раздражение чужим устройством личной жизни. Реальность такова, что дети чаще всего бывают эгоистами по отношению к родителям, особенно когда ребёнок в семье один (и это как раз наш случай с Надей). Детям привычна и естественна забота о них, вплоть до крайнего родительского самоотречения, и как только случается «бунт на корабле», это колеблет основы детского мироустройства и вызывает в ответ негатив. Требуется большой родительский талант и умение, чтобы воспитать из маленького природного эгоиста чуткую и отзывчивую личность. Судя по всему, Надя не понимала, что поступает со взрослыми чрезвычайно жестоко, не сообщив им о своём местонахождении, это высшая степень эгоизма в данной истории: даже не понимая того, она крайне болезненно отомстила маме за «уклонение от линии партии», и фактически испортила «молодожёнам» медовый месяц (осталось за кадром, но это очевидно).
Ребёнок не может понять, что на весах две несопоставимые величины: константа – семейное счастье матери, и переменная – впечатления от разовой поездки. К сожалению, история умалчивает, почему нельзя было отложить переезд к мужу до окончания каникул, и съездить с ребёнком на море. Думаю, это намеренный сюжетный ход, который позволяет оценить спорное решение: женщине следовало подождать с переездом, потому что в итоге пришлось пожалеть. Но легко рассуждать в условиях послезнания, да ещё и глядя со стороны... Вообще ситуация у героини непростая, т. к. дочь уже в том возрасте и воспитана так, что приходится считаться с её желаниями, нельзя просто взять ребёнка «в охапку» и увезти к месту службы мужа. Хотя... Нет, эта «рыхлая» мать такого бы не сделала.
В этой киноистории женщина никогда не жалела своих сил ради счастья дочери, оставшись без мужа, она очевидно её баловала, последнюю копейку тратила на ребёнка. Возможно, это было ошибкой и следовало приучать будущую жену и мать к уважению чужих интересов, к ответственной заботе о других. Тут есть над чем задуматься и сделать выводы.
Ярко показана подростковая инфантильность: «лето красное пропела, оглянуться не успела...» В этой проблематике тоже две стороны медали: родительское упущение в привитии правильных понятий о жизни, и особенности некритичного мышления в подростковом возрасте. Каждое само по себе легко приводит к трагическим последствиям, а если ещё и «оба два», то совсем плохо. Тут как раз такой случай, и по счастью он закончился благополучно, авторы фильма не скатились в чернуху и излишний трагизм. Видно, цензура в те годы ещё работала как надо.
Вообще взрослый мир здесь показан достаточно откровенно: ветреные отдыхающие «на югах», падкие до гулянок и знакомств без обязательств. Лишь в результате невероятного везения героиня не оказалась изнасилованной, и странно, что она в принципе допустила до такой ситуации. Не сработало даже естественное чувство самосохранения. Детский сад какой-то! И в этом как раз важный аспект данной истории: переломный период в психике и сознании человека. Родителям нужно быть особенно внимательными к детям в этом возрасте.
Всё влияет на формирование подрастающего человека, и особенно сильно его ближайшее окружение (скажи мне, кто твой друг). Ярким пятном здесь выделяется беспринципная подруга. Наде следовало быть разборчивей с кругом общения, но жизнь подсовывает то студента-ловеласа, то подругу потаскуху... Друзья – штучный товар, а подлецов кругом полно.
По-отцовски мудрую беседу провёл с героиней персонаж Леонтьева, ничего лишнего и всё по существу. Прекрасный эпизод. Вообще отлично показано прикосновение ребёнка к реалиям трудовой взрослой жизни, такое быстро отрезвляет и «ставит в строй», прежняя бездумная расточительность превращается в строгий расчёт и экономию, – по одёжке протягивай ножки. Надо отдать должное: с учётом обиды на маму и личной гордости, Надя поступила единственно верно в своей ситуации, – не найдя учёбу со стипендией, нашла себе достойную работу.
В облике города легко узнаётся Ялта, и её здесь достаточно много.
Подчёркнута положительная роль советской милиции: проявили внимание, взяли на заметку, провели воспитательную работу, вернули ребёнка в семью.
Очень меткое название кинофильма.
Особое. Из звёздных актёров в камео сыграла сама себя Любовь Полищук. И забавную эпизодическую роль сыграл Валерий Леонтьев, практически не выходя из собственного сценического образа блестящего эпатажного модника; нельзя назвать его украшением фильма, скорей выглядело как «фото с обезьянкой».
Вывод. Фильм замечательный, хотя и непопулярный. Раньше его не видел. Заставляет о многом задуматься. Думаю, его полезно смотреть вместе с детьми и обсуждать после просмотра.
3 января 2023
Фильм «На чужом празднике» снят за десять лет до распада Советского Союза. Еще выпустятся весьма наивные и добрые фильмы («Без году неделя», «Женатый холостяк»), где советские мужчины показаны, в большинстве, благородными, каждая встреча заканчивалась любовью на всю жизнь, и на протяжении хронометража могло и поцелуев не быть. Но уже и в то время нравственность давала трещину. Трещину, которые многие предпочитали не видеть или же даже скрывать. И вот, поколение 80-х (представительницей которого и является героиня картины), выращенное сначала на советской нравственности, затем — на перестроечном «открытом занавесе», затем — на сексуальной революции. Непонимающие, что можно, а что — нельзя, сталкивающиеся с «разрывом шаблона» (недаром в это время участились случаи разводов родителей, хотя раньше это осуждалось). Все эти ошибки выпадают эгоистичному, самовлюбленному, непонимающему поколению 80-х.
Девушка Надя (вторая роль Надежды Горшковой) из Волчанска имеет все: молодость, привлекательную внешность, уверенность в себе и своих силах, а также, у нее есть мать, которая души в ней не чает. Но появилось неприятное обстоятельство — школьный друг матери, военный и скучный человек, которого та, почему-то, полюбила и решила уехать с ним куда-то очень далеко на ПМЖ. Надя не понимает этого, она просит мать передумать:
- Мам, ну не надо нам никакого мужа!
-Ну люблю я его, можешь ты это понять?
Не может. В силу возраста, в силу того, что сама никого не любила. И мало кто, оказавшись в такой ситуации, поймет. А таких ситуаций много.
Когда-то и меня поставили в такое положение. Перечить я не могла, а мать зато была счастлива.
И девушка осталась с противоречивыми чувствами обиды, тоски и даже ненависти одна. Это была главная ошибка матери Надежды, ведь девочка осталась в одиночестве в квартире и не могла ни о чем другом думать. Плюс — весьма безответственно в шестнадцать лет оставлять ребенку деньги «на прожитье». В шестнадцать лет можно все и на мороженое потратить. Любовь любовью, конечно, но все же стоило переждать месяц и приехать вместе с ребенком.
Девушка впервые получает такие деньги и тратит их так, чтобы забыться: ходит в кино, ест мороженое, покупает импортные духи. Она только начинает ощущать себя взрослой и это ощущение доходит до того состояния, когда ты чувствуешь готовность завоевать мир и уехать искать свое место под солнцем.
- Кто же вас там ждет, дикарей?
- Море нас ждет! Солнце! А, может быть, и счастье!
Девушка улетает куда-то к морю, чтобы начать взрослую жизнь, но тут же хватается за повстречавшуюся подругу Лариску — ветреную девушку, предпочитающую не работать, а «расширять кругозор». В мужских компаниях.
Но Надежду пока охватывает эйфория от красоты, моря и незнакомца Андрея (первая роль будущего актера российских сериалов Никиты Померанцева). Она ничего не замечает вокруг и верит, что праздник будет вечным. Как деньги, как комната, как ее молодой человек.
- А у них что, настоящая любовь?, — спрашивает Надежда, оглядываясь на друзей Андрея.
- Наверное.
- А они давно знакомы?
- Вчера, на пляже познакомились.
Нам показывают суровую правду о «настоящей» любви, которой и нет.
«Конец пьесы, — говорит Андрей через месяц, прощаясь с Надей, — Мы с тобой сейчас такие родные, а встретимся через некоторое время и не узнаем друг друга»
И он исчезает, оставляя Надежду у начала второго акта не только в одиночестве, но и в безденежье. Девушка вдруг вспоминает про свой порыв «доказать всем, что я чего-то стою!» и начинает искать институт, где уже закрыт набор. В силу возраста она и не подумала, что сначала стоит подать документы и обустроиться, а потом уже начинать отдыхать.
Второй акт посмотрите сами. Фильм стоит посмотреть хотя бы один раз. Можно увидеть зачатки того, что сейчас является обыденностью.
Этот фильм — фильм молодых и весьма неплохих актеров, которые по тем или иным причинам не стали особо популярными в будущем.
И еще занятная особенность фильма — он не надоедает. Я смотрю его раз в несколько месяцев и всегда — с удовольствием.
Мне всегда казалось, что «На чужом празднике» является некой увертюрой к более нашумевшему фильму «Интердевочка».
7 из 10
27 июля 2014
Как много красивых женщин! И неужели в этой стране красивым женщинам не полагается красивой жизни? Но как она вообще выглядит красивая-то жизнь?
Этот фильм снят в «эпоху застоя», но, судя по фильму (да и по жизни), уже тогда попытки организовать себе «сладкую жизнь» приводили к горьким последствиям. Правда, страна развитого социализма предохраняла своих граждан от персонального краха, но после краха СССР для многих сотен тысяч красавиц подобные телодвижения закончились мучительной смертью в каком-нибудь заморском борделе.
8 из 10
8 июля 2013