Пятница 13-е (1980)

Friday the 13th
Рейтинг фильма
Кинопоиск 6.3
IMDb 6.4
Описание фильма
оригинальное название:

Пятница 13-е

английское название:

Friday the 13th

год: 1980
страна:
США
слоган: «You may only see it once, but that will be enough»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Бэрри Абрамс
композитор:
художники: Вирджиния Филд, Роберт Тополь, Карон Коплан
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, детектив
Сколько денег потрачено и получено
Бюджет: 1
Сборы в США: $39 754 601
Мировые сборы: $39 754 601
Дата выхода
Мировая премьера: 9 мая 1980 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч. 35 мин.
Отзывы о фильме Пятница 13-е

Их предупреждали... Их прокляли... В пятницу 13-го их уже ничего не спасёт. Уютный лагерь «Хрустальное озеро» вновь открывается! Вожатые ожидают летнюю смену, приготовив для юных гостей увлекательные мероприятия и забавные игры. Правда, появилась новая игра, о которой вожатые ещё не знают, и она будет пользоваться большой популярностью в этом сезоне. Игра называется «Убей вожатого!».

Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, детектив

Отзывы критиков о фильме «Пятница 13-е», 1980

Легенда Хрустального озера

Год 1980. Пятница 13-е

- Lucky 13? I think not.

К 1980-му году слэшеры уже плотно укрепили свои позиции в жанре хорроров, не без помощи таких легендарных фильмов как «Хэллоуин» и «Техасская резня бензопилой». К началу 80-х у «резни» вышло уже несколько сиквелов, и все начали потихоньку уставать от звуков бензопилы. На радость зрителям появился режиссер Шон Каннингэм, чтобы рассказать совершенно новую историю. Ей и стала «Пятница 13-е»

Долго пустовавший лагерь «Хрустальное озеро» вновь открывается. Несколько молодых людей и девушек, будучи новыми вожатыми лагеря, приезжают на несколько недель раньше открытия, чтобы навести там порядок. Но с лагерем связано страшное суеверие, из-за убийств, совершенных годами ранее. Но молодежь не верит в суеверия. А зря…

Как все знают, практически во всех долгоиграющих франшизах самый первый фильм зачастую является лучшим из всех. Но иногда бывает так, что сиквелы превосходят оригинал. Тому пример «Терминатор 2». Или же бывает что другие фильмы серии являются лучше (Кошмар на улице Вязов 3). Но самое редкое, это когда первый фильм франшизы худший среди всех. Вот это как раз про «Пятницу 13-е».

Сюжет может и был свеж для 1980 года, но к нашему времени он затерт до дыр. Молодежь, веселье, маньяк, убийства. Вот только одно из главных отличий первой пятницы в том, что зритель видит убийства глазами маньяка от первого лица. Такой прием уже использовался много раз, но тут присутствует обманка. Спойлерить не буду, но я до самого конца не мог понять в чем дело. Наверное, один из немногих плюсов в фильме.

Актерский состав не блещет звездами, но было приятно увидеть молодого Кевина Бейкона. Одна из его первых ролей в кино и справился достаточно неплохо. Хотя роль у него не самая крупная, да и в слэшерах ничего сверхъестественного от актеров не требуется. Также было приятно увидеть Бетси Палмер. Шикарная актриса, и, если бы не ее роль в «Пятнице 13-е», то вряд ли молодое поколение знало бы ее.

В целом фильм неплох для типичного слэшера. Соблюдены все законы жанра. Единственным главным минусом можно считать неоправданные надежды. Я жаждал увидеть ориджин одного из главных героев фильмов ужасов, а увидел, мягко скажем, немного не то. Однако до последнего момента, в некотором роде, я получил желаемое, хоть и косвенно. Еще можно минусануть за длинные бессмысленные диалоги ни о чем. Хронометраж фильма маленький, всего полтора часа, но благодаря им время растягивается до бесконечности.

Рекомендую этот фильм всем любителям слэшеров и поклонникам хорроров 80-х. Как минимум для того, чтобы узнать, откуда появился знаменитый неубиваемый маньяк в хоккейной маске Джейсон Вурхис. По крайней мере историю его происхождения.

5 из 10

3 июня 2021

Легенда Хрустального озера

Год 1980. Пятница 13-е

- Lucky 13? I think not.

К 1980-му году слэшеры уже плотно укрепили свои позиции в жанре хорроров, не без помощи таких легендарных фильмов как «Хэллоуин» и «Техасская резня бензопилой». К началу 80-х у «резни» вышло уже несколько сиквелов, и все начали потихоньку уставать от звуков бензопилы. На радость зрителям появился режиссер Шон Каннингэм, чтобы рассказать совершенно новую историю. Ей и стала «Пятница 13-е»

Долго пустовавший лагерь «Хрустальное озеро» вновь открывается. Несколько молодых людей и девушек, будучи новыми вожатыми лагеря, приезжают на несколько недель раньше открытия, чтобы навести там порядок. Но с лагерем связано страшное суеверие, из-за убийств, совершенных годами ранее. Но молодежь не верит в суеверия. А зря…

Как все знают, практически во всех долгоиграющих франшизах самый первый фильм зачастую является лучшим из всех. Но иногда бывает так, что сиквелы превосходят оригинал. Тому пример «Терминатор 2». Или же бывает что другие фильмы серии являются лучше (Кошмар на улице Вязов 3). Но самое редкое, это когда первый фильм франшизы худший среди всех. Вот это как раз про «Пятница 13-е».

Сюжет может и был свеж 1980 году, но к нашему времени он затерт до дыр. Молодежь, веселье, маньяк, убийства. Вот только одно из главных отличий первой пятницы в том, что зритель видит убийства глазами маньяка от первого лица. Такой прием уже использовался много раз, но тут присутствует обманка. Спойлерить не буду, но я до самого конца не мог понять в чем дело. Наверное, один из немногих плюсов в фильме.

Актерский состав не блещет звездами, но было приятно увидеть молодого Кевина Бейкона. Одна из его первых ролей в кино и справился достаточно неплохо. Хотя роль у него не самая крупная, да и в слэшерах ничего сверхъестественного от актеров не требуется. Также было приятно увидеть Бетси Палмер. Шикарная актриса, и, если бы не ее роль в «Пятнице 13-е», то вряд ли молодое поколение знало бы ее.

В целом фильм неплох для типичного слэшера. Соблюдены все законы жанра. Единственным главным минусом можно считать неоправданные надежды. Я жаждал увидеть ориджин одного из главных героев фильмов ужасов, а увидел мягко скажем немного не то. Однако до последнего момента, в некотором роде, я получил желаемое, хоть и косвенно. Еще можно минусать за длинные бессмысленные диалоги ни о чем. Хронометраж фильма маленький, всего полтора часа, но благодаря им время растягивается до бесконечности.

Рекомендую этот фильм всем любителям слэшеров и поклонникам хорроров 80-х. Как минимум для того, чтобы узнать, откуда появился знаменитый неубиваемый маньяк в хоккейной маске Джейсон Вурхис. По крайней мере историю его происхождения.

5 из 10

4 марта 2021

Любимые фильмы! (обзор #1)

Пятница 13-е (1980)

Зря вы деда не послушали, ребят…

Сюжет крутится вокруг нескольких подростков, что хотят стать вожатыми во вновь открытом лагере «Хрустальное озеро». Лагерь прикрыли после того, как в 50-х кто-то устроил неплохую такую резню. Но, похоже, жизнь ничему не учит главных героев… Они приезжают в лагерь, и резня начнинается вновь.

Что тут сказать? Сюжет и вправду не блещет интеллектом, как и персонажи, как и сама концовка. Но кого это волнует, боже? Это же один из самых классных хорроров эпохи 80-х!

Фильм развлекает, моментами пугает скримерами (а они тут есть), не щадит литры крови и просто чарует своей атмосферой. Конечно, иногда проскакивают и моменты дешивизны картины- но это прощается. Да и сборы показывают то же самое. Зрителям такое кино зашло и продолжает заходить. Я всё ещё верю, что в будущем будет перезапуск этой франшизы.

Но что тут до убийцы? А он не показывает своего лица до самого конца. Хотите увидеть каноничного Джейсона в хоккейной маске и с мачете? Мотайте на 3Dшную третью часть. Как такового Джейсона здесь не будет. Но ради справедливости стоит отметить, что убийца здесь весьма крут, и если и уступает Джейсону, то совсем на немножко.

Фильм классика. Фильм легенда. Фильм- целая эпоха, создавшая вокруг себя целый культ. Я люблю его.

Как от преданного фаната, крепкие

7 из 10

Особая рекомендация- смотреть фильм в переводе Живова или Гаврилова. Так атмосфера будет ещё лучше.

12 февраля 2021

Пятница 13-е

В начале, был Альфред Хичкок. И Альфред сказал: «Пусть будет Психо.» И вышел Психо, в сочетании с повсеместной радостью. Среди тех, кто радовался, был один молодой человек. Он один во всем мире обладал силой и мастерством, чтобы ответить Хичкоку и его Психо и двигать историю жанра «ужас» вперед, почти двадцать лет спустя, в эпоху, когда Норман Бейтс, казалось, уже вне конкуренции. Его имя, кстати говоря — Джон Карпентер и он сказал: «Да будет Хэллоуин.» И вышел Хэллоуин, в сочетании с повсеместной радостью.

Не самое оригинальное кино «Пятница 13-е» куда больше возведено в культ, чем оно этого заслуживает, и, несмотря на то, что оно является зачинщиком большинства клише, которые мы теперь уже хорошо знаем (и любим, конечно), этот фильм, остается для меня неэффективно исполненным и подозрительно скучным. Как и прежде, подросткам угрожает психопат-убийца, но Шон добавил чуть-чуточку больше насилия, секса, крови и резни. На своей волне, данное кино оставило нас с некоторыми стандартными правилами и условностями. Конечно, некоторые из них «Хэллоуин» вывел раньше, но «Пятница» буквально зацементировала их. О чём я?

Загадочный, жестокий убийца, который карает юнцов, находящихся в изолированном месте, за проступок в прошлом. Обязательно есть телефоны и автомобили, которые предпочитают не работать, когда они нужны больше всего + бесполезность полиции, органов власти и взрослых + персонажи занимаются сексом и принимают душ. Кто-то обязательно скажет или будет иметь ввиду знаменитую, бессмертную и просто классическую фразу — «Давайте разделимся» — чтобы искать других персонажей, исследовать странные звуки, обычно в жутких лесах или в темных подвалах. Во всей группе, всегда есть одна девушка или парень, обычно тот человек, который не занимается сексом, не балуется наркотиками и алкоголем. Как правило, он должен использовать свою находчивость, чтобы сбежать и остановить убийцу, но, концовка всегда остаётся открытой, на случай, если фильм окажется успешным.

Это так глупо, это классика, не будем упрекать в том, что не являлось нормой на то время. Данное кино требует внимания, как основа кинокультуры 80-х и современного жанра «ужас». Как ни крути, «Пятница 13-е» очень средний фильм. Плохо написанный, неловкий, с скучно направленным повествованием. Трудно понять, что сделало его настолько особенным. «Пятница 13» не имела амбиций, чтобы стать особенной. Его цель — быть прибыльным. Вся эта франшиза представляет апофеоз массового производства кино, с бесконечно одномерными сюжетами. Что радует, так это съемка от первого лица. Это помогает создать напряжение, давая нам ощущение, что мы на самом деле участвуем в том, что происходит на экране.

Персонажи нарисованы простыми штрихами, но молодые актеры симпатичные, а их игра достаточно сдержана, чтобы дать развитие их героям. Они выполняют различные домашние хлопоты, блаженно не подозревая об опасности, в которой они находятся. Чего греха таить, ведь добавив еще и вуайеризма, Каннингэму действительно удалось нагнать саспенса. Тем не менее, некоторые довольно непринужденные разговоры изобилуют, добавляя немножко глубины персонажам. Например, сцена, в которой они рассуждают, какой вкус мороженого любит каждый из них. Но, эй! Мы здесь не для сложных персонажей — мы хотим крови! Можем увидеть несколько убийств, хотя, как правило, мы видим уже конечный результат. Хорошо, надо признать, показаны стрела в горле и топор в голове.

Это, вероятно, последний раз, когда я пересмотрел оригинальную «Пятницу». Беда многих подобных фильмов в том, что трудно испытать эмпатию к персонажам, когда мы знаем, что чуть менее, чем все они обречены. Он не прошёл проверку временем.

5 из 10

8 января 2019

Friday the 13th

Весь фильм укладывается в краткую формулировку.

Молодые люди проводят время наедине, играют в монополию на раздевание и медленно оказываются убитыми. Диалоги изредка радуют своей наивностью, а сцены убийств своей изобретательностью.

Но не смотря на сюжетный минимализм, отсутствие особых новаторств, фильм всё равно способен принести удовольствие и будет просмотрен не одним из будущих поколений. На это указывают как минимум: жестокость киноленты и её известность; культовость Джейсона; наличие голых женщин, сцены с которыми отличаются неким изяществом от сцен в других слешерах. Некоторого количества составных частей из ранее перечисленных в первой части недостаёт, либо они представлены в несовершенном или в ином виде, но дальше франшиза станет лучше и обрастёт всем необходимым. Будьте уверены!

Можно конечно попробовать критиковать Пятницу 13-е, но все банальные претензии разобьются, как минимум об один этот диалог.

-Эй, киса, ты куда?

-Пописать, ты мне всё пузо намял.

29 сентября 2018

Легенда Хрустального озера

1980. Пятница 13-е

- Уезжай. Уезжай сейчас же!

- Уезжать? С какой стати?

- Лагерь заколдован.

- Отлично

Передо мной опять одна из самых длинных франшиз ужасов. Серия хорроров про Джейсона Вурхиса насчитывает одиннадцать фильмов, не считая кроссовера «Фредди против Джейсона». Это, наверное, самая известная франшиза про маньяка-убийцу с того света, разве что по популярности немного уступающая «Кошмару на улице вязов». И вот с чего всё начиналось.

В 1958 году, в лагере «Хрустальное озеро» кто-то убивает двоих вожатых и он закрывается. После нескольких неудачных попыток вновь открыть лагерь, закончившихся весьма печально, люди начинают поговаривать о том, что «Хрустальное озеро» проклято. И вот, спустя двадцать лет, наплевав на все предрассудки, новый хозяин лагеря решает снова его открыть. И начинаются убийства…

Если честно, я видел до этого несколько картин серии, но самая первая прошла мимо меня. Я думал, что она будет представлять собой ориджин (историю происхождения) Джейсона Вурхиса, но увы, об этом лишь упомянули вскользь. И фильм где-то даже разочаровал меня. Немного не этого я ожидал увидеть, равно как и далеко не такую банальную концовку. Поначалу казалось, что это такой сюжетный прием, сохранять всю интригу до последнего, и лишь в конце открыть все карты. Действительно, так и вышло. Вот только финалочка оказалась настолько примитивной, что у меня появились сомнения, а тот ли я фильм смотрю. За неприятный «нежданчик» снижу оценку.

Джейсон Вурхиз уже давно стал культовым персонажем, наравне с другими антигероями. Мачете, хоккейная маска, армейская куртка — это неотделимые аттрибуты, из которых формируется его образ, наводящий ужас на зрителя, и создающий неповторимую атмосферу. Есть ли эта атмосфера в этом фильме? Нет. Тут даже не чувствуется тональности других слэшеров тех лет. Скорее больше отдает Хичкоком, с его тревожным ожиданием и саундтреком, появляющимся в нужных моментах, дабы усилить эффект. Теперь мне понятно, почему вроде бы такой культовый фильм получил две номинации на «Золотую малину». Хорошо хоть создатели быстро поняли свои ошибки, и начали тянуть франшизу в другую сторону. Мистика тут куда более уместней, чем обычные догонялки маньяка и жертвы.

Как ни странно, но помимо того что главный злодей серии получил статус культового, определенную популярность обрела и Бетси Палмер. Появившись в фильме буквально минут на 10, она выдала действительно неплохой и запоминающийся образ, который приглянулся фанатам хорроров. Не скажу, что я сильно впечатлился ее героиней, но по сравнению с остальными действующими лицами картины она стоит на несколько голов выше. Также из приятных сюрпризов можно отметить Кевина Бейкона. Не ожидал увидеть его в молодежном ужастике.

Лично меня фильм разочаровал. В первую очередь финалом. Если уж и знакомится с этой историей, то лучше для этого подойдет ремейк 2009 года.

4 из 10

26 сентября 2018

Лагерь смерти

Давным давно в лесах близ Хрустального озера работал чудный детский лагерь, где работала поваром милая женщина по имени Памела Вурхиз. Вместе с ней постоянно крутился ее маленький сынишка, больной жуткой болезнью гидроцефалией. Не имея возможностью постоянно за ним следить, Памела полагалась на помощь вожатых, но они отвлеклись и юный Джейсон утонул. А затем лагерь накрыла череда убийств, после чего его прикрыли…

Спустя пару десятилетий новые владельцы лагеря решили снова его открыть и набрали молодой персонал, чтобы он принял готовящихся к отдыху детей. Однако праздник девственно чистой природы и веселья был омрачен возвращением маньяка, который не утратил былой ненависти к тем, кто вел себя неподобающим образом и может привести к новой катастрофе.

В принципе фильм Шона Каннингема ничем особенным на фоне похожих слэшеров не выделяется и где-то даже странно, что именно ему приписали статус культа, попутно продолжив серию фильмов о злоключениях молодежи в лагере с несколько большим бюджетом и возможностями. Видимо, зрители просто истосковались по простенькому сюжету без лишнего пафоса. Кроме того, авторы демонстрировали оголенные женские прелести, что во все времена было в ходу.

Видно, что фильм Каннингема был первым в своей серии, от чего в нем просматривается некая дешевизна, однако стоит признать, что смотрится история просто и откровенно надоесть не успевает.

Рекомендовать классику 1980 года можно только самым отъявленным поклонникам жанра, так как она устарела и не в силах соревноваться с новомодными фильмами. Если же вы не фанат подобного рода ретро, то лучше посмотрите что-то более свежее.

6 из 10

4 июля 2018

Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Чи-чи-чи,

А-а-а-а…

(примерно 1-ая минута фильма)

Пятница 13-е

Бетси Палмер за роль в этом фильме была номинирована на «Золотую малину», цирк ходячий. Иногда я поражаюсь всем этим товарищам, которые раздают подобные номинации. Нормально она сыграла. Я вам больше скажу, Бетси Палмер украсила этот фильм своим присутствием. Даже перетянула одеяло на себя. Объясню.

«Пятница 13-е» далеко не самый идеальный представитель хоррора. Давайте уже это признаем. «Кошмар на улице Вязов» будет интереснее. «Техасская резня бензопилой» будет жестче. А «Хэллоуин» — веселее, нет, страшнее. И я не хочу обидеть фанатов Хрустального озера. У меня всегда все субъективно.

Почему так получилось? Потому что Шон Каннингэм режиссер средней паршивости. Он вообще в первую очередь продюсер, а уже потом режиссер. Шон выдает интригующую завязку, но дальше его кино сбавляет обороты. Что происходит в середине фильма? Ничего, детишки бегают, болтают, занимаются сексом. Выкиньте из головы Джейсона, хоккейную маску, мачете и прочую белиберду.

Останьтесь наедине с самой первой «Пятницей 13-е» и вы со мной согласитесь. Кино Каннингэма — утомляет! Все (ну, практически) персонажи абсолютно безликие. Тебе плевать на их жизни с высокой колокольни. Убивают их по очереди, да и пускай убивают, честное слово. Я запомнил только того ненормального дедка на велосипеде, кривлялся знатно. Да и Кевина Бейкона, потому что он Кевин Бейкон. Все!

Поэтому, когда в кадре появилась Бетси Палмер, ваш покорный слуга приоткрыл глаза. Мне стало вдруг интересно. Вторая половина фильма симпатизирует гораздо больше, чем первая. Данной картине безумно важен первый просмотр. Уверен на сто процентов, вы будете удивлены.

Давным-давно я смотрел обычную версию, а сейчас уже какую-то кровавую. Особой разницы не заметил. Единственный момент — топор в голову, хотя может он и в обычной версии присутствовал, не суть. Главное, что старик Том Савини не зря получает зарплату. Да, сейчас его грим не так сильно впечатляет, но раньше было круто.

Еще хотелось бы выделить культовую музыку Гарри Манфредини, мужик попал точно в цель. В итоге мы имеем культовый фильм ужасов (со своими плюсами и минусами). Зарождение оси по имени Джейсон Вурхиз — началось! Не люблю, но уважаю.

P.S.

Вы видели кассовые сборы и бюджет? Быстрее-быстрее снимаем сиквел! Где хоккейная маска? Рано еще, хорошо, тогда мешок на голову натянем, а-ха-ха…

7,5 из 10

25 июня 2018

Сложные роды легенды

Впечатления. На протяжении бОльшей части фильма моим ладошкам было ни горячо, ни холодно, а уж такие ощущения от слэшера неприемлемы. Характеры донельзя собирательные, не харизматичные, и никак особо не раскрыты. Посему, когда загадочный убийца по очереди отправляет молодых людей в мир иной, не ощущается ни чувства сострадания, ни переживания, ни мыслей аки «не смей туда соваться». Даже красота героинь особо не влияет. К слову, убийства не зрелищные и не цепляющие в большинстве своем (лишь момент со стрелами, стоит признать, сильный, здесь сработали на славу). Как следствие, наблюдение за тем, как мамаша Вурхиз бьет по личности последней выжившей не приносит особого морального удовольствия и наслаждения. Собственно, что касается мисс Вурхиз — просто невыносимо ужасная актерка, её мотиву не веришь, а от монологов, где она говорит от имени Джейсона, разит фальшем. Сколько-нибудь интересными представляются финальные минуты с попыткой в напряженность, а отрубание головы — эффектным. Собственно, именно финалочка и заставила слегка ойкнуть, когда сгнивший трупец Джейсона выныривает.

Что понравилось? В душу впала игра с камерой. Действительно интриговала и такие ракурсы заставляли задуматься, находиться ли за углом убийца. Шикарная уловка. Культовые «ча-ча-ча» и нагнетаемая мелодиями атмосфера безысходности — это было классно.

А если подумать? Тем не менее, однозначно оценить первую часть того, что со временем превратилось в культовую франшизу, я не могу. Рецензия на фильм, который вышел 38 лет назад, дело спорное. Как для 1980 это, однозначно, был неплохой опыт в мире кино, открывший новые грани и идеи.

11 февраля 2018

А чего я собственно ожидал?

Год 1980. Пятница 13-е.

Очень давно я хотел посмотреть этот фильм, причем именно оригинал. Так как эта франшиза уже давно перешла в разряд культовых, а персонаж Джейсона Вурхиза стал уже неотделим от хоккейной маски и стал именем нарицательным.

Я даже немного удивился, когда закончил смотреть фильм. Я наверно привык к стереотипу, что первые части долгоиграющих франшиз обычно самые лучшие. Но чтоб так все развернули, даже я не ожидал. Садясь за просмотр я предвкушал кровавую баню и прочие прелести фильмов ужасов 80-х, когда маньяки (а иногда и мертвые маньяки) кромсают незадачливую молодежь, которая не вовремя решила развлечься. Что же я увидел? Ну явно не то чего ожидал. Спойлера в этом нет, но я явно не первый зритель, который в конце этого фильма охнул от разочарования.

Одним из главных козырей Пятницы является актерская игра. Значимую часть фильма конечно вся работа сводится к бестолковой беготне, но все же на начало пришлось немало хороших актерских сцен. Можно даже выделить конкретных актеров. А именно Кевина Бейкона, Эдриенн Кинг и конечно же Бетси Палмер.

Ссылаясь на то что фильму больше тридцати лет, я поставил достаточно высокую оценку. Все-таки для 1980 года это сделано интересно, качественно и оригинально. А главное ново (для тех времен). А так, повезло что я умею не замыленым современностью взглядом смотреть фильмы тридцатилетней давности, так бы влупил единицу за неоправданные ожидания. Средненько, так что четверка.

4 из 10

27 января 2018

Пятница 13-е Часть 1 — «Пятницы больше никогда не будут прежними…»

Количество жертв: 10 + Джейсон Вурхиз

Оружие: нож, наконечник копья, топор, стрелы от лука, мачете и само озеро.

Суеверия, связанные с 13 числом, выпадающим на пятницу, во многих странах и культурах сопоставляют с неудачным днем, предвещающим различные нехорошие события. От религиозных суждений и мистических теорий до медицинских вопросов, рассматривающих боязнь этой даты, как фобию. Существующие многочисленные версии, почему пятница 13 считается плохим днем, не дают все же окончательного ответа на страх перед этой датой. Однако для кинопоколения, выросшего в 80—90х года XX века, популяризацией даты и сформировавшегося впоследствии термина «Пятница 13-е» послужила серия фильмов, первый из которых был выпущен в 1980 году.

Сейчас звучит достаточно странно, но идея фильма про мальчика, родившегося 13 июня 1946 года, который в возрасте 11 лет утонул в свой день рождения в пятницу в летнем лагере из-за недоглядевших вожатых, что привело к серии кровавых убийств, изначально казалась создателям обычной возможность заработать денег на волне успеха вышедших ранее «Техасской резни бензопилой» и «Хэллоуина». Понятное дело, что никто не задумывался к чему все это приведет. Но до появления знаменитой хоккейной маски, до полноценного становления франшизы и выхода в свет многочисленных сиквелов и кучи подражаний, до обретения Джейсоном Вурхизом статуса культовой поп-иконы на экраны вышла самая первая часть этого легендарного сериала.

Часть, которая, несмотря на свою очевидную принадлежность к этой кинофраншизе, всегда стояла особняком от нее. Здесь зритель только знакомится с историей Джейсона, в которой большой упор делается на таинственности, в то время, как режиссёр Шон Каннингем только намекает на возможных убийц через призму местного колоритного населения. А сами убийства начинаются без пояснения причин, о которых зритель постепенно доходит сам, исходя из диалогов героев о прошлом лагеря. В первой части нет резни ради резни, которая лишь зарождается здесь, как отдельная составляющая последующего концепта всей серии.

Команда создателей во главе с режиссером Шоном Каннингемом, сценаристом Виктором Миллером и специалистом по гриму и эффектам Томмом Савини, вдохновленные картиной Джона Карпентера «Хэллоуин», берут его за некий идейный ориентир своего творения и тщательно разбирают на составляющие успеха. Итоговый вариант с рабочим названием «Долгая ночь в кровавом лагере» получается в большей мере триллером, вобрав в себя хорошую режиссуру, леденящий душу саундтрек и качественные убийства. Картина при этом воссоздает наибольшую реальность происходящих событий, от чего от фильма к фильму отходила франшиза все дальше, отправив, в конце концов, Джейсона убивать в космос.

Летний лагерь «Хрустальное озеро», прозванный местными «лагерем смерти», закрытый многие годы, готовится к новому открытию спустя более, чем двадцать лет. Место съемок авторами также выбрано не случайно, так как удачная локация уже навевает чувство чего-то таинственного и пугающего. А замкнутость пространства, в которой оказываются герои-жертвы, где они ограничены в передвижении и возможности позвать на помощь, также играет большую роль для атмосферы фильма. После лет запустения лагерь открывается вновь, чтобы, как оказалось, начать слэшер сериал, длиною в 11 (а там и более) фильмов.

Особняком первый фильм стоит ещё и потому, что своего фронтмена франшиза обретет лишь во второй части и то, только потому, что нестандартный финал первого фильма становится зацепкой и последующим мостиком к продолжению и появлению харизматичного кинозлодея. Наврятли тогда кому-то в голову приходило, что Джейсон Вурхиз, появлявшийся в оригинале всего на несколько секунд, вскоре станет одним из самых узнаваемых кинозлодеев в истории современного кинематографа. А музыкальная тема Гарри Манфредини «ki-ki-ki, ma-ma-ma», сопровождающая его на протяжении всех фильмов, будет не менее узнаваемой и культовой, нежели сам персонаж.

По нынешним временам и современным реалиям, как триллер или ужастик, картина особо то и не пугает и в ней можно найти массу недостатков. Однако важно прийти к пониманию того, что она стала прародителем одной из самых крупных и культовых франшиз в жанре фильмов ужасов на протяжении вот уже многих лет. Успех картины стал поводом для появления огромной волны низкосортных подражателей и откровенных подделок, а сама «Пятница 13» наравне с «Хэллоуином» и «Кошмаром на улице вязов» стала культурным кинонаследием, и полноправным прародителем жанра молодёжного слэшера.

Культовое кино. Классика жанра.

15 августа 2017

Уважай историю!

Что мы имеем? Незамысловатый сюжет, убийцу с жаждой мести, группу молодых людей, пустующий и с плохой репутацией лагерь в лесу, алкоголь, травку, шорты с высокой талией и беззаботные восьмидесятые. Что получаем? Правильно, успешный слэшер!

В прологе нам показывают молодую парочку, которая сбежав с вечера у костра желает уединиться и познать друг друга. Но их планы нарушает здоровенное лезвие ножа. Интрига. И эта интрига сохраняется на протяжении всего фильма, ведь мы не знаем кто и зачем кромсает молодежь.

Казалось бы, ну что может быть интересного в этом, просто поочередные убийства. Возможно именно и простота поддерживала жизнедеятельность желания досмотреть этот фильм. А может быть было просто интересно, как убьют следующего персонажа. Страшно и при просмотре? Ну, точно не в наше время, в 80-е возможно, но точно в не в 2017.

Так же хотелось отметить работу операторов и руководителей декораций. Они свой хлеб ели не зря. Прекрасная передача атмосферы и легкого напряжения (прошу не путать напряжение и страх).

А вот кто действительно не перетрудился, так это- актеры. Из крайности в крайности, честно говоря. В некоторых, рядовых моментах я наблюдал на их лицах не реалистичные эмоции с щепоткой переигрывания, а порой- каменную гримасу (хотя это происходило значительно реже). Некоторым исключением стала главная героиня, такие конфузы происходили с ней реже, но к сожалению она не была их лишена. Так же мною был замечен такой рассинхронизация реальностей (возможно кто- то посчитает это придиркой, но это не так). В развязке убийца с легкость швырнул тело в окно, но спустя некоторое время, в схватке с последней жертвой, он не мог никак с ней справиться. Мелочь, но бросилось в глаза.

Что хотелось бы сказать в итоге. Фильм бесспорно хороший, классика. Все в нем есть. Вот тебе и убийства, вот тебе и обнаженка, вот тебе и догадки кто же убийца. Актеры конечно подвели, но не критично. в итоге получаем:

7 из 10

19 июня 2017

Пятница 13-е

Поджанр» слэшер» окончательно достиг вершины своей славы как раз-таки с появлением культового фильма» Пятница 13-е». Именно после рождения сей кинокартины работы такого жанра стали выходить чуть ли не каждую неделю в течение целого десятилетия.

По сути,' Пятница 13-е» была основана на Хэллоуине и даже взяла некоторые его приёмчики (к примеру, видение происходящего глазами убийцы). Абсолютно никто не ожидал такого убийственного успеха от этого фильма. Кинолента собрала в США 40 млн. долларов при бюджете в 550 тыс. Даже крупная кинокомпания Paramount Pictures заинтересовалась вышедшим шедевром и» приютила» его к себе. Чем же малобюджетный слэшер сумел так напугать зрителей? Какие у него достоинства? Вот сегодня мы это и обсудим!

Многим поклонникам хоррора знакомо такое имя как Том Савини. Этот человек известен своими потрясающими спецэффектами (Рассвет мертвецов, Незнакомец, Маньяк, Сожжение и др. фильмы). Шону Каннингему захотелось, чтобы в его киноленте были хорошенькие спецэффекты. Тем временем кто-то из съемочной группы проглядел Рассвет мертвецов, где преобладал данный атрибут. Так ребята нашли того человека, который их делал, то есть — Тома Савини. Многие убийства персонажей показаны очень и очень реалистично. Даже элементарное убиение топором способно навести жути. Не зря Тома Савини считают Гением крови. Итак, первое достоинство — спецэффекты (а точнее, убийства).

Запомнился мне данный фильм не только вышеперечисленным признаком, а ещё и великолепными зловещими звуками -» ки ки, ма ма». А также шикарной музыкой. Второе достоинство — звуки и музыка.

Нельзя не заметить в этом кино блестящую актёрскую игру. Сыграли блистательно даже актеры с небольшими ролями. Например, старичок Ральф и повариха Энни. Молодцы! Третье достоинство — замечательные актёры и их игра.

Моё последнее и любимое достоинство — непредсказуемая концовка. Как же она в то время напугала неопытных зрителей)

Пятница 13-е имеет десять продолжений, один кроссовер и отличный ремейк.

Смотрите и наслаждайтесь!

10 из 10

7 мая 2017

Before Jason

До судьбоносной встречи с Уэсом Крейвеном на съемочной площадке кровавого слэшера «Последний дом слева», продюсер, режиссер и сценарист Шон Секстон Каннингем не мог похвастаться особыми кинематографическими заслугами, снимая преимущественно забытые и никому не нужные поделки, растворившиеся в истории без остатка. Понимая, что талантом уверенного рассказчика природа его не наделила, Каннигем тем не менее не собирался откладывать излюбленное занятие в сторону, обучаясь у своих более умелых коллег различным находкам, которые могли бы пригодиться ему в будущем. Плодотворное сотрудничество с Уэсом Крейвеном принесло творчеству Каннингема немало плодов, впоследствии чего он вознамерился снять еще одно амбициозное кино, способное вытянуть карьеру неудачливого трудоголика на совершенно новый уровень. Не имя возможности орудовать серьезными деньгами, кинематографист постарался придумать максимально простой в исполнении сюжет, дабы не засиживаться на съемочных локациях и как можно скорее окончить финальную версию монтажа. Окинув взглядом тревожные информационные сводки, описывающие бесчинства неадекватных маньяков, Каннингем трезво рассудил, что лучшего экономного варианта для завязки его ленты все равно не сыскать и отправился вместе с командой в живописный лесной край, чтобы соорудить легенду, сопоставимую по известности разве что с «Кошмаром на улице Вязов».

Итак, сюжет ленты, озаглавленной как «Пятница 13-е», разворачивается на территории старого детского лагеря «Хрустальное озеро», где когда-то произошли весьма тревожные события. Случайная гибель паренька по имени Джейсон Вурхиз привела к череде жестоких смертей местных вожатых, после чего лагерь пришлось закрыть на долгие годы. Вокруг «Хрустального озера» начала ходить невеселая слава, случайные туристы старались обходить его стороной, и только лишь редкие подростки пробирались туда, чтобы как следует повеселиться и пощекотать себе нервы страшными историями. По прошествии десятилетия никто уже даже не помышлял о том, что лагерь когда-нибудь откроет свои ворота, как вдруг на пороге «Хрустального озера» появился предприимчивый делец Стив Кристи (Питер Брауэр), вознамерившийся возродить некогда прибыльный бизнес вне зависимости от того, что думают по этому поводу окружающие. Не испытывая никаких предубеждений, Кристи принялся восстанавливать корпуса, налаживать инфраструктуру и даже нанял вожатых, чтобы без промедления вернуть лагерь в строй. Однако желание построить счастье на костях выстилает дорогу прямиком в преисподнюю. Незримый убийца снова берет в руки нож, чтобы напомнить эту простую истину всем, кто ее опрометчиво позабыл.

Сценарий Шона С. Каннингема со-товарищи не предвещал совершенно никаких неожиданностей и «Пятница 13-е» на деле оказалась обыкновенным молодежным слэшером, чье действие происходит в основном в темную пору времени, чтобы скрыть огрехи в операторской работе и прочие недостатки скромного финансирования. И тем не менее картина обрела культовый статус, превратившись в один из самых популярных слешеров наравне с «Хэллоуином» и «Техасской резней бензопилой». Ситуация с «Пятницей 13-е» еще раз напоминает нам о том, что все гениальное на самом деле просто и вовсе не обязательно закручивать многостепенную интригу, чтобы порадовать благодарную аудиторию. Режиссер пригласил на ведущие роли абсолютно неизвестных, но привлекательных молодых актеров, возвел вокруг них арку секса, наркотиков и популярной в то время музыки, а затем начал планомерно выводить их из сюжета самым что ни на есть бескомпромиссным методом. Для истории не так уж и важно, кто на самом деле выступает убийцей, почему его жажда крови не утолилась и есть ли шанс от него сбежать в целости. В контексте «Пятницы 13-е» основной уклон делается на садистский кошмар, в котором Каннингем неплохо преуспел. А чтобы драматическая линия фильма не погибла в зародыше, режиссер не раз консультировался у своего товарища Уэса Крейвена по поводу того, как наставлять молодых актеров и добиться от них уверенной игры несмотря на то, что они изначально подозревали, что снимаются в необязательной авантюре, которую предположительно забудут сразу после премьеры.

Простота подачи материала Шоном Каннингемом позволила «Пятнице 13-е» стать едва ли не настольным фильмом для всех тех зрителей, которые хотят просто развлечься и ни о чем при этом не задумываться. Но вместе с тем это делает историю пустой и незамысловатой. Единожды ознакомившись с резней «Хрустального озера» ты запоминаешь все детали сюжета, поступки героев и моменты убийств, от чего повторный просмотр фильма не вызывает никакого интереса. Укрепив крепость режиссерской руки под началом умелых коллег, Каннингем тем не менее не сумел превратиться в завлекающего рассказчика, продолжая ремесленнический труд, который заслуживает уважения, но покорить зрительское воображение не в состоянии. «Пятница 13-е» прямолинейна до невозможности, что с одной стороны делает ее отменным развлечением для большой и шумной компании, а с другой заставляет скучать каждого, кто попробует продвинуться вглубь истории чуточку дальше. Но победителей, как известно, не судят и «Пятница 13-е» блестяще проявила себя в прокате, поставив на ноги еще одну невероятно популярную франшизу, плодотворно разрабатываемую в недрах New Line Cinema на протяжении долгих десятилетий.

Из актеров, которые согласились сняться в на тот момент кажущемся совершенно бесперспективном проекте Каннингема можно отметить только одного человека — Кевина Бэйкона, который в особом представлении не нуждается. Отправляясь в логово маньяка родом из «Хрустального озера» молодой Бэйкон исполнил свою роль расслабленно и непринужденно, благодаря чему складывается впечатление, что он взаправду попадает в напряженную ситуацию и за него хотя бы отчасти хочется переживать. Отыграв рядового паренька, балующегося сигаретами и помышляющего о сексуальных отношениях с красотками в манере своего в доску товарища, Бэйкон не особо влиял на сюжетную линию фильма, будучи героем второго плана и не более того. Однако это не помешало ему стать знаменитостью мирового масштаба, в то время как его товарищи по съемкам так и остались невостребованными, навсегда соединив свои судьбы с первой частью «Пятницы 13-е».

В итоге хочу сказать, что «Пятница 13-е», это заслуженный ветеран слэшера и гордость карьеры Шона С. Каннингема. У фильма имеется очень много недостатков, но даже так он смог завоевать место в истории кино, которое у него никто не отберет. Спустя годы после выхода «Пятницы 13-е» ее облик слегка истрепался, и без того сомнительная свежесть идей поросла тиной из того самого озера, близ которого стоит лагерь, и все же его можно рекомендовать поклонникам жанра, которые не прочь узнать, на каких столпах стоит современный слэшер и кого за это стоит благодарить. Тревожного просмотра!

7 из 10

31 марта 2017

Начало положено

Всегда интересно узнать, с чего начинались великолепные серии фильмов, ставшие уже культовыми. Ведь ни у кого нет сомнений в том, что картины из серии «Пятница 13-е» стали культовыми слэшерами.

Идея фильма основывается на беспощадных и методичных убийствах на территории летнего лагеря «Хрустальное озеро». Этот летний лагерь давно пользуется недоброй славой среди местных жителей, так как в 1957 году там из-за недосмотра вожатых утонул мальчик. Именно с этого момента и начинается продолжительная история всеми любимой «Пятницы».

Фильм очень даже хорош. Убийств в нем даже больше, чем в некоторых современных кинолентах. Атмосфера напряженная и волнующая. При просмотре «Пятницы» 1980 года вам точно не будет скучно. Честно говоря, я ожидал худшего. Но здесь у фильма, кроме атмосферы ужаса и неизбежности, есть и детективная линия. Финал вас не разочарует!

Возможно, моя оценка покажется слишком высокой, но я ставлю восьмерку из уважения к тому, что «Пятница 13-е» 1980 года положила начало остальным картинам из этой серии. Если бы не было всех этих историй на территории «Хрустального озера», то не было бы и конкурентов у Фредди.

8 из 10

24 декабря 2016

Пятница 13-е.

Начну я пожалуй с главных героев, а точнее с главной героини, к середине фильма становится ясно, что главная героиня некая Элис, скромная девушка с белыми волосами, которая в начале фильма помогала Стиву Кристи — хозяину Хрустального озера. А вот про злодея я промолчу, так как всеми нами любимый КП не одобряет спойлеров, посмотрите фильм — узнаете и я уверен у Вас отвалится челюсть от такого поворота событий, прям, как у меня в своё время.

В начале фильм нам кажется дружелюбным и весёлым, а вот ближе к середине, когда наступает ночь, фильм начинает превращаться в кровавую баню, что свойственно для слешеров.

Теперь пару слов об актёрах. Из интервью с Шоном Каннингемом нам известно, то что он подбирал на роли хорошо выглядящих ребят, которых можно было бы увидеть в рекламе напитков вроде «Pepsi». Скажу я вам, режиссёр не прогадал, актёры тут подходят, как никак кстати. Глупые подростки, которым ты во время просмотра говоришь, «Ааа, идиот, не ходи туда» и. т. д.

Теперь поговорим немного об операторской работе. Съёмка тут идёт, как во всеми известном «Карпентеровском Хэллоуине», а точнее иногда от первого лица маньяка, а иногда, как в обыкновенном фильме.

Так же я хотел затронуть и музыкальную часть фильма. Музыка была написана композитором Гарри Манфрэдини и является отличительной чертой фильмов ужаса 80-х годов, пианино, нагнетающие шумы, всё, как любят фанаты стареньких ужастиков *таким кстати, являюсь я*.

Думаю на этом у меня всё, фильм я советую к просмотру, только не говорите, что в нём всё предсказуемо, делайте ставку на год выпуска.

21 декабря 2016

Пятница 13-е: Рождение легенды

Лагерь «Хрустальное озеро» пользуется дурной славой из-за ужасных событий происходящих в нем, но спустя некоторое время лагерь вновь решают открыть. Приезжают новые вожатые которые готовят лагерь к летнему сезону, но к ним вместо ожидаемых детей к ним наведывается убийца.

Фильм 1980 года, является первым в известной франшизе «Пятница 13-е. И как положено молодежным ужастикам, он включает в себя весь стандартный набор подобных фильмов, компания молодых людей развлекающихся на прекрасных пейзажах, таинственный маньяк убийца, сложные семейные отношения и не слишком сообразительный полицейский, все предсказуемо но не раздражает.

Актеры все молоды и неопытны, поэтому придираться к ним нет смысла. А вот актриса сыгравшая мать Джейсона является весьма причудливой мамочкой, такую сильную привязанность и материнскую любовь, встретишь не в каждом фильме, она была великолепна. Джейсон Вурхис, главная звезда франшизы, появляется лишь на мгновение, и признаться он является персонажем скорее сочувствие чем страх.

Визуальные спецэффекты и грим, выполнены превосходно, Том Савини этот человек не нуждается в представлении он является мастером своего дела, настоящим художником рисующим самые яркие и запоминающиеся образы, и в большей степени благодаря его кропотливой работе ужасы 80- и 90-х были такими пугающими.

В общем «Пятница 13-е» образцом классического слэшэра сочетающего в себе страх неизвестности и одержимостью местью и яростью. Смотреть рекомендую не только любителям кровавых фильмов, но и тем кто хочет ознакомится с рождением легенды.

8 из 10

Концовка просто блестящая

22 ноября 2016

Конечно классика слэшеров, но не то что бы так её превозносить

Предисловие

В нашем нестабильном мире, где экономика переживает не самые лучшие времена, где отношения между странами скачут от добрососедских до грубой ненависти, где одна субкультура берёт верх над другой, единственное, что остаётся стабильным в этом переменчивом мире — это франшиза «Пятница 13-е». Семь частей этого слэшера выглядят как клоны, да так, что каждый сиквел этого чуда будет верхом оригинальности.

Первая часть вышла в 1980-ом году, и представляет с собой, по прошествии времени, набор штампов: Тупые похотливые подростки, Чудаковатый дядька, одним своим видом говорящий: «В лагере небезопасно», и конечно, Девственница, которая, о чудо! останется в живых. Естественно, девственность это сила!

Однако, оригинальный ход здесь присутствовал: убийцей была женщина. Ну, или нечто, отдалённое напоминающее женщину. А где же сам Джейсон? Он был лишь зомби. И стабильность его вида не прокралась в сиквелы, что печально.

Ставлю этому кину:

8 из 10

13 ноября 2016

А чего я собственно ожидал?

Год 1980. Пятница 13-е.

Очень давно я хотел посмотреть этот фильм, причем именно оригинал. Так как эта франшиза уже давно перешла в разряд культовых, а персонаж Джейсона Вурхиза уже неотделим от хоккейной маски и стал именем нарицательным.

Сначала хотел написать достаточно развернуто, но почитав другие рецензии понял, что ничего нового не скажу. Все уже написано до меня. Так что изложу кратенько первые ощущения.

Я даже немного удивился когда закончил смотреть фильм. Я наверно привык к стереотипу, что первые части долгоиграющих франшиз обычно самые лучшие. Но чтоб так все развернули, даже я не ожидал. Садясь за просмотр я предвкушал кровавую баню и прочие прелести фильмов ужасов 80-х, когда маньяки (а иногда и мертвые маньяки) кромсают незадачливую молодежь, которая не вовремя решила развлечься. Что же я увидел? Ну явно не то чего ожидал. Спойлера в этом нет, но я явно не первый зритель, который в конце этого фильма охнул от разочарования.

Ссылаясь на то что фильму больше тридцати лет, я поставил достаточно высокую оценку. Все таки для 1980 года это сделано интересно, качественно и оригинально. А главное ново (для тех времен). А так, повезло что я умею не замыленным современностью взглядом смотреть фильмы тридцатилетней давности, так бы влупил единицу за неоправданные ожидания. Средненько, так что четверка.

4 из 10

26 сентября 2016

Убийц-психопатов бояться — в лес ни ходить

Жанр слэшер можно считать противоречивым, с одной стороны он очень популярен, такие фильмы как Кошмар на улице Вязов, Хэллоуин, Техасская резня бензопилой знают все. А с другой стороны фильмы в этом жанре все однообразны, многие из них клишированы и предсказуемые, но жанр мне очень нравится. Благодаря ему появилось большое число крутых злодеев: Фредди Крюгер, Майкл Майерс, «Кожаное лицо», Пинхэд. И многие слэшеры стали уже классикой. А самый клишированный, глупый и из самых популярных я считаю серию фильмов Пятница 13-е.

Что же такое Пятница 13-е ? Это очень длинная история о убийствах на «Хрустальном озере» (в оригинале «Кристальном»), эта серия очень глупая, в ней полно нелогичных поступков персонажей, иногда сюжеты тоже не лучше, полно клише, их очень много. Но Пятница 13-е — является классикой и примером отличного слэшера. Первый фильм мне очень нравиться, у него есть атмосфера, ночные пейзажи леса и пустого лагеря, саундтрек Гарри Манфредини делают атмосферу. Саундтрек очень хорош он полон таинственности. Актерская игра невыдающейся, да честно говоря во всех частях франшизы она такая.

А что можно сказать про главных героев, да нечего. Актеры практически не играют. играть им некого — похотливых, глупых подростков. Все они с одним характером и из всех выделяется только главная героиня, потому что она главный персонаж. В общем про главных персонажей говорить нечего, хотя одного из персонажей играет молодой Кевин Бейком. А что про главного злодея, фильм полон таинственности, кто же убийца ? Это зритель узнает в конце. А финал получился тоже глупым за то неожиданным и оригинальным, в сиквелах к нему ни раз будут возвращаться.

Пятница 13-е — это классика ужасов, да сейчас фильм не пугает и убийства сделаны не оригинально и больше за кадром, но раньше это вводило в ужас. Еще первая часть может показаться затянутой, ну зато первая часть самая атмосферная, в ней отличный саундтрек и этот фильм дал начало очень длинной и очень популярной франшизе. Пятнице предсказывали провал, но получилось по другому. Франшиза хоть клишированная и глупая, но мне она нравиться — классика ведь.

9 из 10

25 марта 2016

Имеется лагерь «Crystal Lake» который стоит на озере. К слову, озеро, показываемое в фильме, отнюдь не кристальное. Но не суть. В 1958 году во время самого сезона здесь убивает парочку вожатых. В «наши дни» — то есть 80-ый год — лагерь пытаются открыть заново. И вот в лагерь съезжаются вожатые, чтобы подготовить лагерь. Но их уже поджидает коварный убийца.

Для начала стоит заметить, что никакой привязки непосредственно к «чёрной пятнице» пока нет. Никакой мистики, по сути, тоже. Не знаю, спойлер ли это для вас, но всех вожатых убивала мамаша Джейсона Вурхиза, обезумевшая после того, как из-за недосмотра вожатых её сын утонул в озере. К слову, о нём ничего не говорится, маман выражает любовь, однако во флэшбеке нам показывают пацана-урода с деформированной головой.

Сюжет достаточно прямолинеен и незамысловат, но при этом находит необычный способ доставлять удовольствие. В том смысле, что это слэшер в его исконном понимании, но с необычным приёмом операторской работы. Большую часть фильма мы не видим, кто убивает всех подростков, но камера ставится так, что мы «видим» глазами убийцы. За счёт этого достигается необычный эффект присутствия и даже соучастия, словно это мы убиваем всех этих мерзких вожатых. А они и в самом деле не вызывают особого сожаления.

В целом, смотрится это достаточно бодро, учитывая, сколько прошло лет с выхода фильма и что он из себя представляет. В смысле, что сценарий очень прост, диалоги тоже не вызывают большого восхищения. Но благодаря операторской работе, кровище и основной музыкальной теме фильма смотрится всё это вполне ничего так.

6 из 10

Пересматривать вряд ли имеет смысл, но один раз посмотреть можно. К тому же фильм приятно удивляет малым количеством дешёвых скримеров. И опять же, тогда ещё не было этой моды на дрожащую камеру.

14 марта 2016

Поставил этому фильму оценку «7» и всё по старой памяти. Вот решил сесть и пересмотреть всю серию похождений Джейсона. Первая часть пока отбила эту охоту, слишком велико разочарование.

Это один самых примитивных, нелогичных слэшеров, которые мне приходилось видеть. Здесь идёт борьба, но не на жизнь или смерть, а на звание самого глупого персонажа. Борьба яростная и беспринципная, в ход идут такие запрещённые и дикие для зрительского глаза приёмы, как полнейшее бездействие жертвы, последняя из них всех в этом компоненте безоговорочно победила. Не отстаёт и маньяк, который как только появился на экране, сразу же напрочь подзабыл свои профессиональные навыки, столько раз получил по шее за столь короткий промежуток времени, что появились большие сомнения в его компетентности. На пьедестале двое — победила дружба сценаристов.

Удивительно, что подобные сюжетные ходы сочинялись аж троими. Представляю, сидят и обсуждают — пускай он её в сортире замочит, точно, хорошая идея, но пускай сначала с парнем переспит, точно, хорошая идея… И только благодаря мужской солидарности, зритель хоть чуть-чуть отвлечётся на любовные утехи, но дальше в том же духе. Кто-то куда-то идёт, в полную темноту и там физиономия жертвы на весь экран, затем что-то острое вонзается в бренное визжащее тело. Концовка будет снята абсолютно в другом ключе, но интересней вообще не станет. Всё скатиться в яму, хотя именно здесь сценаристы и пытались удивить зрителя, но топорная актёрская подача убивает наповал и куда безжалостней, все их старания.

Фильм не буду рекомендовать к просмотру, это наискучнейшее зрелище, с совсем уж бездарной актёрской игрой и примитивной операторской работой. Это тот самый случай, когда культовость персонажа работает на рейтинг фильма — Джейсон силён, но не в этот раз. Надеюсь на продолжение.

2 февраля 2016

«chi-chi-chi, ha-ha-ha»

Мое знакомство с оригинальным фильмом состоялось спустя десятилетие после просмотра современных, откровенно посредственных, продолжений. Что же тут таить — слава «Пятницы 13» ушла далеко впереди самих фильмов, сформировав еще одно культовое ответвление от американских подростковых слэшеров последней четверти XX столетия. Чего стоит только практически параноидальный звук, ставший визиткой фишкой франшизы: «chi-chi-chi, ha-ha-ha» и сегодня переосмысленный в рингтонах мобильных телефонов. И хотя картина не пользуется благожелательной критикой, ей трудно отказать в статусе классики американских ужасов, тем более многочисленные сиквелы, пускай и менее прибыльные, говорят за себя.

Концепция истории не нова, но ей по-прежнему можно простить целый ряд наивностей. Группа молодых людей, решивших подработать в качество вожатых детского лагеря, пренебрегают слухами и предубеждениями. Таинственный ореол места кажется им лишь не слишком удачной шуткой. И вот беззаботную молодежь начинают дозировано, но регулярно пускать в расход, нагнетая атмосферу ужаса. Сразу ощущается, что сценарист фильма вдохновлялся уже успешными на тот момент ужастиками. Пробирающий до мурашек вид от первого лица губителя душ прямиком из «Хэллоуина» Карпентера. Сцена в душе и пугающий внутренний голос их «Психо» Хичкока. И, несмотря на обильные заимствования, оригинальный Friday 13 воспринимается с помесью улыбки и дискомфорта. Свои оригинальные наработки вспоминаются и спустя время после просмотра.

Конечно, сегодня подход, даже к повествовательной части, иной, и своеобразная простота и наивность фильма кажется архаизмом. Он излишне медленный, предсказуемый и дешевый, если называть вещи своими именами. Большая часть производственного бюджета ушла на зарплаты съемочной группы. Работа с гримом на уровне студенческого фильма, но этого оказалось достаточно. И все же эта наивность и прельщает, с высоты прошедших трех десятилетий. Интересно просто наблюдать, с какой изощренностью таинственный губитель лишает жизни своих жертв и кем он, в итоге, окажется. Дождь, идущий большую часть основного отрезка сюжета и уединенность лагеря «Хрустальное озеро», создают ощущение спертости и обреченности. Главное, не старайтесь выискивать сорняки в творческом глазу фильма, иначе испортите просмотр.

7 из 10

23 ноября 2015

Пятница 13-е. А помнишь как всё начиналось…

Давно собирался написать про этот фильм ибо люблю его как и весь сериал. И надо сказать не я один, у данной франшизы миллионы поклонников по всей нашей планете. Для ужастика фильм не страшный ведь это слэшер. Как и в большинстве слэшеров здесь льётся рекой кровь, куча трупов, а кто-то притаился в темноте и именно это должно быть устрашающим моментом в фильме. В подобных фильмах зрителя пугают сцены насилия, сцены убийств иногда довольно жестоких, иногда вовсе не заслуженных, а иногда тупых и бессмысленных. Не приятно думать, что тебе кто-то может перерезать горло когда ты, выпив пивка, решил заняться любовью, теплой летней ночью на берегу озера.

Ни раз задумывался, чем же «Пятница 13-е» так привлекает? Наверное у каждого найдется какой-то свой ответ. Думаю, что если бы у фильма не было бы столько продолжений, то он бы не был так популярен. Он остался бы в истории как добротный классический слэшер. Но мы имеем то, что имеем, чему и рады.

Первый раз смотрел фильм лет в 12 ещё в эпоху видеосалонов. И от спецэффектов я просто опешил. Это вам не современная компьютерная картинка, тогда всё было по настоящему. Я не мог поверить глазам — девушке перерезают горло, открывается рана и оттуда хлещет кровь. Как это может быть, ведь видно, что стоит живая актриса. А сцена убийства персонажа Кевина Бэйкона, это вообще был шок какой-то. Вот он лежит на кровати, вот он шевелился и в следующую секунду у него и из груди вылезет пика. Мастерство Тома Савини вызывает восхищение, с такими трюками можно по миру гастролировать. Пожалуй половина успеха фильма это его заслуга.

От главной музыкальной темы просто мурашки по коже. Она держит в напряжении и заставляет настораживаться, а некоторые звуки так и вызывают ассоциации с чем-то колюще-режущем так, что холодок по спине. Гарри Манфредини написал потрясающий саундтрек к этой и последующим частям. А заглавная тема стала визитной карточкой франшизы, как и хоккейная маска.

Что ещё нравится в фильме так это персонажи — обычные парни и девушки, которые решили подзаработать на каникулах и заодно отдохнуть. Они действительно какие-то обычные (это мне нравится и в некоторых последующих частях). В отличии от современных фильмов, здесь нет длинноногих фотомоделей с 4 размером груди, которых в обычной жизни, среди обычных людей вообщем-то и не встретишь. Это добавляет дольку реализма и становится жалко ребят когда начинается резня.

Есть в фильме и детективная составляющая. Убийства показываются от первого лица (интересный ход) и мы до последнего не знаем кто держит нож. А когда оказывается, что это женщина, причем уже не молодая, во уж чего не ожидал так не ожидал. Женщина — серийный маньяк! Где вы в то время такое видели?

Ну и конечно сама концовка фильма, когда утопленник Джейсон выскакивает из воды, заставлял подпрыгнуть на стуле. А после фильма гадать это был сон или нет?

В наше время конечно фильм уже не оказывает того эффекта, но нужно всегда понимать когда снимался фильм, какие возможности были в то время. А значит делать на что-то скидку, а на что-то не обращать внимания, а что-то оценивать соответственно.

Смотрел фильм уже раз десять и конечно, когда-нибудь (может в пятницу 13 -го) пересмотрю ещё раз. Ну если не эту часть, то какую-ни будь точно.

8+ из 10

18 ноября 2015

Много лет назад летний лагерь «Хрустальное озеро» был закрыт после ужасного убийства двух вожатых. После этого лагерь опустел и обветшал. Спустя годы нашёлся энтузиаст, который решил вновь открыть здесь детский лагерь, для чего пригласил несколько молодых людей для подготовки к сезону и последующей работы вожатыми. Однако вскоре стало понятно, что ужасный убийца никуда не делся и всё это время только и ждал возможности вновь пролить кровь на этом проклятом месте.

Честно говоря, я совсем не ожидал, что первая часть довольно длинной серии фильмов «Пятница 13-е» окажется лишена всех фирменных её составляющих, помимо тех, что продиктованы самим жанром «слешер». Если вы тоже думаете, что в картине «Пятница 13-е» всегда был верзила Джейсон в хоккейной маске с мачете наперерез, то вас ожидает сюрприз. Как я потом выяснил этот образ окончательно сформировался только к четвёртой серии франшизы. А пока же, в текущем 1980-м году, мы имеем типичный образец жанра «слешер», переживающего в этот момент всплекс популярности на территории США, начатый Джоном Карпентером и его «Хэллоуином». И, если честно, образец этот далеко не из лучших.

Большую часть фильма я откровенно скучал. Да, не спорю, создателям ленты удалось сотворить весьма удобоваримый «сеттинг» и насытить его неплохой, осязаемой атмосферой — ночь, лес, озеро, ливень плюс музыкальная тема с таинственными перешёптываниями, ставшая впоследствии классической. Однако сюжет, не побоюсь этих слов, примитивен и зануден. Некий таинственный маньяк, до поры до времени «показывающий» камере только свои руки (привет эпохе итальянского «джалло», из которого в итоге и выродился «слешер») методично убивает заранее известное количество жертв. Удивительно, но в том же «Хэллоуине» Карпентеру удалось создать жуткое напряжение, не показав за первые минут 50 ни одного убийства, а вот череда смертей в «Пятнице 13-ой» не вызывает абсолютно никакого душевного трепета. А уж концовка, мягко говоря, удивляет своей неуместностью и отсутствием адекватной логики.

Я не хочу сказать, что этот фильм плох. В рамках своей жанровой принадлежности он, может быть, даже и хорош. Однако он не обладает никакой особенной кинематографической ценностью и художественными достоинствами, которые позволили бы ленте выйти за рамки достаточно узкой области «применения».

6 из 10

13 июля 2015

Хоккейная маска, мачете и «Хрустальное озеро»

«Пятница 13-е» — один из моих любимых ужастиков, да назвать «Пятницу» ужастиком сейчас назвать трудно, но для своего времени он был хитом и страшным. Сюжет в фильме довольно простой — группа подростков приезжает в загород и какой-то маньяк начинает убивать их одним за другим. «Пятница 13-е» входит в списки лучших франшиз-ужастиков такие как: «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой» и «Восставшие из Ада» и не зря, Джейсон Вурхиз — один из известных злодеев в фильмах, его хоккейная маска и мачете как и образ и перчатка с лезвиями Фредди Крюгера как и бензопила Кожаного лица — образуют символы фильмов ужасов.

Саундтрек фильма не сказать что хороший но запоминающейся» чи-чи-чи а-ха-а-ха», а актерская игра так на тройку. У фильме неплохая атмосфера таинственности убийцы, только под конец нам его показывают, на этом и проблема сиквелов, от первой по пятой части Джейсона показывают только в конце, еще проблема сиквелов в том что все части «Пятницы» по сюжету, по персонажам одинаковы.

Но все-же мне нравиться франшиза «Пятница 13-я» — это не оригинальная, не страшная, но неплохая франшиза. Первая часть оригинальней все частей.

6 из 10

25 июня 2015

Там был мальчик

Самый первый, и думаю, не самый известный фильм, но имевший успех. Скорее всего было так. Идея была снять фильм про маньяка, и в принципе на этом закончить. Но благодаря успеху в свое время, создатели решили продолжить историю намного дальше.

Фильм не выделяется хорошей игрой актеров, или какими то сюжетными поворотами. Хотя сюжетная часть в принципе занимательна. Он все таки держит, в напряжении. Сама легенда и страшные рассказы у костра, о озере. Очень много было взято из других картин. Авторы этого и не скрывают. Но есть, что то, в старых фильмах ужасов, зловещего и жуткого, в отличие, от того же ремейка 2009 года. Сейчас так не снимают. Если говорить о ремейке, то он больше похож на высмеивающим оригинал, собирательном образе. Следующие продолжения пятницы имели успех, но с каждым новым фильмом становились все хуже. Все что можно было придумать, они применили в фильмах, заглянув даже в космос, и столкнув Джейсона с Фредди. Каждая новая часть становилась пародией на предыдущий. Тем не менее, общая сюжетная линия оставалась. Пятница 13-е, фильм, о маньяке, давший начало кровавой истории Джейсона Вурхиза.

Не стоит забывать, с чего все началось. Поэтому фильм стоит посмотреть, хотя бы потому что, это теперь уже классика жанра. И он, может даже заставить вздрогнуть. От неожиданности.

8 из 10

18 июня 2015

В 1974 году Тоуб Хуппер снял Техасскую резню. Финальная сцена с Кожаным лицом стала в каком-то смысле культовой, а сама идея о безумной семье людоедов была неплоха, но кому нужен дешевый фильм ужасов, который станет культовым только через 15 лет. Четыре года спустя Карпентер выпустил Хэллоуин, ставший «первым» слэшером в кино; только вот первый — не значит лучший.

Никогда бы не подумал, что 3 часть Пятницы 13 сыграет рекламу всем остальным частям, включая первою. Хуппер и Карпентер надрывались, делая более-менее смотрибельные ужастики, где в одном слабоумное чудовище с бензопилой разделывает инвалида, в другом сбежавший псих молча смотрит на подростков, а Каннингэм протыкает парню горло стрелой. И всё. Эта будет единственная сцена в Пятнице 13, где можно увидеть гибель жертвы и насладитсья ею. Смерти другого расходного материала останутся за кадром. Хотите увидеть финальную битву с боссом — дождитесь пока главная героиня Элис сыграет в догонялки с злодеем, регулярно оглушая его, но не добивая.

От первой части мало что можно получить. Красочные смерти? Саспенс? Умные персонажи? (этот пункт можно пропустить) Нет и нет. Маньяк меточдично зарубает, как скот, тинейджеров, а потом самая везучая особь зарубает его. Стандартная схема в любом слэшере, только здесь подана она безвуксно и неинтересно. Смотреть стоит только ради сцены со стрелой и очень даже приличного финала, навеянный создателям фильмом Кэрри.

Как я уже сказал про Хэллоуин Джона Карпентера — первый, не значит лучший. С Пятницей 13 та же беда — простой проходной ужастик за 700 тысяч долларов, которые больше потратили на актерский состав или просто пустили по ветру. Возвеличивать бы его я не стал. Хотите посмотреть что-нибудь про то, как потрошат подростков в лагере Лазурное озеро — посмотрите другие части Пятницы, особенно 3 и 4 части или ремейк.

9 марта 2015

Игра в прятки

В далеком 1980 году был выпущен довольно неприметный фильм ужасов со скромным бюджетом в 700 000 долларов. Создатели на тот момент еще не знали, что бюджет окупится почти в 57 раз, а их творение станет отправной точкой для выпуска целой серии пугающих кино под названием «Пятница 13-е».

Сюжет. Лагерь «Хрустальное озеро» вновь собираются открыть новые владельцы, несмотря на то, что местные жители называют его «Кровавым лагерем» и считают проклятым местом. Когда-то давно по неизвестным причинам там было совершено убийство двух вожатых. Преступление так и не удалось раскрыть. Новые вожатые не верят всяким слухам и уверены, что за лето им удастся хорошо отдохнуть. Но вместо отдыха им придется постараться выжить…

Хоть у картины и присутствует неплохая предыстория, раскрытая наиболее полно в дополнительных материалах, сама сюжетная линия не блещет оригинальностью и выглядит достаточно прямолинейной. Есть живописное место, убийца и потенциальные жертвы. На всем этом и строится фильм.

Атмосфера. Не стоит недооценивать данное произведение, ведь при достаточно небольшом бюджете лента способна создать жутковатое ощущение реальности происходящего. Мистических событий в «Пятнице» минимум, что позволяет еще больше верить в то, что творится на экране.

Есть и некоторые моменты, которые играют не в пользу картины. Например, Элис несколько раз могла разными способами добить маньяка, но вместо этого… просто убегала куда-нибудь подальше. Все специально затягивается, когда это совсем не нужно. Игра актеров весьма посредственна, убедительный образ удалось создать только Бетси Палмер, за что ей отдельное спасибо. Иногда она тоже переигрывает и ошибается, но номинировать ее на «Золотую малину», я считаю, было ошибкой.

Страх / Напряжение. Ужастик способен напугать впечатлительных людей, подростков и девушек. Остальные будут не без напряжения наблюдать за судьбой главных героев и мысленно стараться подсказать им, что они в лагере не одни.

Музыка. Гарри Манфредини смог написать отличную тему к картине. И пусть она не отличается особым разнообразием, но всего пара звуков способна добавить особой остроты.

Итог. Стоит ли смотреть? Конечно, стоит. Тем, кто еще не знаком с серией фильмов ужасов «Пятница 13-е», следует начать именно с этой части. А тем, кто в детстве уже смотрел картину и пугался, разрешается немного поностальгировать и вспомнить страшные истории, которые они еще детьми рассказывали друг другу темной ночью в лагере.

7 из 10

(66%), для придания фильму особой атмосферы смотреть рекомендуется в Пятницу 13-ого числа.

19 февраля 2015

Рецензия на фильм «Пятница, 13-е» (Friday the 13th) 1980г.

Будь вы хоть трижды людьми верующими, заглядывая в календарь и видя сочетание цифры тринадцать и последнего рабочего дня недели, обязательно заострите на этом моменте своё внимание, вдобавок ко всему постараетесь обернуть зловещую дату в шутливую форму. Дополнительного ускорения чертовой дюжине, для массовой культуры, придал кинематограф, а именно, серия одноименных фильмов. После выхода первого из них в далёком уже восьмидесятом году, пугающее значение — Пятница, 13, в полной мере вошло в обывательский обиход, добравшись, в том числе и до отечественной молодежи. При упоминании, о котором, первой ассоциацией является не столько, день, когда всё валится из рук, а персонаж несущий смерть молодым ребятам. Закреплен эффект, чередой продолжений, компьютерных игр, комиксов и прочего развлекательного материала. Как говорится, куй железо пока горячо.

С момента загадочного убийства прошло двадцать лет, страшная история позабылась и детский лагерь «Хрустальное озеро» решили открыть вновь. Несколько молодых людей занимаются привидением лагеря в порядок, попутно веселятся, расслабляются, занимаются любовью. Все предупреждения местных о проклятом месте игнорируют, а зря, охота уже началась. Один за другим вожатые гибнут. Кто их убивает и сможет ли кто-нибудь остаться в живых загадка.

Для 1980 года, подобные вопросы возможно и являлись загадкой, хотя, наверное, и тогда не составляло особого труда предсказать все сюжетные ходы и вовремя закрыть глаза, когда станет страшно. Проблема в том, что страшно не становится и в целом фильм воспринимается никак заявленные ужасы, а больше в качестве психологического триллера. Не знаю в чем здесь причина, возможно в пресловутых возрастных ограничениях, серьёзно влияющих на уровень сборов. «Пятницу, 13» сегодня можно без особой травмы для детской психики, смотреть вместе со своим ребенком, лишь закрывая ему глаза при виде трупов. Как мне кажется задачей «ужастиков», является не факт демонстрации мёртвых тел, а подготовительный период. То есть, трехсекундный момент убийства, должен предварять, десятиминутный ужас-ужас жертвы, бьющейся в истерике, пугающейся каждого шороха и конечно, зловещая музыка в совокупности со взглядами с той стороны. Все подобные атрибуты, напрочь отсутствуют в этом пятничном фильме, как впрочем, психологизм персонажей и триллера вы здесь так же не дождётесь, все плоско как грудь одной из героинь.

Несмотря на всё вышесказанное, нельзя сказать, что фильм мне не понравился, фильм как фильм, красивая операторская работа, к примеру, уже плюс. Даже наоборот, если рассуждать о фильме не как о слэшере, а как об обычном молодёжном одноразовом времяпрепровождении разбавленном убийствами, то так даже лучше. Особенно для тех, кто как я, к поклонникам жанра не относится, а решил для общего развития ознакомиться с истоками. Меня такая наивная демонстрация сцен насилия, когда даже хочешь испугаться, а не успеваешь, вполне устраивает. Я в своё время от «Секретных материалов» под подушку прятался, а сейчас даже не отвернулся ни разу. К тому же для тех, кому дорого своё время, и нет желания наблюдать монотонно тянущиеся эпизоды, когда герои куда-то бессмысленно идут, есть замечательная функция под названием rewind, воспользовавшись которой, вы ничего не потеряете.

Существенных претензий к фильму всего две. Бессмысленность ввода некоторых актёров, например, Стив Кристи, съехавший Ральф, и в особенности девочка которую убили первой. Надо было постараться так нелепо вывести персонажа из игры, при этом так интригующе его подавать, будто намекая, вот именно она окажется единственной выжившей. И убить её настолько тупо, что сам ход запомнился больше чем персонаж. Кстати, кто-нибудь помнил о ней, в конце фильма? Ну и второй момент, для подобных фильмов актёрская игра лишний элемент, применять его не к чему, главное здесь человеческие фигурки, особенно девушки. Девушки должны быть объёмистыми, с симпатичными мордашками и длинными ножками, сцены оголений обязательны. И что мы видим здесь, таких невзрачных девах, ещё надо постараться найти. Существенный промах продюсеров.

Фильм безбожно устарел, причём в состояние антиквариата он переместился году эдак в 1990. Если рассуждать про фильмы вызывающие страх, были экземпляры пострашнее, как до, так и после. «Пятница, 13» не способен напугать, тех, кто хочет испугаться, тем более не испугает тех, кто на этом жанре собаку съел, не способен заинтересовать независимого зрителя, ни сюжетом, ни работой актёров. Единственная ценность кроется в изначальности истории про данного персонажа, и то ценность довольно спорная, значимая для узкого круга зрителей.

6 из 10

13 февраля 2015

Ужасы Пятница 13-е появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Шон С. Каннингэм. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Том Савини, Кевин Бейкон, Ирвин Кийес, Ноэль Каннингэм, Бетси Палмер, Марк Нельсон, Ронн Кэрролл, Рекс Эверхарт, Рон Миллки, Уолт Горни, Эдриенн Кинг, Ари Леман, Питер Брауэр, Гарри Кросби, Лори Бартрам.

На фильм потрачено свыше 1.В то время как во всем мире собрано 39,754,601 доллар. Страна производства - США. Пятница 13-е — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.