Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Разлучённые |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Серебряков |
сценаристы: | Юрий Олеша, Николай Серебряков |
видеооператоры: | Владимир Венедиктов, Александр Виханский, Сергей Хлебников |
художник: | Алина Спешнева |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 29 мин |
Великое счастье, что я не увидел этот мультфильм в детстве! Иначе было бы одной психической травмой больше.
Советскую мультипликацию мы бессознательно ассоциируем с «Ну, погоди!», «Крошкой Енотом», «Домовенком Кузей» и т. д., с милым и добрым, любимым с детства. Однако в СССР было и немало странных анимационных творений, непонятно, на кого рассчитанных. Некоторые и значились как «мультфильмы для взрослых». Но многие из них такой отметки не имели и могли быть запросто показаны детям. Помните, как в детстве мы читали программу телепередач, подчеркивали «Мультфильм» или «Мультфильмы» и с нетерпением ждали их начала? Названий в программах тогда, в основном, не писали — и частенько мы испытывали разочарование, когда сюрприз от телевидения оказывался неприятным. Неведомый мультфильм оказывался или уже виденным сорок раз, или какой-то скучной кукольной мутью, или… Вот таким советским артхаусом.
К счастью, «Разлученные» мне ни разу не попались. Посмотрел я его уже взрослым, когда, перечитав «Трех толстяков», захотел пересмотреть их экранизации. Книжка эта в детстве была одной из самых любимых: красочные иллюстрации Владимирского, красочный язык Олеши, захватывающий и причудливый сюжет. Огромный фонарь над площадью, Тибул, идущий по канату в ярком трико. Продавец воздушных шаров, упавший в огромный торт. Мальчик, играющий с волшебной куклой… Всё представляется мне ярким и выразительным, как картинки Владимирского. Старый «плакатный» мультик и фильм с Бракните еще более-менее соответствуют этой атмосфере. Но это…
Это гротеск. Это сюрреализм. Это хоррор! Можно ли вообразить стили, настолько непохожие на «Трех толстяков» Олеши? Но создатели «Разлученных» это сумели не только вообразить, но и воплотить. Яркое, полное нелепых приключений, почти карнавальное произведение превратилось в мрачную и холодную готическую историю. Даже положительные персонажи выглядят жутковато. Даже веселые сцены (например, там, где «Живи в волшебном ящичке») смотрятся депрессивными. Три толстяка — не комичные злодеи, а какие-то жуткие существа (или одно, только трехголовое?..) вроде оживших вздувшихся мертвецов. Гвардейцы у Олеши были людьми, многие перешли на сторону народа — здесь же они изображены какими-то инфернальными железными дровосеками. Одинаковые, бездушные и беспощадные роботы.
Сюжет не претерпел особых изменений, однако темой стала не революция, а разлука Тутти и Суок (согласно данной интерпретации, они были разлучены в сравнительно позднем возрасте, и помнили друг друга). Достаточно странное смещение. Получается, будто и вся революция была устроена только для того, чтобы воссоединить брата и сестру. Другие главные герои — Просперо, Тибул, Гаспар, — кажутся второстепенными, и роль их приуменьшена.
Мультфильм рассчитан скорее на взрослую аудиторию. Не знаю, как его расценивали в 80-ые годы — но в наше время он может немало порадовать любителей хоррора и готики. Как уже было замечено, он напоминает Босха, напоминает Брейгеля, напоминает Дали, напоминает Бёртона… Он мрачен и местами откровенно страшен — и эта мрачность и страшность очень самобытные и законченные. Депрессия и жуть переданы просто отлично — вот только светлых моментов очень мало и они тоже не особо веселы. Ощущение безысходности не покидает на протяжении всего мультфильма — и лишь в самом конце наступает облегчение (впрочем, достаточно тяжелое — чем-то напоминает уход лихорадки после принятого жаропонижающего). Также есть хорошие песни. Особенно замечательна «Баллада о кукле» — квинтэссенция всей печали «Разлученных».
Кстати, это единственная экранизация «Трех толстяков», в которой появляется мастер Туб (он-то и поёт про куклу), самый трагический персонаж. Впрочем, о его дальнейшей судьбе ничего не говорится — складывается впечатление, что он просто умирает, создав свой шедевр.
Странное и страшное, депрессивное произведение. Однако после него мир кажется куда как светлей и ярче… Именно поэтому:
7 из 10
27 апреля 2017
В 1980 году вышла ещё одна экранизация сказки Олеши, «Разлучённые». Здесь революцию отодвинули на второй план, а на первом плане остались «разлучённые» брат с сестрой.
Мультфильм снят в духе мрачных картин Тима Бёртона, что мне сразу не понравилось.
(Я вырос на советских мультиках и привык, что они милые и добрые, а не страшные)
Минусы.
Во-первых. Толстяки. Двое из них поют высокими голосами, а один-видимо, главный,-низким. Толстяки здесь не плакатные, как в мультфильме 1963 года, а, скорее, мистические существа. Причем, когда их сажают в клетку, они превращаются в каких-то уродов, а потом исчезают. К чему делать сатирические образы пугающими? Глупее этого и придумать ничего нельзя!
Во-вторых. Набившая оскомину тема о слугах- игрушках тут совершенно ни к селу, ни к городу. Что, Толстякам гвардейцев не хватает? Кстати, о них. Высокие, безликие, безвольные истуканы, громящие всё на своём пути. Дорогие мои, мы дети, а нам это совершенно ни к чему!
Ну и плюсы, конечно есть. Вернее, плюс. Милая, грустная, трогательная, философская песня о кукле! Вот почему я поставлю мультфильму.
2 из 10
24 ноября 2013
По мне так спорное решение — сделать мрачную притчу из романтической революционной сказки. Понятное дело, в 1980 революционный пафос уже никого бы не заинтересовал. Идея мировой революции к тому времени выцвела и высохла, страна устала быть Советским Союзом… так что Серебряков оставил революцию практически за скобками и сосредоточился на тематике куда более общей. На поединке души и бездушия.
Но поединок души и бездушия именно что слишком общий вопрос. Простой, я бы даже сказала. Понятное дело, душа лучше бездушия. Нет ни одного произведения искусства, где утверждалось бы обратное. Так о чем тогда тридцать минут? Для кукольного мультфильма это огромный хронометраж. Для притчи — предельный.
Тут от сказки Олеши осталось слишком много и непонятно зачем. К примеру, тут есть Просперо и его освобождение. А зачем? Кто он в этой истории? Непонятно. Просто мужик, которого схватили «бездушные», а потом спасли «душевные». Или вот Тибул. Что он тут делает? Да ничего, только рассказывает Гаспару о сходстве куклы и его напарницы.
Чудесная песня «Кукла остается» могла бы задать тон всей истории, но заявленная вечность и неизменность куклы тут же компрометируется событиями и эту тему не развивают совершенно. А зря! Вот это было бы глубоко и интересно, выбор между вечной куклой и живой девочкой… кстати, во второй «Истории игрушек» эту тему очень неплохо подняли и раскрыли. Без всякой притчевости и претензий на высокое искусство. А мы могли бы сделать это еще и поэтично и на столько лет раньше. Но вот не сделали. Обидно.
Я к тому, что раз уж от атмосферы и поэзии оригинала отказались, то надо было идти до конца и выкинуть революцию к черту совершенно, сосредоточившись на истории брата, сестры и куклы. Были бы классические десять-пятнадцать минут кукольной притчи и было бы прекрасно.
28 октября 2013
… Именно так можно охарактеризовать эту «кукольную» экранизацию знаменитой сказки Юрия Олеши. Шедевральный мультфильм, и единственная, как мне кажется, достойная оригинала экранизация. Возможно потому, что режиссер не делал заведомо безуспешных попыток перенести на экран очарование прозы Ю. Олеши, а пошел своим путем, создав совершенно самобытное и довольно мрачное произведение.
Сам я обратил внимание на этот мульт благодаря тому, что его где-то сравнивали с анимационными шедеврами Тима Бертона. И это отчасти верно. А еще вернее — такое мог бы снять Тим Бертон под впечатлением от полотен Босха и Брейгеля, а в пугающем эпизоде с железными игрушками, окружившими кровать наследника Тутти, есть непрозрачная отсылка к «Ночному кошмару» Фюзели. Зло здесь, в отличие от книги, лишено каких-либо «смягчающих» комических черт, а гротеск заострен до того предела, за которым начинается ужас. Здесь не будет троих раскормленных «буржуев». Толстяки — словно единое существо, прожорливое трехглавое чудовище, в котором не осталось уже ничего человеческого. Здесь не будет недалеких стражников с солдафоном Бонавентурой во главе. Гвардейцы — ходячие роботы, лишенные индивидуальности железные исполнители чужой воли. Здесь нет трусливого учителя танцев Раздватриса — да и не учат здесь танцам. Дворец — бездонная черная утроба, где в окружении металлических уродцев, под пронизывающим взглядом череполицего Слуги медленно переваривается несчастный наследник Тутти, упорно не желающий превращаться в нового Толстяка и его кукла кажется единственным лучом света в этом темном царстве.
А вот положительные герои — акробат Тибул, оружейник Просперо, доктор Гаспар и девочка-гимнастка Суок — остались точно такими же, какими мы их помним с детства. Мир бродячих актеров упоительно прекрасен и все в нем дышит свободой и радостью. И этот контраст лишь усиливает драматизм борьбы Добра со Злом, а дополняют картину великолепные мелодии Геннадия Гладкова. Мерные, словно вколачиваемые в голову приказы Толстяков, лирическая тема разлученных брата и сестры, веселые песни циркачей… и над всем этим — гениальная и трагичная баллада «О кукле», которая останется и тогда, когда Мастер и девочка уйдут в небытие.
В советской мультипликации, особенно кукольной, есть немало довольно странных и даже пугающих творений, способных вызвать шок и разрыв шаблона не только у детей, но и у взрослых. Однако мультфильм Серебрякова выделяется даже среди них. Это настоящий шедевр мультипликации, который будет интересен и поклонникам готики, и любителям искать всевозможные культурные аллюзии. И только детям он предназначен в последнюю очередь — возможно, это его единственный недостаток…
10 из 10
28 августа 2012