Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Телохранитель |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Али Хамраев |
сценарий: | Али Хамраев |
видеооператоры: | Юрий Клименко, Леонид Калашников, Вячеслав Семин |
художник: | Шавкат Абдусаламов |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 мая 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Перед нами приключенческий фильм Али Хамраева, истерн или даже и вовсе фэнтези. Все по законам жанра - персонажи строго делятся на добрых и злых, мы сразу понимаем, что проводник Мирзо — «наш», а его пленник Султан-Назар и главарь басмачей Фоттабек — плохиши. Они борются между собой. Вражда должна происходить вокруг чего-то конкретного — из-за ценностей, или важной информации. В «Телохранителе» есть и то и другое. И носителем и того и другого является духовный лидер Султан-Назар. Вдохновленные его речами банды басмачей идут жечь и убивать. Речи Султан-Назара следует либо прекратить, либо повернуть в другое русло, потому Мирзо ведёт пленника в Душанбе, где с ним разберутся новые советские власти. Основной предмет вокруг которого бушуют страсти, и который тоже принадлежит Султан-Назару — это тамга. Тамга (металлическая бляха с выбитыми на ней узорами) была когда-то предметом, чрезвычайно распространенным в государстве монголов. У кочевых народов тамга сделалась символом рода, и в этом смысле соответствовала печати. Узором тамги клеймился скот рода. По ходу действия фильма тамга приобретает смысл особый, например, Фоттабек, страстно ее жаждущий, обещает своей любимой жене Айбаш: «Ты будешь царицей Азии». То есть тамга волшебный символ всевластия. Когда Султан-Назар попадает пленником в лагерь басмачей, то стоит ему показать тамгу и бандит только что нахально ухмылявшийся, падает ниц.
Султан-Назар в исполнении Анатолия Солоницына - личность, раздираемая противоречиями. Его антипод горец-охотник Мирзо — простой парень, но с принципами. Что характерно для Александра Кайдановского снова Сталкер (жаль что озвучивает Мирзо Сергей Шакуров, и от несоответствия внешности и голоса возникает какое-то раздвоенное впечатление). Но Мирзо в фильме — не только проводник в буквальном смысле слова, он — проводник идеалов, он верит в новую советскую власть, в новые возможности для всех, в обновление жизни. Удивительно как преодолевая опасности эти два непримиримых антагониста становятся, ну не друзьями, конечно, но как-то по-человечески сближаются. Безусловно с актерской точки зрения самым ярким выступает образ Султан-Назара. Солоницын прекрасно проводит свою роль, а грим, борода и костюм совершенно преображают его. Отчужденный, пытающийся сохранить достоинство в плену Султан-Назар по-своему внушает уважение, его ненависть к Мирзо и тем кто за ним стоит настолько искренняя и страстная что несмотря ни на что внушает сочувствие. И самое грустное что Султан-Назар прав и в новом обществе на равноправие которого так надеется Мирзо всё равно: «Умный и трудолюбивый будет жить лучше, а ленивый и тупой станет завидовать. Вот и развалится ваше равенство...».
Фоттабек (Шавкат Абдусаламов, актёр и художник-постановщик фильмов Хамраева) мелкий узурпатор, жаждущий любым способом проникнуть в таинственные сферы, где управляют судьбами мира. Им движут две страсти - жажда заполучить тамгу и преклонение перед красавицей-женой Айбаш (Гульбустон Ташбаева). Она из рода шаманов и сама умеет гадать, носительница тайного знания, избранница. Айбаш для Фоттабека как амулет, гарантирующего удачу во всех делах, сюрреалистична сцена где рабы по заснеженным горам тащат носилки с величественной Айбаш в причудливом головном уборе. В отношениях супругов явно доминирует Айбаш, она - мозг, а Фоттабек - руки. Эти герои наиболее декоративные, броские, Айбаш и вовсе по-сути единственный женский персонаж фильма(юная дочка Султан-Назара Заренгиз не в счет, так как её толком и не рассмотреть). В суровом мире песка, гор, жалких хижин Айбаш появляется как красивая экзотическая бабочка, всегда немногословная и спокойная среди грубых мужчин с перекошенными злобой или отчаянием лицами и плачущих женщин.
Мир «Телохранителя» разноголос, но режиссёр думает не только о философских вопросах - приключенческая составляющая на высоте; тут и погони, и драки, и перестрелки, и обвалившиеся в пропасть мосты. А охота за тамгой придает именно фэнтезийную окраску многим поворотам сюжета. На помощь актерам приходят костюмы, великолепно отфактуренные, но не слишком этнографичные со множеством интересных переплетений; тут и свитер грубой вязки Мирзо, и полосатый халат Султан-Назара, совсем уж невообразимый а ля самурайские доспехи одеяние раба Сейфуллы, затейливые наряды Айбаш и дреды Фоттабека.
Невозможно обойти вниманием саундтрек фильма написанный легендарным Эдуардом Артемьевым. Многогранность придуманного пространства Хамраевского «Телохранителя» подчеркивают фирменные Артемьевские астральные мелодии, украшенные рифами электрогитары, лирической трубой, а также всякими необычными 'вкусными' звучками придающими происходящему нечто космическое.
Одним словом «Телохранитель» Хамраева стильное и необычное кино-высказывание на тему фэнтези-истерна. Must see все любители жанра.
14 декабря 2021