Никудышная
7.2
7
1980, драма
СССР, 1 ч 34 мин
16+

В ролях: Ольга Машная, Михаил Глузский, Николай Лавров, Тамара Смыслова, Лидия Федосеева-Шукшина
и другие
Аня, «трудный подросток», не может найти взаимопонимания с окружающими: отчасти из-за своего физического изъяна, она заикается, отчасти из-за невнимания близких, занятых собственными проблемами. Спасаясь от ее агрессии, Аню отправляют в деревню, к родне отчима. Там она встречает старого человека, который принимает живое участие в судьбе девочки и способствует ее нравственному перерождению.

Актеры

Создатели

Дополнительные данные
оригинальное название:

Никудышная

год: 1980
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Николай Покопцев
композитор:
художники: Владимир Светозаров, Н. Васильева, Михаил Суздалов
монтаж:
жанр: драма
Дата выхода
Мировая премьера: 3 августа 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Никудышная», 1980

Сюжет в потенциале хороший, но в деталях и в реальности идиотский. Ему под стать постановка, такая же идиотская. Монтаж – туда же. Полтора часа показывают подростка, ничем не занятого, никому ничем не обязанного, ничего в жизни не ищущего, ничем не интересующегося, вдобавок, – невоспитанное и хамоватое существо.

Отрадно, что государство, в лице органов правопорядка, показали с надлежащей стороны, – оно заботится и проявляет необходимый интерес. И это хоть как-то стимулирует процесс вялого «воспитательного» воздействия на трудного подростка, потому что лишь благодаря этому пристальному интересу со стороны органов девушку отправляют с глаз долой в деревню к родственникам, – авось, хоть там перетопчется какое-то время, может, и толк какой выйдет...

Но толка не выходит, потому что и там она никому не нужна и не интересна. Тотальная скука её повседневного существования каким-то чудесным образом не трансформировалась в распутную жизнь, в пьянство и наркоманию, в «тотальное отрицалово» и эпатаж. Удивительным образом, – это не до конца ещё потерянный человек, хотя и личность девушки, как человека, совершенно закрыта от зрителя: абсолютно невнятное существо женского пола, лишь по внешним признакам могущее вызывать к себе строго определённый интерес...

Вся эпопея с «дедом» – туманная мутная тягомотина. Дед по-хорошему никак на неё особо не влиял: случайные несистематические трудовые поручения, случайные ни к чему не обязывающие диалоги (чаще с обличительно-оскорбительной направленностью), случайные совместные истерики. Лишь обладая мощной фантазией, можно представить себе, что контакт с дедом в таком формате мог дать какой-нибудь положительный нравственный результат, потому что ни о какой реальной нравственности там даже слова не было сказано (только тупые укоры и оскорбления). Единственный плюс от этого общения: девушка на примере отношения деда к окружающим смогла получить какой-то жизненный пример. Да и то, сомнительного качества.

Особое. Даже навязчиво демонстрируемый физический изъян в виде заикания – и тот не смогли толком обыграть и раскрыть. Зачем он был нужен в плане драматизма, не понятно. Толку от него ноль. Да и сыграла его актриса слабовато. Единственный плюс – это когда ребёнок немедленно начал копировать заикание, тут я прям посмеялся, душевно и жизненно получилось.

Лично для меня было странным упорное желание подчёркивать в течение всего фильма женские формы Машной. Благодаря этому темпераментный зритель мужского пола может закрыть глаза на многое, и отчаянно симпатизировать (даже обеими руками) героине Машной. Но если отнестись к этому непредвзято, то такое нарочитое замещение смыслов формами напоминает, скорей, творческое бессилие.

Вывод. Назвать плохим не могу, но кино крайне слабое во всех отношениях. Никакой художественной или иной ценности не представляет. Пустая трата времени. Полагаю, в самой идее был хороший воспитательный потенциал, но реализация никудышная. Напоминает студенческий диплом, если бы не маститые актёры.

19 ноября 2024

Развернуть

«Никудышная» — этот фильм не то, чем кажется поначалу. История очень ранимого, беззащитного человечка.

Неделя просмотра фильмов, актрисы Ольги Машной. Фильм 1-й.

Давно у меня был запланирован просмотр фильмов Ольги Машной, ещё с весны. Но там не получилось и я перенесла её на осень. И вот сейчас уже конец октября, а я наконец-то добралась до просмотра фильмов этой актрисы. Всегда знала Ольгу Машную только по фильму «Гардемарины, вперёд». Других её фильмов никогда не видела прежде, не попадались они мне как-то на просмотр. И вот весной, полезла в интернет искать фильмы по её фильмографии, составила себе список на неделю просмотра, а добралась до него только сейчас. И она получилась первой актрисой, по которой я решила сделать неделю просмотра. До этого были недели просмотра только по фильмографиям актёров мужчин.

Итак начнём. Мы не любим своего прошлого, как бы нас не пытались убедить в обратном. Все разговоры о любви к Советскому Союзу останутся сотрясанием воздуха, пока сокровищница советского кинематографа пылится на полках киностудий, и совершенно не будет доступна зрителям. Жертвой коллективного забвения стал и художественный мир режиссёра Динары Асановой.

Асанова снимала фильмы о трудном детстве, о несчастных детях, брошенных обществом на произвол судьбы. Эти социальные драмы ставили сложные вопросы ребром: если дети - наше будущее, почему мы не воспринимаем их всерьёз? Она сделала ставку на импровизацию, на искренность молодого поколения в ущерб академической игре. Заслуженному артисту надо суметь вжиться в роль, а дети и так всё умеют.

Фильм «Никудышная» вышел в 1980-ом году для телевидения — ещё одна причина малой популярности. Это не история большого кино. Простой по режиссуре и даже примитивный местами фильм не делал скидок для телезрителей, когда дело доходило до смыслов. Некоторые эпизоды требуют от нас соучастия в творении. Что-то додумать и домыслить самому. Мы для Асановой — такие же дети, вовлечённые в её игру.

Девочка Аня совсем отбилась от рук. Который день не ночует дома, пропадая в компаниях хиппующих отщепенцев. Она и сама отщепенец. Глупая, бездарная. Надоедает взрослым своим заиканием. Подолгу облизывает помаду на губах перед зеркалом. Безразличная к своему будущему, но злая, как чёрт, к любому, кто попытается залезть к ней под кожу. Мать её слишком занята: носит в животе пополнение семейства, собачится с роднёй и крутит банки с помидорами. За дочку отдувается отчим в исполнении Александра Демьяненко.

Современная культура демонизирует отчимов, но у Асановой отчим оказался единственным приличным человеком в семье. Но Аня не верит показной доброте и проверит их на прочность. В деревне (куда её отправили на перевоспитание) для Ани нет ничего интересного. Все одинаковые, такие же враги и мучители. Единственное, что пробуждает Аню ото сна: слух про волшебного Деда. Отшельник живёт на хуторе и якобы владеет магией. К нему ходят за советом, от него ожидают чуда, но его и боятся, кабы не сглазил. Аня нутром ощутила эту энергию изгойства. Не так уж она глупа. Когда родственники закатили скандал, она собрала вещи и направилась на колдовской хутор.

Главный старик советского кино Михаил Глузский не вживался в роль деда Саввы, он был собой. Ворчливый, недовольный молодёжью, исподлобья проклинающий жизнь мрачным взглядом злого мудреца, прознавшего о конце света. Этим двоим судьба загадала ненавидеть человечество вместе. Стоит ли доверять никудышной волшебный секрет? Вот это самое обидное: никудышная. Потому что правда. Ничейная дочь. Беззащитный человечек, она вся обнажена перед жестоким миром. Её вина только в том, что она родилась без иммунитета. Без этих уродливых подобострастных улыбочек, которые взрослые называют вежливостью.

16-летняя Ольга Машная вытащила фильм из забвения. Её большие глаза и пронзительный взгляд просто поражают. «Она тебя не любит!» — это нелепое откровение, истина, которую и так все знают, обретает новое значение в её устах. Бесноватая Аня, не в силах разгадать секрет, закатывает скандалы, устраивает погром и пытается бежать с хутора. Только куда? С ней уже простились и семья не ждёт возвращения. Может лучше ей сгинуть в богом забытом селе навсегда? Аня смеётся над людьми. Видит их насквозь. Дед ветеран войны с пятью ранениями от пуль, он не понаслышке знает цену человеческой доброте. Так есть ли спасение?

У Динары Асановой и её любимого актёра и сценариста Валерия Приёмыхова (кстати, мужа Ольги Машной в жизни) имеется ответ. Но мало кому он понравится. Добра и любви уже недостаточно. Мы зашли слишком далеко и только смерть очистит ото зла. Таково предназначение Ани, за это её ненавидели обыватели, угадавшие в безумной гримасе заики, страдание женщины за всех брошенных детей. Если женщина дарует жизнь, то и в смерти она должна быть рядом. Детство заканчивается не на школьном выпускном, оно заканчивается на погосте во время похорон деревенского жителя. В этом и заключается волшебный секрет колдуна. Смерть покажет, кто чего стоил. Народная песня заглушит иностранный хит, так и взрослый мир однажды заявит свои права, как бы ты не бежал от него в игры или аниме.

«Никудышная» — культовый фильм для немногих, для тех, кто испытал это на себе. Массовому зрителю здесь приготовлена простая советская мораль. «Плохая» девочка прошла трудотерапию в деревне и стала «хорошей», общество вернуло заблудшую овцу. Подтекст же сложнее и мрачнее: общество само заблудилось в потёмках. Но возвращение неизбежно.

Фильм потрясающий. Вроде в основе лежит достаточно незатейливая история о сложном ребёнке, но раскрыта эта тема очень достойно, и потому фильм способен удержать зрителя в напряжении.

Ольга Машная безусловно хороша! Одни её глаза чего стоят! Играет восхитительно. Естественна, как природа, такая настоящая, а уж до чего красивая! А какая богатая мимика. Глухонемые, да и заики тоже, компенсируют мимикой и глазами неумение говорить. Ольга умудрилась это сыграть.

Такие фильмы нужны. Простые люди в кадре со своими простыми проблемами — они ближе рядовому зрителю, чем олигархи, политики и миллионеры.

Замечательно сыграли все актёры, очень нравится Глузский в такой необычной для него роли. Думаю, что фильм этот подходит и для взрослых и для юношества, только такого юношества, которое готово думать и мыслить, а не тупо жевать жвачку и вяло при этом думать: «А чё это они все тут бегают и орут?» — в таком случае бесполезно, как говорится, не поможет.

Фильм — словно колодец. Внешне неброский — а глубооокий, и вода чистая да вкусная. Хорошо. Правда во всём. Советское искусство — это ларчик с потайными донышками, а не паровозный соцреализм, как нам пытаются доказать. И вот уже исправленная, обновлённая Аня собирается к себе в город, а в небесах — звенит пронзительно долгий колокольный звон…

10 из 10

28 октября 2024

Развернуть

Никому не нужна…

Фильм «Никудышная» — острая психологическая драма. Главная героиня уже и не ребенок, но и не взрослый человек, а уже она никому не нужна. Ее родители полностью поглощены своими заботами, ее сверстники ее ненавидят. Да и она сама, вряд ли кого-либо любила в своей жизни. Но судьба подарила ей шанс измениться и превратиться из озлобленного волчонка в красивого белого лебедя.

Для каждого ребенка есть ключ, который можно подобрать к его сердцу. И незнакомый старый дед, которого за глаза называли ведьмаком, сумел раскрыть в этой девочке доброе начало. Он смог заронить в ее душу семя любви к окружающему миру. И пусть она так и осталась для многих взрослых людей «трудным» подростком, она сама приобрела внутреннюю силу и независимость.

Она научилась любить жизнь.

10 из 10

29 мая 2008

Драма Никудышная появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Динара Асанова. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ольга Машная, Михаил Глузский, Николай Лавров, Тамара Смыслова, Лидия Федосеева-Шукшина, Галина Сабурова, Валерий Матвеев, Ирина Бразговка, Людмила Глазова, Александр Демьяненко, Марина Крутикова, Валерий Приёмыхов, Любовь Тищенко, Евгений Чистов, Елена Цыплакова.

Страна производства - СССР. Никудышная — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.