Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Помойки рая |
английское название: |
Les égouts du paradis |
год: | 1979 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жозе Джованни |
сценаристы: | Мишель Одиар, Жозе Джованни, Альберт Спаджьяри |
продюсеры: | Жан-Пьерр Роусон, Anne Marie Toursky |
видеооператор: | Уолтер Баль |
композитор: | Jean Pierre Doering |
художник: | Georges Petitot |
монтаж: | Marie Thrse Boich, Жаклин Тьедо |
жанры: | боевик, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 марта 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Биография французского режиссёра и писателя Жозе Джованни сама по себе достойна экранизации, вместив в себе столько противоречивых событий и поступков, что их с лихвой хватило бы на целый сериал. Активная преступная деятельность, в ходе которой страдали и гибли невинные люди, помноженная на сотрудничество с немецким оккупационным режимом во время Второй Мировой войны, смертный приговор за участие в тройном убийстве, заменённый пожизненными каторжными работами, дополнительный срок в десять лет за доказанный шантаж евреев, скрывавшихся от нацистов - только одного пункта из этого чёрного списка могло бы хватить на то, чтобы растереть человека в порошок между жерновами правосудия и публичного осуждения.
Но урождённый корсиканец (чья настоящая фамилия Дамиани наталкивает на мысль о врождённой кинематографичности, хотя никак не связана с итальянским мастером драмы) проскочил сквозь них с минимальными потерями для репутации, а затем взялся за перо, сочиняя популярные произведения, сюжеты которых постоянно вращались вокруг на собственной шкуре изведанной автором уголовной темы. Но и этого оказалось мало, и после успеха на писательском поприще, он оказался вполне компетентен на съёмочной площадке, поработав со знаковыми артистами своего времени, среди которых Жан Габен, Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, в компании которых режиссёр сделал несколько классических фильмов, например «Двое в городе».
Картину Джованни «Отбросы рая» 1979 года, к созданию которой он приступал уже в статусе сложившегося творца, пожалуй, не отнесёшь к самым известным лентам режиссёра, о причинах чего будет сказано ниже. При этом она, конечно, несёт значительный отпечаток его личности. Речь идёт не только о совпадениях конкретных фактов из жизни главного героя и человека, взявшегося проявить на киноплёнке его нашумевшее «мероприятие», но и о пропитавшем их судьбы всепроникающем духе авантюризма и дерзкого проявления своих понятий о человеческой свободе, в корне расходящихся с юридическими общественными принципами.
Немудрено, что сам пока не удостоенный подобной чести от собратьев по цеху, Джованни не смог упустить из виду книгу другого корсиканца Альберта Спадджари, неоднократно судимого профессионального «солдата удачи», сумевшего свести счёты с государством путём одного из самых головокружительных ограблений за всю современную историю, и заодно открывшего в себе талант писателя. Из вышесказанного несложно догадаться, что «Les egouts du paradis» представляет из себя байопик, по горячим следам следующий за Альбертом в исполнении актёра Франсиса Юстера, готовящим и осуществляющим дерзкий план проникновения в банк «Сосьете Женераль», расположенный в Ницце, при помощи старых товарищей из запрещенной военизированной группировки «OAS».
Надо отметить, что режиссёр беспристрастно следует основной канве воспоминаний скрупулёзного грабителя, из-за чего фильм со временем потерял часть своей силы, изначально подпитывавшейся актуальностью событий, о которых судачила вся Европа, а то и весь мир. Во-многом, именно эмоциональная холодность и расчёт на закадровую осведомлённость зрителя о сюжетной подоплёке, будучи связаны между собой, являются главным слабым местом ленты. Вовлекать в происходящее на экране режиссёру удаётся слабо, поскольку в этом подходе крайне важны эмоциональная составляющая, сопереживание героям, погружение в их внутренний мир и прослеживание связей, которые образуются вокруг них, составляя своего рода чувствительную паутину, колебания которой заставляют эхом отзываться нервные окончания наблюдающего. Джованни просто формирует дайджест встреч, согласований и действий.
Единственной яркой линией в этом плане выделяются отношения Альберта и героини Лили Кедровой, но по факту она мало что добавляет к повествованию, хотя явно предназначалась для раскрытия персонажей с точки зрения привязанности. Вам просто предлагается наблюдать за какими-то людьми с не до конца понятным бэкграундом, которые сошлись вместе и, без особых проблем минуя череду разного рода недомолвок, провернули дело и разошлись восвояси. «Отбросы...» фильм в первую голову режиссёрский, и потому актёрам остаётся следовать указующему персту и особо не отсвечивать, хотя среди образов есть по-настоящему колоритные персонажи со своими оригинальными заморочками. Один Египтянин чего стОит!
Как известно, многое в искусстве зависит от того, не что подать, а КАК подать. История знает кучу примеров удачной во всех смыслах визуальной интерпретации написанного, в том числе криминальной направленности. Как пример - «Мотылёк» Франклина Шаффнера. Да, надо приложить немало стараний, чтобы слово о человеке стало самим человеком, задышало, задвигалось, заставило поверить в себя. Слово Спадджари так и осталось полуожившей, несколько бессвязной субстанцией в руках Джованни, а персонажи книги выступают в роли бумажных человечков. «Вы ничего не знаете о моих мечтах!» - восклицает Спадджари-Юстер в одном из эпизодов. Хочется добавить: «И так и не узнаем!». При другом подходе могло получиться по-настоящему роскошное действо, тем более значимое, что основано оно на реальных событиях. А вышло нечто неплохое на один просмотр.
Посему только...
5 из 10
7 ноября 2022