Рейтинг фильма | |
![]() |
6.2 |
![]() |
5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гибель 31-го отдела |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Пеэтер Урбла |
сценаристы: | Пер Валё, Пеэтер Урбла |
продюсер: | Вероника Бобоссова |
видеооператор: | Валерий Блинов |
композитор: | Рейн Раннап |
художники: | Андо Кесккюла, Элла Руисо, Меелис Вулп |
монтаж: | Марью Юхкум |
жанр: | криминал |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
13 июня 1981 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
2 ч 14 мин |
Кто бы мог подумать (и я в том числе), что этот двухсерийный политический детектив «Таллинфильма» почти 35-летней давности окажется пронзительно актуален в современной России! В романе двух «прогрессивных» («левых»? коммунистов?) шведских писателей и в его советско-эстонской экранизации наглядно показывается, до чего может довести свободную и действительно демократическую прессу буржуазное общество потребления- до полной деградации, до ничтожности. Тогда, в 1980-м году «Гибель 31-го отдела» представлялась некой «страшилкой», созданной чуть ли не по заказу главного идеолога ЦК КПСС товарища Суслова- мол, смотрите и ужасайтесь тому, как и о чём пишет западная пресса. И это в то время, когда народ читал газеты страны Советов с последней страницы, засыпая на первых строках грандиозных и обязательных отчетов о партийных съездах-пленумах, помпезных репортажей со «строек века», «битв за урожай» и т. п. Одним словом, одна политжурналистская крайность клеймила позором другую, свою диаметральную противоположность.
Но вот прошли тяжелые и до сих пор непонятые и неосознанные перемены и годы. И нет чтобы нам придти к разумной, здравой середине между этих враждующих полюсов, где истинно и находится истина. Именно- нет! Поскольку один полюс сменил не менее «ледовитый» другой. Намеренно гипертрофированная писателями и кинематографистами ситуация с журналистикой в некой западной стране стала реальностью для вполне конкретной страны России.
«… журналы стали писать о всеобщем благоденствии и о единстве народа». Это цитата из фильма. А похоже на цитату из какого-то выступления современного российского оппозиционера, неважно, какого толка. А совершенно гениальный эпизод, когда инспектор Йенсен знакомился с печатной продукцией пресс-концерна, состоящей из сплошной рекламы и глянцевых снимков из светской жизни и досмотрелся до того, что отупел окончательно, и даже сопровождающая музыка зациклилась, как на заевшей пластинке (повторюсь: гениальный ход, нигде такого не видел!)? А история восхождения уборщицы в главные редакторы журнала посредством ногораздвижения? Да, пардон, у нас две трети «бизнес-вумен» именно такие! А прогрессирующе желтеющая (даже когда-то солидная) пресса продолжает учить нас, «как поливать герань» (цитата из фильма). Ну а тех, кто духовно и художественно протестовал против такого, в фильме доброжелательно собрали в особый 31-й отдел (почему-то хочется сказать- в Общественную палату), чтобы, рассмотрев их под микроскопом, выработать «дуст» от этих «тараканов». Впрочем, они и сами себя потравили- амбициями, недальновидностью, чрезмерным идеализмом.. . А за уцелевшими бдит, бдит недреманное око 31-го отдела. И тогда, и сейчас.
Данный фильм, по своим общим художественным достоинствам, с натяжкой можно оценить на 7. Но за удивительную и правдоподобную актуальность ставлю ему 8 из 10. Всем журналистам или считающим себя таковыми, а так же всем читателям-телезрителям- смотреть в обязательном порядке. Не думаю, что «Гибель 31-го отдела» покажут по общероссийским каналам (был на «Дом кино»): слишком уж… ну, вы понимаете. Как бы чего не подумали…
8 из 10
21 февраля 2012