Константа
Constans
7.4
7.2
1980, драма
Польша, 1 ч 35 мин
16+

В ролях: Зофья Мрозовска, Витольд Пыркош, Ева Лейчак, Ян Юревич, Марек Литевка
и другие
Главный герой Витольд Партыки мечтает заработать денег для участия в экспедиции в Гималаи на место гибели своего отца-альпиниста. Однако в его жизни есть один постоянный фактор - его константа - это «умение» постоянно оказываться в неправильном месте в неправильное время…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Константа

английское название:

Constans

год: 1980
страна:
Польша
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Славомир Идзяк
композитор:
художники: Тадеуш Выбульт, Магдалена Беджицка, Анна Б. Шеппард
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 мая 1980 г.
на DVD: 21 октября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Константа», 1980

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Константа», 1980

Моральное беспокойство Кшиштофа Занусси (часть 9)

Сюжет «Константы» приобретает остроту не сразу, а где-то в своей середине, до определенного момента фильм кажется обычной бытовой драмой, лишь изредка приобретающей черты экзистенциального конфликта. Переживание главным героем утраты близкого человека – самый сильный момент в ней, роднящий его с «Годом спокойного солнца», где вся структура встроена вокруг схожей ситуации. В отличие от протагониста «Защитных цветов», зависающего между правдой и ложью, герой Тадеуша Бродецкого стремится выполнять веления совести постоянно (отчего и название ленты). Его стремление покорить Гималаи, вернуться к месту гибели отца – своего рода метафора одоления нравственных вершин, нежелание останавливаться на достигнутом, неуспокоенность духа.

Вместе с тем герой «Константы» далек от идеологической принципиальности персонажа «Отваги на каждый день» Шорма, делающей невыносимой жизнь окружающих: у Занусси герой сопротивляется тотальности душевной коррупции не из антимещанских соображений, но и не из-за христианских. Достаточно унылые городские пейзажи «Константы» также дают почувствовать глубинное онтологическое неблагополучие позднего социализма, это бесцветный серый мир, в котором «рука руку моет». Путешествуя по миру, Витек видит иную жизнь, иных людей, не тех, что живут в соцлагере, но тоже неидеальных, его принципиальность, растущая в геометрической прогрессии после утраты близкого человека имеет чисто моральный характер, а не идеологический и не религиозный. В финале мы видим те последствия, к которым может привести принципиальность, если она не укоренена в религии.

«Константа» - несовершенный, достаточно рыхлый фильм, незаконченный, эскизный, в нем нет формальной и концептуальной завершенности тех же «Защитных цветов» или «Года спокойного солнца», но он заставляет задуматься о том, куда завело людей строительство социализма (явно не в светлые дали будущего «рая»), о том, что идеалистов почти не осталось, а те, что выжили, не понимают, зачем живут. Схожая коллизия вернется в творчество Занусси спустя годы в «Сердце на ладони», где главный герой, живущий в ладах с совестью, также не знает, куда себя деть в чуждом ему мире. Как это ни удивительно, но в «Константе» нет чарующих мотивов Киляра, хотя музыку писал именно он, а камера Идзяка создает фактически реалистическое изображение без даже минимальных уклонов в символизм (разве что в панорамах горных вершин).

Однако, несмотря на то, что «Константа» - в целом не выдающийся фильм, его интересно смотреть как портрет эпохи потери моральных ориентиров и тотального лицемерия позднего социализма, которая мало чем отличается от современной России. То же, что положительный герой у Занусси в этой ленте не вполне убедителен, можно отнести на счет плохой психологической прорисовки добра в кино вообще. К сожалению, никуда не деться от факта, что негатив более зрелищен, чем позитив даже в том случае, если кинорежиссер – не нигилист, а человек с убеждениями, и на примере Занусси это также отчетливо видно.

1 апреля 2025

Жизнь без среднего арифметического

В этом вроде бы прямолинейном фильме о столкновении молодого идеалиста Витольда (Тадеуш Брадецкий) с миром конформистов и двурушников есть несколько слоев значения, более или менее явных. Первый — это собственно психологический конфликт. Разобраться в нем нетрудно. Второй, аллегорический план, тоже легко расшифровать, даже если и не понимаешь точно математической символики, о которой заходит речь в фильме. Константа — величина неизменная, и применить ее к конкретным данным числам или обстоятельствам, приравнять к «средней» величине можно лишь путем сложных и извилистых умственных действий, а не лобовыми, самыми простыми ходами, пригодными лишь для простого исходного «дано», но не там, где подстерегает случайность. Человек-константа Витольд не знает средней величины, которую он шутя пытается вычислить для лотереи. Метафора в общих чертах прозрачная для нематематика, если и не в частностях.

А вот что там делают горы? Лейтмотив фильма — заснеженные скалы и вершины показанные сверху из движущейся точки, под тревожно-величественную мелодию Войцеха Киляра. И Витольд собирается в альпинистскую экспедицию в Гималаи. Конечно, можно их интерпретировать как символ стремления к вершине. Проблема в том, что символ стремления к вершине сам не прост. И сюжет «Константы» начинает настолько смахивать на драму Ибсена о Бранде, что после имени самого Занусси в списке авторов сценария я бы поставил смело: Генрик Ибсен.

Я расскажу вам историю о Бранде. Бранд был молодым протестантским пастором в норвежской глуши, в рыбацкой деревне у подножья гор. Его пастырским кредо было «все или ничего». Но измученные нуждой люди понимали только слова «хлеб наш насущный дай нам днесь» из всего, что слышали в церкви. Смерть матери и некоторые странные встречи внушили Бранду, что он должен оторвать своих прихожан, прилепленных к скудной земле у прибрежных скал, от борьбы за выживание и отвести их через ледяные горы туда, где они смогут посвятить всю свою жизнь Господу. Куда, он не знал. Важно было лишь привести эту угрюмую, эгоистичную паству в движение, вслед за безумной девочкой, бросающей камни с высоты. Бранд так и не понял простой истины, которую поет ангельский хор финала: Бог есть Deus caritatis, Бог милосердия и прощения.

Узловые моменты ибсеновской драмы повторяются в фильме Занусси: моральный ригоризм, противостоящий жадности, смерть матери как переломный момент, путешествие в горы, падающие с высоты камни. Есть и молчаливые намеки на религию, более тонкие, чем истерика, которую Витольд закатил ксендзу — вроде статуи Девы, прикрытой от снега и дождя, или двух свечей, которые сами становятся маленьким повторяющимся мотивом. И наконец, с какой подразумеваемой точки обзора показаны горные вершины сверху? «Кто бросает камни с высоты?» — кричит ибсеновский Бранд. И, очень осторожно, я бы спросил, Кто смотрит на горы с высоты?

7 из 10

5 июля 2014

1980. Константа Кшиштофа Занусси

Похоже этот фильм был актуален в строго определенном месте и в строго определенное время. Восточная Европа. Соцлагерь. Годы, предшествующие большой смуте. Ведь тут все будет построено вокруг такого знакомого, уверен, многим читающим этот текст призыва: «Так жить нельзя».

Занусси умело опускает зрителя во все хитросплетения некоторых особенностей социального неравенства, показывая нам пример личностной борьбы. Перед нами молодой человек, сумевший добиться хорошей работы, достойной зарплаты и заграничных командировок. Неожиданно для себя, без какой-либо поддержки и протекции он попадает в зону вполне комфортного существования. В те годы, уверен, многие обзавидовались бы такому раскладу и удивились бы реальности социального лифта.

Но, на деле все оказывается совсем не так уж и просто. Стоит герою несколько переосмыслить происходящее (триггером тут послужила смертельная болезнь его матери, а если точнее, то тотальное равнодушие к ней со стороны врачей). Ясное дело, что наш герой бросится в бунт — неистовый, беспокойный и неэффективный. Он будет протестовать против систем откатов, взяток и фальшивых заказов. Для руководства наличие этакого революционера не стало особой проблемой. Ну и ладно. Важно другое — злободневные проблемы показаны, культ человека совестливого провозглашен. Большего и не надо. Идеологическая инъекция осуществлена. Можно и специальный приз в Каннах получить. Тем более, что молчаливый, играющий на паузах и полутонах Занусси оказывается вполне интересным рассказчиком. По мне так, в самой истории нет ничего особенного. Кшиштоф Кесльевски снимет через год очень похожий, но куда более глубокий и тонкий «Случай», а двумя годами ранее Абдрашитов просто до предела раскатает эту же проблему в «Повороте». Отсюда и мое, вполне нейтральное отношение к «Константе». Система «панибратства» и коррупционного согласия, которую решил вскрыть Занусси — не более, чем секрет Полишинеля.

5 из 10

1 июня 2014

Ничто не остаётся неизменным.

«Судьбы не стоит бояться. Судьбу можно просчитать — это расклад вероятностей, статистика. А если что-нибудь можно просчитать, то там уже нет тайны».

Идеалист Витек сам строит себе преграды потому, что не может понять, что жизнь — это не «игра, в которой мы сами устанавливаем правила», как в математике, которая «так далека от реальности». Он собирается ехать в экспедицию в Гималаи, но в аэропорте у него находят деньги, зашитые в куртку его знакомым. На работе он протестует против скрытой контрабанды, в которую вовлечены все работники. Витек выглядит неприспособленным к жизни в этом несовершенном мире со всеми его недостатками и даже не может корректно дать взятку врачу, чтобы перевести свою мать из коридора в палату. Зато играя в спортлото, записывает цифры и вычисляет среднюю величину разброса. Вообще тема коррупции и честности подана режиссёром в довольно трагикомичном ключе, где наивность и откровенность встречаются с равнодушием и материализмом. Единственная отличная реакция на этот счёт — его подруги медсестры, которая утверждает: — «Хорошо, что ты ещё этому удивляешься».

Итог: контроль над случайностями выходит из под контроля, теория вероятности терпит крах, и единственно постоянной вещью в фильме остаются Гималаи, завораживающие своим величием и незыблемостью, своей константой.

Вердикт: классика польского кино от «бывшего» физика Занусси. Оригинальный, содержательный и идейный сюжет.

10 из 10

28 сентября 2011

Невольный грех

Социалистическое безвременье конца 70-х, Польша за пару лет до всколыхнувшего страну движения «Солидарности». Главный герой- идеалист Витек, не идущий на компромиссы со своей совестью молодой человек, после прихода из армии, сталкивается лицом к лицу с гражданским миром, в котором любое условие быта сковано кризисом общественной морали.

Как всегда католик-рационалист (в прошлом физик) Кшиштов Занусси, заносит «режиссёрский скальпель» в попытке препарировать экзистенциальные глубины человеческой души. Автор показывает укоренившуюся систему коррупционных связей внутри польского государства, вынуждающую любого идти на взаимные сделки. Нисколечко не сочувствуя своему герою, он тем не менее пытается демонстрировать, что есть ещё в мире принципиальные люди, плывущие против течения массового порядка. Однако не забывая отметить, что и их ждёт закономерное поражение.

Как говорится — в попытке просчитать свою судьбу, главное самому не просчитаться. А Витек выглядит здесь явным инородным телом, настраивающим своим наивным чистоплюйством против себя абсолютно всех. Витека всё время «искушают» — друг женившийся на богачке и предлагающий герою быть проще, любимая девушка, желающая видеть его более мужественным и внимательным к ней, наконец смерть, забирающая мать героя и проверяющая его веру. Но он упорно остаётся самим собой, катясь под уклон по «общественной лестнице», в попытке перемножить скоропостижные уходы родителей на момент судьбы, в итоге находя постоянную «злого рока» не внутри, а снаружи себя.

За внешней простотой стиля польского режиссёра, всегда скрываются десятки нюансированных деталей-метафор, ёмких по своему психологическому содержанию. Казалось бы обычная соцреалистичная драма из жизни несогласного «совка», ан нет — это исповедальная композиция, подводящая нас к смыслу того, что ни один человек не сможет стать святым в суете жизни. Заросший бородой (явный религиозный символизм), во второй половине фильма, Витек, пытается быть идеальным, но видно зря он с самого начала — пошёл на невольный блат при устройстве на работу. Стал ли он также совершенен в своей принципиальности, как его умирающая мать продемонстрировавшая подвиг веры, отказываясь от обезболивающих уколов. В безжалостной концовке ленты, Занусси ставит знак вопроса открытого для героя финала…

9 из 10

18 июля 2011

Драма Константа появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Кшиштоф Занусси. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Зофья Мрозовска, Витольд Пыркош, Ева Лейчак, Ян Юревич, Марек Литевка, Яцек Стшемжальский, Казимеж Боровец, К. Целецкий, Ядвига Колонна-Валевска, Люцьян Дитрих, Тадеуш Грабовский, Анджей Худзяк, Стефания Ивиньска, Ежи Каменьский, Кшиштоф Маховский.

Страна производства - Польша. Константа — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.