Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пожелай мне нелетной погоды |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Варис Брасла |
сценаристы: | Григорий Кановичюс, Исаак Фридберг |
продюсер: | Георгс Блументалс |
видеооператор: | Мартинс Клейнс |
композитор: | Имант Калныньш |
художник: | Иева Романова |
монтаж: | Лиене Балина |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Это не фильм, а любовь с первого взгляда. Тонкий, лиричный, смешной и очень талантливый, он мог бы войти в золотой фонд кино, если бы появился на свет где-то, например, во Франции в период 'новой волны', но пока что остаётся малознакомым сокровищем латвийского кинематографа.
'Женщина без личной жизни - это как кобыла без хвоста', - говорит одна из героинь фильма своей одинокой подруге.
Поэтому нужно срочно найти и пришить хвост, по её мнению.
Но Маргарита не хочет ничего пришивать. Эмоционально честная, она ждёт любовь, но не видит её в каждом встречном. В этом фильме вообще все какие-то честные, поэтому и сам фильм получился таким же. Как глоток свежего воздуха, несмотря на то, что в нём ощущается, почти физически, тяжесть женского одиночества. Да, такой парадокс - лёгкость, спонтанность, непосредственность героев, и тяжёлая безучастность жизни. Камера подчёркивает этот контраст, переходя от близких уютных квартирных планов, к панорамным съёмкам с высоты птичьего полета, от сцен дурачества и забавных диалогов к экзистенциальным, острым моментам, ради которых стоит жить, или от которых хочется умереть.
Кто-то видит в фильме нечто от Антониони, мне же он напоминает лелушевскую 'Мужчину и женщину'... только тоньше, и честнее.
Маргарита никогда не была замужем, у неё нет детей. Она весьма привлекательна, и всё же она одна.
И когда один ловелас, пытаясь её соблазнить, говорит ей: 'Вы не такая, как все', а она отвечает: 'Я самая обычная', я скорее соглашусь с ловеласом. Характер героини раскрывается постепенно, проявляя маленькими штрихами, почему её невозможно не полюбить. Но когда любовь нечаянно нагрянет, какую роль сыграют все эти качества, и особенно, её самоуважение величиной с дом? Здесь Брасла снова обращается к мысли 'характер -это судьба'?
Концовка фильма прекрасна. Она покажет вам, как в зеркале, где вы сами находитесь на данный момент вашей жизни, и в чём ваша вера.
18 февраля 2023
- Какой вам надобен жених? Маркиз Рикардо, например. Чем не отличный кавалер? И граф не хуже остальных. А вы их гоните опять. И каждый горько безутешен.
- Один дурак, другой помешан, а ты обоим им под стать.
'Собака на сене', 1977, реж. Ян Фрид
Советский Союз, 1980 год, социализм в расцвете гармонии счастья, а женщин, обделённых мужским вниманием... аж без счёта. Ищут, рыщут мужичков стоящих, а их, увы, на всех не хватает. И Великая Отечественная (ну, та, что война с фашистами) казалось бы уже давным-давно отгремела. И раны, зарубцевались, затянулись от времени. За 35 лет-то, казалось бы должно было взойти семя нового поколения? И возмужать, и окрепнуть, и вырасти. Разве нет? Вот-вот, о том и речь... Не хватает. Не хватает!
'Пожелай мне нелетной погоды' (1980) - смешение жанровой акварели из драмы, комедии и мелодрамы. Маргарита (Аквелина Ливмане) тридцатилетняя, не лишённая изящества, привлекательности, миловидности, барышня, никак не может найти одного, единственного, на все времена любимого. То пьянчужка липнет к ней, то распутник набивается в ухари, то великовозрастный дед 'засылает' сватов. Смех! Смешно! Всё не то, всё - не те. Ни по сердцу, ни по душе молодцы... Приходится коротать век с... котом или кошкой под одной крышей. Изо дня в день. Но вот, однажды, случай даёт шанс. Неужели это он? Тот самый? Которого искала? Которого ждала? Единственный. Молод. Статен. Презентабелен. 'Ужели' найден кандидат... Финал и HAPPY END итогом? А вот и нет. Каверза интриги вмешивается в отношения... И что же будет? Вновь 'старуха у разбитого корыта'?
Ментальность этого кино, достаточно своеобразная, если можно так выразиться. 'Напутано', накручено режиссёрским вдохновением масса такого, что, казалось бы - вычеркни, выбрось 'первое', 'второе' и даже 'третье', картина только выиграет. Не оскудеет, точно. Минут сорок 'начальных', тех, что сюжет двигают, если в утиль-корзину отправить - ничего страшного не произойдёт. Только ближе к 'экватору' начинается более-менее вразумительное, осмысленное, удобоваримое повествование. Хлам первой части уравновешивается драматургией второй. И куда, спрашивается, смотрели изуверы-цензоры? Почему не отсекли? Почему не высекли как следует автора? И не указали? И не 'остригли'? Загадка. Загадка...
Когда же это началось в кино про мужичков и 'несчастных' бабонек? Было это в 'Девчатах'(1960) - Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не только за Ксан Ксаныча, за козла пойдешь... Было в 'Собаке на сене'(1977) - эпиграфом к рецензии 'трёп' о сокровенном выше уже 'озвучен'... А 'Москва слезам не верит'(1979) тет-а-тет персонажей Л. Ахиджаковой - В. Алентовой, не о том ли? Было в 'Одиноким предоставляется общежитие'(1983) - вся 'фильма' сплошные цитаты на тему и по теме 'злобы дня' - где Вы, мужичонки... И дальше-дальше всё то же самое. Взять хотя бы - 'Тесты для настоящих мужчин' (1998). Мама и дочка в поиске богатенького, преуспевающего, упакованного, успешного...
Эх и тяжела она, женская доля, однако...
Что ж, Прибалтийское кино тех лет не многим отличается от своих собратьев. Вот разве что финал... Финал тут, как говорится - просто 'будь здоров'. И менталитет, и ментальность людская, и много-много чего ещё в кадр вплетением неожиданности... Да, уж... Да, уж! Это Вам не русские Ванюша да Дуняша из какой-либо провинциальной 'Грязнушки'... Задумаешься невольно...
6 из 10
14 июля 2022