Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
По следу властелина |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вадим Дербенёв |
сценаристы: | Игорь Акимушкин, Олег Кузнецов, Артур Макаров, Вадим Дербенёв |
видеооператор: | Виктор Пищальников |
композитор: | Владимир Чернышев |
художник: | Вадим Кислых |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
«Там река тихая, на речке — лодочка. Дикий зверь выспится — пойдёт охотиться. Если ты его найдёшь, если ты его найдёшь — спрашивай шёпотом: «Где душа белая? Где душа чёрная?..»
Вот ведь удивительное дело — тема исключительно интересная, а финальные ощущения весьма и весьма двойственные. Вполне допускаю, что талантливый человек талантлив во всём. Но не во всём — одинаково талантлив. Из четырёх сценаристов никто до съёмок «Властелина» не имел опыта работы с животными. Были чудесные мюзиклы «Спартак» (1977) у Дербенёва и захватывающий детектив «Золотая мина» (1977) у Макарова. Для Акимушкина и Кузнцова — это дебютные сценарии. Не совсем понимаю, для чего потребовалось 4 человека, чтобы написать историю из жизни Уссурийского края — о нём написано столько всего интересного, что ничего не нужно выдумывать от себя.
На мой взгляд, фильм сильно «подкосила» бандитская» история Когтева. Владимир Самойлов прекрасный актёр, но в данном случае бывший пособник фашистов — явно не его роль. С его видной за версту «положительной харизмой» ему здесь негде было особо развернуться. То же самое касается и персонажа Татьяны. Людмила Зайцева слишком зажата по причине двойственности её героини. 4 года как муж пропал без вести, уже и война кончилась, и вдруг он объявляется. Допускаю, что любовь у них была сильной, и что она закрыла глаза на военные «грешки» мужа. Но затем Когтев совершает подлый поступок, оправдывая его «случайностью», и Татьяна снова верит ему, и уходит с ним, в буквальном смысле, в неизвестность. Крайне странной выглядит цепочки сцен «пленения» Когтева.
Участковый Мернов (прошедший всю войну!) выглядит дилетантом в сцене конвоирования. То же самое касается и желания Агнии (Гульча Ташбаева) отправиться в тайгу на поиски Белова. А где же милиция, которая должна ловить убийцу?.. Именно поэтому криминальная история здесь сильно портит впечатление от картины, главный жанр которой «фильм о животных». Картина снималась там же, где и великолепный «Дерсу Узала». Но разве можно поставить эти фильмы рядом? Там — поэтическая история о вечных ценностях, о душевном родстве человека с природой, а здесь — противопоставление чистейшей духовности обыкновенной жажде наживы. Богатейший животный мир показан будто через прицел охотничьего карабина. В любую минуту ожидаешь, что пуля прервёт жизнь красивого грациозного животного.
После финальной сцены появляется стойкое ощущение, что главный герой Василий Андреевич Белов (Юрий Беляев) — главный виновник всех бед животных в заповеднике! Поразительно, но это именно так! Зоолог со специальным образованием приезжает из Москвы «в богом забытый край», чтобы заняться изучением исчезающего вида — уссурийского тигра. Весьма благородное и даже благое начинание. Но что видит зритель в финале?.. Инородная в картине линия предателя Когтева сильно «размывает» главенствующую историю о животных. Понятно желание Артура Макарова повторить свой сценарный успех «Новых приключений неуловимых» (1968), но ведь «Властелин» — не боевик, это фильм о неповторимой красоте первозданной природы. Разве можно эту божественную красоту смешивать с человеческими пороками?..
27 февраля 2020
… Вы егерей за кровожадность не пинайте,
Вы охотников носите на руках,
Любим мы кабанье мясо в карбонате,
Обожаем кабанов в окороках…
Здесь закон — тайга. Так во всяком случае повелось издавна. А что это такое? С чем его едят? Непонятно. А если, скажем, прокурор — медведь. Так, ясно? Среда обитания, где ружьё подругой-спутницей, где заряд ствола, братской помощью в трудный миг. Верный глаз, сметливый ум, проворство и наблюдательность оберегом. Раскрыл рот и, трясина поглотила в миг. Увлёкся чрезмерно погоней и топь болотистая уже не выпустит… Да мало ли в этих местах чудачеств ловушек с капканами для презревшего осторожность? Зверь ли, человек ли лихой нежданной встречей пересечения путей. Не все ж, подобно Дерсу Узале, радушие источают в милости бескорыстной помощи.
Восточная оконечность страны, уссурийская тайга широтой простора в кочках сопок, придвинутых одна к другой. Чащоба и буреломы нехоженого леса с вековыми исполинами подпирающими небо. Тишь мерного покоя, разрывом журчания воды, на каменистой отмели. Олений рёв в призыве к стычке врага, с опекой выбранной самки. Кабаний выпас диких свиней, раздутыми ноздрями сопения в ощупывании лакомств. Шуршание дождя, началом ливневой канонады по листве. Шорохи, за которыми чей-то внимательный взгляд, чьё-то напряжённое выслеживание добычи. Обычный распорядок для сотен подданных этих мест, для её обитателей. От насекомого жучья до царственной величавости хозяина этих угодий…
А люди? Что же люди? Есть и они. И не мало. В гармонии соседства, небольшое поселение. Естественный промысел, укладом жизни. Охота, рыбалка. Мясо, пушнина. И для поддержания порядка — участковый правоохранительных органов. Око всевидящее.
Заповедник решено образовать. Охрана обитателей, прерогативой этих мест. Тигр, как редкостный, исчезающий вид в защите, с наблюдением за популяцией. Да и разве он один? Кабарга, куница, барсук, белка… пустеют кладовые запасы под натиском человека. Настала пора позаботиться об этом. И миссия биолога Василия Белова, направленного по мандату-предписанию как нельзя кстати.
Картина полная приключенческого романтизма. С детективным сюжетом в переплетении. Разные судьбы у обитателей этих мест и оттого прокладываемые тропы, разлинованы без параллелей. Золотишко промывочного формата в схроне, парабеллум, разрывом выстрелов таёжной тишины, механический лук самострела, натянутой тетивой в обидчика, месть в жажде убийства ближнего — вот они человеческие проявления оголённости проводов себя. Юрий Беляев и Владимир Самойлов как белое и чёрное в противопоставлении. Людмила Зайцева и Гульбустон Ташбаева музами для мужских сердец. Добро и зло. Бескорыстие и выгода. Служение идеалам и потакание собственному эго. День и ночь над вековыми просторами в череде смен. И тигр, рядом.
Тайга, да километры
Звезда еле светит
Сибирь, кто ответит
Тебе коли крикнешь…
7 из 10
21 ноября 2019