Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пятница 13-е |
английское название: |
Friday the 13th |
год: | 1980 |
страна: |
США
|
слоган: | «You may only see it once, but that will be enough» |
режиссер: | Шон С. Каннингэм |
сценаристы: | Виктор Миллер, Рон Кёрц |
продюсеры: | Стив Майнер, Элвин Гейлер, Шон С. Каннингэм |
видеооператор: | Бэрри Абрамс |
композитор: | Гарри Манфредини |
художники: | Вирджиния Филд, Роберт Тополь, Карон Коплан, Tim Niverth Sr |
монтаж: | Билл Фреда |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 700000 |
Сборы в США: | $39 754 601 |
Мировые сборы: | $39 754 601 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 мая 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Чем старые фильмы ужасов так привлекают современного зрителя? Необычными сюжетами, столь непохожими на однообразные кино-поделки, штампуемые каждый год и именуемые прокатчиком разного рода «проклятьями» и «заклятьями»? Или может забавными спецэффектами, с любовью сделанными режиссёрами-энтузиастами прошлого века? А может монстрами? Маньяками? Мертвецами? И конечно же натуралистичностью с которой все эти злодеи выполняют свою работу на экране! Ведь мы пришли смотреть ужасы, а значит хотим испугаться. Ну хоть немного. И вот с этой задачей, как по мне, «Пятница 13-е» справляется на ура!
Если вы видели Балабановский «Груз 200», то понимаете, что натуралистичность и реалистичность жестокости в кадре влияет и на восприятие сюжета. Особенно, когда зрителю представлена неоправданная и бессмысленная жестокость, с которой он не может делать ничего, кроме как наблюдать. Так вот, в отличии от такого подхода Шон Секстон Каннингем, режиссёр «Пятницы», смог совместить элемент правдивости, естественности всего происходящего и некий элемент комедии.
С одной стороны мы постепенно погружаемся в быт юных вожатых. Благодаря операторской работе зритель начинает действительно чувствовать, что находится в лесу вместе с компанией. Звуки всё это дополняют. Вот ветер дует, а вот дождь стучит по окнам, а вот какие-то шаги раздаются из леса. Или бывает увидишь какой-то силуэт в деревьях на другом берегу реки и начинаешь переживать, а заметят ли его остальные, ведь мы с ними в лагере одни!
Что до комедии, то она тут присутствует и обыгрывает классические запретные темы, привлекательные для тинейджеров того времени - травка и секс, в духе «Что с меня? - Ночь в отеле за городом, Стив» (диалог вожатого с продавщицей в магазине).
Если же убрать оба развлекательный аспекта, то в фильме есть и глубокая моральная составляющая, которую юный зритель, коим я был в 12-13 лет, может и не заметить при первом просмотре. !СПОЙЛЕР! Дело в том, что смерть Джейсона и последующие безумие миссис Вурхиз, как и череда убийств в лагере - всего этого можно было избежать. В первую очередь, благодаря вниманию педагогов по отношению к своим подопечным/ ученикам/ студентам и т.д. Именно невнимательность и безразличие стали катализатором жестокости, ненависти и садизма. А уж если мы вспомним, чем картина заканчивается (или вернее говорить, продолжается в след. частях), то напрашивается ещё один вывод - зло в ответ рождает лишь большее зло.
И так, как вы считаете, можно ли снять действительно красивый фильм об убийствах, при этом вложить в картину моральный посыл? Как по мне режиссеру удалось это сделать. Если Вам нравятся хорошие атмосферные фильмы ужасов 70-х в духе 'Фанатизма' или 'Мартина', рекомендую данный фильм к просмотру!
27 октября 2024
Раз наступила пятница 13-е, пора пересмотреть «Пятницу 13-е». Я смотрел его только один раз лет двадцать назад, когда случайно наткнулся на ночной показ по ТВ. Интересно, как он смотрится 45 лет спустя?
Хоть фильм считается слэшер-классикой, он разительно отличается от своих прямых продолжений. Здесь нет знаменитой хоккейной маски, никаких мачете, никаких брутальных убийств. Да что там, Джейсона Вурхиза даже нет! Но кто же убийца? Именно незнание ответа на этот вопрос и погубила Дрю Бэрримор в «Крике», поэтому не будем спойлерить.
Но очевидно одно: фильм очень сильно состарился. Да, убийства смотрятся все еще эффектно (местами, не будем лукавить), но из-за своего огромного наследия от картины ждешь зрелищности, но это вытекает во множество недостатков.
Во-первых, как говорилось ранее, здесь нет Джейсона. Да, он фигурирует здесь, но лишь как мотив.
Во-вторых, раскрытие убийцы происходит очень странно и внезапно. Хоть здесь и убивают массово, но жертвы даже не знают, что стали целью для маньяка. Убийца расправляется с ними, а другие даже не подозревают, что происходят убийства. Здесь нет саспенса, который заставляет волновать героев. Нет, они просто умирают один за другим, пока не остается классическая королева крика, которая даже не знала, что ее друзей убивают.
В-третьих, принято считать, что «Пятница 13-е» запустила штамп о тупых подростках, которых очень кроваво убивают. Но в фильме нет подростков. Герои — вполне себе взрослые вожатые лагеря. Ну, может быть студенты или старшеклассники, но точно не классические подростки.
И в-четвертых, самое печальное. Как полагает таким старым фильмам, здесь очень медленный темп. Может, для 80-х это был самый зрелищный и драйвовый фильм, но сейчас понимаешь, что некоторые сцены невероятно затянуты. Долгая и нудная погоня, прихорашивания у зеркала, ремонтные работы — ты просто сидишь и скучаешь, наблюдая за пустыми сценами ни о чем. А может, они сделаны нарочно медленными, чтобы зритель обрадовался тому, что героев убивают, ведь они убили наше время?
А финальный бой — это то, как не надо снимать, даже если у вас амбициозные и революционные взгляды на жанр. По своей нелепости и нерасторопности его можно сравнить с битвой Джеймса Т. Кирка с горном в сериале «Звездный путь».
Что в итоге получаем? Если закрыть глаза на то, какое наследие он оставил и какое влияние на поп-культуру он оказал, сейчас этот фильм — весьма проходной слэшер, где даже крови нет. Он скучный, нелепый, а герои ни чем не привлекают.
Но это не значит, что на него можно забить. Спецэффекты Тома Савини все еще смотрятся эффектно, а убийцу с хорошим мотивом не так часто встретишь даже в современных фильмах.
Кому советовать: для тех, кто хочет ознакомиться с классикой и понять, откуда растут ноги у слэшеров.
5 из 10
13 сентября 2024
Один из классических слэшеров тех ранних 80-х. Фильм можно сказать появился спонтанно. Шон С. Каннингэм продюсировал один фильм и ему в голову пришло название для ужастика 'Пятница 13-е'. Это название звучало очень заманчиво и продаваемо, и он пошёл снимать. Вот только он не знал о чём будет фильм, а когда посмотрел на 'Хэллоуин' понял, что это будет слэшер, а сюжет допишем потом.
Если сравнивать этот фильм с другими слэшерами, как тот же 'Хэллоуин', то он выглядит очень обычным и непримечательным, но эй, это были ранние 80-е, людей тогда можно было напугать чем угодно, слэшеры тогда ещё не были кровавыми, а 'Пятница 13-е' как раз начала этот тренд на кровь.
Как я говорил выше, сценарий писался на ходу, например, сцены со змеёй и монополией на раздевание появились в фильме спонтанно. Но при этом сцены, которые должны вызвать маленькую дольку напряжения работают, в этом помогает музыка, которая врезается в память так же, как и основная тема 'Хэллоуина'.
Актёры здесь сыграли нормально, но мне кажется, что одного из актёров переозвучили во время крика, ведь лицо вообще не было похоже на кричащее. Персонажи... я забыл сказать, фильм так же начал тренд на тупую молодёжь. Здесь они вожатые, которые должны подготовить лагерь, но они занимаются всем, кроме работы. Но финальная героиня получилась симпатичной (в плане характера).
За смерти здесь отвечал Том Савини, человек, который мастер практических эффектов, а в этом фильме он научился делать кровь более красной. Сами смерти выглядят хорошо и запоминаются, даже при своей обычности. Моё любимая смерть здесь, это третья.
Тут пока, что не появился Джейсон, которого все знают, но маньяк в этом фильме всё равно получился запоминающимся и с хорошим мотивом.
Итак, фильм пугает? В общем нет, развлекает? Да. Я рекомендую вам посмотреть данный слэшер, хотя бы из-за понимания, как всё началось.
До следующей рецензии.
12 ноября 2023
1980 год. В самом расцвете золотой век слэшера в кинематографе, ведь буквально недавно вышел феноменальный «Хэллоуин» Джона Карпентера. Товарищ Шон Каннингэм, который находился под огромным впечатлением от вышеупомянутого фильма, решил снять свое кино «с блэкджеком и …», как говорится. К тому же, опыт у него уже был – в 1972 году он вместе с Уэсом Крейвеном работал над «Последним домом слева».
Итак, перед нами хоррор Шона Каннингэма «Пятница, 13-е». Культовая классика, объект пародий и подражаний – что еще нужно говорить про этот фильм? Скажу сразу, мне кино нравится, но в этом отзыве (несмотря на его зеленый цвет) я бы хотел уделить внимание и недостаткам в том числе.
В 1957 году в лагере «Хрустальное озеро» тонет парень по имени Джейсон Вурхиз. Сверстники над ним смеялись из-за его особенности (Джейсон был гидроцефалом), он решил понтануться и переплыть озеро, но не задалось. Год спустя в этом же лагере кто-то убивает пару вожатых, которые решили уединиться с известной целью. «Хрустальное озеро» становится печально известным местом, и его закрывают вплоть до 1980-го, когда один авантюрист решает его отреставрировать и открыть заново. Когда он с будущими вожатыми приезжает на место, сначала все складывается хорошо. Но затем начинаются убийства…
Сразу после выхода фильм получил две номинации на «Золотую малину». Почему? Я не знаю, что в головах у этих киношников, но давайте признаем – «Пятница, 13-е» все же проигрывает другим культовым хоррорам (например, «Техасской резне бензопилой» или «Хэллоуину». Фредди Крюгер на экранах еще не появился). Да, лагерь на озере станет по-настоящему классическим местом для резни в будущих фильмах (буквально недавно посмотрел девятый сезон «Американской истории ужасов», где эту идею довели до полного абсурда). Но что происходит в первой части «Пятницы»?
Добрую половину фильма герои занимаются типичным подростковым досугом – плавают, общаются, пьют, занимаются сексом. Однако, за исключением Неда и главной вожатой, персонажи особо не выделяются. То есть «Пятница» уже с самой первой серии становится тем фильмом, где мы будем болеть за маньяка, подсчитывая количество трупов к концу. Именно здесь зарождается образ типичного американского подростка, которому ничего не нужно, кроме выпивки и секса. Да, возможно, в первой серии герои еще не так тупы, как будут в следующих частях, но начало уже положено.
Тем не менее, именно этот фильм стал самым известным представителем жанра, где откровенно тупые подростки попадают на нож маньяка. Кстати, самого Джейсона тут еще нет. Знаю, что личность маньяка многим уже известна, но все же не буду про это писать, вдруг кто не смотрел это кино. В общем и целом – действительно классический ужастик про лагерь на озере и подростков, которые сами попадают на нож. Пусть и со своими недостатками, но зато с гримом Тома Савини и музыкой Гарри Манфредини (который потом ушел работать к Дэвиду ДеКото).
Спасибо за внимание
7 из 10
9 ноября 2023
1980-е - время расцвета жанра ужасы. Чуть ли не каждый новый год ознаменовывался тем или иным киношедевром. Начало было положено в 1980-м году, когда в прокат вышла картина ' Пятница 13-е ' режиссера Шона Каннингема. Впервые я посмотрел этот фильм в середине 1990-х на видеокассете, которую приобрел на ближайшем к дому рынке. Фильм американских кинематографистов, снятый по всей видимости в основном для молодежной аудитории.
В картине показана история молодых людей, решивших провести летние каникулы в дали от городской суеты, в уютном загородном лагере под названием ' Хрустальное озеро. ' Здесь затрагивается тема взаимоотношений внутри трудового коллектива и в том числе отношения между лицами противоположного пола с характерными проблемами для данной сферы жизни.
Действие картины происходит в летний период, в сезон отпусков. Место действия, как замечено выше, загородный лагерь. Сюжет крутится вокруг злоключений группы молодежи, осваивающих местные красоты и совмещая это с трудовой деятельностью.
Тут нет как таковых главных и второстепенных персонажей. Режиссер постарался каждому герою уделить свою порцию внимания. По ходу действия фильма зритель сам может выбрать героя или героиню, которые ему наиболее близки.
Местные пейзажи достаточно привлекательны. Природа живописная. Тут тебе и озеро, где можно искупаться во время отдыха и огромная территория для различных забав. В общем картина радует глаз.
Запомнилась сцена с поварихой Энни, чьи кулинарные деликатесы так и остались не опробованными обитателями лагеря. Чему виной неизвестный хозяин или хозяйка весьма внушительного Джипа Вранглера. Зритель сам должен додумывать происходящее на экране. Собственно этим и привлекателен фильм, что так и не понятно, кто же скрывается за убийствами группы молодых людей, совмещающих трудовые будни с активным отдыхом.
Манера съемок и сцены убийств таковы, что зритель находится в постоянном напряжении. Атмосфера фильма - это сочетание обычных дней молодых американских студентов с резким переходом в сторону нагнетания страха с последующими убийствами. На этом собственно картина и держится. Этим фильм и привлекает.
Нужно отметить саундтреки к фильму и музыкальное сопровождение. Работа композитора заслуживает самых лестных слов.
Актерская игра хорошая, но выделить особо некого за исключением может только колоритной женщины, появившейся ближе к концу фильма на том самом джипе и по всей видимости имеющей отношение к убийству поварихи Энни.
В общем и целом Шону Каннингему удалось передать характеры своих героев, благодаря чему каждый из них запоминается тем или иным образом.
Этот фильм послужил отправной точкой для следующих частей, которые вышли в последующие годы.
Данная картина рекомендована любителям старых добрых фильмов ужасов с незатейливым, но интересным сюжетом.
7 из 10
14 сентября 2023
Эх, вот честно признаюсь - не поклонник я слэшеров, то бишь фильмов с кучей обнаженки, мертвых тел и убийцы-маньяка - однако, примерно 6 лет назад удалось пересмотреть все части одного сериала, который с детства вызывал мое любопытство и немного страх (наверное, само название - поскольку самого фильма я не видел в детстве) - итак, что перед нами - обычный слэшер про маньяка или все таки лихо закрученный детектив ? Проверим. О сюжете - в некоем месте штата Нью-Джерси (недалеко от Нью-Йорка) происходят некоторые странные события - пропадают подростки - местные жители грешат на маньяка (за местных жителей отвечает псих (хотя псих ли) по имени Ральф), а подросткам (один из них, между прочим, с лицом начинающего Кевина Бейкона) хоть бы хны - их, естественно, интересуют совсем 'другие дела' (ну вы поняли) - эх, знали бы они, что нельзя этим до свадьбы заниматься - глядишь и уцелели бы, а так! Короче типичная затравка для фильма ужасов - эх, если бы все так было просто! Потому как наступает самое интересное - два хитреца - Виктор Миллер и Рон Курц задумали одну неслыханную дерзость - подавать историю от лица маньяка! Таким образом, становится непонятным - кто же совершает эти преступления - сам Джейсон или его мать - камера оператора передвигается таким образом, что неясно кто же является настоящим убийцей - остается только гадать - это я оставляю тем, кто прочитает эту статью или посмотрит сам фильм. Об актерах - кроме выше упомянутого Кевина Бейкона, можно вспомнить Бетси Палмер, ну и Эдриенн Кинг хороша, чем то внешне напоминает Лори Строуд из Хэллоуина - остается только поставить оценку:
7 из 10
30 марта 2023
Фильм начинается достаточно бодряще. Сцена убийства двух подростков неизвестной фигурой в качестве флешбэка. Легенда гласящая о проклятии лагеря, в который как раз направляется одна из потенциальных жертв. Историческая справка произошедших в данном месте разного рода смертельных событий.
Этими элементами с самого начала создаётся интересная атмосфера таинственности и опасности, а это продуктивно заинтересовывает.
Поджанр слэшер является ведущим в данном произведении. Фильм наполнен приличным количеством убийств от рук маньяка. Только проблема в том, что качественный слэшер предполагает не только многочисленные убийства, но и их демонстрацию, в то время как в картине, большая часть происшествий со смертельным исходом не представлена для глаз зрителя. А те, что предоставлены, хоть и обладают достаточно впечатляющими спецэффектами в некоторых случаях, в основном проходят слишком быстро и без особого многообразия действий. Из-за чего зрелище выглядит во многом скучно.
Музыка хоть надолго в памяти не задерживается, и всё-же звучит ярко, украшает ту или иную сцену своим соответствием. А вот сьёмка порой вводит путаницу. В некоторых сценах камера слишком подвижна и плавает, из-за чего создаётся впечатление, что маньяк прячется за деревом и следит за персонажами, но затем персонаж проходит вплотную к камере, из чего следует, что это не маньяк, а оператор. Мне это не по вкусу, ведь сцена снятая таким образом навязывает мысли, что это актёры, которых записывают на камеру. Происходит выпадение из иллюзии, что всё происходит на самом деле, а это в свою очередь в моём случае весьма вредит погружению.
Актёрская игра либо средняя, либо неубедительная. За исключением главного отрицательного персонажа, это самая сильная актёрская работа в пределах этого фильма и хорошее исполнение в общем.
Напоследок хочу подметить интересную находку, выражающуюся в выборе образа для убийцы. Полагаю, что это в большей степени будет актуально для человека, посмотревшего фильм в 2023. Потому что сейчас имеется множество киновселенных с маньяками, реализованными с совокупностью особых признаков одежды, используемого оружия, поведения. Которыми они выделяются и отличаются от нормальных людей. По крайней мере в области внешности, ничто не указывает на способность этим человеком совершать все те зверства, фигурирующие в фильме, что придаёт представленному персонажу изюминку перед большинством маньяков в слэшерах и ведёт к неплохому сюжетному повороту.
Простая идея с интригующей завязкой, интересным в определённом взгляде антагонистом, но с достаточными проблемами в реализации главной составляющей - слэшере и не исключительно...
5 из 10
7 февраля 2023
Ужасы №43
Год 1980
- Предупреждаю. Вы обречены если останетесь.
Впервые я посмотрел этот фильм еще в далеком детстве, когда только начинал знакомится с жанром хоррора. К тому времени уже существовали целые франшизы, которые строились вокруг одного персонажа. «Хэллоуин» был одним из первых ужастиков, что я посмотрел. Вскоре дело дошло и до «Пятницы 13-е». Пересмотрев его спустя много лет я был даже немного удивлен. Но обо всем по порядку.
Небольшая группа молодых вожатых приезжает в лагерь “Хрустальное озеро”, чтобы подготовить его к летнему сезону. Когда-то здесь произошел несчастный случай, после которого лагерь был вынужден закрыться. Но теперь “Хрустальное озеро” вновь готовится к открытию…
Лично мне франшиза «Пятница 13-е» не особо то нравилась в свое время. Особенно самая первая часть. Если бы я посмотрел ее не в детстве, а сейчас, то вряд ли бы она меня зацепила вообще. Слишком уж всё запутано, да и к тому же финал меня не впечатлил. Однако в более юном возрасте, когда боишься буквально всего на свете, «Пятница 13» выглядела гораздо пугающе. Теперь же, когда насмотрелся различных современных хорроров, эта франшиза вовсе кажется слишком простенькой, и где-то даже немного примитивной.
Мне уже начинает надоедать тот факт, что какой бы фильм я не начал смотреть, то похожий сюжет уже где-то мелькал до этого. Оригинальности вообще никакой. «Пятница 13-е» состоит из различных шаблонов и клише только на половину. По крайней мере ничего похожего я нигде не видел до этого.
Визуально фильм совсем простенький. Никаких визуальных эффектов, или же чего-то подобного я здесь не увидел. Хотя для слэшеров они особо и не требуются. В далекие 70-е и 80-х еще не нужных были мега крутые спецэффекты или какие-либо другие компьютерные примочки, коими сейчас пичкают современные слэшеры. Зрителям было достаточно того, что на экране происходит очень жуткое зрелище, от которого бегут мурашки по коже. Это уже впоследствии, с выходом каждой новой части, фильмы о Джейоне Вурхизе становились более кровавее, и уже в некоторых моментах можно было увидеть компьютерную графику. Самая же первая часть франшизы этим пока похвастаться пока увы не может.
Актерский состав. Вот тут оценивать сложнее. Во-первых, в касте присутствует легендарная Бетси Палмер, и один из моих любимых актеров Кевин Бейкон. С другой стороны, целая куча малоизвестных ноунеймов, бестолково размахивающих руками и пытающимися изобразить подобие страха. Так если кто-то хочет увидеть здесь актерскую игру уровня Оскара, то это явно не тот фильм.
Хочется отдельно отметить «Пятницу 13-е» как долгоиграющую франшизу. Она, конечно, легендарна, но всё же чего-то в ней не хватает. Может мистики, а может чего-то еще. Более поздние сиквелы всё же определились в жанре, но именно первый фильм серии неоднозначен, и немного выпадает из общей стилистики.
Пугает ли это кино? Самая первая часть может кого-то и испугает. Лично мне было скорее скучно, нежели страшно. Слэшер и так далеко не самый страшный поджанр хоррора, так и первая “Пятница 13-е” получилась немного лайтовой. Даже сиквелы и современный ремейк вышли куда более пугающими. Так что за это сильно снижу оценку фильму.
В конце хотелось бы сказать одно – это самый слабый фильм из всей франшизы. Последующие его продолжения, а так же кроссовер и перезагрузка, гораздо интересней. Так что рекомендую их к просмотру тоже.
4 из 10
8 января 2023
Ужасы #9
- Лагерь “Хрустальное озеро” заколдован.
- Отлично
На 70-е и 80-е пришелся расцвет фильмов жанра слэшер. Много культовых работ вышло в этот период, а некоторые даже разрослись до целых франшиз. Большинство из них даже снимаются до сих пор. «Пятница 13-е» как раз из таких. Первый фильм из серии вышел более сорока лет назад, и тут же стал популярным.
Много лет назад лагерь “Хрустальное озеро” был закрыт после того, как в нем была совершена серия жестоких убийств. Спустя несколько десятилетий новый хозяин лагеря решает вновь открыть его, и посылает несколько молодых вожатых подготовиться к открытию. Вот только убийства начинаются вновь…
Классика жанра, а этот фильм один из ее представителей. Причем не самый лучший. Как и всегда, группа молодежи – ограниченное пространство – где-то рядом бродит убийца. К нашему времени этот шаблон уже настолько заездили, что можно предсказывать чуть ли не поминутно как будут развиваться дальнейшие события. Кого убьют первым, а кто останется в живых. Это уже даже не шаблон, а готовый материал. Вписывай свое место действия и имена персонажей, и вуаля – новый слэшер готов. Вот только с «Пятница 13-е» относится еще к тому времени, когда слэшерами можно было еще кого-то удивить, и даже напугать. Сейчас это сложновато, как бы не старались голливудские киноделы, клепая бесконечные ремейки и разные своевольные версии известных хорроров.
Фильм открывает коротенькая предыстория, из которого зритель узнает о событиях, произошедших задолго до сюжетной линии. Далее история начинает постепенно разгоняться, вводя в курс дела, а заодно знакомя с главными героями. Ну хоть сильно не стали с этим затягивать. Чуть позднее сюжет начинает путать, постоянно пытаясь пустить по ложному следу. Лично меня при первом просмотре удалось обмануть. Но ненадолго. Когда начинает происходить главное действие, то сюжетная линия попросту отключается и все оставшееся время зритель наблюдает бестолковую беготню от убийцы. Но надо отдать должное – интригу держат до самого конца. И финал… Такого разочарования я не испытывал уже давно. Правильно говорят, что первые части долгоиграющих франшиз не всегда являются лучшими.
Каких-либо визуальных эффектов нет. Даже излюбленного в те годы пластического грима нет. Но присутствуют некоторые технические приемы, используемые до сих пор, так что не всё с этим фильмом потеряно. Есть на что посмотреть.
Актерский состав меня не особо порадовал. Обычно для подобных слэшеров набирают малоизвестных молодых актеров. Каких-либо выдающихся актерских навыков от них не требуется, разве что для создания эффекта толпы. А в остальном как обычно, кричи и убегай. Хотя я удивился, когда увидел в фильме Кевина Бейкона. Я знал, что он снялся далеко не в одном фильме ужасов, но в настолько старом не ожидал его увидеть.
Может ли этот фильм сейчас кого-то напугать? У ремейка, снятого в нулевых, это получилось. Вот только там главная сюжетная линия подверглась большим изменениям, что сыграло на пользу. А вот оригинал вряд ли кого-то сейчас сможет кого-то напугать. Разве что человека, который будет смотреть его впервые.
В остальном фильм мне не очень понравился. Я видел все части этой франшизы, включая кроссовер с Фредди Крюггером, и могу сказать, что это худший фильм из всей серии. Он не оправдывает ожидания. Когда слышишь словосочетание “Пятница 13-е”, то на ум приходит нечто нехорошее. Может даже мистическое. Но никак не этот фильм.
5 из 10
4 марта 2022
Год 1980. Пятница 13-е
- Lucky 13? I think not.
К 1980-му году слэшеры уже плотно укрепили свои позиции в жанре хорроров, не без помощи таких легендарных фильмов как «Хэллоуин» и «Техасская резня бензопилой». К началу 80-х у «резни» вышло уже несколько сиквелов, и все начали потихоньку уставать от звуков бензопилы. На радость зрителям появился режиссер Шон Каннингэм, чтобы рассказать совершенно новую историю. Ей и стала «Пятница 13-е»
Долго пустовавший лагерь «Хрустальное озеро» вновь открывается. Несколько молодых людей и девушек, будучи новыми вожатыми лагеря, приезжают на несколько недель раньше открытия, чтобы навести там порядок. Но с лагерем связано страшное суеверие, из-за убийств, совершенных годами ранее. Но молодежь не верит в суеверия. А зря…
Как все знают, практически во всех долгоиграющих франшизах самый первый фильм зачастую является лучшим из всех. Но иногда бывает так, что сиквелы превосходят оригинал. Тому пример «Терминатор 2». Или же бывает что другие фильмы серии являются лучше (Кошмар на улице Вязов 3). Но самое редкое, это когда первый фильм франшизы худший среди всех. Вот это как раз про «Пятницу 13-е».
Сюжет может и был свеж для 1980 года, но к нашему времени он затерт до дыр. Молодежь, веселье, маньяк, убийства. Вот только одно из главных отличий первой пятницы в том, что зритель видит убийства глазами маньяка от первого лица. Такой прием уже использовался много раз, но тут присутствует обманка. Спойлерить не буду, но я до самого конца не мог понять в чем дело. Наверное, один из немногих плюсов в фильме.
Актерский состав не блещет звездами, но было приятно увидеть молодого Кевина Бейкона. Одна из его первых ролей в кино и справился достаточно неплохо. Хотя роль у него не самая крупная, да и в слэшерах ничего сверхъестественного от актеров не требуется. Также было приятно увидеть Бетси Палмер. Шикарная актриса, и, если бы не ее роль в «Пятнице 13-е», то вряд ли молодое поколение знало бы ее.
В целом фильм неплох для типичного слэшера. Соблюдены все законы жанра. Единственным главным минусом можно считать неоправданные надежды. Я жаждал увидеть ориджин одного из главных героев фильмов ужасов, а увидел, мягко скажем, немного не то. Однако до последнего момента, в некотором роде, я получил желаемое, хоть и косвенно. Еще можно минусануть за длинные бессмысленные диалоги ни о чем. Хронометраж фильма маленький, всего полтора часа, но благодаря им время растягивается до бесконечности.
Рекомендую этот фильм всем любителям слэшеров и поклонникам хорроров 80-х. Как минимум для того, чтобы узнать, откуда появился знаменитый неубиваемый маньяк в хоккейной маске Джейсон Вурхис. По крайней мере историю его происхождения.
5 из 10
3 июня 2021
Год 1980. Пятница 13-е
- Lucky 13? I think not.
К 1980-му году слэшеры уже плотно укрепили свои позиции в жанре хорроров, не без помощи таких легендарных фильмов как «Хэллоуин» и «Техасская резня бензопилой». К началу 80-х у «резни» вышло уже несколько сиквелов, и все начали потихоньку уставать от звуков бензопилы. На радость зрителям появился режиссер Шон Каннингэм, чтобы рассказать совершенно новую историю. Ей и стала «Пятница 13-е»
Долго пустовавший лагерь «Хрустальное озеро» вновь открывается. Несколько молодых людей и девушек, будучи новыми вожатыми лагеря, приезжают на несколько недель раньше открытия, чтобы навести там порядок. Но с лагерем связано страшное суеверие, из-за убийств, совершенных годами ранее. Но молодежь не верит в суеверия. А зря…
Как все знают, практически во всех долгоиграющих франшизах самый первый фильм зачастую является лучшим из всех. Но иногда бывает так, что сиквелы превосходят оригинал. Тому пример «Терминатор 2». Или же бывает что другие фильмы серии являются лучше (Кошмар на улице Вязов 3). Но самое редкое, это когда первый фильм франшизы худший среди всех. Вот это как раз про «Пятница 13-е».
Сюжет может и был свеж 1980 году, но к нашему времени он затерт до дыр. Молодежь, веселье, маньяк, убийства. Вот только одно из главных отличий первой пятницы в том, что зритель видит убийства глазами маньяка от первого лица. Такой прием уже использовался много раз, но тут присутствует обманка. Спойлерить не буду, но я до самого конца не мог понять в чем дело. Наверное, один из немногих плюсов в фильме.
Актерский состав не блещет звездами, но было приятно увидеть молодого Кевина Бейкона. Одна из его первых ролей в кино и справился достаточно неплохо. Хотя роль у него не самая крупная, да и в слэшерах ничего сверхъестественного от актеров не требуется. Также было приятно увидеть Бетси Палмер. Шикарная актриса, и, если бы не ее роль в «Пятнице 13-е», то вряд ли молодое поколение знало бы ее.
В целом фильм неплох для типичного слэшера. Соблюдены все законы жанра. Единственным главным минусом можно считать неоправданные надежды. Я жаждал увидеть ориджин одного из главных героев фильмов ужасов, а увидел мягко скажем немного не то. Однако до последнего момента, в некотором роде, я получил желаемое, хоть и косвенно. Еще можно минусать за длинные бессмысленные диалоги ни о чем. Хронометраж фильма маленький, всего полтора часа, но благодаря им время растягивается до бесконечности.
Рекомендую этот фильм всем любителям слэшеров и поклонникам хорроров 80-х. Как минимум для того, чтобы узнать, откуда появился знаменитый неубиваемый маньяк в хоккейной маске Джейсон Вурхис. По крайней мере историю его происхождения.
5 из 10
4 марта 2021
Пятница 13-е (1980)
Зря вы деда не послушали, ребят…
Сюжет крутится вокруг нескольких подростков, что хотят стать вожатыми во вновь открытом лагере «Хрустальное озеро». Лагерь прикрыли после того, как в 50-х кто-то устроил неплохую такую резню. Но, похоже, жизнь ничему не учит главных героев… Они приезжают в лагерь, и резня начнинается вновь.
Что тут сказать? Сюжет и вправду не блещет интеллектом, как и персонажи, как и сама концовка. Но кого это волнует, боже? Это же один из самых классных хорроров эпохи 80-х!
Фильм развлекает, моментами пугает скримерами (а они тут есть), не щадит литры крови и просто чарует своей атмосферой. Конечно, иногда проскакивают и моменты дешивизны картины- но это прощается. Да и сборы показывают то же самое. Зрителям такое кино зашло и продолжает заходить. Я всё ещё верю, что в будущем будет перезапуск этой франшизы.
Но что тут до убийцы? А он не показывает своего лица до самого конца. Хотите увидеть каноничного Джейсона в хоккейной маске и с мачете? Мотайте на 3Dшную третью часть. Как такового Джейсона здесь не будет. Но ради справедливости стоит отметить, что убийца здесь весьма крут, и если и уступает Джейсону, то совсем на немножко.
Фильм классика. Фильм легенда. Фильм- целая эпоха, создавшая вокруг себя целый культ. Я люблю его.
Как от преданного фаната, крепкие
7 из 10
Особая рекомендация- смотреть фильм в переводе Живова или Гаврилова. Так атмосфера будет ещё лучше.
12 февраля 2021
Пятница 13-е
В начале, был Альфред Хичкок. И Альфред сказал: «Пусть будет Психо.» И вышел Психо, в сочетании с повсеместной радостью. Среди тех, кто радовался, был один молодой человек. Он один во всем мире обладал силой и мастерством, чтобы ответить Хичкоку и его Психо и двигать историю жанра «ужас» вперед, почти двадцать лет спустя, в эпоху, когда Норман Бейтс, казалось, уже вне конкуренции. Его имя, кстати говоря — Джон Карпентер и он сказал: «Да будет Хэллоуин.» И вышел Хэллоуин, в сочетании с повсеместной радостью.
Не самое оригинальное кино «Пятница 13-е» куда больше возведено в культ, чем оно этого заслуживает, и, несмотря на то, что оно является зачинщиком большинства клише, которые мы теперь уже хорошо знаем (и любим, конечно), этот фильм, остается для меня неэффективно исполненным и подозрительно скучным. Как и прежде, подросткам угрожает психопат-убийца, но Шон добавил чуть-чуточку больше насилия, секса, крови и резни. На своей волне, данное кино оставило нас с некоторыми стандартными правилами и условностями. Конечно, некоторые из них «Хэллоуин» вывел раньше, но «Пятница» буквально зацементировала их. О чём я?
Загадочный, жестокий убийца, который карает юнцов, находящихся в изолированном месте, за проступок в прошлом. Обязательно есть телефоны и автомобили, которые предпочитают не работать, когда они нужны больше всего + бесполезность полиции, органов власти и взрослых + персонажи занимаются сексом и принимают душ. Кто-то обязательно скажет или будет иметь ввиду знаменитую, бессмертную и просто классическую фразу — «Давайте разделимся» — чтобы искать других персонажей, исследовать странные звуки, обычно в жутких лесах или в темных подвалах. Во всей группе, всегда есть одна девушка или парень, обычно тот человек, который не занимается сексом, не балуется наркотиками и алкоголем. Как правило, он должен использовать свою находчивость, чтобы сбежать и остановить убийцу, но, концовка всегда остаётся открытой, на случай, если фильм окажется успешным.
Это так глупо, это классика, не будем упрекать в том, что не являлось нормой на то время. Данное кино требует внимания, как основа кинокультуры 80-х и современного жанра «ужас». Как ни крути, «Пятница 13-е» очень средний фильм. Плохо написанный, неловкий, с скучно направленным повествованием. Трудно понять, что сделало его настолько особенным. «Пятница 13» не имела амбиций, чтобы стать особенной. Его цель — быть прибыльным. Вся эта франшиза представляет апофеоз массового производства кино, с бесконечно одномерными сюжетами. Что радует, так это съемка от первого лица. Это помогает создать напряжение, давая нам ощущение, что мы на самом деле участвуем в том, что происходит на экране.
Персонажи нарисованы простыми штрихами, но молодые актеры симпатичные, а их игра достаточно сдержана, чтобы дать развитие их героям. Они выполняют различные домашние хлопоты, блаженно не подозревая об опасности, в которой они находятся. Чего греха таить, ведь добавив еще и вуайеризма, Каннингэму действительно удалось нагнать саспенса. Тем не менее, некоторые довольно непринужденные разговоры изобилуют, добавляя немножко глубины персонажам. Например, сцена, в которой они рассуждают, какой вкус мороженого любит каждый из них. Но, эй! Мы здесь не для сложных персонажей — мы хотим крови! Можем увидеть несколько убийств, хотя, как правило, мы видим уже конечный результат. Хорошо, надо признать, показаны стрела в горле и топор в голове.
Это, вероятно, последний раз, когда я пересмотрел оригинальную «Пятницу». Беда многих подобных фильмов в том, что трудно испытать эмпатию к персонажам, когда мы знаем, что чуть менее, чем все они обречены. Он не прошёл проверку временем.
5 из 10
8 января 2019
Весь фильм укладывается в краткую формулировку.
Молодые люди проводят время наедине, играют в монополию на раздевание и медленно оказываются убитыми. Диалоги изредка радуют своей наивностью, а сцены убийств своей изобретательностью.
Но не смотря на сюжетный минимализм, отсутствие особых новаторств, фильм всё равно способен принести удовольствие и будет просмотрен не одним из будущих поколений. На это указывают как минимум: жестокость киноленты и её известность; культовость Джейсона; наличие голых женщин, сцены с которыми отличаются неким изяществом от сцен в других слешерах. Некоторого количества составных частей из ранее перечисленных в первой части недостаёт, либо они представлены в несовершенном или в ином виде, но дальше франшиза станет лучше и обрастёт всем необходимым. Будьте уверены!
Можно конечно попробовать критиковать Пятницу 13-е, но все банальные претензии разобьются, как минимум об один этот диалог.
-Эй, киса, ты куда?
-Пописать, ты мне всё пузо намял.
29 сентября 2018
1980. Пятница 13-е
- Уезжай. Уезжай сейчас же!
- Уезжать? С какой стати?
- Лагерь заколдован.
- Отлично
Передо мной опять одна из самых длинных франшиз ужасов. Серия хорроров про Джейсона Вурхиса насчитывает одиннадцать фильмов, не считая кроссовера «Фредди против Джейсона». Это, наверное, самая известная франшиза про маньяка-убийцу с того света, разве что по популярности немного уступающая «Кошмару на улице вязов». И вот с чего всё начиналось.
В 1958 году, в лагере «Хрустальное озеро» кто-то убивает двоих вожатых и он закрывается. После нескольких неудачных попыток вновь открыть лагерь, закончившихся весьма печально, люди начинают поговаривать о том, что «Хрустальное озеро» проклято. И вот, спустя двадцать лет, наплевав на все предрассудки, новый хозяин лагеря решает снова его открыть. И начинаются убийства…
Если честно, я видел до этого несколько картин серии, но самая первая прошла мимо меня. Я думал, что она будет представлять собой ориджин (историю происхождения) Джейсона Вурхиса, но увы, об этом лишь упомянули вскользь. И фильм где-то даже разочаровал меня. Немного не этого я ожидал увидеть, равно как и далеко не такую банальную концовку. Поначалу казалось, что это такой сюжетный прием, сохранять всю интригу до последнего, и лишь в конце открыть все карты. Действительно, так и вышло. Вот только финалочка оказалась настолько примитивной, что у меня появились сомнения, а тот ли я фильм смотрю. За неприятный «нежданчик» снижу оценку.
Джейсон Вурхиз уже давно стал культовым персонажем, наравне с другими антигероями. Мачете, хоккейная маска, армейская куртка — это неотделимые аттрибуты, из которых формируется его образ, наводящий ужас на зрителя, и создающий неповторимую атмосферу. Есть ли эта атмосфера в этом фильме? Нет. Тут даже не чувствуется тональности других слэшеров тех лет. Скорее больше отдает Хичкоком, с его тревожным ожиданием и саундтреком, появляющимся в нужных моментах, дабы усилить эффект. Теперь мне понятно, почему вроде бы такой культовый фильм получил две номинации на «Золотую малину». Хорошо хоть создатели быстро поняли свои ошибки, и начали тянуть франшизу в другую сторону. Мистика тут куда более уместней, чем обычные догонялки маньяка и жертвы.
Как ни странно, но помимо того что главный злодей серии получил статус культового, определенную популярность обрела и Бетси Палмер. Появившись в фильме буквально минут на 10, она выдала действительно неплохой и запоминающийся образ, который приглянулся фанатам хорроров. Не скажу, что я сильно впечатлился ее героиней, но по сравнению с остальными действующими лицами картины она стоит на несколько голов выше. Также из приятных сюрпризов можно отметить Кевина Бейкона. Не ожидал увидеть его в молодежном ужастике.
Лично меня фильм разочаровал. В первую очередь финалом. Если уж и знакомится с этой историей, то лучше для этого подойдет ремейк 2009 года.
4 из 10
26 сентября 2018
Давным давно в лесах близ Хрустального озера работал чудный детский лагерь, где работала поваром милая женщина по имени Памела Вурхиз. Вместе с ней постоянно крутился ее маленький сынишка, больной жуткой болезнью гидроцефалией. Не имея возможностью постоянно за ним следить, Памела полагалась на помощь вожатых, но они отвлеклись и юный Джейсон утонул. А затем лагерь накрыла череда убийств, после чего его прикрыли…
Спустя пару десятилетий новые владельцы лагеря решили снова его открыть и набрали молодой персонал, чтобы он принял готовящихся к отдыху детей. Однако праздник девственно чистой природы и веселья был омрачен возвращением маньяка, который не утратил былой ненависти к тем, кто вел себя неподобающим образом и может привести к новой катастрофе.
В принципе фильм Шона Каннингема ничем особенным на фоне похожих слэшеров не выделяется и где-то даже странно, что именно ему приписали статус культа, попутно продолжив серию фильмов о злоключениях молодежи в лагере с несколько большим бюджетом и возможностями. Видимо, зрители просто истосковались по простенькому сюжету без лишнего пафоса. Кроме того, авторы демонстрировали оголенные женские прелести, что во все времена было в ходу.
Видно, что фильм Каннингема был первым в своей серии, от чего в нем просматривается некая дешевизна, однако стоит признать, что смотрится история просто и откровенно надоесть не успевает.
Рекомендовать классику 1980 года можно только самым отъявленным поклонникам жанра, так как она устарела и не в силах соревноваться с новомодными фильмами. Если же вы не фанат подобного рода ретро, то лучше посмотрите что-то более свежее.
6 из 10
4 июля 2018
Чи-чи-чи,
А-а-а-а…
(примерно 1-ая минута фильма)
Пятница 13-е
Бетси Палмер за роль в этом фильме была номинирована на «Золотую малину», цирк ходячий. Иногда я поражаюсь всем этим товарищам, которые раздают подобные номинации. Нормально она сыграла. Я вам больше скажу, Бетси Палмер украсила этот фильм своим присутствием. Даже перетянула одеяло на себя. Объясню.
«Пятница 13-е» далеко не самый идеальный представитель хоррора. Давайте уже это признаем. «Кошмар на улице Вязов» будет интереснее. «Техасская резня бензопилой» будет жестче. А «Хэллоуин» — веселее, нет, страшнее. И я не хочу обидеть фанатов Хрустального озера. У меня всегда все субъективно.
Почему так получилось? Потому что Шон Каннингэм режиссер средней паршивости. Он вообще в первую очередь продюсер, а уже потом режиссер. Шон выдает интригующую завязку, но дальше его кино сбавляет обороты. Что происходит в середине фильма? Ничего, детишки бегают, болтают, занимаются сексом. Выкиньте из головы Джейсона, хоккейную маску, мачете и прочую белиберду.
Останьтесь наедине с самой первой «Пятницей 13-е» и вы со мной согласитесь. Кино Каннингэма — утомляет! Все (ну, практически) персонажи абсолютно безликие. Тебе плевать на их жизни с высокой колокольни. Убивают их по очереди, да и пускай убивают, честное слово. Я запомнил только того ненормального дедка на велосипеде, кривлялся знатно. Да и Кевина Бейкона, потому что он Кевин Бейкон. Все!
Поэтому, когда в кадре появилась Бетси Палмер, ваш покорный слуга приоткрыл глаза. Мне стало вдруг интересно. Вторая половина фильма симпатизирует гораздо больше, чем первая. Данной картине безумно важен первый просмотр. Уверен на сто процентов, вы будете удивлены.
Давным-давно я смотрел обычную версию, а сейчас уже какую-то кровавую. Особой разницы не заметил. Единственный момент — топор в голову, хотя может он и в обычной версии присутствовал, не суть. Главное, что старик Том Савини не зря получает зарплату. Да, сейчас его грим не так сильно впечатляет, но раньше было круто.
Еще хотелось бы выделить культовую музыку Гарри Манфредини, мужик попал точно в цель. В итоге мы имеем культовый фильм ужасов (со своими плюсами и минусами). Зарождение оси по имени Джейсон Вурхиз — началось! Не люблю, но уважаю.
P.S.
Вы видели кассовые сборы и бюджет? Быстрее-быстрее снимаем сиквел! Где хоккейная маска? Рано еще, хорошо, тогда мешок на голову натянем, а-ха-ха…
7,5 из 10
25 июня 2018
Впечатления. На протяжении бОльшей части фильма моим ладошкам было ни горячо, ни холодно, а уж такие ощущения от слэшера неприемлемы. Характеры донельзя собирательные, не харизматичные, и никак особо не раскрыты. Посему, когда загадочный убийца по очереди отправляет молодых людей в мир иной, не ощущается ни чувства сострадания, ни переживания, ни мыслей аки «не смей туда соваться». Даже красота героинь особо не влияет. К слову, убийства не зрелищные и не цепляющие в большинстве своем (лишь момент со стрелами, стоит признать, сильный, здесь сработали на славу). Как следствие, наблюдение за тем, как мамаша Вурхиз бьет по личности последней выжившей не приносит особого морального удовольствия и наслаждения. Собственно, что касается мисс Вурхиз — просто невыносимо ужасная актерка, её мотиву не веришь, а от монологов, где она говорит от имени Джейсона, разит фальшем. Сколько-нибудь интересными представляются финальные минуты с попыткой в напряженность, а отрубание головы — эффектным. Собственно, именно финалочка и заставила слегка ойкнуть, когда сгнивший трупец Джейсона выныривает.
Что понравилось? В душу впала игра с камерой. Действительно интриговала и такие ракурсы заставляли задуматься, находиться ли за углом убийца. Шикарная уловка. Культовые «ча-ча-ча» и нагнетаемая мелодиями атмосфера безысходности — это было классно.
А если подумать? Тем не менее, однозначно оценить первую часть того, что со временем превратилось в культовую франшизу, я не могу. Рецензия на фильм, который вышел 38 лет назад, дело спорное. Как для 1980 это, однозначно, был неплохой опыт в мире кино, открывший новые грани и идеи.
11 февраля 2018
Год 1980. Пятница 13-е.
Очень давно я хотел посмотреть этот фильм, причем именно оригинал. Так как эта франшиза уже давно перешла в разряд культовых, а персонаж Джейсона Вурхиза стал уже неотделим от хоккейной маски и стал именем нарицательным.
Я даже немного удивился, когда закончил смотреть фильм. Я наверно привык к стереотипу, что первые части долгоиграющих франшиз обычно самые лучшие. Но чтоб так все развернули, даже я не ожидал. Садясь за просмотр я предвкушал кровавую баню и прочие прелести фильмов ужасов 80-х, когда маньяки (а иногда и мертвые маньяки) кромсают незадачливую молодежь, которая не вовремя решила развлечься. Что же я увидел? Ну явно не то чего ожидал. Спойлера в этом нет, но я явно не первый зритель, который в конце этого фильма охнул от разочарования.
Одним из главных козырей Пятницы является актерская игра. Значимую часть фильма конечно вся работа сводится к бестолковой беготне, но все же на начало пришлось немало хороших актерских сцен. Можно даже выделить конкретных актеров. А именно Кевина Бейкона, Эдриенн Кинг и конечно же Бетси Палмер.
Ссылаясь на то что фильму больше тридцати лет, я поставил достаточно высокую оценку. Все-таки для 1980 года это сделано интересно, качественно и оригинально. А главное ново (для тех времен). А так, повезло что я умею не замыленым современностью взглядом смотреть фильмы тридцатилетней давности, так бы влупил единицу за неоправданные ожидания. Средненько, так что четверка.
4 из 10
27 января 2018
Количество жертв: 10 + Джейсон Вурхиз
Оружие: нож, наконечник копья, топор, стрелы от лука, мачете и само озеро.
Суеверия, связанные с 13 числом, выпадающим на пятницу, во многих странах и культурах сопоставляют с неудачным днем, предвещающим различные нехорошие события. От религиозных суждений и мистических теорий до медицинских вопросов, рассматривающих боязнь этой даты, как фобию. Существующие многочисленные версии, почему пятница 13 считается плохим днем, не дают все же окончательного ответа на страх перед этой датой. Однако для кинопоколения, выросшего в 80—90х года XX века, популяризацией даты и сформировавшегося впоследствии термина «Пятница 13-е» послужила серия фильмов, первый из которых был выпущен в 1980 году.
Сейчас звучит достаточно странно, но идея фильма про мальчика, родившегося 13 июня 1946 года, который в возрасте 11 лет утонул в свой день рождения в пятницу в летнем лагере из-за недоглядевших вожатых, что привело к серии кровавых убийств, изначально казалась создателям обычной возможность заработать денег на волне успеха вышедших ранее «Техасской резни бензопилой» и «Хэллоуина». Понятное дело, что никто не задумывался к чему все это приведет. Но до появления знаменитой хоккейной маски, до полноценного становления франшизы и выхода в свет многочисленных сиквелов и кучи подражаний, до обретения Джейсоном Вурхизом статуса культовой поп-иконы на экраны вышла самая первая часть этого легендарного сериала.
Часть, которая, несмотря на свою очевидную принадлежность к этой кинофраншизе, всегда стояла особняком от нее. Здесь зритель только знакомится с историей Джейсона, в которой большой упор делается на таинственности, в то время, как режиссёр Шон Каннингем только намекает на возможных убийц через призму местного колоритного населения. А сами убийства начинаются без пояснения причин, о которых зритель постепенно доходит сам, исходя из диалогов героев о прошлом лагеря. В первой части нет резни ради резни, которая лишь зарождается здесь, как отдельная составляющая последующего концепта всей серии.
Команда создателей во главе с режиссером Шоном Каннингемом, сценаристом Виктором Миллером и специалистом по гриму и эффектам Томмом Савини, вдохновленные картиной Джона Карпентера «Хэллоуин», берут его за некий идейный ориентир своего творения и тщательно разбирают на составляющие успеха. Итоговый вариант с рабочим названием «Долгая ночь в кровавом лагере» получается в большей мере триллером, вобрав в себя хорошую режиссуру, леденящий душу саундтрек и качественные убийства. Картина при этом воссоздает наибольшую реальность происходящих событий, от чего от фильма к фильму отходила франшиза все дальше, отправив, в конце концов, Джейсона убивать в космос.
Летний лагерь «Хрустальное озеро», прозванный местными «лагерем смерти», закрытый многие годы, готовится к новому открытию спустя более, чем двадцать лет. Место съемок авторами также выбрано не случайно, так как удачная локация уже навевает чувство чего-то таинственного и пугающего. А замкнутость пространства, в которой оказываются герои-жертвы, где они ограничены в передвижении и возможности позвать на помощь, также играет большую роль для атмосферы фильма. После лет запустения лагерь открывается вновь, чтобы, как оказалось, начать слэшер сериал, длиною в 11 (а там и более) фильмов.
Особняком первый фильм стоит ещё и потому, что своего фронтмена франшиза обретет лишь во второй части и то, только потому, что нестандартный финал первого фильма становится зацепкой и последующим мостиком к продолжению и появлению харизматичного кинозлодея. Наврятли тогда кому-то в голову приходило, что Джейсон Вурхиз, появлявшийся в оригинале всего на несколько секунд, вскоре станет одним из самых узнаваемых кинозлодеев в истории современного кинематографа. А музыкальная тема Гарри Манфредини «ki-ki-ki, ma-ma-ma», сопровождающая его на протяжении всех фильмов, будет не менее узнаваемой и культовой, нежели сам персонаж.
По нынешним временам и современным реалиям, как триллер или ужастик, картина особо то и не пугает и в ней можно найти массу недостатков. Однако важно прийти к пониманию того, что она стала прародителем одной из самых крупных и культовых франшиз в жанре фильмов ужасов на протяжении вот уже многих лет. Успех картины стал поводом для появления огромной волны низкосортных подражателей и откровенных подделок, а сама «Пятница 13» наравне с «Хэллоуином» и «Кошмаром на улице вязов» стала культурным кинонаследием, и полноправным прародителем жанра молодёжного слэшера.
Культовое кино. Классика жанра.
15 августа 2017
Что мы имеем? Незамысловатый сюжет, убийцу с жаждой мести, группу молодых людей, пустующий и с плохой репутацией лагерь в лесу, алкоголь, травку, шорты с высокой талией и беззаботные восьмидесятые. Что получаем? Правильно, успешный слэшер!
В прологе нам показывают молодую парочку, которая сбежав с вечера у костра желает уединиться и познать друг друга. Но их планы нарушает здоровенное лезвие ножа. Интрига. И эта интрига сохраняется на протяжении всего фильма, ведь мы не знаем кто и зачем кромсает молодежь.
Казалось бы, ну что может быть интересного в этом, просто поочередные убийства. Возможно именно и простота поддерживала жизнедеятельность желания досмотреть этот фильм. А может быть было просто интересно, как убьют следующего персонажа. Страшно и при просмотре? Ну, точно не в наше время, в 80-е возможно, но точно в не в 2017.
Так же хотелось отметить работу операторов и руководителей декораций. Они свой хлеб ели не зря. Прекрасная передача атмосферы и легкого напряжения (прошу не путать напряжение и страх).
А вот кто действительно не перетрудился, так это- актеры. Из крайности в крайности, честно говоря. В некоторых, рядовых моментах я наблюдал на их лицах не реалистичные эмоции с щепоткой переигрывания, а порой- каменную гримасу (хотя это происходило значительно реже). Некоторым исключением стала главная героиня, такие конфузы происходили с ней реже, но к сожалению она не была их лишена. Так же мною был замечен такой рассинхронизация реальностей (возможно кто- то посчитает это придиркой, но это не так). В развязке убийца с легкость швырнул тело в окно, но спустя некоторое время, в схватке с последней жертвой, он не мог никак с ней справиться. Мелочь, но бросилось в глаза.
Что хотелось бы сказать в итоге. Фильм бесспорно хороший, классика. Все в нем есть. Вот тебе и убийства, вот тебе и обнаженка, вот тебе и догадки кто же убийца. Актеры конечно подвели, но не критично. в итоге получаем:
7 из 10
19 июня 2017
Поджанр» слэшер» окончательно достиг вершины своей славы как раз-таки с появлением культового фильма» Пятница 13-е». Именно после рождения сей кинокартины работы такого жанра стали выходить чуть ли не каждую неделю в течение целого десятилетия.
По сути,' Пятница 13-е» была основана на Хэллоуине и даже взяла некоторые его приёмчики (к примеру, видение происходящего глазами убийцы). Абсолютно никто не ожидал такого убийственного успеха от этого фильма. Кинолента собрала в США 40 млн. долларов при бюджете в 550 тыс. Даже крупная кинокомпания Paramount Pictures заинтересовалась вышедшим шедевром и» приютила» его к себе. Чем же малобюджетный слэшер сумел так напугать зрителей? Какие у него достоинства? Вот сегодня мы это и обсудим!
Многим поклонникам хоррора знакомо такое имя как Том Савини. Этот человек известен своими потрясающими спецэффектами (Рассвет мертвецов, Незнакомец, Маньяк, Сожжение и др. фильмы). Шону Каннингему захотелось, чтобы в его киноленте были хорошенькие спецэффекты. Тем временем кто-то из съемочной группы проглядел Рассвет мертвецов, где преобладал данный атрибут. Так ребята нашли того человека, который их делал, то есть — Тома Савини. Многие убийства персонажей показаны очень и очень реалистично. Даже элементарное убиение топором способно навести жути. Не зря Тома Савини считают Гением крови. Итак, первое достоинство — спецэффекты (а точнее, убийства).
Запомнился мне данный фильм не только вышеперечисленным признаком, а ещё и великолепными зловещими звуками -» ки ки, ма ма». А также шикарной музыкой. Второе достоинство — звуки и музыка.
Нельзя не заметить в этом кино блестящую актёрскую игру. Сыграли блистательно даже актеры с небольшими ролями. Например, старичок Ральф и повариха Энни. Молодцы! Третье достоинство — замечательные актёры и их игра.
Моё последнее и любимое достоинство — непредсказуемая концовка. Как же она в то время напугала неопытных зрителей)
Пятница 13-е имеет десять продолжений, один кроссовер и отличный ремейк.
Смотрите и наслаждайтесь!
10 из 10
7 мая 2017
До судьбоносной встречи с Уэсом Крейвеном на съемочной площадке кровавого слэшера «Последний дом слева», продюсер, режиссер и сценарист Шон Секстон Каннингем не мог похвастаться особыми кинематографическими заслугами, снимая преимущественно забытые и никому не нужные поделки, растворившиеся в истории без остатка. Понимая, что талантом уверенного рассказчика природа его не наделила, Каннигем тем не менее не собирался откладывать излюбленное занятие в сторону, обучаясь у своих более умелых коллег различным находкам, которые могли бы пригодиться ему в будущем. Плодотворное сотрудничество с Уэсом Крейвеном принесло творчеству Каннингема немало плодов, впоследствии чего он вознамерился снять еще одно амбициозное кино, способное вытянуть карьеру неудачливого трудоголика на совершенно новый уровень. Не имя возможности орудовать серьезными деньгами, кинематографист постарался придумать максимально простой в исполнении сюжет, дабы не засиживаться на съемочных локациях и как можно скорее окончить финальную версию монтажа. Окинув взглядом тревожные информационные сводки, описывающие бесчинства неадекватных маньяков, Каннингем трезво рассудил, что лучшего экономного варианта для завязки его ленты все равно не сыскать и отправился вместе с командой в живописный лесной край, чтобы соорудить легенду, сопоставимую по известности разве что с «Кошмаром на улице Вязов».
Итак, сюжет ленты, озаглавленной как «Пятница 13-е», разворачивается на территории старого детского лагеря «Хрустальное озеро», где когда-то произошли весьма тревожные события. Случайная гибель паренька по имени Джейсон Вурхиз привела к череде жестоких смертей местных вожатых, после чего лагерь пришлось закрыть на долгие годы. Вокруг «Хрустального озера» начала ходить невеселая слава, случайные туристы старались обходить его стороной, и только лишь редкие подростки пробирались туда, чтобы как следует повеселиться и пощекотать себе нервы страшными историями. По прошествии десятилетия никто уже даже не помышлял о том, что лагерь когда-нибудь откроет свои ворота, как вдруг на пороге «Хрустального озера» появился предприимчивый делец Стив Кристи (Питер Брауэр), вознамерившийся возродить некогда прибыльный бизнес вне зависимости от того, что думают по этому поводу окружающие. Не испытывая никаких предубеждений, Кристи принялся восстанавливать корпуса, налаживать инфраструктуру и даже нанял вожатых, чтобы без промедления вернуть лагерь в строй. Однако желание построить счастье на костях выстилает дорогу прямиком в преисподнюю. Незримый убийца снова берет в руки нож, чтобы напомнить эту простую истину всем, кто ее опрометчиво позабыл.
Сценарий Шона С. Каннингема со-товарищи не предвещал совершенно никаких неожиданностей и «Пятница 13-е» на деле оказалась обыкновенным молодежным слэшером, чье действие происходит в основном в темную пору времени, чтобы скрыть огрехи в операторской работе и прочие недостатки скромного финансирования. И тем не менее картина обрела культовый статус, превратившись в один из самых популярных слешеров наравне с «Хэллоуином» и «Техасской резней бензопилой». Ситуация с «Пятницей 13-е» еще раз напоминает нам о том, что все гениальное на самом деле просто и вовсе не обязательно закручивать многостепенную интригу, чтобы порадовать благодарную аудиторию. Режиссер пригласил на ведущие роли абсолютно неизвестных, но привлекательных молодых актеров, возвел вокруг них арку секса, наркотиков и популярной в то время музыки, а затем начал планомерно выводить их из сюжета самым что ни на есть бескомпромиссным методом. Для истории не так уж и важно, кто на самом деле выступает убийцей, почему его жажда крови не утолилась и есть ли шанс от него сбежать в целости. В контексте «Пятницы 13-е» основной уклон делается на садистский кошмар, в котором Каннингем неплохо преуспел. А чтобы драматическая линия фильма не погибла в зародыше, режиссер не раз консультировался у своего товарища Уэса Крейвена по поводу того, как наставлять молодых актеров и добиться от них уверенной игры несмотря на то, что они изначально подозревали, что снимаются в необязательной авантюре, которую предположительно забудут сразу после премьеры.
Простота подачи материала Шоном Каннингемом позволила «Пятнице 13-е» стать едва ли не настольным фильмом для всех тех зрителей, которые хотят просто развлечься и ни о чем при этом не задумываться. Но вместе с тем это делает историю пустой и незамысловатой. Единожды ознакомившись с резней «Хрустального озера» ты запоминаешь все детали сюжета, поступки героев и моменты убийств, от чего повторный просмотр фильма не вызывает никакого интереса. Укрепив крепость режиссерской руки под началом умелых коллег, Каннингем тем не менее не сумел превратиться в завлекающего рассказчика, продолжая ремесленнический труд, который заслуживает уважения, но покорить зрительское воображение не в состоянии. «Пятница 13-е» прямолинейна до невозможности, что с одной стороны делает ее отменным развлечением для большой и шумной компании, а с другой заставляет скучать каждого, кто попробует продвинуться вглубь истории чуточку дальше. Но победителей, как известно, не судят и «Пятница 13-е» блестяще проявила себя в прокате, поставив на ноги еще одну невероятно популярную франшизу, плодотворно разрабатываемую в недрах New Line Cinema на протяжении долгих десятилетий.
Из актеров, которые согласились сняться в на тот момент кажущемся совершенно бесперспективном проекте Каннингема можно отметить только одного человека — Кевина Бэйкона, который в особом представлении не нуждается. Отправляясь в логово маньяка родом из «Хрустального озера» молодой Бэйкон исполнил свою роль расслабленно и непринужденно, благодаря чему складывается впечатление, что он взаправду попадает в напряженную ситуацию и за него хотя бы отчасти хочется переживать. Отыграв рядового паренька, балующегося сигаретами и помышляющего о сексуальных отношениях с красотками в манере своего в доску товарища, Бэйкон не особо влиял на сюжетную линию фильма, будучи героем второго плана и не более того. Однако это не помешало ему стать знаменитостью мирового масштаба, в то время как его товарищи по съемкам так и остались невостребованными, навсегда соединив свои судьбы с первой частью «Пятницы 13-е».
В итоге хочу сказать, что «Пятница 13-е», это заслуженный ветеран слэшера и гордость карьеры Шона С. Каннингема. У фильма имеется очень много недостатков, но даже так он смог завоевать место в истории кино, которое у него никто не отберет. Спустя годы после выхода «Пятницы 13-е» ее облик слегка истрепался, и без того сомнительная свежесть идей поросла тиной из того самого озера, близ которого стоит лагерь, и все же его можно рекомендовать поклонникам жанра, которые не прочь узнать, на каких столпах стоит современный слэшер и кого за это стоит благодарить. Тревожного просмотра!
7 из 10
31 марта 2017
Всегда интересно узнать, с чего начинались великолепные серии фильмов, ставшие уже культовыми. Ведь ни у кого нет сомнений в том, что картины из серии «Пятница 13-е» стали культовыми слэшерами.
Идея фильма основывается на беспощадных и методичных убийствах на территории летнего лагеря «Хрустальное озеро». Этот летний лагерь давно пользуется недоброй славой среди местных жителей, так как в 1957 году там из-за недосмотра вожатых утонул мальчик. Именно с этого момента и начинается продолжительная история всеми любимой «Пятницы».
Фильм очень даже хорош. Убийств в нем даже больше, чем в некоторых современных кинолентах. Атмосфера напряженная и волнующая. При просмотре «Пятницы» 1980 года вам точно не будет скучно. Честно говоря, я ожидал худшего. Но здесь у фильма, кроме атмосферы ужаса и неизбежности, есть и детективная линия. Финал вас не разочарует!
Возможно, моя оценка покажется слишком высокой, но я ставлю восьмерку из уважения к тому, что «Пятница 13-е» 1980 года положила начало остальным картинам из этой серии. Если бы не было всех этих историй на территории «Хрустального озера», то не было бы и конкурентов у Фредди.
8 из 10
24 декабря 2016
Начну я пожалуй с главных героев, а точнее с главной героини, к середине фильма становится ясно, что главная героиня некая Элис, скромная девушка с белыми волосами, которая в начале фильма помогала Стиву Кристи — хозяину Хрустального озера. А вот про злодея я промолчу, так как всеми нами любимый КП не одобряет спойлеров, посмотрите фильм — узнаете и я уверен у Вас отвалится челюсть от такого поворота событий, прям, как у меня в своё время.
В начале фильм нам кажется дружелюбным и весёлым, а вот ближе к середине, когда наступает ночь, фильм начинает превращаться в кровавую баню, что свойственно для слешеров.
Теперь пару слов об актёрах. Из интервью с Шоном Каннингемом нам известно, то что он подбирал на роли хорошо выглядящих ребят, которых можно было бы увидеть в рекламе напитков вроде «Pepsi». Скажу я вам, режиссёр не прогадал, актёры тут подходят, как никак кстати. Глупые подростки, которым ты во время просмотра говоришь, «Ааа, идиот, не ходи туда» и. т. д.
Теперь поговорим немного об операторской работе. Съёмка тут идёт, как во всеми известном «Карпентеровском Хэллоуине», а точнее иногда от первого лица маньяка, а иногда, как в обыкновенном фильме.
Так же я хотел затронуть и музыкальную часть фильма. Музыка была написана композитором Гарри Манфрэдини и является отличительной чертой фильмов ужаса 80-х годов, пианино, нагнетающие шумы, всё, как любят фанаты стареньких ужастиков *таким кстати, являюсь я*.
Думаю на этом у меня всё, фильм я советую к просмотру, только не говорите, что в нём всё предсказуемо, делайте ставку на год выпуска.
21 декабря 2016
Лагерь «Хрустальное озеро» пользуется дурной славой из-за ужасных событий происходящих в нем, но спустя некоторое время лагерь вновь решают открыть. Приезжают новые вожатые которые готовят лагерь к летнему сезону, но к ним вместо ожидаемых детей к ним наведывается убийца.
Фильм 1980 года, является первым в известной франшизе «Пятница 13-е. И как положено молодежным ужастикам, он включает в себя весь стандартный набор подобных фильмов, компания молодых людей развлекающихся на прекрасных пейзажах, таинственный маньяк убийца, сложные семейные отношения и не слишком сообразительный полицейский, все предсказуемо но не раздражает.
Актеры все молоды и неопытны, поэтому придираться к ним нет смысла. А вот актриса сыгравшая мать Джейсона является весьма причудливой мамочкой, такую сильную привязанность и материнскую любовь, встретишь не в каждом фильме, она была великолепна. Джейсон Вурхис, главная звезда франшизы, появляется лишь на мгновение, и признаться он является персонажем скорее сочувствие чем страх.
Визуальные спецэффекты и грим, выполнены превосходно, Том Савини этот человек не нуждается в представлении он является мастером своего дела, настоящим художником рисующим самые яркие и запоминающиеся образы, и в большей степени благодаря его кропотливой работе ужасы 80- и 90-х были такими пугающими.
В общем «Пятница 13-е» образцом классического слэшэра сочетающего в себе страх неизвестности и одержимостью местью и яростью. Смотреть рекомендую не только любителям кровавых фильмов, но и тем кто хочет ознакомится с рождением легенды.
8 из 10
Концовка просто блестящая
22 ноября 2016
Предисловие
В нашем нестабильном мире, где экономика переживает не самые лучшие времена, где отношения между странами скачут от добрососедских до грубой ненависти, где одна субкультура берёт верх над другой, единственное, что остаётся стабильным в этом переменчивом мире — это франшиза «Пятница 13-е». Семь частей этого слэшера выглядят как клоны, да так, что каждый сиквел этого чуда будет верхом оригинальности.
Первая часть вышла в 1980-ом году, и представляет с собой, по прошествии времени, набор штампов: Тупые похотливые подростки, Чудаковатый дядька, одним своим видом говорящий: «В лагере небезопасно», и конечно, Девственница, которая, о чудо! останется в живых. Естественно, девственность это сила!
Однако, оригинальный ход здесь присутствовал: убийцей была женщина. Ну, или нечто, отдалённое напоминающее женщину. А где же сам Джейсон? Он был лишь зомби. И стабильность его вида не прокралась в сиквелы, что печально.
Ставлю этому кину:
8 из 10
13 ноября 2016
Год 1980. Пятница 13-е.
Очень давно я хотел посмотреть этот фильм, причем именно оригинал. Так как эта франшиза уже давно перешла в разряд культовых, а персонаж Джейсона Вурхиза уже неотделим от хоккейной маски и стал именем нарицательным.
Сначала хотел написать достаточно развернуто, но почитав другие рецензии понял, что ничего нового не скажу. Все уже написано до меня. Так что изложу кратенько первые ощущения.
Я даже немного удивился когда закончил смотреть фильм. Я наверно привык к стереотипу, что первые части долгоиграющих франшиз обычно самые лучшие. Но чтоб так все развернули, даже я не ожидал. Садясь за просмотр я предвкушал кровавую баню и прочие прелести фильмов ужасов 80-х, когда маньяки (а иногда и мертвые маньяки) кромсают незадачливую молодежь, которая не вовремя решила развлечься. Что же я увидел? Ну явно не то чего ожидал. Спойлера в этом нет, но я явно не первый зритель, который в конце этого фильма охнул от разочарования.
Ссылаясь на то что фильму больше тридцати лет, я поставил достаточно высокую оценку. Все таки для 1980 года это сделано интересно, качественно и оригинально. А главное ново (для тех времен). А так, повезло что я умею не замыленным современностью взглядом смотреть фильмы тридцатилетней давности, так бы влупил единицу за неоправданные ожидания. Средненько, так что четверка.
4 из 10
26 сентября 2016
Жанр слэшер можно считать противоречивым, с одной стороны он очень популярен, такие фильмы как Кошмар на улице Вязов, Хэллоуин, Техасская резня бензопилой знают все. А с другой стороны фильмы в этом жанре все однообразны, многие из них клишированы и предсказуемые, но жанр мне очень нравится. Благодаря ему появилось большое число крутых злодеев: Фредди Крюгер, Майкл Майерс, «Кожаное лицо», Пинхэд. И многие слэшеры стали уже классикой. А самый клишированный, глупый и из самых популярных я считаю серию фильмов Пятница 13-е.
Что же такое Пятница 13-е ? Это очень длинная история о убийствах на «Хрустальном озере» (в оригинале «Кристальном»), эта серия очень глупая, в ней полно нелогичных поступков персонажей, иногда сюжеты тоже не лучше, полно клише, их очень много. Но Пятница 13-е — является классикой и примером отличного слэшера. Первый фильм мне очень нравиться, у него есть атмосфера, ночные пейзажи леса и пустого лагеря, саундтрек Гарри Манфредини делают атмосферу. Саундтрек очень хорош он полон таинственности. Актерская игра невыдающейся, да честно говоря во всех частях франшизы она такая.
А что можно сказать про главных героев, да нечего. Актеры практически не играют. играть им некого — похотливых, глупых подростков. Все они с одним характером и из всех выделяется только главная героиня, потому что она главный персонаж. В общем про главных персонажей говорить нечего, хотя одного из персонажей играет молодой Кевин Бейком. А что про главного злодея, фильм полон таинственности, кто же убийца ? Это зритель узнает в конце. А финал получился тоже глупым за то неожиданным и оригинальным, в сиквелах к нему ни раз будут возвращаться.
Пятница 13-е — это классика ужасов, да сейчас фильм не пугает и убийства сделаны не оригинально и больше за кадром, но раньше это вводило в ужас. Еще первая часть может показаться затянутой, ну зато первая часть самая атмосферная, в ней отличный саундтрек и этот фильм дал начало очень длинной и очень популярной франшизе. Пятнице предсказывали провал, но получилось по другому. Франшиза хоть клишированная и глупая, но мне она нравиться — классика ведь.
9 из 10
25 марта 2016
Имеется лагерь «Crystal Lake» который стоит на озере. К слову, озеро, показываемое в фильме, отнюдь не кристальное. Но не суть. В 1958 году во время самого сезона здесь убивает парочку вожатых. В «наши дни» — то есть 80-ый год — лагерь пытаются открыть заново. И вот в лагерь съезжаются вожатые, чтобы подготовить лагерь. Но их уже поджидает коварный убийца.
Для начала стоит заметить, что никакой привязки непосредственно к «чёрной пятнице» пока нет. Никакой мистики, по сути, тоже. Не знаю, спойлер ли это для вас, но всех вожатых убивала мамаша Джейсона Вурхиза, обезумевшая после того, как из-за недосмотра вожатых её сын утонул в озере. К слову, о нём ничего не говорится, маман выражает любовь, однако во флэшбеке нам показывают пацана-урода с деформированной головой.
Сюжет достаточно прямолинеен и незамысловат, но при этом находит необычный способ доставлять удовольствие. В том смысле, что это слэшер в его исконном понимании, но с необычным приёмом операторской работы. Большую часть фильма мы не видим, кто убивает всех подростков, но камера ставится так, что мы «видим» глазами убийцы. За счёт этого достигается необычный эффект присутствия и даже соучастия, словно это мы убиваем всех этих мерзких вожатых. А они и в самом деле не вызывают особого сожаления.
В целом, смотрится это достаточно бодро, учитывая, сколько прошло лет с выхода фильма и что он из себя представляет. В смысле, что сценарий очень прост, диалоги тоже не вызывают большого восхищения. Но благодаря операторской работе, кровище и основной музыкальной теме фильма смотрится всё это вполне ничего так.
6 из 10
Пересматривать вряд ли имеет смысл, но один раз посмотреть можно. К тому же фильм приятно удивляет малым количеством дешёвых скримеров. И опять же, тогда ещё не было этой моды на дрожащую камеру.
14 марта 2016