Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Перед самым рассветом |
английское название: |
Just Before Dawn |
год: | 1980 |
страна: |
США
|
слоган: | «Will Anyone Survive Those Hours Just Before Dawn?» |
режиссер: | Джефф Либерман |
сценаристы: | Марк Эйриуиц, Джозеф Миддлтон, Джефф Либерман |
продюсеры: | В. Пол Хрельянович, Джозеф Миддлтон, Дэвид Шелдон, Доро Владо Хрельянович |
видеооператоры: | Дин Кинг, Джоэл Кинг |
композитор: | Брэд Фидель |
художники: | Крэйг Стернс, Мишель Логан |
монтаж: | Роберт К. Ловетт |
жанры: | ужасы, триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 ноября 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Крутой 'лесной' слэшер для всех, кому понравились картины 'Добыча', 'Не ходите в лес одни' или сиквел 'Пятницы', а из современных фильмов можно вспомнить 'Поворот не туда', 'Чужой лес', 'Грибы' да эпизод сериала 'Мастера ужасов' под названием 'Происшествие на горной дороге'. То есть, поджанр-то весьма распространенный. Но тогда, в 80-х, настолько популярен он еще не был, а все слэшеры, так или иначе увидевшие свет в то время, неизбежно сравнивались с вышеупомянутым творением Шона С. Каннингэма.
'Перед самым рассветом' рассказывает историю нескольких туристов, которых на лоне природы преследуют два брата-маньяка, живущие в этих краях и охотившиеся на ничего не подозревающих любителей активного отдыха. Образы маньяков тут не такие фактурные, как в вышеупомянутых произведениях - в том смысле, что они не являются такими же впечатляющими уродцами, как в 'Повороте не туда' или 'У холмов есть глаза' (хотя, как и в первом фильме, тоже представляют из себя продукт кровосмешения), но своими габаритами определенно в состоянии расшевелить природное чувство самосохранения. Одним из первых появлений душегубов на экране можно считать эпизод у водопада - очень круто снятый, с небольшим количеством обнаженки. Момент, ориентированный, в основном, на саспенс, нежели на кровавые эффекты.
Также создатели не прогадали, когда ввели в сюжет местных лесных жителей - то ли реднеков, то ли сектантов, то ли просто таинственных обитателей гор, которые также не спускают глаз с туристов и называют маньяков 'демонами'. С участием этих лесных жителей очень запоминаются эпизоды в лагере с ружьем и момент на мосту. Но, с другой стороны, это же - и недостаток картины: героев в какой-то момент становится слишком много (туристы, местный пьянчужка, егерь, идущий по следу ребят, лесные жители, маньяки в конце концов) и в погоне за развитием сюжета и персонажей авторы забывают про сцены смертей. Например, первая тут происходит аж через 50 с лишним минут после начала, а последние полчаса начинается резня, но при этом не столь запоминающаяся, как, допустим, в том же сиквеле 'Пятницы'.
Кровавых эпизодов в ленте совсем немного, хотя казалось бы. Возможно, (и скорее всего) это издержки маленького бюджета, но сам материал располагает к крутой лесной резне. Фильм при этом пытается пугать атмосферой - и иногда даже получается, но в этом смысле самые запоминающиеся эпизоды - это вообще разговорный момент, когда один из героев рассказывает местному егерю про маньяка, называя его 'огромным демоном'.
Актерские работы отличные - молодые актеры стараются правдоподобно отыграть испуг в нужные моменты, а женщины вполне себе правдоподобно кричат. Оператор старается не смаковать резню по вышеописанным причинам, но умело нагоняет напряжение с помощью интересных планов и средств 'игры со зрителем'. Режиссура достойная, а вот с музыкой тут вышла интересная история - у фильма очень крутой композитор Брэд Фидель, написавший OST к 'Терминатору' и 'Ночи страха'. Его фирменные синтезаторы узнаются и тут - у картины отличная открывающая тема, но вот дальше музыка сильно отодвигается на второй план. Примечательно, что даже в некоторые моменты саспенса за кадром ничего не звучит - и это тоже создает ни с чем не сравнимый эффект напряжения.
Отнюдь не идеальная по многим параметрам картина, смотрящаяся, однако, весьма и весьма 'бодро'. В целом создатели 'Рассвета' показали себя весьма находчивыми людьми и сумели выкрутиться при минимальном количестве затрат. Собственно, им на руку очень играет атмосфера прекрасного леса, а лес - это, как мы с вами знаем, одно из самых идеальных мест для развития сюжета слэшера.
8 из 10
3 января 2023
Когда-то Джефф Либерман снял наипаршивейший хоррор «Корчи», за который я его покрыл всеми цитатами из Некрономикона. Потом я обнаружил, что фильм моего детства «Удалённый контроль» тоже снят Либерманом. А потом нашёл «Перед самым рассветом». Сдаётся мне, Либерман заслужил помилование. Ну или хотя бы кратковременную отсрочку.
Знаете, мне прямо неудобно рецензировать эту ленту. Куда ни ткнёшь — Шедевр, говорят. Отличное кино, говорят. Другие люди так говорят. А я вот смотрю — и вижу средней руки хоррор. С очередной порцией убийств из серии «Мы за кадром, додумайте сами», с дозированными порциями крови и совсем без спецэффектов. Чуть лучше «Финального террора», «Леса» и иже с ними за счёт того, что маньяков тут аж целых двое, причём второй помирает совершенно идиотским способом. Я такого не видел. Посмотрите и поймёте.
Или не посмотрите, поскольку «Перед самым закатом» без боя проигрывает «Пятнице, 13» и бороться даже не пытается. Фильм слишком блекл для того, чтобы выстраивать вокруг него культ. Лесная атмосфера не радует глаз ничуть — ничем не лучше других подобных фильмов, да и знаете — после просмотра пяти-десяти лесных слэшеров кряду подобные ёлочки-пенёчки вызывают стойкое желание перенести действо куда-нибудь в другое место. Здесь нет ярких актёров (даже Джордж Кеннеди здесь на удивление сер и скучен). Здесь нет тешащих маньячные инстинкты кровавых спецэффектов и приметных персонажей (пресловутые братья-маньяки запоминаются лишь своей необъятностью да дебиловатым смехом).
А что же тут есть? Ну… примерно то же, что в пресловутом «Финальном терроре» плюс музыка Брэда Фиделя. Маааленький такой плюсик в виде монотонного синтезаторного гула, который чуткоухим людям напомнит некоторые мотивы из «Терминатора» за авторством того же Фиделя. Ну и Кеннеди. Который здесь, как было сказано, весьма непримечателен, но наиболее именит среди остальных.
Читаю отзывы и удивляюсь. Позитивные видать люди, раз находят столько светлых сторон в таком сереньком слэшере, грозящим упасть в атмосферу посредственности с той грани, на которой он колеблется. Или же я несправедлив… Каждому своё. Лично от меня:
6 из 10
По-моему, довольно щедрая оценка.
10 февраля 2012
Кино выдалось привлекательным, за счёт нескольких моментов и самый первый, должно быть, что оно достаточно старое, тем самым в нём нет особых ярких красок с бьющими фонтанами бутафорской крови, лишь ради этих самых фонтанов, как это было в бездумном аттракционе «Топор». При этом переданный ужас силён. Вообще экранная «расчеленёнка» отсутствует, убийства деликатны для зрителя с «бескровным» эффектом, как скажем, демонстрировал свои намёки Хупер в «Техасская резня бензопилой». Это режиссерское умение однозначно, вот так пугать зрителя суровыми кадрами смерти, но не особо проливая капли крови, например, только демонстрировать болтающуюся рукоять вонзённого в жертву мачете, когда остальная часть за кадром при сопровождении смертельного вопля.
Безусловно, хоть особой фонтанирующей красной палитры не наблюдается, режиссёр всё же визуалист бесспорно; его панорамные съёмки томного заката, тёмных крон деревьев под жёлтым небосводом, водопады и лесные чащи изобилуют художественным подходом, преследуя сразу две цели: снабжать красотами банальную фабулу, и отторгать привычный мир мегаполисов во благо затаённой жути с отчуждением персонажей картины в девственных дебрях полных «хищников». Гудящая музыка наполняет глубиной экранные зарисовки, создавая подчёркивающий эффект бескрайних пустот от людей, усугубляя планомерное внедрение в заложенный подготовительный страх встречи с безжалостными убийцами.
Мизансцены же с участием людей говорящие, формулирующие внутренние чувства. Это не меньшее достижение, ведь диалоги у молодых героев нельзя наполнить особой полноценностью выражения тревог — было бы неестественно, а вот их жестами в обводке лесного фона создатель кинокартины доносит сразу первосуть. Актёры стараются, играя мимикой, к тому же задействованы узнаваемые личности. Это и ещё «зелёный» Крис Леммон (сын потрясающего американского лицедея Джека Леммона) и Джордж Кеннеди (например, помнимый ролью незадачливого начальника Лесли Нильсена из опусов «Голый пистолет»).
Сюжет продуман (он базируется на литературном остове), чувствуются прописанные ходы, не идущие проторённой дорожкой, виденные где-то, если даже вспомнить скорую на ответ неожиданную дилемму со встречей молодых беззаботных людей напуганного человека, просящего его не оставлять в лесу с «демоном». Их действия правдивы, что интересно.
Вместе с тем, из всего контекста естественных задатков, где смерть не яркая с отлетающими конечностями, порой просто практичная, где удачно проведены повествовательные метаморфозы личностей истории по ходу встречи с откровенным преследованием Смерти, мною была замечена излишне гиперболизированная концовка с финалом битвы; она выбивается из всего строя неожиданной выдумкой. Мне не понять, как такое можно было придумать, тем более, после долгоиграющего правдоподобного хронометража выживания в опасных лесах. Вместе с тем, эта яркая вспышка победного приёма девушки над очеловеченным злом оставляет своего рода след в памяти, дабы в последствии стать таким финалом, какой был в «Пятница 13-ое» с мистикой-сюрпризом, а ныне в «Перед самым рассветом» — выбивающимся вершиной над всей неспешной визуализацией неторопливого рассказа.
В итоге кино удалось; оно хоть и простое в плане идеи с банальной задумкой поместить группу весёлых ребят в заброшенные дебри к местным дородным маньякам-деревенщинам, однако свою задачу выполнило на все сто процентов. Героям веришь, происходящему — тоже, страх ощутим, а режиссёр выбирает лишь удачную подводку желаемому, чтоб и зритель оказался в дремучем лесу с шуршащими кустами и ветками, откуда может доноситься идиотский смех помешанных на убийствах увальней-близнецов с мачете.
10 из 10
29 января 2012
У многих на счёт фильма «Перед самым рассветом» возникают какие-то странные и уму непостижимые, совершенно абсурдные ассоциации. У кого-то он, к примеру, и вовсе обращается в прародителя «Поворота не туда». Видимо, пришла пора расставить мне все точки над «i». Когда только начинаете смотреть фильм, внимательно вслушайтесь во фразу: «По мотивам рассказа Джозефа Миддлтона». По-моему, она ещё в самом начале однозначно ставит крест на сравнениях фильма «Перед самым рассветом» с «Техасской резнёй бензопилой» и подобными ему survival horror, которые вышли раньше — к примеру, с фильмом Уэса Крэйвена «У холмов есть глаза».
Если быть откровенным, дело даже не во фразе, ибо на «Техасскую резню бензопилой» фильм вообще никак не похож. Однако под некоторым углом он слегка напоминает как раз фильм Уэса Крэйвена «У холмов есть глаза». Правда, при этом картины серьёзно разнятся в своих концепциях. В фильме «У холмов есть глаза» убийцами выступала семья каннибалов, живущая в горах, которая убивала лишь затем, чтобы утолить голод. В фильме же «Перед самым рассветом» убийцами являются только два уродливых брата из семейки, живущей в лесной чащобе. В отличие от своих коллег из фильма Уэса Крэйвена братья убивают отнюдь не ради еды (людоедов здесь вообще нет), они убивают только для куража — натурально чтобы посмеяться.
Если вспомнить всё тот же «Поворот не туда», то стоит сказать, что в нём не было никаких отсылок к этому фильму, так как «Поворот не туда» являлся современной калькой с современной же версии «Техасской резни бензопилой». Так глубоко в прошлое его создатели, естественно, не копали. Ещё есть миф о том, что «Перед самым рассветом» слэшер. Нет и ещё раз нет! Фильм «Перед самым рассветом» — типичный представитель survival horror и не более. Слэшером здесь и близко не пахнет — говорю вам это как слэшероман и автор биографии этого жанра кино.
В целом «Перед самым рассветом» — довольно занятный фильм. Здесь недурно используется саспенс — впечатлительные зрители будут постоянно пребывать в напряжении. Сюжет фильма типичен для любого представителя survival horror. Наверное, автор одноимённого рассказа испытывает слабость к этой разновидности хоррор-кинематографа. Здесь есть свои откровения по поводу обитателей с виду пустынных горных массивов. Как водится, в любой точке земного шара, куда бы ни забрались герои подобных фильмов, всегда найдутся «коренные» обитатели.
Фильм «Перед самым рассветом» действительно приятен для просмотра. Если вы не любите «Поворот не туда» за бесконечное «мясо» и кровопускание, здесь ничего вы подобного не увидите. Кровь, конечно, есть, но в небольших количествах, а «мясо» и вовсе отсутствует, ведь фильм не очень жестокий. Ещё мне понравился «Перед самым рассветом» тем, что режиссёр фильма довольно много внимания уделяет живописным видам. Девственная природа — это всегда так прекрасно и мило! И это уже не говоря о динамичной смене рассветов и закатов.
Вердикт. В фильм «Перед самым рассветом» легко влюбиться буквально за красоту здешней природы. Нечасто в survival horror встретишь такое серьёзное внимание к месту действия. По всей видимости, своеобразные отступления от главного сюжета достались фильму от литературного первоисточника. Получилось действительно очень красочное и живописное зрелище, что в какой-то момент даже забываешься и просто любуешься красотами природы, забывая о том, что перед тобой всё-таки ужастик.
9,5 из 10
25 января 2012
Великолепный слэшер «Перед самым рассветом», к сожалению, так и не снискавший славы в нашей стране, вышел в далеком 1981 году, но примечателен тем, что, как и многие другие полотна этого жанра той эпохи задал определенный тон, если не сказать — моду, для последующих последователей этого направления. Все мы знаем хорошую хоррор-франшизу «Поворот не туда» — это прямой потомок «Рассвета», продолжатель его славного дела. Ведь в «Повороте», как и в этом слэшере, рассказывается о группе молодых людей, которых в лесах преследуют маньяки.
Собственно, сюжет начинает с того, что пятеро молодых людей приезжают на выходные отдохнуть на лоно природы. Однако, местный лесник не советует их уходить далеко в лесную чащу, так как о тех местах ходит дурная слава. Но друзья не следуют его совету и, отправившись в злополучную местность, натыкаются на двух огромных уродливых маньяков-близнецов с мачете.
Собственно, сами маньяки очень порадовали — они уродцы, они огромные, у них большое мачете, и они явно не собираются выпускать никого из леса живыми. На протяжении всего фильма они будут сокращать поголовье несчастных туристов и учинять резню. Замечательные вышли персонажи!
Слэшер этот относительно дешевый, поэтому было решено еще на этапе препродакшна перенести действие в лесную глушь, дабы сэкономить на статистах, павильонах и декорациях — фильм действительно снимали в самой настоящей лесной глуши, в мрачных и величественных лесах Орегона. Вслед за этим нельзя не упомянуть про определенную атмосферную составляющую, которая тут на высоте и держится на протяжении всего фильма.
Актеры играют замечательно. Натурально передают эмоций, выражения, натурально кричат, не переигрывают, практически все их них понравились и запомнились — все они разные, так сказать, «натуральные» люди. Кстати, что интересно, в фильме снимался сын Джека Леммона Крис Леммон.
Нельзя не отметить музыку талантливого композитора Брэда Фиделя, который в будущем напишет саунд легендарного «Терминатора» и который и тут смог своими мелодиями поспособствовать умело нагнетающейся атмосфере, создать запоминающийся саундтрек, умело гармонирующий с фильмом.
Режиссура и работа оператора тоже хороши, хотя, как уже было написано выше, фильм снимался в натуральных природных условиях за небольшие деньги, так что тот факт, что он при этом снят очень качественно, идет ему только на пользу. К технической составляющей придраться не могу — для тех времен, да и сейчас — все на довольно-таки неплохом кинематографическом уровне.
Обобщая все вышенаписанное, можно с уверенностью заявить, что перед нами — один из лучших слэшеров той поры, а если еще участь, что он стал одним из родоначальников подобных направлений («маньяки в лесу»), то тут невозможно не упомянуть его историческую значимость. Да и вообще, в 1981 году потрясающий жанр слэшера еще только-только набирал обороты, поэтому кино это обязательно к просмотру всем, кто любит слэшеры и интересуется ими, ведь это, своего рода, «золотой фонд» фильмов про маньяков!
10 из 10
12 октября 2010
После «Пятницы, 13-ое», американские экран и видеорынок буквально заполонили ставшие модными слэшеры, про группу подростков, которых преследует какой-нибудь ужасный и отвратительный маньяк. «Перед самым рассветом» появился спустя год после «Пятницы…» и ясно, откуда у этого проекта растут ноги. Но фильм вышел на удивление приличным — да, ничего нового, вы здесь не увидите, опять группа молодых людей, очередная семейка психопатов, очередная борьба за выживание. Здесь следует отметить отличную операторскую работу — зрителю покажут просто красивейшие пейзажи лесов Америки, мрачный, пульсирующий саундтрек авторства Брэда Фиделя, который через три года напишет музыку к «Терминатору» Джеймса Кэмерона, а также на удивление приличную актерскую игру — постоянное слабое место любого подобного фильма. Из минусов отмечу лишь малое количество убийство, их бескровность и малозрелищность, все-таки для слэшера данное условие — одно из важнейших. Однако, благодаря вышеназванным достоинствам фильм смотрится легко и интересно. Всем поклонникам советую.
Моя оценка: 7 из 10
17 июля 2010