Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В начале славных дел |
год: | 1980 |
страны: |
СССР,
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Сергей Герасимов |
сценаристы: | Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе, Алексей Толстой |
продюсер: | Ганс Малих |
видеооператоры: | Сергей Филиппов, Хорст Хардт |
композитор: | Владимир Мартынов |
художники: | Борис Дуленков, Йохен Келлер, Александр Попов, Элеонора Маклакова |
монтаж: | Ида Дорофеева |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 октября 1980 г. |
на DVD: | 19 ноября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 18 мин |
Один из моих любимых фильмов — дилогия Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Лучше фильма о петровской эпохе не видела (а видела все, кроме разве что украинский шедевр про Мазепу не довелось). Дмитрий Золотухин — лучший Пётр Первый всех времён и народов.
В фильме прекрасно всё: режиссура (Герасимов, режиссёр первого «тихого Дона»-мэтр советского кино), игра актёров (Ерёменко, Ножкин, Глебов, Наталья Бондарчук — какое созвездие!), мастерски передан дух и быт эпохи, старинные песни, костюмы. Всё так добротно и с душой, что кажется, будто снимали скрытой камерой! Сейчас так не снимают уже, к сожалению, и не играют. В каждом жесте, взгляде Золотухина видишь царя, сочувствуешь его невзгодам, проникаешься его великим замыслам, живёшь его молодость. Николай Ерёменко-мл. — обаятельный ворюга и соратник Меншиков — ну загляденье! Фильм снят по роману Алексея Толстого «Пётр Первый»(вообще заметила, что сюжеты, снятые по качественным книгам, гораздо гармоничнее ложатся, чем когда от себя сценарист сочиняет), на мой взгляд, не искажая роман, из него «выжали» всё, что могли. Такой фильм можно и детям на уроках истории показывать, и интересно смотреть во взрослые годы, каждый раз отмечая для себя что-то новое, какую-то деталь. И самое классное. несмотря на трагичность эпохи и драматизм происходящего, после просмотра фильма просыпается вера в разум. в светлые чувства, любовь к нашей многострадальной России, позитивный настрой на ближайшие пару дней обеспечен).
Очень рекомендую дилогию Герасимова поклонникам исторического жанра и интересующимся петровской эпохой.
10 из 10
23 мая 2017
Дилогия Герасимова по роману Алексея Толстого (первый фильм — «Юность Петра». Образец исторического фильма. Не просто грамотный и умный перессказ истории, но и произведение искусства. Режиссер с оператором творят чудеса, превращая кино в живопись. Герасимов оживляет знаменитую картину Серова и опомниться не успеваешь, как его Пётр работает в кузнице и спина вся в испарине и с улицы веет холодом
Дмитрий Золотухин в роли Петра — идеальное портретное попадание. Актёр сошел со страниц хрестоматии и другого Петра в голове не будет
Мастер-класс во всем — как в кино работать с массовкой, с детьми, с животными в кадре, какие должны быть костюмы, какая пропорция между историческим и личным.
Не вспомню ни один похожий исторический фильм. национальный эпос без надрыва и пафоса. Это 80-й год и Герасимов навсегда даёт урок, как надо держать внимание зрителя.
8 октября 2012
Споры о Петре Первом не утихают уже три столетия. Кем он был? Величайшим реформатором в истории или психически неуравновешенным тираном, разрушителем национальных устоев? Для режиссера Сергея Герасимова ответ не так очевиден, как может показаться. Возможно, как раз поэтому его дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» стала одним из высших достижений советского исторического кино. Эти два фильма задуманы и сняты как цельное произведение со сквозным сюжетом, но, на мой взгляд, «В начале славных дел» — кино чуть более динамичное, зрелищное и драматичное. Петр здесь уже добился высшей власти, и Россия двинулась по дороге перемен…
Пожалуй, единственная проблема картины — хронометраж 2 часа 18 минут Сергею Герасимову оказался тесноват. Судьбы некоторых персонажей обрываются буквально на полуслове (Цыган в исполнении народного артиста СССР Петра Глебова). К счастью, режиссер собрал мощный актерский состав, а такие мастера, как тот же Глебов, а еще Лапиков, Кашпур, Гринько любой эпизод сделают украшением фильма.
Отдельный респект — Дмитрию Золотухину, блистательно сыгравшему Петра. С его героя хочется писать картины. Не случайно Герасимов в одной из сцен откровенно «процитировал» шедевр Валентина Серова «Петр Первый на набережной Невы». Вместе с тем Петр Золотухина — не забронзовевший император, а вполне живой человек, с понятными всем проблемами: жена не понимает, любовница обманывает, а лучший друг за спиной царя потихоньку подворовывает… Создателей фильма восхищает масштаб личности и целеустремленность Петра, но они не закрывают глаза на его слабости и противоречия эпохи. Преобразования, затеянные Петром в России, грандиозны, но строилась империя на костях и крови простых людей. Эту двойственность Сергею Герасимову удалось передать великолепно.
8 из 10
31 декабря 2011
Как Василия Ивановича Чапаева мы представляем по образу, сотворенным Борисом Бабочкиным, а Александра Невского видим по подобию Николая Черкасова (даже на одноименном советском ордене его лик), так и молодого Петра Первого рисуем себе с кальки Дмитрия Золотухина.
Фильм «В начале славных дел» является второй картиной дилогии известного режиссера Сергея Герасимова, успешно снимавшего ещё в тридцатые годы. Из его творения тех времен «Семеро смелых» выросли и «Семь самураев» Куросавы, и «Великолепная семерка» с Юлом Бриннером. «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Красное и чёрное» — Сергей Аполлинариевич имел успешный опыт постановки эпичных произведений, и очень хорошо понимал, что делать при экранизации Алексея Толстого.
Имя Петра почитают великим во всем мире. Царь-реформатор не столько прорубил окно в Европу, сколько явил цивилизованному миру Московию. Молодую, ищущую знаний и потихоньку начинающую играть мускулами. За свою жизнь будущую император дал столько поводов для отображения в разных видах искусства, сколько не смогли все последующие российские самодержцы вместе взятые.
Вот только в эпоху развитого социализма славить монарших особ не рекомендовалось. Тем интереснее смотреть на режиссерские ходы Сергея Герасимова. Которому нужно было отмотать маховик времени лет на триста назад, за которые страна изменилась до самого донышка. И погрузиться в кондовую эпоху длинных бород и выделанных кафтанов, сияющих сусальным золотом иконостасов и стрелецких секир. Сразу скажу, фальши не чувствовалось, хотя и понятно было, что снимали не с помощью спецсредств, а все больше по музеям да историческим комплексам.
Надо отдать должное и актерскому ансамблю. Вряд ли, к примеру, у молодых людей был опыт игры самосожжения старообрядцев — одной из самых трагических сцен фильма. Но, разумеется, основное внимание уделялось самому Петру и его неразлучным спутникам во главе с Алексашкой Меншиковым. Недаром за роль царя-мастерового Дмитрий Золотухин был признан лучшим актёром по опросу журнала «Советский экран» за 1982 год. Из работ второго плана в глаза бросился басящий наместник царя боярин Ромодановский. Думаю, что колоритного Романа Филиппова, он же «Дурик, зачем усы сбрил?», он же «Помогите, хулиганы зрения лишают!». Ну, а белорусы помнят его по образу коварного Дуботовка в экранизации шедевра Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха».
Большого мастерства в исторических фильмах требует операторская работа. Нужно постоянно следить за непопаданием в кадр элементов, не соответствующих эпохе, задать изображением верный ритм, найти изюминки, оттеняющие сюжетную линию. Пика дуэт мастеров камеры Сергея Филиппова и Хорста Хардта достиг в финальном показе могучих красавцев кораблей — символа рождения великой державы.
Петр Великий был очень неоднозначной личностью. Его неадекватность в фильме выделена не была. Так, легкие штришки к портрету, когда он оправдывается перед забугорной аристократией, что крови он не льёт или при спаивании конкурента на любовном фронте. Петр, несмотря на многое сделанное, тоже находится в начале дел. Как славных, так и не очень.
18 сентября 2011